ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ПЕДАГОГА НА СЛЕДУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ» УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ХАРАКТЕРА «МИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ» Цель: тренировка и осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций жестами, мимикой, интонацией голоса, темпом речи, паузами, контактом глаз. Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто – то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («быстрей садись»), удивлённо («не ожидала»), вопросительно («что – нибудь случилось»), радостно («наконец – то!»). Вы решили посетить внезапно заболевшего ребёнка. Звоните в квартиру. Вам открывает дверь удивлённая мать. Покажите, как вы успокоите её. Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую сыну ботинки. Вы не ожидали этого, удивлены. Покажите своё удивление. «ОКНО» Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче невербальной информации собеседнику. Вообразите, что с коллегой по работе вас разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании информации, передайте её через стекло. Чем выразительнее и полнее передаётся эмоциональная реакция, тем легче другому расшифровать содержание ситуации. «НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» Цель: осознание личной манеры невербального выражения эмоциональных реакций по поводу различных ситуаций общения (выполняется в паре). Воспитатель: «Вы опаздываете на завтрак, поторопитесь». Отец ребёнка: «Извините, мы вынуждены были задержаться». Воспитатель: «Могли бы вы выполнить маленькую просьбу – постирать фартуки для дежурства детей во время еды»? Мать: «Сейчас я очень загружена на работе, но через пару дней смогу». «ТРЕНИРОВКА ИНТОНАЦИИ» Произнести фразы «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»; «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре» с оттенками иронии, упрёка, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произнесения воспитатели могут сообщать друг другу, удалось ли, на их взгляд, достичь цели воздействия. «ИЗМЕНЯЕМ РОЛЕВУЮ ПОЗИЦИЮ В ОБЩЕНИИ» Объяснение: «Я» в роли «дитя» - позиция подчёркивания особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчинённости. Позиция «Я» в роли «родителя» - стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Позиция «Я» в роли «взрослого» - подчёркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнёром по общению. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трёх названных позиций, что определяется особенностями характера. Попробуем сознательно управлять выбором ролевых позиций в общении. Один из воспитателей произносит фразу в любой из трёх ролевых позиций, другой определяет и обосновывает, какую позицию занимал говорящий. Фразы для упражнения: «Когда – нибудь вы поймёте, что мои требования к ребёнку были справедливы»; «Если вас не затруднит… мне хотелось бы поговорить о вашем ребёнке»; «Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании»… (участники упражнения без труда могут использовать собственные фразы). Изменение задания: каждая фраза произносится во всех трёх ролевых позициях по заказу одного из партнёров по упражнению. Если второму произнесение кажется неубедительным, он просит повторить фразу ещё и ещё раз. «ОТКРЫТАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Нужно сформулировать форму открытой коммуникации в ответ на следующую фразу матери играющим детям: «Перенесите все свои игрушки на стол и там играйте». Воспитатели предлагают свои варианты ответов в форме открытой коммуникации. Затем можно предложить педагогам сравнить две фразы – реакции детей: 1) «Нет, мы уберем, нам нравится играть здесь». 2) «Мама, ты хочешь, чтобы мы прекратили игру?». Какую из фраз можно считать открытой коммуникацией? Почему? «ДАЙТЕ ОЦЕНКУ РЕАКЦИИ ПЕДАГОГА НА СЛЕДУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ» Мать с опозданием привела ребёнка в группу, когда все едят. Слова воспитателя: «Я вижу, вам стоит больших усилий приходить вовремя в детский сад. Чем вам помочь, чтобы Максим мог без спешки включаться в ритм группы?». Следующие упражнения нацелены на использование в общении языка поддержки и соучастия, на осознание ответственности за содержание своей речи, которая может помогать продуктивному общению и положительному воздействию на родителя или, напротив, препятствовать ему. «ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЙ ВАРИАНТ РЕАГИРОВАНИЯ В СИТУАЦИИ» Мать, придя за ребёнком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребёнка. Резюме. Для установления доверительных отношений с семьями воспитанников воспитатель активно даёт понять родителю, что внимательно слушает и слышит его. При этом педагог несёт ответственность за культуру предъявления собственных чувств и мнений. Для сохранения конструктивной позиции в случаях разногласий с родителями воспитатель использует практику анализа собственного вклада в создавшуюся затруднительную ситуацию общения: «Как бы я чувствовала себя на их месте?», «Что я хочу изменить в наших отношениях?», «Можем ли мы говорить без взаимных обвинений и критики?», «Что я чувствую к ним и знают ли они об этом?» и т.п. «РЕШАЕМ ПРОБЛЕМНУЮ ЗАДАЧУ |