МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПРИТЕСНЕНИЯ И ПЛОХОЕ ПРАВЛЕНИЕ





 

416. Неправедный царь, притесняющий подданных, -- больший грешник, чем убийца.

417. Тиран, взимающий поборы с подданных, подобен разбойнику с большой дороги, предъявляющему свои требования языком политики.

418. Царь, не имеющий сострадания к своему народу, разрушает страну, как безоблачное небо иссушает землю.
(Отсутствие дождя иссушает мертвую землю. Для живых людей царская забота -- что дождь для мертвой земли.)

419. Если страной правит беззаконник, быть богатым еще хуже, чем бедным.

НАКАЗАНИЕ

 

(В нижеследующих стихах выразительно преподаются принципы наказания. Для справедливого правления следует отказаться от немудрых и несправедливых обычаев.)

420. Царю следует беспристрастно рассмотреть дело и наложить наказание, которое однако не должно быть чрезмерным. Не размахивать руками, а точно наносить удар -- так должен царь поддерживать процветание государства.

421. Несомненно, царь, притесняющий подданных и творящий беззакония, быстро себя погубит.

422. Сочтены дни того, кто вынуждает подданных воскликнуть: "Как жесток наш царь!"

423. Что толку в обладании богатством, если к владельцу не подступиться, а подошедшего встречают грубо? Такое богатство подобно ограбленной сокровищнице.
(Хотя сокровищница цела и хорошо ограняется, она бесполезна для общества.)

424. Как напильник пилит железный прут, так грубая речь и чрезмерно жестокое наказание неуклонно подтачивают способность царя противостоять врагам.

425. Жестокий царь окружает себя самыми невежественными и бесполезными людьми, и становится бременем для земли.

ХОРОШИЙ МИНИСТР

 

426. Министр должен действовать решительно, заботиться о благе подданных, быть ученым и деятельным.
(В те дни министры ("атмаатья") были советниками царя и отвечали за исполнение указов.)

427. Он должен быть искушен в умении поссорить врагов, сохранить политические союзы и возвратить потерянных друзей.

428. Для министра, разумного от природы и сведущего в науке управления, нет безнадежно сложных ситуаций.

429. Даже изучивший теорию управления должен держать руку на пульсе жизни общества, и действовать в соответствии с текущим моментом.

430. Некоторые, хотя и являются хорошими мыслителями и строят хорошие планы, все же не могут воплотить задуманное в жизнь.
(Они неспособны адекватно реагировать на возникающие по ходу дела внештатные ситуации.)

431. Бывает так, что царь невежественен и отказывается слушать мудрых. Но министр обязан говорить о том, что считает истиной и благом.
(В оригинале невежественный царь назван "убийцей знания".)

432. Министр, изменивший своему царю и лелеющий предательские мысли, опаснее семидесяти крор вражеских солдат.
(Семьдесят крор равно 700 000 000.)

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

 

(Словом "ооккам" обозначается свойство ума, проявляющее себя в готовности действовать без слабости и колебаний.)

433. Истинное богатство -- воля к действию. Без нее бесполезно все, чем обладаешь.

434. Настоящим приобретением является решительный ум: материальные блага преходящи, и на них нельзя полагаться.

435. Всегда стремись к высшему. Думай лишь об этом. Даже если не получишь желаемого, наградой будет само стремление.

436. Лотос вырастает до поверхности воды, а человек возвышается только до того уровня, к которому стремился.
(Предел достижениям человека полагает его воля.)

437. Слон огромен и вооружен острыми бивнями, но он дрожит перед тигром.

438. Мужчина должен обладать решительным умом. В противном случае его сходство с мужчиной не больше, чем у деревянного изваяния.

РАЗВЕДЧИКИ

 

(В древности разведуправление рассматривалось как одна из важнейших ветвей государственной службы. Разведчики не только сообщали о действиях противника, но и помогали решить внутренние проблемы.)

 

439. Разведчики и признанные книги по управлению государством - два глаза царя.

440. Царь должен сразу же узнавать о всем, что происходит со всеми.
(Требования к правителю были чрезвычайно высоки!)

441. Необходимо тщательно наблюдать за всеми официальными лицами государства и родственниками царя, а также за теми, кто неблагожелательно настроен по отношению к царю.
(Служба безопасности должна была следить даже за государственными чиновниками.)

