МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЯ СЛУШАНИЕМ





 

(В древности предпочтение отдавалось знанию, полученному из уст учителя. Такое знание называется "келви", а тамильское слово "калвикелви" указывает на полноту знаний ученого человека.)

 

257. Неученому предписано слушать мудрого. Опирайся на этот "посох", когда охватит слабость.
(Но учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно.)

258. Указания праведного учителя помогают человеку жить, как посох помогает слабому идти.
(Обычное образование -- еще не знание. Человек знания направляет с его помощью течение своей жизни.)

259. (Поэт понимает, что иногда ищущего знания охватывает отчаяние, и, как бы в утешение, говорит:)
Слушай и по крупицам усваивай. Эти крохи принесут тебе большое благо.

260. Если человек учился, задавая вопросы и слушая ответы мудрого, это спасает его неверных выводов даже из ложных посылок.

261. Слушание объяснений ученого человека учит смиренности, свойственной речам мудрого. Обычное обучение не разрушает тщеславия.

ДРУЖБА

 

262. Дружба с достойным человеком подобна молодой луне, растущей день ото дня, но в дружбе с глупцом дружелюбие уменьшается, словно ночное светило после полнолуния.

263. Глубже погружаясь в чтение книги, находя новые прекрасные страницы, человек получает все больше и больше удовольствия. Так и дружба с достойным человеком не теряет своей свежести, но с каждым днем радует все больше.

264. Когда человек свернул с правого пути, друг должен не посмеиваться, а без обиняков дать верный совет.

265. Тот истинный друг, кто в час беды так же быстро приходит на помощь, как рука инстинктивно хватается за развязавшуюся и стремящуюся упасть одежду.
(Чувство любви должно войти в плоть и кровь, как рефлексы.)

266. Общность ощущений порождает дружбу; друзьям для этого не надо встречаться чаще или быть вместе дольше.

267. При виде некоторых на лице появляется улыбка, но друг лишь тот, увидев кого, вы радуетесь всей душой.

268. Тройная услуга дружбы: отвадить друга с ложного пути, направить на путь истинный и проявить участие в беде.

269. Ничто так не болезненно, как необдуманно завязанная дружба, потому что однажды возникшую дружбу не отбросишь одним махом.

270. Входить в дружеские отношения следует узнав прежде о хороших качествах человека, его происхождении, его недостатках и его связях (родственниках и друзьях).

271. Дружба человека с хорошим происхождением, уважающего мнение людей о себе, достойна жертв.

272. Ищи того, кто сможет осудить тебя, отступившего от праведности, кто, если нужно, сможет довести тебя до слез, но выведет на верный путь. Подружись с таким человеком.

273. Неудача имеет свои преимущества: ею можно воспользоваться как инструментом для определения постоянства друзей и близких.

274. Не потакай мыслям, ведущим к потере энтузиазма. Не дружи с теми, кто в трудной ситуации не укрепляет, а ослабляет тебя.

275. Лишиться дружбы глупца -- приобретение.

276. Не старайся удержать дружбу недостойного. Пусть даже она сладка, как мед, лучше позволить ей умереть.

277. Какая разница, обрели мы или потеряли дружбу эгоиста, который дружественен, когда это ему выгодно, а в противном случае оставляет нас?

278. Дружба, ищущая выгоды -- все равно что любовь куртизанки или общность воров.

279. Как лучше тихонько идти пешком, чем скакать на лошади через поле боя, так лучше не иметь друзей, чем дружить с теми, кто оставляет тебя в трудную минуту.

280. Осуждение из уст мудрого человека принесет неизмеримо большую пользу, чем близкая дружба с глупцом.

281. В миллион раз больше пользы от врагов, чем от дружбы милых приятелей-шутов.

282. Позволь тихо умереть дружбе с людьми, не умеющими прийти на помощь.

283. Плохо даже помыслить о дружбе с тем, чьи слова расходятся с делом.

284. Некоторые в твоем доме ведут себя как друзья, но на людях поносят твое имя. Избегай помощи таких людей.

285. На ненависть не оказывают воздействия ни ученость, ни культура. Они не помогают устранить враждебность.
(Как верно! Ум способен разделиться на части, в которых безосновательная ненависть упорно соседствует с ученостью и философией.)

