ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Глава 14. Как понять, чему учить Я создавал эту книгу как руководство по обучению родителей, учителей и терапевтов, чтобы они могли использовать технику АВА/УВ в процессе обучения детей с аутизмом или другими аналогичными расстройствами. Исходя из этого я не уделяю много внимания вопросу, чему учить. Когда мы говорим о детях с аутизмом, диапазон навыков, которые либо развиваются слишком медленно, либо отсутствуют, настолько ошеломляющий, что никакая книга не может полностью раскрыть эту тему. Кроме того, я мало что могу добавить к тому, что уже создано в этой области в процессе кропотливой работы и представлено в разных формах на различных ресурсах. Некоторые из этих источников я детально опишу ниже. Цель этой главы — предупредить вас о том, что есть и программы, и методы, чтобы научить вашего ребенка всем тем специфическим навыкам, которых ему недостает. Вам важно знать, что это за программы и какую пользу вы можете из них извлечь. Когда вы начнете процесс обучения вашего ребенка и познакомитесь с лучшими техниками, разработанными для обучения детей с аутизмом, вы, скорее всего, будете формировать свой особенный стиль обучения и комбинировать программы с учетом потребностей ребенка. Однако независимо от того, насколько хороший из вас получится учитель, вы всегда будете в поиске новых идей. Понимая это, я включил в данную главу три формальных источника, которые счел наиболее подходящими и полезными, когда определял, чему необходимо научить ребенка. Первые две книги были написаны в 1990-х годах и знакомят с основой программ АВА, а также предлагают способ, как использовать эти программы для учеников на разных этапах обучения. Одна, под редакцией Кэтрин Морис и др. (СаШеппе Маипсе, Ста Огееп, 81ерпеп С. Ьисе), называется «Вмешательство в процесс поведения детей с аутизмом в раннем возрасте» («ВеЬау1ога1 1п1егуеппоп8 юг Уоип§ СЫЫгеп \у'1:п ащ18ш»). Другая, под редакцией Рона Лифа и Джона Макичина (Коп Ьеаг", ЗоЪп МсЕасЫп), называется «Прогресс в работе» («А \уогк ш Рго§ге88»). Оба источника указаны в списке литературы в конце этой книги и рекомендуются для прочтения учителями, терапевтами и семьями, стремящимися найти наилучшие способы обучения детей. Обе книги особенно помогут тем, кто не может найти поддержку специалистов по прикладному анализу поведения и планируют использовать АВА-программу самостоятельно. Хороший и полный учебный план для обучения людей с расстройствами аутистического спектра может быть разработан на основе работ Джеймса Партингтона (Вт. ]ате§ Раплп§юп, РШ) и Марка Сандберга (Вт. Магк 8ипаЪег§, РЫ))1. Протокол АВ1Х8-К™ был написан в 1990-х годах; новое, переработанное издание вышло в 2006 году. Он содержит 25 разных категорий речи и основан на разработанной Скиннером классификации типов речевого поведения. Протокол — это документ, который предлагает самый полный список навыков, представленных в последовательности, связанной с развитием детей с аутизмом в раннем возрасте. Он помогает точно определить, какие навыки отсутствуют у вашего ребенка и каким навыкам его предстоит обучить в будущем. Протокол не содержит программы обучения этим индивидуальным навыкам. Такую программу может составить специалист (сертифицированный аналитик поведения, ВСВА), который прошел специальную подготовку и имеет соответствующий опыт обучения. Использование любой из учебных программ, предложенных в этой главе, без полного понимания принципов анализа вербального поведения поможет вам увидеть только малую часть общей картины. Каждая из этих учебных программ — своеобразный ящик с определенным набором инструментов, который может быть применен для обучения лишь одной группе навыков, необходимых вашему ребенку. Речь идет о двух работах: 1. «ТЬе Авзеазтеп* о!" Ваз1с Ьап§иа§е ап<1 Ьеагпт§ ЗкШз — КеУ18её (АВ1Х8-К)» Ьу Тате$ \У. Райтдюп, РЬ.