МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЕДИНАЯ ЕВРОПА: ФОРМА И ПРЕДПОСЫЛКИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ 9 страница

342

Юлиус Эвола

фашизма к расовому вопросу. Она, несомненно, стала есте­ственным следствием развития идей, исповедуемых Муссо­лини. Последнего интересовал, прежде всего, позитивный расизм, то есть расизм, не имеющий ничего общего ни с ан­тисемитизмом, ни с вопросами престижа народа-расы — «итальянской расы» — перед цветными народами. Основная задача такого расизма, по его мнению, состояла в воспитании нового типа итальянца, что, в свою очередь, требовало изби­рательного подхода к расовым характеристикам (смешение которых не позволяет говорить о какой-либо однородной «расе») итальянского народа, довольно неустойчивого и анархичного в своей массе. Муссолини вполне обоснованно считал, что будущее фашизма и нации зависит не столько от преемственности идей и институтов, сколько от формирую­щего воздействия, которое могло бы привести к появлению избранного «типа». С первых дней установления режима он ощущал потребность в создании «нового образа жизни» и «нового типа итальянца». Уже в 1929 г. (то есть, как уже было отмечено, в период, исключающий нацистское влия­ние, поскольку Гитлер еще не пришел к власти) он в своем выступлении в парламенте в связи с заключением соглаше­ний с Ватиканом говорил о влиянии государства, которое, «постоянно преображая нацию», может добиться «измене­ния даже ее физического облика». Эта идея, помимо прочего, тесно связана с вышеупомянутым пониманием отношений между государством и нацией как между «формой» и «мате­рией».

Именно эту идею можно считать положительным и со­зидательным аспектом политического расизма. В принципе ее осуществление на практике вполне реально. История знает немало примеров, когда расы формировались не из изначально существовавших на той или иной территории племен, но из групп, типические черты которых складыва­лись и приобретали сравнительно устойчивый характер в зависимости от конкретного общества или традиции, под влиянием прежде всего определенного образа жизни, «внут­ренней расы». В качестве примера можно привести тот же народ Израиля, который поначалу был не чистой и одно­родной единой расой, но скорее этнической смесью, посте-

Критика фашизма: взгляд справа

343

пенно обретшей единство под влиянием религиозной тра­диции. То же относится к США, где благодаря специфиче­скому климату данной цивилизации, точнее псевдо-цивили-зации (что позволяет предположить куда более широкие возможности в рамках истинной цивилизации традиционно­го типа), из невероятной этнической смеси, в течение до­вольно короткого срока сложился совершенно особый «ра­совый» тип.

Более того, в качестве цели можно было поставить идеал человеческой цельности. С одной стороны, обращение к расе и крови было связано с потребностью противопоставить себя _ индивидуализму, интеллектуализму и, одновременно, заботе о «внутреннем» в ущерб «внешнему». В то же время сам факт наличия в языке таких укоренившихся выражений как «быть породистым», «обладать породой», etre race, приме­нимых не только к человеку, но и к животным, придает спе­цифический и безукоризненный смысл понятию «расы». Речь идет о максимальном соответствии «типу» собственного ви­да, что свойственно отнюдь не большинству, но лишь огра­ниченному количеству людей. Все возражения со стороны интеллектуалов или «спиритуалистов» теряют смысл, если мы признаем за благо то, что подлинные ценности должны отстаиваться людьми, которые как с точки зрения физиче­ской расы (soma\ так и с точки зрения характера (д^овная раса) воспроизводят собой высший тип, вместо того чтобы демонстрировать тягостный разлад между телом к. лушой. Поэтому можно оставить в стороне всякий современный «ра­сизм» и обратится к классическому или, если угодно, элли­нистическому идеалу. Надо сказать, что истерика, в которую впадают некоторые интеллектуалы и интеллигенты при сло­ве «раса», свидетельствует лишь о том, что у них самих с «расой» что-то не в порядке.