442. Чтобы стать шпионом, человек должен уметь так выдавать себя за другого, чтобы это не вызывало подозрений. Он не должен проявлять беспокойства или нервозности под пристальными взглядами. Он должен уметь хранить тайну в любых обстоятельствах.

443. Чтобы попасть в труднодоступные места, полезно нарядиться в одежду санньяси (монаха) или священника.

444. Разведслужба должна быть укомплектована достаточным количеством людей должного уровня.

445. Сведения, принесенные разведчиками, не следует принимать сразу же: их нужно сверить с донесениями коллег.

446. Разведчики не должны знать друг друга. Информация должна подтверждаться тремя источниками.
(Этому ценному указанию могут последовать в своих взаимоотношениях с агентами службы безопасности и современные руководители.)

447. Никак не выделяй на людях тех, кто на тайной службе: иначе люди смогут догадаться о том, что им знать не следует.

ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ

 

(Тиру-Валлювар утверждает, что для политика важным качеством является убедительная речь. Это утверждение, а также то, что сказано в стихах о членах совета, свидетельствует о древней практике принятия решения после дебатов.)

 

448. Человек может обладать всеми достоинствами, но к ним нужно еще прибавить дар убедительной речи.

449. Советники должны тщательно готовиться к своему выступлению в собрании: ведь от этого зависит процветание государства.
(Какой должна быть хорошая речь?)

450. Она должна укреплять согласных с ее содержанием, и должна быть приятной даже для несогласных.

451. Говори только будучи уверен, что твои противники никакими аргументами не смогут опровергнуть сказанного.

452. Ни правильное поведение, ни все блага мира не произведут на человека такого воздействия, как обращенная к нему речь. Говори с учетом места и обстоятельств.

453. Говори доброжелательно и приветствуй дельные предложения твоих противников. Так должен вести себя хороший советник.
(То есть, для хорошего политика важно быть открытым к диалогу.)

454. Непобедимым в споре советника делают убедительность, хорошая память и бесстрашие.
(Быть бесстрашным -- значит не нервничать и не смущаться во время дебатов.)

455. Мир не потеряет зря времени, последовав за тем редким советником, который говорит весомо, последовательно и доброжелательно.

456. Многословен только тот, кто не научился говорить кратко и ясно.

457. Некоторые растения пышно цветут, но их цветы не пахнут. На них похожи ученые люди, неспособные убедить других в правильности своих взглядов.
(Ученость, не дополненная искусством убеждать, бесполезна для мира.)

БЛАГОРОДНОЕ СОБРАНИЕ

 

(Министрам приходилось не только иметь дело с царем, но и участвовать в заседаниях совета, призванного принять решение. В связи с этим важно было учитывать настроения и и предрасположенность советников.)

458. Те обладают искусством говорить, кто подбирает слова и выражения в зависимости от настроения и предрасположенности членов совета.

459. Чтобы выступление было хорошим и результативным, необходимо чувствовать настроение аудитории, видеть расстановку сил и ясно понимать, о чем будет идти речь.

460. Будь ослепителен с теми, кто сияет. Но если собрание состоит из простых людей, спрячь свою образованность и будь прост, как неученый.

461. Мудрое правило: в собрании старших (по возрасту или положению) сдерживай себя и не говори первым.

462. Легко найти человека, который не дрогнув вступит в битву; но того, кто не смутится перед собранием, найти труднее.

463. Что толку от человека, неспособного владеть мечом? Это же верно и в отношении того, кто смущается в собрании людей с острым интеллектом.

ЗАКОН МОРАЛИ

 

("Курал" утверждает, что постановления правительства должны отвечать нормам морали.)

464. Всегда остерегайся сделать что-либо противное закону морали.

465. Стремящийся к величию должен воздерживаться от всего, что может нанести урон его доброму имени.

466. Не делай осуждаемого достойными людьми даже ради того, чтобы накормить голодную мать.

467. Успех, достигнутый без оглядки на нормы морали, повлечет за собой горе.

468. Стремиться обогатить государство неправедным, обманным путем, всеравно что пытаться сохранить воду, налив ее в необожженный глиняный горшок.
(Следующий стих показывает, как у Тиру-Валлювара практичность сочетается с идеализмом.)

469. Не делай того, чего, как чувствуешь, нужно избегать. Но если уж и совершил такой проступок, по крайней мере дай зарок больше так не поступать.