Б., ВСВА. 2. «ТЬе УегЬа1 ВеЬауюг МПе$1опе5 Аззеззтет апй Р1асетеп1 Рго§гат (УВ-МАРР)» Ьу ТУг. Магк 8ипо"Ьег§, РШ ВСВА. — Примеч. науч. ред. Вы должны хорошо знать особенности своего ребенка, чтобы научить его тому, что ему действительно необходимо, используя методы АВА/УВ, выбирая самые подходящие из всех вариантов доступных программ и учебных планов. Чтобы стать мастером, способным построить уникальную и независимую программу обучения, вам надо верно выбрать необходимый инструмент из нужного набора в определенное время и, используя принципы мотивации и поощрения, заставить этот инструмент работать на вас. Глава 15. Как победить аутизм Знание того, как использовать программы АВА/УВ, позволит вам добиться превосходства над аутизмом. Это знание поможет вам обратить «врагов» вашего ребенка в его лучших друзей. Все, что вы сейчас относите к наиболее трудному или нежелательному в общении с вашим ребенком, может стать достаточно сильным орудием в его дальнейшем обучении, однако это произойдет только в том случае, если вы начнете постоянно использовать принципы АВА/УВ в ежедневном общении с ним. Вы можете использовать техники подкрепления АВА и мотивационные стратегии УВ, чтобы удалить все препятствия и открыть дорогу для вашего ребенка. Многие годы привычка детей с аутизмом повторять, как эхо, считалась негативной. Когда я был моложе, я знал многих детей и молодых людей, которые были способны только повторять все, что они слышали. Одним из них был Тони. Тони — мальчик, с которым я работал,— практически не разговаривал. Если я спрашивал: «Ты хочешь играть в баскетбол?», он повторял, как эхо: «Баскибол, баскибол, баскибол». И хотя Тони мог воспроизвести слово близко к оригиналу, он не мог ответить согласием или отказом — он просто повторял слово, независимо от того, хотел играть или нет. Однако достижения в области АВА/УВ позволили сделать вывод, что дети, которые способны повторять слова других людей, больше не считаются не способными говорить. К тому же способность к повторению слов других людей — это ранний и очень важный шаг в обучении каждого человека. Звуковая (вербальная) имитация — один из девяти функциональных типов речи, которой пользуются все люди. В процессе работы над навыком функциональной речи дети, которые способны повторять эхом, имеют преимущество. Правильный процесс перехода от функции повторения к другим функциям речи, таким как просьба или обозначение предмета, не столь сложен, как это кажется вначале. Методы, которые вы найдете в моей книге, помогут вам научить ребенка этим навыкам. Вам надо хорошо овладеть учебным контролем в процессе общения с вашим ребенком (главы 5 и 6). Вы должны знать, как использовать обучение отдельными блоками (глава 7). Вам важно понять, как и когда эффективно использовать подкрепление и мотивацию (глава 9). Вам надо уметь использовать технику обучения без ошибок с подсказкой и федингом (глава 10) и прибегать к процессу переноса реакции с одной инструкции на следующую (глава 13). Наконец, вам надо знать о существовании нескольких типов речи, выполняющих различные функции в человеческом общении, таких как вербальная имитация, выражение просьбы и обозначение предметов, которые детально описаны в главе 8. Когда вы работаете над переходом от навыка звуковой имитации к навыку обозначения предметов, важно, чтобы ребенок был способен имитировать ваши слова, следуя вашей просьбе. Цель этого процесса — побудить ребенка правильно назвать предмет при ответе на вопрос «Что это?» (при наличии стимула в окружающей среде и без повторения самого вопроса). Начните процесс с предъявления ребенку инструкции и полной подсказки-эхо. Например: «Что это? Мяч!» Если ваш ребенок говорит и может повторить все предложение, вы можете услышать, как он произносит: «Что это мяч». Это, естественно, не то, к чему мы стремимся. В этом случае вам нужно четко разделить вашу инструкцию и вашу подсказку. Вы можете негромко спросить: «Что это?» — и громким голосом подсказать: «Мяч!» Другой способ — это спросить: «Что это?» — и ждать, пока ребенок почти повторит ваш вопрос. Не давая ему повторить, прервите его, сказав: «Мяч». Это обычно обрывает первое эхо и заставляет ребенка повторить только последнее слово — «мяч». Цель этого этапа процесса перехода заключается в том, чтобы ребенок мог различить инструкцию («Что это?») и подсказку-эхо («Мяч»). После некоторого времени работы с ребенком вы сможете легко определить, как представить инструкцию и подсказку так, чтобы побудить ребенка к правильному ответу. После того, как вы получите ответ-эхо, которого вы добивались, подкрепите его, это увеличит вероятность успеха во время последующих повторений. После нескольких опытов подкрепления ребенок будет говорить «Мяч» в ответ на вашу инструкцию «Что это?» в паре с полной подсказкой-эхо «мяч». Следующий шаг—фединг (постепенное уменьшение подсказки). Вам необходимо полную подсказку-эхо привести к частичной подсказке-эхо и помочь ребенку перейти от ответа «мяч» при вашей полной подсказке к ответу с меньшей подсказкой. Это можно сделатьт