ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Архитектура и строительство Строительным материалом служили глина и ганч (среднеазиатская разновидность гипса). СXI века стал применяться резной и шлифованный кирпич - прообраз архитектурной терракоты(обожженной цветной глины), применявшейся в XI-XII веках. В прикладном искусстве на керамике, терракоте, в резьбе и росписи были распространены изображения животных. В X-XII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения в соответствии сканонами ислама. Особое распространение получили религиозные сооружения. Мечети - исламские храмы. Уже в X в. в городах Южного Казахстана и Жетысу были мечети. Служивший соборной мечетью минарет Боран построен в конце X – начале XI веков. При раскопках городаКуйрыктобе обнаружены остатки наиболее ранней мечети. Мавзолеи - монументальные надгробные сооружения. Мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби возведены в X-XII веках. Они расположены в 18 км западнее Тараза. МавзолейБабаджи-Хатун – памятник X-XI века, мавзолей Айша-Биби - XI-XII века. К памятникам Караханидского зодчества относится мавзолей Кара-хана в г. Тараз. В ходе раскопок города Отрар были обнаружены остатки двух восточных бань XI-XIIвеков. Две бани раскопаны в Таразе. Они отапливались системой жаропроводящих каналов, обеспечивались водой, поступающей по каналу с гор, были проведены глиняные водопроводы. Аналогичная восточная баня действовала в г.Туркестане до 60-х годов XX в. рядом с мавзолеем Ходжа Ахмеда Йасауи, ныне превращена в музей. Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов - посуды, мебели, одежды - связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др. Мастера, занимающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты, сырье они возили с собой и могли кочевать вместе с аулом на жайляу и работать. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар.Среди казахских мастеров было немало умельцев, занимавшихся обработкой шкур. Распространение ислама. По письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был распространен культ барана, связанный с зороастрийским фавном. Культ барана был широко распространен у огузов и туркмен. У казахов баран выступал в качестве жертвенного животного и оберега – тотема. Одной из традиций являлось поклонение огню. В Куйрыктобе и Отраре обнаружены богато украшенные очаги XI-XII вв. Особенно сильны были традиции древних верований в Жетысу, где, несмотря на распространение ислама, сохранялись зороастризм, христианство несторианского толка, буддизм. Распространение ислама началось в период арабских вторжений в начале VIII века. Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, в 714 году – Шаш. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам, а его сынМуса Богра-хан в 960 году объявил ислам государственной религией. Арабский историк аль-Макдиси упоминал о мечетях X века в городах Южного Казахстана и Жетысу. Раскопаны остатки мечетей в Куйрыктобе, Баласагуне, Таразе, Отраре. Мечети стали строить не только в городах, но и на зимовках и в кентах. В 4-5 км. южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены остатки мечети Жума. Укрепление позиций ислама можно проследить и по погребальным обрядам. Во второй половине XII века среди представителей знати кипчаков и простого кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии. Укрепление ислама оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки. Средневековые ученые Развитие устного народного творчества в VII-IX вв. открыло путь к развитию письменной литературы с X века. Значительную роль в развитии письменной литературы сыгралаисламская религия. С X века, в связи с распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В X-XII веках у тюркоязычных народов появились значительные научные труды и литературные произведения, что было шагом вперед в развитии духовной культуры. Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби,писавший труды арабским письмом. Аль-Фараби (870-950 гг.) родился в городе Весидж в округе Фараб, получил образование на кыпчакском языке. Он был ученым-философом, музыкантом, математиком с прогрессивным научным мировоззрением. Аль-Фараби был назван «вторым учителем» после Аристотеля. Логика, медицина, космология, анатомия, философия, юриспруденция, математика - круг его научных интересов. Абу Райхан аль-Бируни (973-1050 гг.) - ученый-энциклопедист, автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, астрономии, медицине. