Сущность инновационного менеджмента По дисциплине «Инновационный менеджмент» Инновационный менеджмент – управление нововведениями и инновациями. Новшество (новация)– это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшество близко к понятию “изобретение”, т.к. представляет собой конкретный результат разработки новой научной идеи, имеющий форму образца, отличающийся от применявшихся ранее качественными характеристиками, позволяющими повысить эффективность. Нововведение – прогрессивное новшество, элемент, который является новым для системы, принимающей и использующей его. Инновация – процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы фирмы в целях удовлетворения определенных потребностей. Виды инноваций по распространенности: единичные; диффузные; Виды инноваций по месту в производственном цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые; Виды инноваций по ожидаемому охвату доли рынка: локальные; системные; стратегические; По степени новизны и инновационному потенциалу, выделяют инновации: радикальные; комбинаторные; совершенствующие. По степени новизны для рынка инновации делятся также на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий). Виды инноваций по уровню воздействия на экономику: базовые; улучшающие; псевдоинновации. Базовыеоснованы на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологии; их накопление приводит к новому технологическому уровню; Улучшающие инновации способствуют диффузии, растворению базовых инноваций; Псевдоинновации - к сожалению, наиболее распространенные — позволяют путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций. Виды инноваций по уровню воздействия на процесс производства: расширяющие; заменяющие; улучшающие. Расширяющиеинновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях; Замещающие инновации предназначены для производства операций другим, более эффективным способом; Улучшающие инновации служат для повышения качества выполняемых работ. Инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, совершающихся в процессе реализации нововведений. Инновационный процесс – процесс преобразования научного знания в инновацию, последовательная цепь событий, в ходе которой инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги. Этапы инновационного процесса материального производства: 1) генерирование новой идеи; 2) экспериментальная реализация новой идеи; 3) освоение в производстве; 4) массовый выпуск; 5) потребление. Инновационный менеджмент – это самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, которая направлена на формирование и обеспечение достижения инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Инновационный менеджмент можно рассматривать в трех аспектах: 1) наука и искусство управления инновациями; 2) вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях; 3) аппарат управления инновациями. 1. Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на принципах, методах и функциях общего менеджмента. В настоящее время развитие менеджмента определяется теоретическими достижениями и практическим опытом в области управления инновационным предприятием. В экономической литературе и официальных документах инновационный менеджмент представлен в работах по управлению научно-техническим прогрессом, развитию науки и техники, управлению научными исследованиями и разработками. Инновационная деятельность регламентируется действующим законодательством. 2. Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, состоящих из технологических функций и задач управления инновациями. Эта совокупность состоит из отдельных направлений (функций) управленческой деятельности (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, инновационные предприятия, отдельный инновационный проект, частная разработка). Выполнение каждой из них связано с принятием определенных управленческих решений. Этот наиболее ответственный элемент и составляет суть менеджмента в инновационной сфере. Менеджмент устанавливает определенные требования к уровню обоснования управленческих решений, методам и процедурам их подготовки, принятию и реализации этих решений. Инновационный менеджмент позволяет распределить задачи и закрепить процедуры за их конкретными исполнителями – руководителями разного уровня. 3. Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы. Инновационные процессы возникают и осуществляются сообществами людей, их принято называть организациями. Инновационные предприятия - это разновидность организации. Цель инновационного предприятия достигается посредством инноваций. Аппарат управления инновациями имеет следующие особенности: · обладает иерархической структурой и состоит из специализированных органов управления; · является институтом менеджеров – руководителей различных уровней. Они выступают субъектами управления и наделены полномочиями, имеют право принимать решения и реализовывать их, наделены определенной ответственностью. Каждый из аспектов имеет свою область применения. Таким образом, создается целостная система инновационного менеджмента. Механизм управления инновациями состоит из следующих элементов: -прогнозирование инноваций; -планирование инноваций; -анализ ситуации; -идентификация потребности в инновации; -определение критериев выбора альтернатив инноваций; -разработка альтернатив; -установление наилучшей из них; -разработка и согласование управленческого решения; -управление реализацией; -контроль и оценка результатов. |