Мы уже говорили, что Расовый Манифест, составленный в 1938 г. — небольшой группой авторов достаточно разно­родной направленности — в качестве прелюдии к постановке расового вопроса, был написан халтурно и несостоятельно. Отчасти причиной этого стало отсутствие в Италии предва­рительных исследований подобного рода. Так, например, в Манифесте говорилось, что понятие «раса» является «чисто

344

Юлиус Эвола

биологическим» и помимо использования абсурдного терми­на «итальянская раса» утверждалось, что «современное насе­ление Италии является арийским по крови, а созданная им цивилизация — арийской». При этом позабыли указать, что, собственно говоря, надо понимать под «арийским». На деле же все арийство сводилось к чему-то негативному и пробле­матичному и состояло лишь в том, чтобы не быть евреем или цветным. Совершенно отсутствовала позитивная часть, не давалось никакого высшего критерия для определения пове­дения, стиля, мировоззрения, черт характера и духовных склонностей того, кто имел право называться арийцем. В том месте, где уточнялось, что фашистский расизм должен быть «арийско-нордического типа», явно ощущалось иностранное влияние.

Понятно, что при серьезном развитии подобные неле­пости по необходимости оказались бы подвергнуты обсуж­дению и исправлению. Воспользуемся случаем, дабы лично засвидетельствовать, что Муссолини безусловно был скло­нен к этому. Еще до обращения фашизма к расовой пробле­матике нам представилась возможность выступить против расизма, имевшего с одной стороны биологический и науч­ный характер, с другой — коллективистский и фанатичный, типа того, который возобладал в Германии. Мы противо­поставили ему «расизм», который, также стремясь к дости­жению идеала цельного и совершенного человека, делает особый упор на том, что мы назвали «внутренней расой», то есть исходит из традиционной, антиматериалистической концепции человека. Именно «внутренняя раса» могла стать точкой отсчета и опоры для вышеуказанного форми­рующего воздействия. Итальянцам для выбора особого «ти­па» как идеала и центра кристаллизации не имело смысла обращаться к арийско-нордическому типу в подражание немцам. Исследования в области происхождения народов свидетельствуют о том, что из общего первоначального племени («индоевропейского», «арийского») в Европе вы­делился: во-первых, эллинистический (прежде всего дори­ческий — Спарта) элемент, во-вторых, романский и, нако­нец, — германский. Отдельные типичные черты характера, этики, обычаев, мировоззрения и общественного устройст-

Критика фашизма: взгляд справа

345

ва, общие для этих племен, подтверждают их происхожде­ние от единого корня. Таким образом, в качестве центра кристаллизация можно было выбрать «арийско-романский» тип с его характерными чертами, что могло бы придать пра­вильную направленность мужественной «римской» склон­ности фашизма и позволило бы сохранить независимость от немецкого расизма. В книге «Синтез расовой доктрины» мы, помимо прочего, высказали схожие идеи. Муссолини, прочтя ее, безоговорочно одобрил содержавшиеся в ней те­зисы и одобрил предложенные нами шаги, которые можно было бы предпринять в данном направлении, осуществле­нию коих, однако, воспрепятствовали последовавшее обо­стрение ситуации, а также некоторое внутренне сопротив­ление.

Конкретно, мы утверждали, что единая нация и единая «раса» — суть разные вещи и в каждом представителе исто­рической нации имеются различные составляющие или со-возможности. Надлежащая атмосфера высокого напряжения позволяет создать условия, при которых некоторые из них способны возобладать и начать действовать избирательным образом, что постепенно приводит к изменению в том числе уровня soma. В качестве примера, некоторые указывают на отбор, — в том числе по физическим характеристикам — который происходит среди представителей спецподразделе­ний, предназначенных для исполнения особо ответственных миссий (например, десантники и прочие). Подобный подход явно не имеет ничего общего ни с искаженным расизмом, ни с вульгарным антисемитизмом1 и, следовательно, может

1 Чуть выше мы говорили, что антисемитизм существовал во все времена. В христианскую эру он имел религиозный характер, но довольно сложно объяснить постоянную неприязнь к евреям в одном и том же народе лишь религиозными факторами, без учета особых черт характера, присущих этому народу. Современный антисемитизм, напротив, имеет социальную подоплёку; его су­ществование связано с реакцией на то, что евреи в разных стра­нах, тесно сплочённые между собой, ухитрились занять ключевые позиции в интеллектуальной, экономической и профессиональной жизни, в процентном отношении никак не сравнимом с количест­вом евреев по отношению к общему «арийскому» населению соот-

346

Юлиус Эволл

быть использован государством, основанным на иерархиче­ских и традиционных ценностях.