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» не утратили научной ценности. Он впервые высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона - закон всемирного тяготения. Махмуд Кашгари (1030-1090 гг.) написал труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), состоящий из 3 книг. А.Н.Кононов писал, что Махмуд Кашгари преследовал цель прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже арабского. Тюрколог Н.А.Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей. В труде содержится много сведений о топонимах, истории, этнографии, устном народном творчестве тюрков. Данный труд является единственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века. Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг.) известен своим трудом «Кутадгу билик»(«Благодатное знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркскомязыке. В книге имеется много сведений об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, а также религиозных верованиях тюркоязычных народов, встречается много образцов легенд, пословиц, поговорок и риторики (красноречия). «Кутадгу билик» - это научный труд, отображающий общественную жизнь тюркоязычных народов XI века. Ученый начал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре, подарил ее кагану Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «главный везир». Видный поэт эпохи Караханидов Ахмед Иугнеки (из города Иугнек близ Туркестана) был прозван «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его книга «Дар истины». Дастан (поэма) написан на тюркском языке. Ходжа Ахмед Йасауи (1103-1167 гг.) родился в городе Сайрам. Он был проповедником исламской религии в Казахстане. Учитель Йасауи – святой Арыстан-Баб. Сборник стихов«Диуан-и-хикмет» («Книга о премудрости») написан на тюркском языке арабскималфавитом. Автор проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, призывает людей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Одним из великих поэтов является Сулеймен Бакыргани - ученик Ахмеда Йасауи, известный в народе как Хаким-ата Развитие литературы тюркских народовВ VI-VII вв. среди тюркоязычных племен существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. В VIII-X вв. в долине Сырдарьи среди кыпчако-огузских племен был распространен эпос «Коркыт-ата». Коркыт-ата — знаменитый жырау, мыслитель, родился в Кызылординской области. Впервые «Книгу Коркыт ата» исследовал немецкий ученый Диц. Эпос «Огуз-наме» рассказывает о жизни и борьбе хана Огуза. Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (XIII в.) и Абулгази (XVIII в.). В Казахстане с VII в. складывается письменная литература, а с IX в. появляется литература на арабском языке. Фараби - ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему принадлежат труды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Известным представителем тюркоязычной литературы X-XII веков является Юсуф Баласагунский, который родился примерно в 1017 году. Ему принадлежит, написанная в 1069–1070 годах поэма «Кутадгу билик», переведенная на русский язык как «Благодатное знание». Эта книги является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, политический трактат с осмыслением проблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе. Поэма «Кутадгу билик» была написана для одного из правителей Караханидского ханства Сатук-Богра-хана. Общий объем произведения — 85 глав из 13 тысяч двустиший. Основное идейное содержание заключается в том, что знание — единственный источник благополучия как правителей, так и народа. Основной принцип, на котором по мысли Юсуфа Баласагуни, должен основываться «счастливый» и «праведный государь», это твердое соблюдение закона в союзе с разумом, счастьем, праведной жизнью. Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгари (1029 - 1101 годы), его книга «Диуани лугат ат-тюрк» - «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах. В ней собран и обобщен историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора - песни, эпосы, легенды, пословицы, поговорки и устные изречения. В средневековье жил и творил мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясауи (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти - 1166 год). Сохранилось его произведение «Диуани-хикмет» «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Согласно различным версиям генеалогия Ахмета Ясауи возводится к потомкам пророка Мухаммеда. Его