МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЕДИНАЯ ЕВРОПА: ФОРМА И ПРЕДПОСЫЛКИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ 10 страница

356

Юлиус Эвола

стом», достаточно быть человеком правых убеждений, сво­бодным от современных предрассудков, чтобы, охватив мысленным взором нарисованную нами картину, подвести итог и адекватно оценить дистанцию, отделяющую ее от того печального зрелища, которое представляет собой современ­ный мир.

XIII

Мы подошли'к концу нашего исследования. Надеемся, несмотря на его краткость, нам удалось указать основы для критической оценки структур и значения фашизма, рассмат­риваемых с точки зрения, отличной как от одностороннего его восхваления, так и от априорного поношения. Сущест­венным для нас было введение критериев, позволяющих выйти за ограниченный горизонт, свойственный обоим вы­шеуказанным подходам.

В связи с этим воспользуемся случаем подчеркнуть ис­ключительность «чрезвычайных» законов против фашизма и его пропаганды, действующих в Италии по сей день, пусть даже в несколько измененном виде.

Мы не отрицаем, что «демократия» имеет право на само­защиту при помощи законодательных мер, но только в том случае, если под «демократией» понимают определенную процессуальную политическую форму, а не однозначную догматическую доктринальную систему. Иначе, учитывая множество самых разнообразных толкований «демократии», мы сталкиваемся со странным противоречием. Сколь бы ни казалось парадоксальным, демократическая «свобода мне­ний» обязана признать законность исповедания и защиты антидемократических идей, ибо в противном случае она сама становится насильственным, тираническим режимом, пусть и с обратным знаком. (Впрочем, многие отмечали, что ни один режим не является столь нетерпимым и фанатичным, как тот, который провозглашает «свободу».)

Демократия, как метод, имеет право бороться лишь с практической деятельностью, направленной на захват власти в государстве путем прямого насилия. Если бы упомянутое

фашизма: взгляд справа

357

законодательство, преследуя как преступление возрождение фашистской партии, руководствовалось бы этим правилом, нам нечего было бы возразить (но не надо забывать, что в Италии фашизм пришел к власти законным путем — Муссо­лини получил бразды правления от монарха, также и в Гер­мании нацизм добился успеха, победив на выборах).

Однако обсуждаемое законодательство направлено не только на подавление определенных внешних проявлений (фашистское приветствие, черные рубашки, фашистские гимны и т.д.), но также расценивает как преступление «апо­логетику фашизма». Это — юридический абсурд: назначать наказание, не определив состава преступления — в нашем случае не дав предварительно четкого определения «фашиз­му». Впрочем, отсутствие такового отчасти связано с факти­ческой невозможностью. Читателю, следовавшему за нами до данного момента, совершенно ясно, что стремление осу­дить и окончательно искоренить фашизм равнозначно одно­временному осуждению идей и принципов, присущих не ис­ключительно фашизму, но сыгравших значительную роль во многих предшествующих системах. Пришлось бы признать «фашистскими» большинство государств, существовавших с древнейших времен, основанных на принципе авторитета и иерархии и не допускавших ничего подобного абсолютной демократии, либерализму или социализму.

Серьезное законодательство по самозащите демократии, дабы не нарушить логики и не впасть в явное сект&нтство, должно начать с общего определения системы, конституци­онно для нее неприемлемой, частным случаем которой яв­ляется «фашизм» (точнее отдельные стороны фашизма), и каковую, если угодно, можно назвать «тоталитарной» в ука­занном нами отрицательном смысле. Это определение долж­но иметь строго системный и объективный характер, без на­вешивания ярлыков. Однако совершенно очевидно, что по­добного рода законодательство в первую очередь ударило бы по коммунизму и привело бы к немедленному роспуску и запрету компартий в демократических государствах. Именно так поступили в США и поначалу в ФРГ.

Италия, приняв законодательство против фашизма, не сделала того же по отношению к коммунизму и коммунисти-

358

Юлиус Эвола

ческой пропаганде (хотя известно, что в Италии компартия является активной организацией, занимающейся пропаган­дой, обладающей складами оружия, сетью «ячеек», поль­зующейся иностранным финансированием и так далее, что явно требует принятия куда более серьезных мер, нежели против устрашающего «возрождения фашистской партии»). Это свидетельствует о специфической направленности дан­ных законов, обусловленной не строго юридическими сооб­ражениями, но партийными пристрастиями. Практически демократия попала под влияние левых сил и коммунистов, которые, как говорилось ранее, в тактических целях готовы воспользоваться ей для ее же ниспровержения в будущем, рассчитывая на невежество, загипнотизированность и ни­зость ее представителей.