Таким образом, учитывая три вышеперечисленные при­чины и соответствующие требования, а также памятуя о не­допустимости одностороннего отождествления расизма с фанатичным антисемитизмом, мы не должны считать расист­ский аспект фашизма (если склонны использовать именно этот термин) чистым заблуждением, подражанием или «ино­родным телом».

В связи с вышесказанным имеет смысл дать общую рет­роспективную оценку фашистского опыта в целом. Внутрен­няя ценность данной идеи или системы должна оцениваться сама по себе, независимо от обстоятельств, обусловивших ее воплощение. Однако практически и исторически решающим фактором является качество людей, которые утверждают и защищают эту идею или систему. Если это качество низкое,

ветствующих народов (см. также стр. 398 и ел.). Однако если мы хотим быть беспристрастными, подобная позиция недопустима, так как в этом случае обращение к «расе» может свестись к пре­тензии типа «ты убирайся, а я займу твое место». В первую оче­редь необходимо определить еврейский образ жизни (еврейство как внутреннюю или духовную расу) и, помимо численной диспропор­ции на ключевых позициях, показать, что в отдельных случаях данный образ жизни придаёт особое, нежелательное направление соответствующим видам деятельности, пусть даже сами евреи это­го не замечают. Естественно, данная «раса» — «еврейство» — не имеет ничего общего с религией; принятие христианства столь же мало изменяет её, насколько оно способно изменить телосложе­ние, наследственность или врождённые задатки негра. Это свиде­тельствует о важности понятия «внутренней расы» для беспри­страстной оценки. Однако воспользуемся случаем заявить, что се­годня всякая антиеврейская полемика почти бессмысленна, учиты­вая, что все обвинения, предъявляемые евреям, не в меньшей сте­пени затрагивают и так называемых «арийцев», которые даже не могут сослаться на дурную наследственность. Говоря об американ­ском капитализме и рассматривая традиционную связь евреев с торговлей, капиталом и выгодой, Вернер Зомбарт утверждал то же самое, говоря, что еврей эмансипировался и продвинулся в совре­менную эпоху ровно настолько, насколько передал своё мышление нееврею.

Критика фашизма: взгляд справа

347

то мало пользы принесет внутренняя ценность принципов — и наоборот: бывает, что ущербная или теоретически непри­емлемая система может удовлетворительно функциониро­вать, пусть даже непродолжительное время, если ее поддер­живают качественные люди и вожди. Так что очевидно то принципиальное значение, которое обретают ценности «ра­сы» в более широком духовном и типическом, а не чисто биологическом смысле, о чем мы говорили чуть выше.

Поэтому попытаемся понять насколько отрицательные стороны фашизма — как открыто проявленные в нем, так и сокрытые до поры за идеологическим фасадом, но всплыв­шие на поверхность в момент испытаний, — были обуслов­лены человеческим фактором. Рискнем перевернуть положе­ние антифашистов, утверждающих, что фашизм отрицатель­но повлиял на итальянский народ, «итальянскую расу», и попытаемся разобраться, не обстояло ли дело прямо проти­воположным образом. Предположим, что именно этот народ, эта «раса», оказала отрицательное влияние на фашизм, точ­нее, на попытку фашизма, поскольку оказалась не в состоя­нии выдвинуть достаточное количество людей, соответст­вующих поставленным задачам; здоровых людей, способных развить положительные потенциальные возможности, зало­женные в системе. Подтверждение тому стала, прежде всего, нехватка действительно свободных людей, действовавших не вне и против фашизма, но внутри него, то есть люде^,, кото­рые могли бы бесстрашно и открыто сказать Муссолини правду, вместо того чтобы обманывать его, потакая его же­ланиям (например, его ввели в заблуждение относительно реального военно-промышленного потенциала Италии, необ­ходимого для вступления в войну). Конечно, подобные люди существовали во времена фашизма, но их было очень мало. Следовало бы вспомнить древнее римское правило, согласно которому истинный государь желает быть не хозяином ра­бов, но вождем свободных людей, добровольно идущих за ним. Ведь только такие люди способны очистить душу вла­стителя от задатков, которые вследствие человеческой сла­бости нередко побеждают в нем на радость прирожденным льстецам. Шире говоря, стоит поставить вопрос о качестве человеческого материала, на который пришлось опереться