ДВОРЦОВЫЕ ОПАСНОСТИ

 

(Эти предписания предупреждают об опасности тех, кому по службе приходилось быть рядом с царем.)

 

470. Придворным не следует слишком часто отсутствовать и чрезмерно приближаться к царю. "Не далеко, не близко -- как тот, кто греется у огня" -- таково правило поведения разумного и независимого окружения царя.

471. Если стремишься к процветанию, не клади глаз на то, обладать чем стремится сам царь.

472. Даже разумнейшему человеку трудно приблизиться к царю, если тот питает в отношении его подозрения. Если хочешь быть в безопасности, избегай подавать повод для недоверия.

473. В присутствии царя не шепчись ни с кем и не обменивайся многозначительными улыбками.

474. Не проявляй любопытства в отношении тайных переговоров царя, как бы важны они ни были: если царь захочет, он сам расскажет о них.

475. Никогда не говори о не относящемся к делу, даже если царь проявляет к этому интерес. Но о том, что действительно затрагивает интересы царя, говори, не дожидаясь его повеления.

476. Не смотри на царя, как на младшего по возрасту, как на пребывающего в тех или иных отношениях с тобой. Веди себя как подобает держаться с наделенным божественными привилегиями и обязанностью защищать людей.
(То есть, молодость и кровное родство не должны оказывать влияния на отношение к царю.)

477. Мудрый министр всегда действует так, словно все еще проходит испытательный срок. Он не позволяет себе злоупотреблять царским доверием.

478. Действовать вопреки этикету, полагаясь на родство или длительное знакомство -- значит идти к гибели.
(Читая эти (и некоторые другие) стихи "Курала", трудно не вспомнить Бекона, жившего много веков после Тиру-Валлювара.
Решившийся на правительственную службу постоянно подвергает себя стрессам. Это справедливо в отношении кабинета министров современного диктатора так же, как и по отношению к самодержавному царю.)

ПРОЦВЕТАЮЩАЯ СТРАНА

 

479. Для процветания государства нужны прилежные труженики, ученая и благочестивая знать, а также великодушные богачи.
(Трудолюбие, знание и богатство являются компонентами, превращающими государство в процветающее.)

480. В государстве не должно быть чересчур много групп и группировок; нельзя допустить наличие антисоциальных элементов и преступников, беспокоящих царя.
(Даже во времена Тиру-Валлювара госадминистрация была обеспокоена проблемами социальных группировок. Комментаторы объясняют, что под "группами" понимаются сообщества людей, связанных вместе кастой или формой религиозного поклонения, которые противостоят иным схожим группировкам. Перечислив составляющие счастливого государства, поэт завершает раздел стихом, подчеркивающим значение правильного руководства:)

481. Государство может обладать всем, упомянутым в этом разделе, но если в нем нет правильного правления -- всеравно, что ничего нет.

ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

 

482. Для царя, который с учетом своих сил стремится к завоеваниям, укрепления так же важны, как для правителя, удовлетворенного тем, что имеет.

483. Хорошая крепость должна быть расположена на холме, окружена рвом, в котором круглый год должна быть вода, и вокруг должно быть открытое пространство, свободное от леса.

484. Крепостная стена должна быть высокой, широкой и крепкой. Ее нужно строить так, чтобы вражеским орудиям трудно было ее разрушить.
(В "Шилаппадикаарам" (глава "Адайккалаккадай") приведен длинный список стенобитных механизмов.)

485. Протяженность оборонительных стен не должна быть слишком большой, но внутри должно быть достаточно места. Крепость во всех отношениях должна удручать врага.

486. Крепость должны защищать естественные преграды. В ней следует создавать запасы провианта, а у гарнизона должна быть возможность атаковать противника, не раскрывая себя.

487. Хотя и совершенная во всех отношениях, крепость все же ненадежна, если в ней нет опытного гарнизона, готового в любой момент выступить на ее защиту.

488. Крепость нужно строить так, чтобы ее было трудно взять приступом, измором, а также из-за коварства предателей.

489. (Отмечается важность правильного руководства обороной:)
Недостатки командования сводят на нет все преимущества крепости.

БЛАГОПОЛУЧНАЯ КАЗНА

 

490. Ничто не сравнится с богатством в способности придавать цену даже никчемным людям.

491. Богатство приведет к дхарме и дарует счастье, если оно добыто честно и не приносит зла.

492. Богатства, лишающего любви и сострадания, следует избегать, а не стремиться к нему.
(Стих предостерегает царя от жестоких поборов.)