жизнь и деятельность связана с г. Яссы (Туркестан). Ахмету Ясауи удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских. Построенный на рубеже XIV - XV веков в честь Ахмета Ясауи по личному указанию и планам Тимура мавзолей «Хазрет султан» в Туркестане является местом паломничества мусульман. Наука и религия Ислам распространялся в XIV веке при Узбек хане (1312-1340 гг.) и могульском хане Тоглук-Тимуре. Исламская религия в XIV веке была принята среди большинства населения Казахстана. Эта религия суфистского (мистического) толка и многие ее каноны и обряды были близки верованиям шаманства, распространенным среди тюрков. В XIV-XV веках ислам и шаманизм сосуществовали. Казахи наряду с исламом почитали верховное божество Тенгри (Небо). Сохранился элемент шаманства – культ поклонения огню. Обычай жертвоприношения по случаю засухи - тасаттык. Чтобы оберечь от сглаза, использовали бойтумары (обереги), которые вешали на шею. Бойтумары изготавливали из зубов, перьев священных зверей и птиц (волков, филинов) наука в городах Казахстана широкое распространение получают научные знания. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многих ученых - уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби. Аль-фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Все науки он разделял на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика) . Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания «Второй учитель» (после самого Аристотеля) . Кроме Аль-Фараби земля Отрара воспитала еще двух знаменитых ученых того времени. Аббас Жаухари, также родившийся в Отраре, занимался астрономией и математикой, вместе с Аль Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц, и сегодня поражающих своей точностью. Лингвистикой и географией занимался Исхак Аль-Фараби, другой земляк Абу Насыра. Известным географом был Жанак ибн Хакан-ал-Кимаки, родившийся на берегах Ертиса. Но особое место в этом списке по праву принадлежит прекрасному лингвисту и географу Махмуду ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед Ал- Кашгари, автору «Диуани лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских языков. Материальная культура кочевников В начале XIX в. абсолютное большинство казахского населения не имело стационарных жилищ, а проживало в войлочных юртах, которые с древнейших времен были в обиходе кочевников Центральной Азии. Так, по неполным данным, в начале 60-х гг. XIX в. было:( см. стр. 166). По внутреннему устройству казахская юрта сделана гораздо лучше и шире, чем у соседних кочевых народов,— пишет В. В. Радлов. Это—так называемый классический тчп кочевого жилища тюрков. Она сосредоточивает в себе жизнь и быт кочевника, в ней складывается его мироздание. Остов юрты состоит из «кереге» - деревянной решеткой, служащей основанием юрты, самые большие юрты составляются из 12—15 решеток, каждая из которых составляется из 12—17 пар палок, дымовое отверстие юрты называется «шаныраком». Она укрепляется двумя парами выгнутых дуг — «кулдреуш». Кереге и шанырак связываются между собой деревянными жердями — ууык, число которых соответствует числу и количеству дыр в обруче. Двустворчатая дверь устанавливается в тщательно сделанной дверной раме. Имеется порог — табалдырык, босага — боковые части и верхняя называется мандайша. Поставив остов, его связывают широкой тесьмой — баскур, придавая этим крепость и красоту юрте. Снаружи кереги обставляется плетеной циновкой из чия, красиво переплетенного шерстяными цветными нитками. Такие циновки применяются также и во внутреннем интерьере юрты, служа ширмой. Сверху остов покрывается войлоком. Часто изготавливают их из белого войлока, у богатых она расшивается цветными нитками, шелком и позументами. Шанырак, служащий как бы окном и одновременно дымовым отверстием, прикрывается ромбовидным куском кошмы — тундик. Дверь юрты ставится на восток, или же на северо-восток, возможно здесь учитывается не только преобладание ветров западных, но и пережитки древних верований. Все деревянные части юрты окрашиваются в желтый, красный или синий цвета, иногда покрываются резьбой. В XIX в. нередко особые мастера делали замечательные юрты, отличающиеся как яркой красотой, так и богатством и соответствием всех частей. Нередко щ направляли в различные этнографические выставки Устное народное творчество и письменная литература .