МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

КАКИЕ ФРАЗЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ





ДЛЯ НАЧАЛА БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЕМ?

 

1. «Я бы хотела…»

2. «Вероятно, вы об этом ещё не слышали…»

Цель: развитие в себе умения вникнуть в смысловой контекст словесного обращения.

Учебная задача. Проранжировать (рассортировать) набор фраз к воображаемой беседе с родителем.

Правила ранжирования. Фразы для начала беседы подбираются такие, в которых утверждается осведомлённость родителя в обсуждаемой проблеме; отсутствует неуверенность в себе инициатора беседы, неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться, подыскивая контраргументы; есть обращение непосредственно к собеседнику, в форме «Вы – подхода».

Последовательность выполнения упражнения:

2) подготовить для упражнения бланк;

3) найти в предложенном перечне пять неудачных фраз, записать их в соответствующей части бланка;

4) найти парные фразы: к каждой нежелательной фразе подыскать её смысловую пару – желательную, записать их в соответствующих частях бланка.

ВАРИАНТЫ ФРАЗ:

1. «Извините, если я помешала…»

2. «Вам будет интересно узнать…»

3. «Я бы хотела ещё раз услышать…»

4. «Мне представляется интересным то, что…»

5. «Я пришла к такому выводу, что…»

6. «Вы хотите…»

7. «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»

8. «Давайте с вами быстренько обсудим…»

9. «Как вы знаете…»

10. «Хоть вам это и неизвестно…»

11. «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…»

12. «Вы, конечно, об этом ещё не знаете…»

13. «А у меня на этот счёт другое мнение…»

14. «Конечно, вам уже известно…»

15. «Вы, наверное, уже об этом слышали…»

 

 

«Я – СООБЩЕНИЕ

ИЛИ ТЫ – СООБЩЕНИЕ»

 

Цель: развитие умения ориентироваться в способах диалогического общения, используя технику «Я – сообщение» и «Активного слушания» («Ты – сообщение).

Учебная задача. На примере предлагаемых ниже высказываний определить, с какой из техник диалогического общения может быть соотнесена каждая из фраз:

а) с техникой «Ты – сообщения», когда другому как бы возвращается то, что он вам поведал и что вы поняли о случившемся с другим человеком, при этом обозначив его чувство;

б) с техникой «Я – сообщения», когда фраза произносится от первого лица («я», «мне», «меня»), говорится о своих собственных ощущениях, переживаниях;

в) с традиционной вопросительной формой высказывания.

Свои точки зрения надо обосновать.

 

ПРИМЕРЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ:

1. Что вы сейчас чувствуете?

2. Чего вы сейчас боитесь?

3. Вы боитесь, что я могу сказать что – то неприятное о вашем ребёнке?

4. Я правильно поняла, что вы боитесь моей оценки?

5. А как я могу вас оценить или наказать?

6. Мне тоже бывает неприятно, когда я чувствую, что меня оценивают.

7. Вы уверены, что я к вам отношусь хорошо и вам хотелось бы услышать от меня подтверждение этому?

8. Мне интересно, когда в общении ждут активности только о меня.

9. Я хочу прервать вашу беседу, так как мне трудно сейчас понять, что происходит.

10. Мне спокойно и приятно разговаривать с вами.

11. Вам хочется, чтобы я поняла, что вы нуждаетесь в поддержке и снисхождении?

12. Можете ответить, по поводу чего вы сейчас смеётесь?

 

(ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЮ:

1 – в, 2 –в, 3 – а, 4 – а, 5 – в, 6 – б, 7 – а,

8 – б, 9 – б, 10 – б, 11 – а, 12 – в)

 

 

Три королевства

Игра строится на основе трех ключевых категорий культурологии:

«культура», «дикость», «варварство».

Фабула игры : три короля, сидя на троне, наблюдают поведение человека и, мысленно оценивая уровень поведения, приглашают человека войти в то или иное царство, заявляя: «Ты гражданин моего королевства».