В современной Италии это невежество оборачивается самой настоящей безответственностью, хотя казалось бы ес­тественным признать необходимость организации нацио­нального движения в качестве противоядия против болезни, поразившей практические все национальные учреждения. Два выдающихся социолога, Парето и Моска, справедливо указывали, что в результате возникновения индустриализо­ванного массового общества и усиления социальной сферы современное государство почти лишилось средств для за­щиты своего авторитета, которыми оно располагало ранее. В чрезвычайной ситуации профсоюзы и аналогичные массо­вые организации трудящихся при помощи забастовок и сабо­тажа способны настолько парализовать весь национальный организм, что не поможет ни вмешательство сил полиции, ни даже армии. Учитывая степень распространения в Италии коммунистической заразы, вполне очевидна необходимость создания национальным движением своего рода сети, охва­тывающей всю страну и способной быстро мобилизовать своих сторонников для оказания повсеместного (на заводах, в учреждениях, сфере услуг и т.д.) сопротивления в чрезвы­чайной ситуации. Первоочередной целью должна быть защи­та государства от развала и от подрыва его авторитета (даже если это «пустое государство»), а не отрицание того и друго­го. Вклад, который могло бы внести в решение указанной проблемы правое движение, похоже ускользает от глаз со-

Критика фашизма: взгляд справа

359

временных правителей демократической Италии (худшего политического класса из когда-либо бывших), подверженных «психозу фашизма» и способных лишь придумывать «чрез­вычайные законы», поверхностность и односторонность ко­торых мы показали.

Мы говорили в начале, что хотя в столь сжатом иссле­довании невозможно полностью изложить правую полити­ческую доктрину, мы постараемся в ходе критического ана­лиза выявить основные ее предпосылки. Надеемся, что так и произошло. Однако возможно для многих результат по­кажется обескураживающим. Действительно, дистанция, отделяющая принципиальную доктрину правых от сущест­вующей сегодня политической и идеологической реально­сти, выглядит едва ли преодолимой. Помимо вышеупомя­нутого национального движения, основной задачей которо­го является чуть ли не чисто физическая самооборона, где сегодня те силы, которые рискнули бы бескомпромиссно от­стаивать указанные положительные стороны фашизма •— с особым упором на монархическую, аристократическую и иерархическую идею, — выявленные нами путем отделения отрицательных аспектов и соответствующей интеграции.

Учитывая сложившуюся ситуацию, критический анализ, подобный предпринятому нами в данной работе, имеет чисто теоретическое значение и может быть интересен лишь по­стольку, поскольку не только в Италии, но и во всей Европе такого исследования — не связанного партийными пристра­стиями и конъюнктурными соображениями, но опирающего­ся на почти забытые идеи высшей традиции — до сих пор не было. С практической точки зрения ситуация может изме­ниться лишь если вместо окончательного развала, достигну­того силами мировой крамолы при помощи средств, предос­тавленных в их распоряжение демократическим законода­тельством, наступит подлинный кризис, который вызовет реакцию со стороны национального организма, подобно тому как в индивидуальном физическом организме при смертель­ной угрозе внезапно пробуждаются казалось бы уже угасшие жизненные силы. Тогда единственной альтернативой, преду-

360

Юлиус Эвола

гаданной еще Доносо Кортесом и упомянутой нами чуть ра­нее, останется выбор между «абсолютными отрицаниями» и «высшими утверждениями». На сегодняшний же день беспо­лезно искать в нашей работе каких-либо особых практиче­ских намерений.

В качестве заключения нам хотелось бы вкратце пере­числить важнейшие черты государственного строя, который мог бы возникнуть из движения «фашистского» типа, если бы тому удалось преодолеть все колебания и путаницу, свой­ственные движениям прошлого, в указанном нами положи­тельном, то есть правом, смысле. Однако следует помнить, что мы исходим здесь не из фактической действительности, которую представлял собой итальянский фашизм и схожие движения других стран в их неповторимой «историчности». Ценность и актуальность имеют скрытые возможности «фа­шизма», то есть — как было удачно подмечено — то, чем «он мог и должен был быть» в случае реализации определен­ных условий.