Трудовые песни. Широко развивалось в XV—XVII вв. многообразное по своей тематике и жанрам устное творчество казахов. Песни, меткие остроумные изречения занимали видное место в общественной и духовной жизни народа. Пословицы и поговорки ("Красноречие — первейшее искусство", "У ремесленника — золотые руки, у певца — золотые слова") свидетельствуют об особом уважении народа к искусству словаБольшая часть устной литературы разносторонне отображает взгляды, понятия и трудовые процессы кочевников-скотоводов, их многовековой трудовой опыт. Верблюда-скакуна (желмая) прославляли в легендах, песнях-сказаниях, изображая его самым быстроногим животным, обгоняющим и коня, и ветер, и летящую птицу. Широко воспевалась в устном народном творчестве казахов лошадь. Казахи часто говорили: "Конь - крылья мужчины" В песнях-сказаниях, легендах, связанных со скотоводством большое внимание уделялось сохранению скота от хищных зверей, повальных болезней, стихийных бедствийОбрядовые песни. Много у казахов было песен, стихов, частушек, связанных с религиозными верованиями и обрядами. До нашего времени дошли от средневековья обрядовые песни, исполнявшиеся при рождении реСуществовали различные сказочные жанры: сказки о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические.бенка, на свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече Нового года. (свадебн- той бастар..)Сказки Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает многие стороны жизни казахского народа, преображенные народной фантазией в ту идеальную жизнь, о которой мечтало угнетенное крестьянство. Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Существовали различные сказочные жанры: сказки о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. Музыкальные инструменты народов ср.аз 15-17вНародные музыкальные инструменты переживают сегодня новый подьем, они интересны, как незаменимый атрибут музыкального творчества и как предметы прикладного искусства. В настоящем они обрели вторую жизнь, найдя широкое применение в звучании симфонических оркестров, для придания народной музыке неповторимого колорита древности Комуз – трерхструнный музыкальный инструмент, сделанный по преданию древним охотником Камбаром, который и считается с тех пор первых комузистом. Играют на комузечаще всего сидя, реже стоя держа инструмент в горизонтальном положении. Кыл-кыяк (кыяк) – струнный инструмент со смычком. Его изготавливают из тех же пород дерева, что и камуз. Инструмент имеет две струны и смычок – джаа. Играют на кыяке исключительно сидя, держа инструмент в вертикальном положении и расположив его нижнюю часть на колене. Темир-комуз – ротовой щипковый инструмент, изготавливаемый исключительно из металла («темир» - металлический). При игре темир-камуз держат возле рта, Чопо-чоор (глиняный «чор») – древний духовой инструмент. Исполнитель держит инструмент у рта, пальцами перебирая отверстияДобулбаш – народный ударный инструмент. –барабан Традиционное жилище народов средней азии.В начале XIX в. абсолютное большинство казахского населения не имело стационарных жилищ, а проживало в войлочных юртах, которые с древнейших времен были в обиходе кочевников Центральной Азии. Так, по неполным данным, в начале 60-х гг. XIX в. было:( см. стр. 166). По внутреннему устройству казахская юрта сделана гораздо лучше и шире, чем у соседних кочевых народов,— пишет В. В. Радлов. Это—так называемый классический тчп кочевого жилища тюрков. Она сосредоточивает в себе жизнь и быт кочевника, в ней складывается его мироздание. Остов юрты состоит из «кереге» - деревянной решеткой, служащей основанием юрты, самые большие юрты составляются из 12—15 решеток, каждая из которых составляется из 12—17 пар палок, дымовое отверстие юрты называется «шаныраком». Она укрепляется двумя парами выгнутых дуг — «кулдреуш». Кереге и шанырак связываются между собой деревянными жердями — ууык, число которых соответствует числу и количеству дыр в обруче. Двустворчатая дверь устанавливается в тщательно сделанной дверной раме. Имеется порог — табалдырык, босага — боковые части и верхняя называется мандайша. Поставив остов, его связывают широкой тесьмой — баскур, придавая этим крепость и красоту юрте. Снаружи кереги обставляется плетеной циновкой из чия, красиво переплетенного шерстяными цветными нитками. Такие циновки применяются также и во внутреннем интерьере юрты, служа ширмой. Сверху остов покрывается войлоком. Часто изготавливают их из белого войлока, у богатых она расшивается цветными нитками, шелком и позументами. Шанырак, служащий