348

Юлиус Эвола

фашизму. Красноречивым свидетельством его негодности стала та скорость, с которой народные массы, столь же легко меняющие свое мнение, как флюгер свое направление при любом дуновении ветра, растаяли как снег под солнцем в момент опасности, и та готовность, с которой большинство вчерашних фашистов отреклось от своих убеждений, без ма­лейшего стыда оправдывая свое членство в партии конфор­мистскими и оппортунистическими соображениями или вре­менным помешательством. Мы считаем, что «итальянская раса» заслужила суда, который приводит нас к малоутеши­тельному выводу о ее очевидной невосприимчивости ко все­му, что не состыкуется с той ее «традицией», согласно кото­рой фашизм является темным пятном в итальянской истории, а возвращение к «демократии» (исключительно благодаря военному поражению), ознаменованное окончательным раз­рывом с политическими и государственными идеалами ис­тинно правого движения, превозносится как второе «Возро­ждение».

Большинство читателей, вероятно, заметило, что в на­шем критическом исследовании фашистской доктрины мы обращались в основном к фашизму двадцатилетнего перио­да. На наш взгляд, нет смысла в подробном изучении второ­го периода фашизма, времен Республики Сало, поскольку эта попытка создания государственной и общественно-поли­тической доктрины была чрезмерно обусловлена чисто вре­менными соображениями, а последующие события не позво­лили обрести ей более зрелый характер. Однако безусловной ценностью этого фашизма второго периода является его фронтовой и легионерский аспект. Кто-то верно подметил, что именно тогда, возможно впервые за всю итальянскую историю, сравнительно большое количество итальянцев соз­нательно избрало путь борьбы на потерянных позициях, про­явило готовность к самопожертвованию ради верности вож­дю и воинской чести. Это стало возможным благодаря тому, что среди итальянцев еще сохранились люди, способные вы­держать испытанием огнем. Поэтому вне каких-либо идеоло­гических или партийных пристрастий (это нам хотелось бы особо подчеркнуть) можно сказать, что с чисто моральной и экзистенциальной точки зрения «итальянская раса» доказала

Критика фашизма: взгляд справа

349

свою способность действовать в чрезвычайных обстоятель­ствах, подтвердила, что среди простых итальянских солдат, как сражающихся в регулярных частях, так и в батальонах чернорубашечников, есть герои, способные на подвиг!.

1 28 сентября 1943 г. в журнале «Новая политика» была опуб­ликована статья под названием «Размышления о событиях в Ита­лии», которая впоследствии по распоряжению Муссолини, судя по этому, разделявшего изложенные в ней идеи, была переиздана в виде брошюры для широкого распространения. Это была своего рода са­мокритика отдельных сторон фашистского строя и выявившихся в нем недостатков. Некоторые из высказанных в ней суждений заслу­живают цитирования. В частности, в ней политический класс режима обвинялся в «создании преграды между Муссолини и фашистской массой ради того, чтобы воспрепятствовать Дуче найти новых воз­можных соратников: поэтому любого фашиста, обладавшего малей­шей ценностью, подвергали травле до тех пор, пока его не убеждали уйти в тень или политически стирали в. порошок». Второе обвинение состояло в «применение метода смены караула в фиксированной и замкнутой системе политического сообщничества и общих матери­альных интересов в руководящих сферах режима: в злоупотреблении доверием Муссолини, настолько, что от него скрывали и нередко обманывали по поводу положения режима и настроения страны даже в самое критическое время, затем взваливая на плечи Дуче всю от­ветственность и непосредственную инициативу мероприятий и ди­ректив, ему не принадлежавших». Необходимо постоянно помнить об этом, когда заявляют (как это делает М, Бардеш), что'«урок итальянского фашизма показывает нам опасности и предела! челове­ка, изолированного от самой своей власти», «неприемлемость и опасность чистого цезаризма, к которому в конце концов пришел фашизм». Нельзя умолчать о той роли, которую сыграла в этом итальянская человеческая субстанция, о чем мы говорили ранее, сбо­им поведением мало соответствовавшая тому идеалу, который тре­бует суровая идея Ордена (единственное, что могло противостоять подобной изоляции).

В этой статье также высказывались претензии по поводу веде­ния войны: «сначала скомпрометировали ход войны, несмотря на постоянную эксплуатацию риторического иссякшего патриотизма, а затем предрешили военную катастрофу естественным отвращением ко всякому высшему испытанию, которое могло не столько подверг­нуть риску судьбу нации, сколько побеспокоить их собственную, до того времени благоустроенную и спокойную, жизнь».

