МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Творчество просветителей и ученных во второй половине 19 в

Ахмад Дониш родился в Бухаре между 1827-1829 гг. в семье бедного муллы. Отца его звали Носир. Дониш — литературный псевдоним писателя. За крупную голову современники прозвали его Ахмад-Калла (Ахмад-Голова), а за широкие познания в естественных и точных науках прибавили к его псевдониму еще прозвище Мухандис (Инженер). таджикский мыслитель, просветитель, философ, писатель и поэт, государственный деятель Бухарского эмирата. В последнем незаконченном труде, называемом сейчас условно «Исторический трактат», он, старался раскрыть основные проблемы в управлении государством.

Ахмад Дониш в сочинении «Редкостные события» («Наводир-ул-вакое», 1870—1889), особенно в главах «О праве детей по отношению к родителям», «В назидание своим детям», «О правилах супружеской жизни», остро и правдиво разоблачает государственную систему образования, юриспруденцию, экономику.

Осознанием необходимости перемен Дониш опередил своё время. Он выдвинул идею ограничения прав абсолютного монарха путем создания совещательного органа по примеру европейских парламентов, предлагал также создать министерства и упорядочить органы местного управления. Но при этом он не мог отказаться и от поддержки тех традиционных форм управления государством, которые были выработаны в течение многих веков мусульманскими правителями и мусульманской юриспруденцией.

Ахмад Дониш, оказал огромное влияние на развитие передовой общественно-политической мысли народов Средней Азии конца XIX и начала XX в., на развитие реалистической литературы. С. Айни, переживший «духовную революцию» после знакомства с произведениями Дониша, назвал его «яркой утренней звездой на темном горизонте Бухарского эмирата». Другие труды Ахмада Дониша "Рисола дар назми тамадун ва таовун" (политический трактат), "Меъёр-ут-тадаюн" (трактат о религии). "Рисола -фи- аъмол- ул- кура" ( наука о глобусе), "Таодули хамсаи мутахайира" ( трактат об 5 планетах солнечной системы)

Шаысиддин Шохин (1857-1894), Тошходка Асири (1864-1915), Мухаммадсидик Хайрат (1878-1902) Закирджан Халмухаммад Фуркат (1858-1909) родился в 1858 году в г. Коканде в семье мелкого торговца. О науке”, “О музыкальном собрании, состоявшемся в Ташкенте”, “тема - социальной проблематики

Музыкальная культура народов средней азии 19 вБогатое и своеобразное наследие узбекского народа много веков развивалось как искусство, передаваемое из "уст в уста" поколениями народных музыкантов, певцов, сказителей. При этом мелодии несколько видоизменялись, варьировались, сохраняя вместе с тем свою ладоинтонационную основу. Совершенствуясь на протяжении веков, узбекская традиционная музыка сложилась как развитая монодическая культура, обладающая разнообразием форм и жанров, богатством музыкально-выразительных средств. Как свидетельствуют китайские источники, в VII—VIII веках в Средней Азии было развито и музыкальное искусство. В этот период Бухара славилась своими музыкантами и певцами, Самарканд — мастерами игры на свирели, Ташкент — танцорами и танцовщицами, Хотан — мастерами игры на сурнае, Куча — композиторами. Еще в те времена задушевность и мелодичность музыки Бухары и Хорезма, ритмичность и задор ташкентского танца могли очаровать самого взыскательного ценителя искусства. Особенно поражал китайскую знать знаменитый танец юношей из Чача, исполняемый под аккомпанемент лиры и свирели. или танец девушек из Чача — "дойра ракси", который они танцевали под ритмичные легкие удары бубна.

На дворцовых торжествах китайского императора демонстрировали свое мастерство канатоходцы, акробаты, острословы, клоуны, шуты и фокусники из Средней Азии. Население китайского города Чаньян впервые в VII веке могло видеть кукольный театр, который показывали актеры из Туркестана.

По данным письменных источников, только в Бухаре бытовало четырнадцать видов музыкальных инструментов. Само количество их свидетельствует об уровне развития музыкального и танцевального искусства.

Но необходимо учитывать, что развитие искусства в условиях феодальных отношений зависело от сословия имущих. Поэтому мастера искусства чаще всего выступали при дворе правителя, и духовное богатство народа служило, в основном, аристократической знати.

Таким образом, в VI—VIII веках в Средней Азии развивались архитектура, письменность, религия, изобразительное искусство, музыка, что оживило связи между сопредельными странами орошаемого Востока. В результате была создана многогранная культура, воплотившая в себе богатую духовную жизнь раннесредневековой Средней Азии.