как бы окном и одновременно дымовым отверстием, прикрывается ромбовидным куском кошмы — тундик. Дверь юрты ставится на восток, или же на северо-восток, возможно здесь учитывается не только преобладание ветров западных, но и пережитки древних верований. Все деревянные части юрты окрашиваются в желтый, красный или синий цвета, иногда покрываются резьбой. В XIX в. нередко особые мастера делали замечательные юрты, отличающиеся как яркой красотой, так и богатством и соответствием всех частей. Нередко щ направляли в различные этнографические выставко Обряды и праздники , прикладное ис….. Обрядовая культура тюркских народов Центральной Азии представляла целостную систему, в которой взаимодействовали народные обычаи и верования. Как и у других народов мира, у них в древности существовала развития система обрядов и праздников, связанных с трудовыми процессами сельскохозяйственного года, сезонными изменениями в природе. Они опирались на верования, среди которых особое место занимали религиозные представления об умирающей и возрождающейся растительности, природе. Так, в этнографических исследованиях имеется большое количество материалов, которые позволяют утверждать, что у народов Центральной Азии огромное место в календарно-обрядовой поэзии занимал Наурыз – один из весенних праздников, связанный с днем весеннего равноденствия. У тюркских племен, как и многих народов мира, существовала традиция отсчитывать Новый год с весны, с которой были связаны космогонические мифы об умирающей и воскресающей природе, питавшие аграрную религиозно-магическую обрядность, особенно активно представленную в весеннюю пору.Название праздника существует у всех народов Центральной Азии: Наурыз (каз.), Наврўз (узб.), Навруз (тадж.), Navroz (туркм.), Нооруз (кирг.). Празднуется он и у других тюркоязычных народов – у башкир, татар, уйгуров, каракалпаков, азербайджанцев, крымских татар и др. Его основная мифоритуальная идея совпадает с природными сроками наступления весны. Приход весны означает в природе пробуждение всего живого, приход тепла. Весна – начало новой жизни. Солнце вступало в свои права и возрождало все на Земле. Именно с ним были связаны главные обряды. Туркмены Юго-Восточного Туркменистана, по сведениям А. Джикиева, "праздновали два вида новруза – скотоводческий новруз (чарва новрузы"), отмечаемый 22 февраля, и земледельческий новруз ("йүпек новрузы")18. В магических обрядах и верованиях этого праздника главная роль была отведена солнцу Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов - посуды, мебели, одежды - связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др. Мастера, занимающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты, сырье они возили с собой и могли кочевать вместе с аулом на жайляу и работать. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар.Среди казахских мастеров было немало умельцев, занимавшихся обработкой шкур. Изменения в структуре городовС развитием феодальных отношений изменяются старые и возникают города нового типа. В отличие от городов рабовладельческой эпохи, обычно прямоугольных в плане, с правильным расположением кварталов, раннефеодальный город внутри огороженного оборонительной стеной пространства был застроен беспорядочно разбросанными массивными двух- п трехэтажными зданиями-— домами отдельных богатых семей. Для раннего феодализма характерно строительство из сырцового кирпича, причем во многих районах употреблялся большой прямоугольный кирпич длиной до 0,5 м. Наряду с кирпичом в монументальном строительстве широко использовалась битая глина, так называемая пахса, нарезавшаяся на крупные блоки. Большой интерес представляют обнаруженные в развалинах согдийского города Нянджикента храмы, принадлежавшие, вероятно, местному культу, связанному со свойственными земледельцам представлениями об умирающей и воскресающей природе. Храм состоял из квадратного зала, открытого с восточной стороны. Плоское балочное перекрытие покоилось на четырех деревянных колоннах, которые опирались на каменные профилированные базы. К залу примыкало помещение, являвшееся, по-видимому, «святая святых» храма. Перед залом возвышался портик на шести деревянных колоннах, выходивший на открытый прямоугольный двор. В результате систематических раскопок, начатых с 1947 г. экспедицией под руководством А. Ю. Якубовского, в древнем Нянджикенте были открыты монументальные росписи в храмах и парадных залах домов согдийской