Признание этих ошибок, пусть запоздалое, достойно упоминания.

Юлиус Эвола

XII

В заключение приведем несколько соображений относи­тельно того, как проявил себя фашизм на международном уровне — в плане заключения политических союзов.

Прежде всего, укажем на возможные альтернативы раз­вития внешней итальянской политики, приведшей к сближе­нию Италии с Германией, возникновению Оси Рим-Берлин и, наконец, к заключению «Трехстороннего Пакта» в начале мировой войны.

Даже у тех, кто в принципе не разделяет антифашист­ских воззрений, в этом отношении чувствуется некий ком­плекс. Нет смысла скрывать, что в Италии — за исключени­ем высших дипломатических кругов — идея сближения с Германией не пользовалась популярностью. Отчасти это бы­ло вызвано влиянием прежней идеологии, до той или иной степени охватившей все слои населения. Согласно особой «отечественной истории» либерально-масонского приготов­ления, проникнутой идеями эпохи освободительного движе­ния, немец (помимо прочего, отождествляемый с австрий­цем) считался извечным врагом итальянского народа (эта «история» в своих мистификациях умудрилась приписать «национальное значение» даже восстанию коммун против Священной Римской Империи и ее представителя Фридри­ха I). Однако второй и более существенной причиной стала нетерпимость итальянской «материи» к «форме», которую пытался придать ей фашизм.

Мы уже говорили о фактическом родстве Спарты, древнего Рима и германских племен с точки зрения миро­восприятия и типичных добродетелей. С другой стороны, нельзя отрицать очевидного различия между романским и «латинским» — в частности «итальянским» — темперамен­том, образом жизни и мировоззрением. Поэтому обращение фашизма к римскому символу, желание сделать его орудием политического и этического воспитания, естественно, приве­ло к пересмотру как «латинского», так и антинемецкого ми­фа. Говоря о первом, Муссолини позволил себе использовать такое выражение как «братства ублюдков», что до второго, то он не мог не видеть, что такие черты как дисциплина, по-

Критика фашизма: взгляд справа

351

рядок, военная выправка, любовь к авторитету и суровость, свойственные центрально-европейским народам и особенно пруссачеству, роднили их с древним римлянам в изначаль­ный и лучший период их существования и одновременно существенно отличались от тех, которые возобладали в ла­тинских народах, а следовательно, и в итальянцах. Типичны­ми для последних были скорее индивидуализм, недисципли­нированность, поверхностность, мелкобуржуазная мораль. Именно эти черты считались характерными для лубочной Италии для туристов, с ее мандолинами, гондолами, музея­ми, руинами, «Sole mio» и прочими атрибутами, хотя наряду с ней существовала другая Италия, где вдали от праздного взгляда продолжали жить трудолюбивые, верные древним обычаям люди1.

Итак, с точки зрения идеалов наличие внутреннего срод­ства было неоспоримо. Поэтому призыв к «романизации» и фашизации нации (последняя в данном случае обретала бы положительный характер, естественно, с учетом сделанных нами ранее оговорок) в сущности был равнозначен требова­нию придать ей до определенной степени прусскую форму. Итальянская история знает примеры подобной политической ориентации — мы имеем в виду гибеллинство, привержен­цами которого был Данте и большинство итальянской знати того времени. Поистине удивительно, что в период о^разо-вания Оси фашизм не воспользовался гиббелинсккм ми­фом. Возможно, этому воспрепятствовали социальное про­исхождение и воспитание Муссолини и его ближайших со­ратников.

Как бы то ни было, из вышесказанного следует, что ди­пломатические связи с Германией, приведшие к возникнове­нию Оси Рим-Берлин, могли бы иметь более прочную идей­ную опору, не зависящую от исторической конъюнктуры2.

1 См. по этому поводу уже упомянутую нами ранее книгу «Лю­ди и руины».

Подобные соображения могли стать основой сближения для заключения Трехстороннего Пакта, если рассматривать японцев (в прошлом) как нацию прямых наследников империи божественного права, самураев (воинская знать) и их этики. Однако это было до­вольно сложно, учитывая большие различия в расе, истории и среде.