Периодическая печать в среднеей азииВ начале двадцатого столетия передовые люди Бухары поняли, что ввозимой из-за границы периодической печати недостаточно, и поэтому решили создать свой печатный орган на таджикском языке Молодые бухарцы возлагали большие надежды на ежедневную газету как важное средство пропаганды и агитации новых (джадидских) идей. Периодическая печать на таджикском языке в Туркестане и Бухаре появилась значительно позже. Одной из главных причин этого явления было то, что официальная печать была узбекоязычной, и местное население общалось на этом языке. В Бухаре не было создано достаточно условий для печати. Частная печать носила пантюркистический характер. Кроме того, несомненное воздействие оказывали пантюркстические взгляды приезжих татар, которые работали в качестве переводчиков на предприятиях России в Туркестане

Таджикская журналистика и публицистика в Маверанннахре развивалась в начале XX столетия в трех направлениях. Первое – публиковались публицистические произведения авторов, просветителей выходцев из Туркестана или Бухары и живущих за границей. Второе – появление двуязычной печати таджикско – узбекской, или таджикско-тюркской в Туркестане. Третье – появление чисто таджикской печати в Бухаре. Нужно подчеркнуть, что в Средней Азии распространялись различные двуязычные издания. Первым изданием такого рода был журнал «Мулло Насреддин». Журнал был сатирический с иллюстрациями издавался еженедельно. Был издан 7 апреля 1906 года в Тифлисе. Издателем и редактором был Джалил Мамедкулизаде. До марта месяца 1912 года издавался без перерыва. После был закрыт. С апреля 1913 года возобновил свое издание.

Мирзо Джалол Юсуфзода – первый редактор таджикской газеты «Бухорои Шариф». М. Дж. Юсуфзода – родился в 1862 году в знаменитой Шуше Азербайджана в семье большого знатока персидского языка и таджикской литературы Мирзо Алиакбара Примерно с 3-4 номеров печатались письма читателей под названием «Письмо из Бухары» или «Письмо в номер», в которых читатели газет выражали свое отношение к газете и ее публикациям и даже к отдельным сотрудникам. Но главное, что на все письма отвечал сам главный редактор Мирзо Юсуфзода. Но, как говорил сам Мирзо Юсуфзода, его главная задача как редактора газеты – это прежде всего «…просвещение народа. Мы нуждаемся в науке, надо взяться за науку». Большинство его статей свидетельствует о том, что основу гуманитарного общества в Бухарском эмирате Мирзо Джалол видел в глубокой и четкой реформе в области образования.

Изобразительное исскуство средней азии 19 в – 20-21Изобразительное искусство в Средней Азии получает развитие в конце ХIХ века после присоединения этого региона к России. Основоположниками станковой живописи здесь явились русские художники. В экспозиции особое место занимают созданные в 10-е и 20-е годы XX века полотна выдающегося художника А.Н. Волкова. Уроженец Туркестана, проработавший всю жизнь в Ташкенте, он воспитал целый ряд национальных художников. В залах можно увидеть также выразительные произведения У. Тансыкбаева 1920-х годов, утонченные «миниатюры» А. Николаева (Усто Мумина); графику 20-х годов М. Курзина и В. Еремяна, живописный пейзаж Л. Буре. Современная скульптура Узбекистана представлена работами из шамота Д. Рузыбаева и А.А. Волкова.

В искусстве Азербайджана, развивающемся в русле мусульманской традиции, станковая живопись получает распространение только в начале XX века. В экспозиции Азербайджан представлен выполненной в стиле примитива графикой конца 20-х – начала 30-х годов,

картинами Таира Салахова и скульптурной группой современного мастера Ф. Наджафова. В разделе, посвященном искусству Средней Азии, особое место занимают созданные в 1910-е и 20-е годы полотна выдающегося художника А.Н. Волкова, уроженца Азии, проработавшего всю жизнь в Ташкенте. Волков не только создал полные мощи образы родного края, но и воспитал целый ряд национальных художников. В экспозиции можно увидеть также выразительные и современные по стилю произведения У. Тансыкбаева 1920-х годов, утонченные живописные образы А. Николаева (Усто Мумина), проникнутые мусульманской мистикой; графику 20-х годов М. Курзина и В. Еремяна, также виды Самарканда начала ХХ, выполненные Л. Буре. Новейшее искусство Узбекистана представляют полотно В. Волкова и красочная графика Е. Кравченко. В экспозиции можно видеть также выразительные скульптуры из шамота работы известного современного узбекского ваятеля Д. Рузыбаева и А.А. Волкова. Экспозиция изобразительного искусства Средней Азии, сохраняя неизменным свое ядро и принципы построения, периодически обновляется новыми работами из фондов музея.\

Уровень грамотности населения в средней азии в начала 20 векаСветское образование зародилось лишь в начале XX в., когда появились так называемые новометодные и русско–туземные школы, в которых преподавания этих школ единственным видом учебных заведений являлись различные конфессиональные школы. Основными учебными заведениями были мактабы (низкая школа) и представлении высшую ступень конфессионального образование – медресе.