знати. Эти памятники древней и самобытной культуры Согда представляют совершенно исключительный интерес. Сохранились лишь фрагменты росписей, но и они поражают своим разнообразием. В Пянджикенте расписывались залы н портики храмов, а также различные помещения в жилых домах знати. Развитие искусства в центральной азии 20 век Для искусства всего региона характерна высокая степень художественного мастерства. Малочисленность архитектурных сооружений обусловлена отсутствием хорошего строительного материала, а также кочевым образом жизни. Литература Тибета и Монголии развивалась под воздействием буддизма. Изречения Будды и комментарии к буддийскому учению были переведены в Тибете в 7 веке, тогда как в Монголии они стали известны столетием позже. Светская литература практически не существовала.Совершенно иным по своему стилю являлось искусство Бухары и Самарканда. Среди представителей различных народностей были популярны повествования ритуальномагического и развлекательного характера. Музыка и драматическое представление стали составляющей шаманских обрядов. Среди немногих музыкальных инструментов того периода была труба, сделанная из берцовой кости человека. Тибетские шаманские ритуалы трансформировались в обрядовые танцы и театральные представления, функцией которых была борьба со злыми духами. Специальные костюмы и маски должны были символизировать демонов, буддийские божества и по читаемых в буддизме на ставников. Религиозномифологические сюжеты представлений и их оформление были тесно связаны с традициями ин дийской драмы.Западные племена придержи вались традиций скифоалтайской живописи, излюбленными объектами которой были животные и охота, а иногда также сюжетов изобразительного искусства народностей Пар фии, Туркестана и Афга нистана. Свой след оставило и влияние грекоримской, индийской и китайской культур. В Бактрии и Согдиане получил развитие зороастризм, однако самой влиятельной религией домусульманского периода оставался буддизм в двух своих разновидностях: хинаяне и махаяне. Строительство- Прочная кирпичная кладка, свойственная последним, сохранилась и в религиозных сооружениях. Изобр.иск - Усложненные символы храмовой живописи не были предназначены для того, чтобы воспроизвести действительность. Целью художника являлось создание изображения, воздействующего (подобно отлитым из металла гигантским статуям, типичным для тибетских храмов) на духовные качества человека, а не услаждающего его чувства развитие науки и научных учреждении в средней азии 20 векКазахстанскиеВ начале XX в. на территории продолжали организовываться новые научные учреждения. Весной 1902 г. состоялось открытие Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела РГО. Деятельность отдела выражалась в основном в краеведческих исследованиях, в обсуждении различных местных вопросов, публичных докладах, чтении лекций научного и популярного характера, издательской работе, содержании музеев и библиотек и устройстве краеведческой конференции ученые. Огромный вклад в изучение истории и культуры Казахстана и Средней Азии внес В. Бартольд. С его именем связано появление первых обобщающих исследований по всей территории Туркестана того или иного периода. Составленные на строго научной основе критического использования данных, преимущественно письменных источников (восточных рукописей), труды ученого представляют собой серьезное достижение русской историографии. К 1914 г. относится публикация одного из важнейших трудов В. Бартольда по истории и исторической географии Средней Азии — «К истории орошения Туркестана». Исследование обширного круга письменных источников — от древнейших до нашего времени — позволило ученому воссоздать не только историю искусственного орошения, но в значительной мере историю всего хозяйства Южного Казахстана, связанную с общеисторическим развитием науки. В этнографическом изучении казахского народа большую роль сыграл Аубакир Диваев считал, что фольклорные материалы являются ценными источниками для решения сложных проблем древней истории казахского народа. Видным этнографом и экономистом был Алихан Нурмухамедулы Бокейхан, Развитие медицины. Развивалась в начале XX в. и медицина Казахстана. Одними из первых казахских врачей были А.