493. Помимо части (часто -- одной шестой), отдаваемой царю в виде налога с производства или дохода, царю принадлежат: найденные в земле драгоценности, выморочное имущество, таможенные сборы и военные трофеи.

494. Главное в богатстве -- то, что оно дает уверенность. Богатый человек может пойти на любой риск, чувствуя себя при этом в такой же безопасности, как наблюдающий с горы за сражением слонов. Он может стремиться к рискованным удовольствиям и не беспокоиться о последствиях.

495. Богатей! Нет военных припасов ценнее богатства. Это самый острый клинок, отсекающий гордость и уверенность врага.

ДЕЙСТВОВАТЬ УМЕЛО

 

(В этих стихах речь идет о правилах действия умелых министров.)

496. Действенность поступков в основном зависит от решительного ума -- остальное приложится.

497. Политикам нужно запомнить два принципа действий. Первое -- не предпринимать сомнительных начинаний. Второе -- если в ходе исполнения задуманного что-то идет не так -- не волноваться, а смело встречать трудности.

498. Успех в великом начинании придет в том случае, если обнародование плана происходит в момент его осуществления. Преждевременное раскрытие своих карт создает непреодолимые трудности.

499. Все умеют строит планы, но редко кто может воплотить их.

500. Некоторые невзрачные люди наделены великой силой ума и умением действовать. Они подобны оси, удерживающей колеса большой колесницы. Внешность обманчива. Не суди о людях по их невзрачности.

501. Вначале трезво обдумай план, а осуществляя его, действуй без проволочек, будь тверд, не уступай трудностям.

502. Все бессмысленно, если человек не стремится действовать умело: он не оставит следа в истории.

НАСТУПЛЕНИЕ

(Эта глава, посвященная военным операциям, демонстрирует практическую мудрость и свидетельствует о большом опыте ведения войн.)

 

503. Принимай решения, хорошенько все обдумав, а затем действуй без колебаний.

504. Некоторые операции могут потребовать большего времени - продли их. Другие требуют незамедлительного выполнения -- не медли с их осуществлением.

505. Военная кампания хороша, если принесет тебе успех. Если победа маловероятна, для осуществления своей цели придумай другие средства.

506. Хуже всего -- ввязаться в военные действия и прекратить их, не нанеся врагу полного поражения. Недобитый враг подобен не полностью погашенному пожару, угрожающему разгореться снова: в будущем он опять может принести неприятности.

507. Прежде чем начать военную кампанию, следует весьма тщательно рассмотреть пять составляющих, которые могут принести успех или поражение: снаряжение, живая сила, положительные и отрицательные особенности места и времени, а также особенности самой операции.
(Для отражения идеи тщательного рассмотрения всех подробностей в оригинале использованы слова "ирул тхеера" ("пока не рассеется тьма"), то есть, пока все не станет совершенно ясно.)

508. Планирование военного похода должно завершаться рассмотрением всех трудностей, с которыми возможно, придется встретиться, и ценой, которую придется заплатить за победу.
(То есть, не будучи уверенным в своих силах и способности преодолеть трудности, не стоит вступать в войну. Также не имеет смысла воевать, если овчинка не стоит выделки.)

509. Даже рассмотрев все особенности военного плана, следует посоветоваться с теми, кто лично участвовал в подобных операциях и имеет в этом практический опыт.

510. Подобно тому, как для поимки слона используют другого (ручного), так и для успеха в новой военной кампании следует использовать опыт предшествовавшей ей.

511. Старайся посеять вражду между твоими противниками даже усерднее, чем установить дружбу со сторонниками.
(Мможно перевести и по другому: "Уделяй врагам твоих врагов даже больше внимания, чем своим друзьям", то есть, постарайся заключить дополнительные военные союзы.)

512. Если твои силы слабы, воспользуйся первой же возможностью для заключения мира, чтобы твоя армия не стала деморализованной, потерпев поражение.

АРМИЯ

 

513. Среди всего, чем должно обладать государство, важнее всего - достойная армия. Все ее подразделения должны быть хорошо управляемы, а боевой дух солдат -- непобедимым.

514. Полк, воспитанный в старых добрых традициях, несомненно не дрогнет даже под жестокими ударами бесчисленных сил противника.

515. Сердце армии -- победоносные полки, не раз проявлявшие доблесть и доказавшие свою преданность.