Поведение играющего предполагается и выстраивается умозрительным порядком, когда ведущий описывает ситуацию и предлагает довести ее до логического конца.

Ситуации:

* Собака не доела, а я был очень голоден, и …

* Только закурил - подошел автобус, я …

* Начальник на меня закричал, тогда я …

* Целое лето провела на огороде, отпуск кончился, и я …

* Прохожий толкнул меня, я, конечно…

* Угостили пирогом, он оказался невкусным, я…

* Хотел пойти в театр, но мама сказала, что нет денег, и я …

*Утром надо вернуть книгу, а я не успел дочитать, поэтому …

Несогласие между королями по вопросу, в каком королевстве жить данному человеку, разрешается арбитрами путем голосования.

Количество оцениваемых ситуаций должно быть равно количеству присутствующих, так чтобы, в итоге, все играющие расположились в одном королевстве.

Рефлексия начинается с высказываний королей, затем – всех играющих

 

 

Кружка

В основе игры лежит положение о многомерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения и измеренными различными мерками.

Фабула игры: двое играющих занимают разное положение по отношению к предмету, установленному на столе. Пусть это будет кружка. Глядя на нее играющие поочередно описывают то, что видят, и сообщаю об этом всей группе. Их описания явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но не видит этого другой; один видит рисунок на кружке, но другой видит, что кружка одноцветная и т.д. Ведущий убирает предмет и просит субъектов побеседовать друг с другом о том, что за предмет стоял на столе. Наблюдающие не должны вмешиваться.

В ходе беседы игроки приходят к выводу, что их различность описаний одного и того же предмета зависит от ракурса восприятия предмета. Они меняются местами и убеждаются в правильности вывода.

После этого ведущий предлагает наблюдателям высказать впечатление от происшедшего у них на глазах. Здесь важно проследить, чтобы играющие не пришли к выводу, что «нужно уважать мнение каждого».Объективно мнение каждого имеет свое основание в мире

 

 

 

Да – нет – не может быть

 

Ведущий произносит любое суждение для всей группы присутствующих. Играющие занимают ту позицию, на которой обозначен их вариант ответа.

 

ДА Может быть НЕТ

           
     
 

 


После того, как играющие произвели выбор позиции, можно выслушать мнение и аргументы каждого игрока.

Варианты суждений:

· нет прекраснее на земле существа, чем человек.

· Самое страшное существо на земле – человек.

· Главное в этой жизни иметь деньги.

· Главное в этой жизни быть верным себе.

· Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоевывать.

· Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом.

· Счастливый глух к несчастьям другого.

· Счастливые – самые добрые к окружающим.

Педагогический смысл игры в том, чтобы вызвать активное осмысление вопросов жизни, но не выявление «правильного» суждения.

Игра способствует развитию способности быть субъектом, осознавать свои собственные мнения и отдавать отчет в своих поступках.

Калоши счастья

 

Фабула игры: Фея счастья сообщает Фее печали, что у нее есть «калоши счастья» и тот, кто их наденет, станет самым счастливым человеком. Фея печали возражает: надевший такие калоши обретет немедленное желание от них избавиться.

Ведущий предлагает разрешить спор всем присутствующим.

Ход игры: игрокам поочередно предлагается выбрать карточку и прочитать, какое «счастье» ему досталось. Тут же Фея счастья объявляет, какие блага ожидают играющего, если он согласиться принять это «счастье». А фея печали торопится объявить, сколько неприятностей падет на голову того, кто такое «счастье» приобретет. Играющий делает выбор.

Примерное содержание карточек:

· Станешь очень богатым.

· Тебе подарят собаку.

· Тебя полюбит первый красавец мира.

· У тебя будет модная, красивая одежда.

· Станешь владельцем автомобиля

 

Во время рефлексии следует развернуть идею амбивалентности мира, сочетание противоречий в одном явлении, тесной связи счастья и несчастья, радости и неприятности, удовольствия и огорчения.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.