Айтбакин и М. Карабаев Ему принадлежит научное исследование «Изменение кумыса при стерилизации и о составе стерилизованного кумыса», которое было удостоено серебряной медали. Литература народов средней азии и казахстана XVIII-XIX в-20 вНовый этап в развитии литературы народов Средней Азии и Казахстана наступил в середине XIX в. В результате присоединения к России, вопреки воле и стремлениям царского правительства в Среднюю Азию и Казахстан начала проникать русская прогрессивная демократическая культура, которая сыграла положительную роль в жизни народов Средней Азии и Казахстана. В эти годы ширится общение с русской наукой и культурой, развиваются просветительские и демократические идеи. Деятельность таких поборников просвещения, как Ч. Валиханов (1835 — 1865), А. Дониш, (1827 — 1897), А. Кунанбаев (см. ст. «Абай Кунанбаев»), И. Алтынсарин (1841 — 1889и другие, характерна стремлением усвоить лучшие достижения. Идейной основой демократической литературы Средней Азии и Казахстана второй половины XIX в. являются народность, патриотизм и просветительство, а творческим методом — реализм.Махтумкули(р. ок. 1730 — ум. в 80-х годах XVIII в.), по прозвищу Фраги,— родоначальник классической туркменской литературы. Призывом к объединению туркмен, разоблачением антинародной власти ханов, произвола чиновников и мусульманского духовенства проникнуты лучшие стихотворения поэта: «Безвременье», «Забыл» Быть опорой народу — в этом видел Махтумкули назначение поэта, к этому стремился он всю свою жизн Чокан Валиханов, первый просветитель Казахстана, за свою короткую жизнь сумел внести крупнейший вклад в науку. Валихановым записана и переведена на русский язык часть киргизского народного эпоса «Манас». Велика роль в развитии культуры казахского народа Абая Кунанбаева(1845—1904)., основоположника современной письменной казахской литературы и литературного языка.В наследии Абая творчески преломились влияния казахского фольклора и русской литературы.В последние десятилетия XIX в. творил туркменский поэт Мискин-клыч (или Могла Клыч), писавший, подобно Молланепесу, вдохновенные лирические стихи. В литературе Средней Азии и Казахстана во второй половине XVII в. и в XVIII в. заметное место занимает эпический жанр дастан. В персоязычной литературе дастаном назывались поэмы и сказания, сложенные на пахлевийских наречиях Ирана доисламского периода, дошедшие до нас в отрывках или переложениях на фарси. Известно, что большинство этих дастанов было сложено и на территории Средней Азии. Так, в Средней Азии и Казахстане наряду с дастанами на тюрко-огузские темы («Шасенем и Гариб», «Зохра и Тахир», «Юсуп и Ахмет», создавались и дастаны, сюжеты которых заимствованы из литературы на языке фарси («Шабахрам», «Мелике Диларам», Дастан по типу творчества делится на литературный и народно-поэтический; по содержанию — на героический эпос, героико-фантастический, романтико-приключенческий и романический (так называемый «народный роман»). Сюжеты дастанов, как правило, заимствовались из письменной эпической литературы на языке фарси, реже — арабском и индийских языках. Романические литературные дастаны назывались также кысса или хикая (повесть, рассказ). Особенности просвещения народов средней Азии XVIII-XIX вОсобое место в системе народного образования в Центральной Азии суждено было знать русско-туземным школам. Грамотность среди народов Центральной Азии даже к концу XIX века было чрезвычайно низко: Для того чтобы найти человека, умеющего прочитать самый элементарный текст, нужно было объехать, по словам стариков, не менее пяти - шести аулов. Единственным типом начальной школы было низкие учебные заведение конфессионального характера - мактап, задачей которого являлось не столько обучение детей грамоте, сколько воспитание их в духе мусульманского благочестия. В результате присоединения к России в Средней Азии происходят политические, экономические и социальные изменения, которые создали благоприятную почву для развития просвещение и печати. Существовало также несколько русско-туземных школ; в них обучали учителя получившие среднее педагогическое образования. В начале 80-х годов в связи с общей ревизией дел в Средней Азии встал вопрос о типе русской школы для коренного населения. Зрел интерес и русской культуре среди простого народа и местной интеллигенции. В 1884 году в Ташкента торжественно открылась небольшое школа того типа, который стал медленно распространяться по регионам. Для обучения детей господствующих в июле 1896 году в Асхабаде была открыта 4 - классная мужская прогимназия, а через некоторое время, точнее через год Маринская женская училище. В начале 1800 года эти учебные