ДЕЛОВАЯ ИГРА КАКАЯ ТЕМАТИКА ВСТРЕЧ АКТУАЛЬНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ? Цель: овладение методикой проведения фронтальных встреч с родителями, развитие умения определять педагогическую потребность семьи и в соответствии с этим точно формулировать тему встречи для родительской аудитории. Учебная задача: по высказываниям родителей, полученным в ходе интервьюирования с целью выяснения затруднений в семейном воспитании, сформулировать темы встреч, удовлетворяющие потребность родителей в педагогической помощи. Ход игры. Педагоги делятся на группы, каждая из которых получает данные интервьюирования родителей с высказываниями по поводу затруднений, желаний, касающихся отношений с детьми и других проблем семейного воспитания. Опираясь на эти ответы, группа педагогов составляет тематику встреч для родителей; выбирает формы проведения каждой встречи; основные методы общения; определяет категории семей, для родителей, воспитывающих только дочь (сына) и др.); решают, кто может быть ответственным за проведение встречи. Перед началом выполнения заданий между всеми участниками игры согласовывается регламент работы. По истечении времени каждая группа готовит выступление о результатах выполненного задания. Оценивается содержательность тематики, оригинальность формулировок, избранных форм и методов общения, полнота учёта потребностей родителей, представленных в интервью. «ОПРЕДЕЛИМ ЛОГИЧЕСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей. Ход упражнения. Каждый из играющих получает карточку, на которой сформулирован какой – либо из организационных фрагментов проведения или подготовки встречи с родителями. Карточки разделяются участникам игры в произвольном порядке. Посовещавшись в течение регламентированного времени, играющие выстраиваются в том порядке, в котором представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор. Остальные присутствующие педагоги могут возразить, дополнить, оценить выполнение упражнений. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА НА КАРТОЧКАХ 1. Определяется тематика и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а также с учётом данных о семьях воспитанников. 2. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, музыкальный руководитель, медицинский работник и др. 3. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч. 4. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей. 5. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней. 6. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др. «НАЙДИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ» Цель: развитие умения логически последовательно проводить тематические встречи с родителями. Ход упражнения. Педагоги получают отдельные тексты фрагментов сценария встречи и пытаются выстроить последовательность её проведения. Может быть организована параллельная работа нескольких групп педагогов над одним сценарием. План подготовки и проведения встречи – диспута Что помогает взрослым развивать у дошкольника активную жизненную позицию? Предложить родителям высказаться о том, что для них означает выражение «активная жизненная позиция». Можно и нужно ли, на их взгляд, воспитывать её у ребёнка дошкольного возраста? Обсудить две точки зрения на роль знаний в развитии активной жизненной позиции у ребёнка. Первая: абсолютно все знания об окружающей жизни помогают формированию собственной позиции. Вторая: на жизненную позицию больше всего влияют те знания, которые активизируют деятельность и чувственные переживания ребёнка. Предложить высказать своё мнение по поводу слов А.Л. Барто: «Мы слишком боимся разволновать наших ребят, закрываем от них неприятности нашей жизни, лишая их высших чувств, сильных эмоциональных состояний, тем самым мы развиваем в них эгоизм и равнодушие». Сделать небольшое резюме о том, что, воспитывая активную жизненную позицию у ребёнка, важно воздействовать на его эмоционально – чувственную сферу. Предложить нескольким родителям поделиться собственным опытом общения с ребёнком, обогащающим его чувства, знания об окружающей действительности. Предложить послушать магнитофонную запись детских ответов на вопрос: «Что ты знаешь о Москве? Откуда ты это знаешь?» Предложить решить следующую проблемную педагогическую задачу: «Ваш ребёнок во время просмотра кинофильма вдруг заплакал, расстроился оттого, что ему кого – то стало жалко (например, герой фильма погибает). Как вы отреагируете на это?» Предложить родителям выбрать памятки с советами: «Что можно рассказать дошкольнику в музее Л.Н. Толстого»; «Если вы придёте с ребёнком в Третьяковскую галерею…»; «Посетите с ребёнком музей народно – прикладного искусства» и др. В ходе выполнения упражнения педагогам может быть предложено спланировать самостоятельно подготовку к данному тематическому диспуту, можно дать задание внести новые дополнительные фрагменты в сценарий встречи. «А ЧТО, ЕСЛИ…» Цель: развитие у педагога умения гибко реагировать на неожиданности в процессе общения с аудиторией, развитие ощущения уверенности в себе, чувства педагогического такта. Задания 1. Представьте, что вы объявили тему встречи и предложили родителям обсудить её, но никто не хочет говорить, все молчат и смотрят на вас. Как бы вы себя повели? 2. Представьте, что один из родителей, излагая в ходе дискуссии свою точку зрения, разгорячился и совсем «ушёл» от обсуждаемой темы. Он говорит уже несколько минут. Как вы будете реагировать на это? 3. Допустим, что проводимая вами дискуссия продолжается уже целый час. У вас есть ещё 10 – 15 минут для её завершения. Один из родителей ни разу не высказался, хотя несколько раз пытался, но его перебивали другие. Как вы поведёте себя в этом случае? |