Первой характерной чертой такого государства является решительная и бескомпромиссная позиция против всякой демократии и социализма. Пора положить конец глупой не­дальновидности, трусости и лицемерию тех, кто безостано­вочно талдычит о «демократии», пропагандируя и восхваляя ее. Демократия — это регрессивное, сумеречное явление.

Настоящее государство должно быть направлено как против капитализма, так и против коммунизма. Его средото­чием должны стать принцип авторитета и трансцендентный символ верховной власти. Самым естественным олицетворе­нием данного символа является монархия. Потребность в высшем освящении данной трансцендентности имеет осно­вополагающее значение.

Монархия вполне совместима с «легитимной диктату­рой», в соответствие с древним римским правом. Монарх может даровать (обязательно на основе лояльности) исклю­чительные права человеку, обладающему особыми качества­ми и подготовкой, на время чрезвычайной ситуации или для решения особых задач.

Возможна система «авторитарного конституционализ­ма», которая включает в себя преодоление детерминизма и

Критика фашизма: взгляд справа

361

мифологии так называемого «правового государства». Право не возникает из чего-то готового и не подверженного изме­нениям. В основе всякого права лежат отношения силы. Власть, из которой рождается всякое право, обладает правом вмешательства для устранения и изменения действующих структур в случае необходимости, свидетельствуя тем са­мым, что политический организм сохраняет волю и высшую власть, что он не утратил живой души, превратившись в не­что абстрактное и механическое.

Государство — это первичный по сравнению с нацией, народом и «обществом» элемент. Оно (вместе со всем, при­надлежащим политическому уровню и политической реаль­ности) определяется преимущественно на основе идеи, а не натуралистических и договорных факторов.

Не договорные отношения, но узы верности и послуша­ния, свободного подчинения и чести составляют основы на­стоящего государства. Ему не ведомы демагогия и популизм.

Оно органично и едино, не будучи «тоталитарным». Вышеуказанные отношения являются предпосылкой широ­кой децентрализации. Частные свободы и автономии нахо­дятся в прямой зависимости от преданности и ответственно­сти. В случае нарушения обязательств центральная власть в соответствии с собственной природой имеет право на вмеша­тельство, осуществляемое с тем большей твердостью и, суро­востью, чем больше свободы было допущено.

Настоящее государство не признает системы парламент­ской демократии и партократии. Оно может позволить лишь гибкое корпоративное представительство избирательного характера в виде Нижней или Корпоративной палаты, над которой стоит Верхняя палата, как высшая инстанция, гаран­тирующая главенство политического принципа и высших (не только материальных-и практических) целей.

Поэтому оно требует решительного отказа от ложной системы всеобщего равного избирательного права, сегодня доступного даже женщинам. Столь же неприемлем лозунг ^политизации масс». Большинство здоровой нации не долж­но заниматься политикой. Фашистский трехчлен «авторитет, порядок и справедливость» сохраняет для настоящего госу­дарства неоспоримое значение.

Юлиус Эвола

Крит ика фашизма: взгляд справа

Политическая партия, необходимый орган движения в период борьбы и на переходном этапе, после прихода к вла­сти и стабилизации не должна перерастать в «однопартий­ную» систему. Основной задачей должно стать создание Ордена, соучастника достоинства и авторитета, сосредото­ченных в центре, на членов которого будут возложены не­которые из функций, свойственных в прежних традиционных режимах дворянству, как политическому классу, занимаю­щему ключевые позиции в государстве: в армии, на дипло­матических должностях и т.п., предпосылкой чего служили суровая этика и особый образ жизни. Это ядро должно стать также хранителем и носителем идеи государства, а также не допустить «цезаристской» изоляции обладателя верховной власти.

Сфера политики и власти по самой своей природе неза­висима от экономики и не должна подчиняться экономиче­ским группам или интересам. Здесь уместно вспомнить слова Суллы, который говорил, что он стремится обладать не золотой утварью, но иметь власть над теми, кто ею вла­деет.