следующим образом. Вы даете ребенку инструкцию и полную подсказку: «Что это? Мяч». Как только ваш ребенок отвечает правильно, быстро повторите инструкцию, только уже с уменьшенной подсказкой: «М-м-м...» Когда вы повторите это много раз и убедитесь, что ребенок может хорошо сказать слово с частичной подсказкой, начайте переход к полному отсутствию подсказки. Теперь ребенок должен будет ответить «Мяч», когда вы зададите вопрос «Что это?», если он видит мяч или картинку с изображением мяча. Вы не получите правильный ответ с первой попытки. Однако после достаточных повторений ребенок начнет отвечать правильно без вашей подсказки. Мотивация и подкрепление — это ключи для обучения любым навыкам. Относительно навыка ребенка отвечать «Мяч» на вопрос «Что это?» вы должны понимать, что это только начало. Вам предстоит перейти от навыка-эхо к навыку обозначения предметов, а затем продолжать работу над последним навыком до тех пор, пока ребенок не начнет понимать совокупность значений предмета и не сможет начать использовать новые примеры обозначения этого предмета самостоятельно. Подобная стратегия применяется для перехода от навыка-эхо к навыку выражения просьбы, только в этом случае вместо инструкции «Что это?» используют фразу «Что ты хочешь?». Навыку выражения просьбы рекомендуется учить, только когда ребенок действительно хочет предмет, который просит. Ценность и эффективность применения вербальной имитации (эхо) — это только один из многих путей в АВА/УВ, который поможет превратить проблемы вашего ребенка в преимущества. Поведение, при котором ребенок использует самостимуляцию, или ритуальное поведение (8йттт§), — одна из наиболее узнаваемых характеристик аутизма с тех времен, как появилась его диагностика. Хлопание в ладоши, глядение на свет или движущиеся объекты, персеверации, раскачивание, прыжки и вокализации — все это примеры стереотипного (самостимулирующего) поведения. Многие родители считают, что чем быстрее ребенок избавится от подобного рода поведения, тем меньше он будет отличаться от сверстников. Даже если это будет правдой, процесс подавления самостимуляции вряд ли окажется успешным. Во многих случаях ваши попытки избавиться от самостимуляции будут скорее поощрять и подкреплять это поведение. Если вам повезет и вы сумеете погасить определенный тип стереотипного поведения, его место займет другой, доставляя ребенку те ощущения удовольствия или самоуспокоения, к которым он стремится. Благодаря достижениям АВА/УВ самостимуляция не рассматривается сегодня как что-то, что необходимо погасить. Наоборот, она рассматривается как желание ребенка и средство, которое может быть использовано в обучении. Например, ребенку нравится смотреть на блестящие предметы или сквозь них. Вы можете решить прекратить это занятие. Это приведет к тому, что такие предметы станут еще более притягательными для ребенка. Правильнее было бы собрать как можно больше таких предметов, положить их в мешочек и использовать их для мотивирования и подкрепления важных навыков поведения ребенка. Вы можете научить своего неговорящего ребенка жесту «открой», чтобы получить желаемое. Вы можете отработать с начинающим учеником звуки «и», «а», «о» или «у», поощряя его блестящей игрушкой. Если ребенок готов начать учиться читать, можно давать ему желаемый предмет каждый раз, когда он прочитает новое слово. Использование самостимуляции имеет два больших преимущества. Во-первых, ваш ребенок внутренне мотивирован использовать такое поведение, и наше всестороннее использование его мотиваций -— лучшее оружие против проявлений аутизма. Второе преимущество заключается в возможности применить принцип отождествления, или ассоциации. Суть этого принципа в том, что, когда два объекта или занятия соединены попарно, ценность одного из них начинает «стираться» при очевидной значимости другого. С одной стороны, подкрепляющее значение самостимуляции идет на убыль в процессе обучения, тогда как такие факторы, как внимание, фокусирование, глазной контакт и последовательное выполнение ваших инструкций становятся более желанными для ребенка, потому что предполагают сильное подкрепление. С другой стороны, трудности, связанные с проводимой работой, также начнут разрушать подкрепляющее значение самостимуляции. Со временем самостимуляция становится все менее подкрепляющей вследствие постоянного отождествления с работой. Дети используют самостимуляцию, потому что они удовлетворяют желание, которое не было удовлетворено