352

Юлиус Эвода

Одновременно это проясняет скрытый смысл той нетерпимо­сти и неприязни к сближению с Германией, доходящей до прямого противодействия, которую выказала определенная часть «итальянской расы» и даже отдельные фашисты (ти­пичный дример: Галеаццо Чиано). Впрочем, не будем из­лишне односторонне истолковывать события. Само собой, сближение Италии с Германией было вызвано также наличи­ем конкретных общих интересов, обоюдной симпатией двух «диктаторов», сродством фашистского и национал-социалис­тического движений в смысле их тяготения к популизму, от­носительно чего мы уже высказали наше суждение. Но это не отменяет сильнейшего впечатления, которое оказала на Мус­солини сохранившаяся и в гитлеровской Германии преемст­венность с прежней традицией, этикой и концепцией герма-ио-прусского государства.

С другой стороны, сама природа доктрины и мировоз­зрения, утверждаемых фашизмом, делали его естественным противником как мира европейских демократий и капита­лизма (высшим олицетворением которого были США), так и коммунистического мира в лице советской России — или, говоря современным языком, как Запада, так и Востока. По­этому в принципе позиция, занятая Италией во время Второй мировой войны, логически вытекала из идеологии фашизма и утверждаемых им ценностей. Теоретически по этому поводу нет никаких возражений.

Соображения другого рода, которые можно было бы привести касательно войны, выходят за рамки нашей темы. Мы уже говорили, что нельзя по итогам войны судить о ре­альной ценности идеологии, которая привела Италию к уча­стию в войне на стороне Германии, под знаменем трехсто­роннего сотрудничества. Однако вполне правомочен вопрос о правильности ведения самой войны, в том числе в смысле реальной оценки собственных возможностей и наличия чув­ства меры, что относится как к Италии, так и — в большей мере — к Германии. Естественно, всяк задним умом крепок. В то время, после краха западного союзнического фронта, .когда только Великобритания продолжала оказывать почти безнадежное сопротивление в предчувствии скорого пораже­ния, мало кто сомневался в победе Германии и мог предуга-

Крипшка фашизма :^згляд справа

353

дать, что Италия, вступив в войну, окажется втянутой в со­бытия, на ход которых Муссолини не сможет оказать ни ма­лейшего влияния.

(Кстати, не надо забывать, что Муссолини до последнего момента пытался избежать Второй мировой войны, выступив с инициативами, которые, к сожалению, не нашли должного отклика и были отвергнуты, прежде всего, Францией. Стоит помнить и о том, что он же предлагал заключить «Четырех­сторонний Пакт» (между Германией, Англией, Италией и Францией), который мог бы оказать серьезное влияние на весь ход последующих событий, если бы не натолкнулся на эгоизм, идеологические предубеждения и узость взглядов других партнеров.)

Кроме того, мы полагаем, что хотя с идеологической точки зрения фронты мировой войны в целом выглядели ло­гично, это не оправдывает проявленного Гитлером отсутст­вия чувства меры, его фанатизма и самой настоящей мегало­мании, которые привели к столь гибельным результатам. Ре­альной первопричиной войны стала именно его одержимость мифом народа-расы, который он жаждал объединить в еди­ном Рейхе во главе с единым Фюрером («Ein Folk, ein Reich, ein Fuhrer»), Вполне вероятно, картина современной Европы была бы совершенно иной, если бы Германия ограничилась возвращением позиций, утраченных после поражение ^в Пер­вой мировой войне, и, вернув себе статус великой европей­ской державы, сумела бы соблюсти чувство меры ь своем подъеме и экспансии. Если бы она, не забывая о непримири­мых противоречиях, повременила бы с началом войны, ей не пришлось бы воевать с единой коалицией (возникшей имен­но благодаря неосмотрительным действиям Гитлера) тех сил, с которыми при более благоприятном стечении обстоя­тельств можно было бы справиться по одиночке.

Однако события пошли в направлении, наиболее жела­тельном для тех, кто, как в Германии, так и в Италии, горячо жаждал военного поражения своих наций, поскольку оно оз­начало падение соответствующих режимов'. Многие собы-

1 Среди них — Бенедетго Кроне. Противник выступления Ита­лии в Первой мировой войне против Германии (он говорил тогда, что

I 2 Л man и руины

354

Юлиус Эвола

тия итальянской войны наводят на горькие мысли о том, на­сколько их неподготовленность и непродуманность со сто­роны верховного командования были вызваны саботажем или даже изменой.