Сеть мактабов истории была очень значительно. При ханской власти религиозное начальное обучение мальчиков считалось обязательным. Мактабы имелись, как правило, при каждой сельской и городской мечети. В городах открывались, кроме того, в домах учителей – профессионалов (мактабдар); были и домашние мактабы у знати. По статистике царских властей в Туркменистанском крае в XX веке было уже не менее 5 тысяч мусульманских мактабов. Несмотря на большое количество мактабов, медрес и т.д., грамотность среди узбекских населений была очень низка. Грамотными считались духовенство, купечество у кого много земли и т.д. Большинство грамотного население сосредоточивалось в городах. В сельских местностях процент грамотность был так ничтожен, что, например, 1893 году в Дюркульской волости Самаркандского уезда при обмере землевладений нельзя было найти 11 грамотных понятых, несмотря на то что в этой волости было около 30 мактабов.

Арабский алфавит, принятый всеми мусульманами, был очень сложен, обучение чтению велось крайне отсталым, средневековым буквослагательным методом не закреплялось письмом, которому обучались лишь отдельные старшие ученики. Сначала заучивался алфавит: учебным пособием служила социальная, изготовленная учителям тахта, на которой были написаны буквы в разных вариантов.

По дощечке зубрили слоги и лишь после этого приступали к обучению по книге. Язык двух первых книг обучение был непонятен для учеников - узбеков, первой книгой был Хафтчек – сокращенный текст Корана. Ученики заучивали, арабские тексты наизусть, с голоса учителя не понимая их значение и не зная всех букв. Узбекских мактабах читали книгу на одном из

Тюркских языков, чаще всего в XIX – XX вв. это был сборник религиозных стихов Суфи –Аллаяра, узбекского ишана конца XVII века.

Наиболее грамотные мактабдары обучали старших учеников, по соглашению с родителями, каллиграфии и арифметики. Каллиграфы писали на бумаге тушью, пользуясь прописями. В арифметике изучали лишь действия с целыми числами, главном образом устно. Наряду с мактабами для мальчиков существовали и женские мактабы, в главным образом в городах. Мактабы для девочек функционировали на даму у грамотных женщин: обычно это было жены мактабдаров или имамов. С каждым годом количество школ увеличилось. Мактабы помещались обычно в комнатушке при мечети или при доме учителя. В некоторых кварталах Бухары для мактаба имелось особое, нередко старинное, купольное здание, расположенное недалеко от квартальной мечети.

Ученики мактаба сидели на полу, прямо на циновках, в руках у учителя были три палки разной длины, которыми он мог достать ученика в любом месте. Так как все ученики громко твердили каждый свой урок, перекрикивая друг друга, в мактабе

Развитие театрального искусства ВКЛАД ДЖАДИДОВ В ЗАРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ И РАЗВИТИЕ ТЕАТРА В СРЕДНЕЙ АЗИИ Начало ХХ века ознаменовано поисками путей для дальнейшего развития национального театра в Средней Азии, новых средств воздействия на зрителя, новых форм, которых не знал старинный театр - острословы, масхаробозы (шутники), кукольные и другие формы народного театра. В среде передовой местной интеллигенции в лице джадидов (от арабского - новаторы) родилось движение за создание национального театра нового типа. Театральное творчество стало важной сферой деятельности джадидов, которые хорошо понимали значение и роль театра, рассматривая его как трибуну для пропаганды передовых идей среди народов Туркестанского края, Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Драматургия и театральные представления джадидов познакомили среднеазиатский народ с совершенно новым для него видом литературно-художественных произведений. Джадидский театр был важным источником, питавшим народные массы обличительными сюжетами и тем доставлявшими им большое удовольствие. Профессиональные труппы русских, татар, азербайджанцев часто приезжали на гастроли и устраивали представления, и это побудило джадидов организовать и открыть театры и писать драматические произведения. Джадиды понимали, что все их призывы и лозунги не будут восприняты, если не станут достоянием народа и не изменят сознание людей. Для пропаганды своих взглядов и идей они нашли самый эффективный выход - создание национального театра. Джадиды, понимая высокую миссию театра в нравственно-эстетическом воспитании народа, выступили защитниками театральной эстетики в Средней Азии. Созданные ими в различных городах Средней Азии театры стали мощным массовым средством пропаганды их идеологии. В условиях низкого уровня грамотности населения игра актеров позволила довести идеологию джадидов до сознания народа. Лидер среднеазиатских джадидов Махмудходжа Бехбуди, понимая влияние театра на народ, в 1911 году написал пьесу «Падаркуш» («Отцеубийца») на таджикском языке и в 1912 году напечатал ее в бухарской газете «Турон» на узбекском языке. В 1913 году М. Бехбуди удалось издать свою пьесу отдельной книжкой в издательстве Самарканда. В этой драме джадидский литератор пытался в художественной форме выразить мысль о том, что причина невежества, бескультурья и всех бед в обществе именно в безразличном отношении к науке и просвещению. Пьесу «Падаркуш», положившую начало развитию письменной национальной драматургии в Средней Азии, исследователь джадидского театра
Шухрат Ризаев трактует как просветительское и политическое явление, в котором воплотились антифеодальные устремления и цели джадидов. Так, благодаря данной пьесе зародился и развивался национальный театр европейского образца, и даже возникло общественно-политическое общество ферганской интеллигенции такого же наименования (6)






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.