516. Боевой полк может называться таковым лишь в том случае, если способен устоять даже против сильнейшей атаки.

517. Отвага, воинская честь, рыцарские традиции и преданность - вот четыре качества непобедимого полка.

518. Воинское соединение должно быть способным продвигаться в атаке, не смешивая своих рядов.

519. Подразделение может быть немногочисленным и состоять из солдат, не обладающих выдающимися данными, но все же побеждать благодаря правильной расстановке личного состава.

520. Если царь остерегается неправильным поведением или скупостью погубить свой авторитет в армии, он застрахован от дезертирства, неподчинения и оскудения влйска. Только такая боеспособная армия побеждает.

521.Даже отважная и обученная армия не устоит без хорошего командования.

ДОБЛЕСТЬ

 

(На общем фоне дидактики "Карала" то тут, то там сверкают искры поэзии.)

 

522. Не бросай вызова моему военачальнику. Многие, восставшие против него, стоят ныне камнями.
(Как видим, существовала традиция установки мемориальных камней в память павших. Победители устанавливали их на поле боя в честь своей победы, делая рыцарский жест по отношению к побежденным.)

523. Лучше промахнуться, метнув копье в слона, чем попасть в бегущего зайца.
(То есть, недостойно воина атаковать слабого и бессильного врага. Речь идет о победителе, отказывающемся от преследования врага.)

524. Безжалостность в бою -- достоинство воина. Но острее всего ранит помощь, оказанная поверженному врагу.
(То есть, снисхождение к сломленному врагу может его полностью доконать.)

525. Метнув копье в слона, герой осмотрелся в поисках другого оружия. И тут он заметил, что пронзен вражеским дротиком. Воин выдернул его с улыбкой, радуясь, что вновь вооружился.

526. Отважный воин, устремивший на врага свой гневный взор, не моргнет глазом, даже если в него вонзится копье: слабость, начавшаяся с мигания, может завершиться бегством с поля боя.

527. Окидывая мысленным взглядом свое прошлое, доблестный воин считает потерянным те дни, в которые не получил боевых ран.

528. Никто не упрекнет в потере пожертвовавшего жизнью. Отдать жизнь -- значит стать достойным жизни.

529. Стоит ли умирать от старости или болезни в кругу плачущих родных? Хорошо бы твоя гибель вызвала иные слезы: слезы восторга у царя, которому служишь.
(Эти стихи примечательны тем, что в них смещается акцент с хладнокровия и сострадания на воинскую доблесть.)

О ГОНЦАХ И ПОСЛАХ

 

530. Хороший посол должен происходит из порядочной семьи, быть любезным в обращении с царями, и производить благоприятное впечатление.
(Миролюбивый человек, располагающий к дружбе, сможет успешно осуществить миссию посланника. Политик, исполненный ненависти и стремящийся к войне, не может быть хорошим послом. Все перечисленные в стихе качества призваны вызвать расположение царя, к которому направлен посланник.)

531. Для посла совершенно необходимы преданность своему государю, знание политики, а также умение говорить обдуманно и убедительно.

532. Чтобы успешно осуществить миссию посла, нужно быть осведомленным в делах политики не хуже, чем лучшие государственные мужи.

533. Пусть послом будет тот, кто от природы наделен мудростью и собственными усилиями приобрел знания в науке и искусстве. К тому же он должен быть достойным человеком.
(Примечательно, что среди других качеств названа порядочность.)

534. Речь хорошего посла кратка и выразительна; в ней отсутствуют грубые слова.
("Тхогачхчхоллудал" означает способность подчеркнуть основное, не перегружая речь бесполезными подробностями и заключениями. Четко выраженное послание производит благоприятное впечатление, а переполненное деталями может оттолкнуть.)

535. Посол не должен быть прост. Ему нужно обладать светскими манерами, уметь правильно оценить время и место, а также думать, прежде чем что-то сказать.
(Качества простого гонца перечислены в следующих трех стихах:)

536. Он должен иметь благожелателей во дворце царя, к которому послан, обладать хорошей репутацией, отвагой и, прежде всего, правдивостью.

537. Ни небрежность, ни недостаток мужества передающего царское послание не должны быть причиной высказываний, унижающих честь государя или уязвляющих его самолюбие.

538. Он без колебаний должен передать послание в том виде, в каком его получил, пусть даже сказанное грозит ему смертью.