Впрочем, если вы не являетесь принципиальным анти­фашистом, то подход должен быть совершенно иным. Преж­де всего, не следует исключать возможности исправления недостатков, присущих как фашизму, так и национал-социа­лизму, в случае выигрыша войны. Залогом этого очиститель­ного действия могли бы стать бывшие фронтовики. Вернув­шиеся на родину ветераны Первой мировой войны в ответ на царившую тогда общественно-политическую атмосферу по­ложили начало новому движению. Точно так же люди, зака­ленные новой войной, могли бы обновить кадры режима, исправив его отрицательные стороны, но сохранив в непри­косновенности основные идеи.

Развернутая в невиданных прежде масштабах послево­енная пропаганда стремится представить все события пред­шествующего периода как позорную страницу истории, без­устанно талдыча о страшных застенках Гестапо или Овра, концентрационных лагерях и т.п., бесконечно преувеличи­вая, незаконно обобщая или даже попросту выдумывая вся­кие ужасы, пригодные для этой цели. Прежде всего это каса­ется Германии. Мы вовсе не склонны идеализировать режи­мы того времени и охотно согласимся с тем, что многое в

против Германии могли воевать лишь «слабоумные») и поклонник Гегеля, философа авторитарного прусского Государства, он в даль­нейшем не постыдился заявить в публичном выступлении о том, что желает победы врагу и даже ей способствует «мыслью, чувст­вом и действием», подтвердив, что союзники вели не «просто вой­ну политических и экономических интересов, но религиозную войну (sic!)» — которую генерал Эйзенхауер не побоялся назвать «кресто­вым походом» в Европе. Был лишь один маленький изъян — среди союзников фигурировал, и даже сыграл решающую роль в исходе войны, Советский Союз, атеистический и намеренный сражаться со всякой религией как «опиумом для народа» и «контрреволюцион­ным» фактором. После крушения Кроче, как и многих других анти­фашистов, постигло горькое разочарование, о чём, естественно, умалчивают сегодня те, кто превозносит Кроче-антифашиста.

Критика фашизма: взгляд справа

355

них заслуживает сурового осуждения. Но не бывает револю­ции или войны без темных сторон и непонятно, почему толь­ко Третий Рейх должен нести ответственность за злодеяния, в которых в не меньшей, если не в большей степени повинны зачинщики европейских религиозных войн, Французской революции или большевистского мятежа и последующего советского режима, о чем заинтересованные лица, естествен­но, предпочитают умалчивать. Метод приписывания против­нику всех ошибок и преступлений, скрывая или отрицая при этом свои собственные, хорошо известен. Но никогда прежде он не использовался столь нагло и систематически, как во время и после Второй мировой войны.

Итак, учитывая сказанное нами о возможности исправ­ления и нормализации системы, следует сказать, что никакая цена не показалось бы слишком высокой, если бы война чу­дом (учитывая чудовищную диспропорцию материальных сил к концу войны) закончилась бы победой. Представим себе следующую картину: вместо коммунизации европей­ских стран за «железным занавесом» и холодной войны меж­ду «Востоком» и «Западом», которая худо-бедно идет по сей день — общий кризис коммунизма, который со всей вероят­ностью последовал бы за падением советской власти в Рос­сии; вместо современной Западной Европы, униженно заис­кивающей перед американскими президентами в прахе за свою безопасность — присмиревшие США, устране:шые из европейской политики; уменьшение господства Англии, по­ложение которой, однако, несмотря на потерю отдельных колоний, было бы не столь плачевным, как положение «по­бедоносной» Великобритании, ставшей свидетелем распада собственной империи (то же произошло с «победоносной» Францией); вместо нового крупного и крайне опасного очага мировой крамолы в Азии — предотвращение коммунизации Китая в результате победы Японии; сохранение европейской гегемонии за счет обуздания повстанческого движения цвет­ных народов, ибо никогда при «Новом Ордене», образован­ном во имя идей, отстаиваемых странами Оси, не развился бы противоестественный психоз антиколониализма и взбун­товавшиеся цветные не могли бы рассчитывать на поддержку со стороны Советов. Не обязательно становиться «фаши-





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.