286. Пусть тебя не вводит в заблуждение тактичность и изящество речи врагов. Обороты их речей, подобно изгибу их луков, не принесут тебе блага.

287. В ладонях врагов, сложенных для приветствия, может быть спрятано оружие. И слезам их (как бы от радости встречи с другом) также нельзя верить. Будь начеку и не позволяй внешним проявлениям дружелюбия обмануть тебя.

БЕЗРАССУДСТВО

288. Из всех безрассудств величайшее -- лелеять стремление к тому, что запрещено.
(Если доводы здравого смысла говорят, что этот предмет бесполезен вам, глупо тратить ментальную энергию на мысли о Нем.)

289. Нет большего глупца, чем получивший много знаний и обучающий других, но неспособный управлять собой.

290. Глупец, обладающий богатством, похож на лунатика, взявшего в руки бутылку вина.
(Он и так безумен, но вино сделает плохое худшим.)

291. Может дружба с глупцом и хороша, но разлука с ним уж точно не принесет горя!
(Для большей экспрессии Тиру-Валлювар часто использует сарказм.)

292. Глупец, входящий в собрание мудрецов, подобен немытой стопе на чистой постели. Один глупец нарушает характер всего собрания.
("Немытая стопа" -- эвфемизм для обозначения тех, кто не совершает регулярных омовений.)

293. Страдания, вызванные собственным невежеством, сильнее, чем те, что могут причинить враги.

294. Нет глупца глупее того, кто надмевается своей мудростью.

295. Если человек претендует на знание того, в чем он не сведущ, ему не поверят, даже если он будет говорить о том, что знает несомненно.
(Однако это общая слабость ученых: выражать свое мнение о том, что лежит вне сферы их компетенции.)

296. Глупо воображать, что одеждами можно скрыть свое неприличие, когда еще большее неприличие -- дурной характер -- все еще на виду.
(Демонстрировать плохой характер еще неприличнее, чем некоторые части тела.)

НЕ ОБМАНЫВАТЬСЯ

 

297. Защита от палящего солнца -- благо. И вода также благо. Но иногда даже вода и зонт приносят беды, и тогда их нужно избегать. Нужно остерегаться близких, которые пребывают в озлоблении.

298. Как крышка сосуда только накрывает его, но не сливается с ним, так и нет истинного единства в обществе, состоящем из людей, ненавидящих друг друга.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

 

(Как правило, в "Курале" рассуждения о женщинах проникнуты почтением. Но в нижеследующих стихах о женах правителей и деятельных людей говорится как о причине слабости и неудачи.
Пусть сказанное в таких древних книгах, как "Курал", не шокирует феминисток: подкаблучников не любят даже сегодня. Здесь осуждается всецелая зависимость от жены и отсутствие любви и взаимоуважения между супругами. В первых двух стихах порицается слепая привязанность, наносящая урон отваге и предприимчивости, от которых зависит успех человека действия.)

299. Слепая привязанность к жене препятствует не только обретению духовности. Даже в мире деятельности ее следует избегать.

300. Вокруг того, кто из-за привязанности к жене пренебрегает своими обязанностями, разразится скандал.
(Речь идет не о маленьком человеке, а об общественном деятеле.)

 

301. Те, кем руководят жены, не могут совершать благородные и смелые поступки ради высших ценностей, друзей и общества. Главенство жены ведет к потере дальновидности и инициативы.
(Это мнение о прямом или косвенном влиянии жен на общественную деятельность их мужей, и о слабости политиков, чрезмерно привязанных к женам и угождающих им, не унижает благородства и равноправия женщин. Ни мужчина, ни женщина не могут хорошо служить сразу двум господам. Облеченный (или обличенная) властью не может позволить себе зависеть от того, кто такой властью не наделен. Опасность намного возрастает, если этот некто -- жена. Хотя на первый взгляд эти стихи могут показаться старомодными, нельзя не признать, что даже в наше время главенство жены над мужем-политиком нежелательно. Равно нежелательно подчинение мужу жены, занятой общественной деятельностью. Подчинение уместно, если вызвано большим опытом или более обширными знаниями. Но слепая зависимость приводит к плохим последствиям, и "Курал" ее осуждает.)





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.