заведение были преобразованы в гимназии. Метод обучения был буквослагательным, а процессе обучения сводился к вдалбливанию бессмысленных текстов молитв и к механической зубрежке текстов религиозных книг. Срок обучения в медресе был крайне неопределенный, начиная от 5 до 16 лет. Преподавание велось на не совсем ясном слушателям арабском языке. Сеть мактабов истории была очень значительно. При ханской власти религиозное начальное обучение мальчиков считалось обязательным. Мактабы имелись, как правило, при каждой сельской и городской мечети. В городах открывались, кроме того, в домах учителей - профессионалов (мактабдар); были и домашние мактабы у знати. По статистике царских властей в Туркменистанском крае в XX веке было уже не менее 5 тысяч мусульманских мактабов. Несмотря на большое количество мактабов, медрес и т.д., грамотность среди узбекских населений была очень низка. Грамотными считались духовенство, купечество у кого много земли и т.д. Большинство грамотного население сосредоточивалось в городах. В сельских местностях процент грамотность был так ничтожен, что, например, 1893 году в Дюркульской волости Самаркандского уезда при обмере землевладений нельзя было найти 11 грамотных понятых, несмотря на то что в этой волости было около 30 мактабов. Арабский алфавит, принятый всеми мусульманами, был очень сложен, обучение чтению велось крайне отсталым, средневековым буквослогательным методом не закреплялось письмом, которому обучались лишь отдельные старшие ученики. Сначала заучивался алфавит: учебным пособием служила социальная, изготовленная учителям тахта, на которой были написаны буквы в разных вариантов. По дощечке зубрили слоги и лишь после этого приступали к обучению по книге. Язык двух первых книг обучение был непонятен для учеников - узбеков, первой книгой был Хафтчек - сокращенный текст Корана. Ученики заучивали, арабские тексты наизусть, с голоса учителя не понимая их значение и не зная всех букв. Ученики мактаба сидели на полу, прямо на циновках, в руках у учителя были три палки разной длины, которыми он мог достать ученика в любом мест Исследования по культуре центральной азииВ конце 1966 г. в программу ЮНЕСКО был включён проект по изучению цивилизации Центральной. Азии. Он был принят на основании рекомендаций советских востоковедов, цель нового проекта состоит в «лучшем ознакомлении с цивилизациями народов Центральной Азии посредством археологических исследований и изучения их истории, науки и литератур»,. Это был первый опыт практической организации сотрудничества учёных из стран данного региона в изучении культур Центральной Азии. Важным этапом в изучении культур Центральной Азии стало создание в 1973 г. Международной ассоциации по изучению культур Центральной Азии (президентом Ассоциации был избран акад. Б.Г. Гафуров). Был утверждён устав Ассоциации как «неправительственной научной организации». Её цели и задачи сводятся к следующему: а) содействие изучению культур народов Центральной Азии, включая их историю и этническое происхождение, литературу и языки, искусство, философию, историю науки, социальное и экономическое развитие с древнейших времён до наших дней; б) осуществление планирования и координации изучения культур Центральной Азии, проводящегося в рамках регионального и международного сотрудничества учёных, а также таких предприятий, как совместные археологические раскопки или этнографические и лингвистические исследования; в) содействие международным обменам, исследованиям и культурному сотрудничеству посредством организации совещаний специалистов, международных симпозиумов и конференций и обмена научной информацией и трудами; г) сотрудничество с институтами и центрами, деятельность которых направлена на изучение и популяризацию знаний о культурах Центральной Азии; д) содействие распространению знаний о цивилизациях народов Центральной Азии и их вкладе в развитие мировой науки и культуры посредством публикации материалов и результатов исследований, осуществляемых под эгидой Ассоциации. На протяжении почти двух тысячелетий судьбы многих народов Центральной Азии были взаимосвязаны. Это породило известную общность их материальной и духовной культуры, отразилось на их языке и литературе. Отсюда, с одной стороны, заинтересованность современных государств данного района в проведении исследований, а с другой — необходимость объединения усилий учёных в изучении культурного наследия древних цивилизаций. |