Необходимо провести корпоративную реформу в самом сердце мира труда и производства, то есть на предприятиях, которые должны быть органично реорганизованы и реши­тельно освобождены от классовости и классовой борьбы, то есть как от «капиталистического», так и пролетарского или марксистского мышления. Необходимо решитепьно отка­заться от синдикализма как основного орудие всех беспоряд­ков последнего времени, настоящей раковой опухоли на теле демократического государства. Согласно фашистской кон­цепции, судьей, улаживающим конфликты и недоразумения, должно быть государство. Объективность и сила этой выс­шей инстанции, воплощенные в соответствующих структу­рах, положат конец использованию забастовок для шантажа государства, ибо уже вполне очевидно, что их целью являет­ся удовлетворении скорее политических, нежели социальных или экономических требований.

Защита принципа истинной справедливости требует от­каза от пресловутой «социальной справедливости», служа­щей исключительно интересам самых низших слоев населе-

ния, так называемых «трудящихся», в ущерб высшим клас­сам, что приводит к самой настоящей несправедливости. На­стоящее государство должно быть иерархичным, и прежде всего потому, что оно способно установить и заставить со­блюдать истинную иерархию ценностей, утверждая главен­ство тех, кто принадлежит высшему, а не материально-практическому уровню, и признавая законность естественно­го неравенства и соответствующих различий в социальном положении, возможностях, достоинствах. Оно отвергает ложный лозунг государства труда, будь то государство «на­циональным» или нет.

Жизненно важным условием существования настоящего государства является наличие особой атмосферы высокого напряжения, которую не следует путать с искусственным возбуждением. Предпочтительно, чтобы каждый занимал собственное место, получая удовольствие от деятельности, соответствующей его природе и склонностям, и, следова­тельно, свободной и желанной как таковая, а не из практиче­ских соображений или нездорового желания прыгнуть выше собственной головы. Понятно, что нельзя требовать ото всех «аскетического и воинского мировоззрения», однако можно достичь такой интенсивности личной жизни, благодаря кото­рой человек предпочтет большую свободу довольству и prosperity, за которые приходится расплачиваться огра^иче-нием свободы за счет неизбежного усиления сописльно-экономической зависимости. Автаркия, в указанном чами понимании, является ценным фашистским принципом. Вы­сокой оценки также заслуживает мужественное, умеренное ограничение потребность, а также склонность к внутренней дисциплине и антибуржуазная ориентация жизни. Совершен­но недопустимо нахальное морализаторское вмешательства общественного в частную жизнь. Здесь принципом также является свобода, связанная с такой же степенью ответствен­ности, а в целом предпочтение должно быть отдано принци­пам «высшей морали» перед конформистскими принципами «мелкой морали».

По сути атмосфера настоящего государства должна быть персонализирующей, одухотворяющей и свободной. Внут­ренняя сила должна создавать потенциальное тяготение, за-

364

Юлиус Эвола

ставляющее отдельных людей, группы, отдельные части и людей Ордена вращаться вокруг центра. За этим тяготением необходимо признать «анагогический» и дополнительный характер; дополнительный, так как нет ничего парадоксаль­ного в том, что истинная личность реализуется лишь там, где действуют силы, указывающие на нечто большее, чем просто личное. Короче говоря, для возникновения и существования настоящего государства существенное значение играют «не­уловимые» причины, нечто в своем роде провиденциальное, поскольку невозможно создать и сохранить указанную атмо­сферу, просто пожелав того.

В подобном государстве благодаря соответствующему мировоззрению народ может по мере развития достигнуть спокойствия, внутренней силы и стабильности, означающей не застой, но равновесие достигнутой силы, которая в случае необходимости способна мгновенно мобилизовать всех и дать силы для свершения абсолютного деяния.

Доктрина государства может лишь предложить ценно­сти, позволяющие подвергнуть проверке избирательное сродство и преобладающие или латентные склонности на­ции. Если народ не умеет или не желает признать ценности, названные нами «традиционными» и определяющие истин­ное правое движение, он стоит того, чтобы предоставить его самому себе. В лучшем случае можно указать его прошлые и нынешние ошибки и заблуждения, жертвами которых он стал благодаря регрессивным процессам, а также общему и не­редко систематически организованному внушению. Если и это не принесет ощутимых результатов, значит народ испы­тает ту судьбу, которую он сам себе уготовил, воспользо­вавшись своей «свободой».

ЧАСТЬ ВТОРАЯ





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.