ВРАГИ

 

539. Даже шутя никого не называй врагом.
(Думать о вражде всегда плохо.)

540. Острое слово ранит больнее клинка.
(В оригинале говорится о "вооруженных словом" -- политиках и интриганах; возможно, что и о писателях.)

541. Не имеющему союзников завести множество врагов -- хуже, чем безумие.

542. Если у тебя нет союзников, но есть два врага, следует немедленно подружиться с одним из них.

543. Когда тебе не везет, не заводи ни друзей, ни врагов. Будь нейтрален даже с теми, кому веришь, и кому недоверяешь.

544. Ни открывай друзьям ни своей слабости, ни даже относительно слабых мест, если они об этом не знают: ведь от них могут получить сведения враги.
(Политик должен уметь получить поддержку, не разглашая совей слабости.)

545. Медлить глупо. Колючие кусты следует вырубать лишь только они проросли: если дать им вырасти, они поранят руки выкорчевывающему их.

546. Того, кто не удосужился потратить время на обуздание силы своих врагов, несомненно ждет гибель.

ОБЩИННИК

 

("Кудисейал вагай" -- порядочный член общества. "Куди" - социальный союз, членов которого объединяют общие интересы. Это не семья, и не клан. Ближайшее русское слово - "община".)

 

547. Ничто так не облагораживает человека, как постоянная готовность послужить общине.

548. Процветает та община, члены которой разумны и трудолюбивы.

549. Если ты решил служить общине, сама судьба поможет тебе, опоясав твои чресла.

550. Прими всей душой решение служить своему народу, и твоя работа принесет неожиданные плоды.
(То есть, урожай будет ранним и обильным.)

551. Люди испытывают уважение и тянутся к тому, кто посвятил жизнь служению народу.

552. Принять на себя ответственность за общину, в которой родился - истинная доблесть.

553. Тот доблестен, кто не только в бою принимает на себя ответственность за других, но и в мирное время посвящает себя служению обществу.

554. Человек, решивший изменить к лучшему жизнь общества, должен быть готов к страданиям. Следует знать, что для блага других придется перенести много горя и страданий.
(Реформаторы всегда встречаются с сопротивлением своим начинаниям.)

555. Общество, в котором нет людей, чьи сердца горят желанием служить народу, будет повержено, как вырванное с корнями дерево.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Афоризмы "Тирукурала", отредактированные Л.Н.Толстым и вошедшие в его сборники "Путь жизни" и "Круг чтения".

* * *
Пусть не думают, что для души есть другое рождение помимо познания истинного существа.

Те, кто вступил на этот путь, уже не возвращаются.

То, от чего человек отказался, не может причинить ему страдания.

Тот, кто уничтожил в себе гордость, говорящую "я", "мое", тот перешел в высший мир.

Не делать зла даже врагам -- в этом главная добродетель.

Наверное погибает тот, кто обдумывает погибель другого.

Не делай зла. Бедность не может служить оправданием зла. Если будешь делать зло, станешь еще беднее.

Люди могут избежать последствий злобы своих врагов, но никогда не избегнут последствий своих грехов. Эта тень будет следовать по пятам их до тех пор, пока не погубит их.

Пусть не делает зла другому тот, кто не хочет того, чтобы печали преследовали его.

Если человек любит себя, пусть он не делает зла, как бы мало оно ни было.

Какая цена глазам, в которых нет доброты? Доброта есть истинное богатство. Собственностью владеют и добрые и злые.

Стой на истинном пути, соображай и будь добр; хотя бы ты и изучил правила всех религиозных учений, только доброта даст тебе благо.

Тот, в душе которого живет доброта, никогда не вступит в область мрака и печали. Никакое зло не постигнет того, кто добр и служит всем существам.

Душа не живет в теле как в доме, а живет в нем как в временном прибежище.

Решение безгрешного состоит в том, чтобы не причинять печали другим, хотя бы он мог через это и получить великую выгоду.

Решение безгрешного в том, чтобы не делать зла тем, кто сделал ему зло.

Если человек заставит страдать даже тех, которые без причины ненавидят его, он в конце концов будет иметь неустранимую печаль.

Наказание делающим зло состоит в том, чтобы сделанным им великим добром заставить их устыдиться своих дел.

Какая польза в учености того, кто не старается избавить от страданий своего ближнего столько же, как и самого себя?

Если человек поутру хочет сделать зло другому, ввечеру зло посетит его.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.