другим способом. Как только вы начнете учить своего ребенка другим, более интересным способам наслаждаться миром, стремление к самостимуляции начнет исчезать. Однако если вы сосредоточены только на сокращении стимуляции, вы обнаружите, что в большинстве случаев она становится активнее. Если вы успешно ликвидируете «стим» в результате наказывающих процедур, но не замените его другим поведением, удовлетворяющим соответствующее желание ребенка, то его место займет другой, более разрушительный «стим». Не пытайтесь скрыть или «не замечать» самостимулирующее поведение. Вместо этого уменьшайте его ценность, используя его в обучении. Постепенно вы увидите, как новые подкрепленные навыки, которым вы учите ребенка, будут занимать все больше места в его повседневной деятельности. Последовательное отождествление стереотипного поведения с менее подкрепляющим предметом или занятием может увеличить значение этого предмета (занятия) при снижении значения самостимуляции. Так, используя самостимуляцию для того, чтобы научить вашего ребенка складывать пазлы, рассматривать книги, играть в догонялки или задавать вопросы, вы заметите, что эти новые виды деятельности все больше заполняют день вашего ребенка, в то время как частота, интенсивность и продолжительность самостимуляции становятся все меньше. Один из наиболее эффективных способов «превратить» врага в друга — это использовать в случае взрывной реакции (истерики) технику гашения. Реакция взрыва — следствие намеренного неподкрепления вами поведения ребенка, которое было подкреплено в прошлом (глава 6). Использование техники гашения является чрезвычайно полезным в сокращении проявлений нежелательного поведения, но имеет и свои неприятные последствия. Одно из них — согласие родителей сдаться и дать подкрепление во время взрывной реакции. В период «взрыва» ваш ребенок будет использовать всевозможные ухищрения в попытке получить то, что он хочет, прежде чем выберет новый, более приемлемый тип поведения, которому вы пытаетесь его научить. Всякий раз, когда родители используют технику гашения, они должны быть готовы выдержать истерический взрыв, где бы и когда бы он их ни застал. Когда родители приступают к процессу осуществления АВА/УВ программ, взрывная реакция — первая проблема, с которой они сталкиваются. Никто не любит смотреть, как ребенок кричит, плачет, наносит удары себе или другим. Так ведут себя дети, неприемлемое поведение которых подкреплялось в прошлом. Многие родители не могут поверить, насколько далеко готов пойти их ребенок в стремлении получить то, что хочет, прежде чем выберет приемлемый тип поведения. Но независимо от вашего отношения к истерикам именно реакция взрыва может стать помощником в вашей работе, если только вы владеете учебным контролем. Например, как только ваш ребенок начинает постоянно и спонтанно делать жест «музыка», начните применять технику гашения для этого жеста. Да, вы провели часы, дни, недели, а иногда даже месяцы, обучая ребенка этому жесту. Но теперь, когда этот жест является сильным в репертуаре вашего ребенка, его использование уже не улучшает навыки ребенка, и вам необходимо перестать подкреплять его. Вместо подкрепления жеста используйте его как сигнал: когда вы кладете руку на переключатель, посмотрите на вашего ребенка и очень четко два-три раза произнесите слово «музыка». Не получая подкрепления за выполнение жеста, как раньше, ваш ребенок, скорее всего, взорвется подобно тому, как делал это в прошлом. Он начнет усиленно требовать то, что хочет получить. Может быть, он попытается сделать жест еще несколько раз. Может быть, он будет пытаться взять ваши руки, чтобы вы сделали жест вместе с ним. Поскольку вы представляете для него понятие «музыка» так же, как вербальную имитацию «музыка», он может даже попытаться сказать слово «музыка» и произнесет звук. Когда он это сделает, подкрепите этот звук, немедленно включив музыку — независимо от того, верный ли звук произнес ребенок. После того, как вы убедились, что ребенок может издать звук вместе с жестом, когда он хочет услышать музыку, вернитесь к технике гашения этого жеста и подкрепляйте ребенка только тогда, когда он попробует произнести звук «м» в паре с жестом. Когда вы начнете получать звук «м» постоянно, снова примените технику гашения уже по отношению к этому звуку и посмотрите, сможет ли ребенок начать произносить звук «му». В конце концов, необходимость использования жестов исчезнет совсем, когда вы начнете слышать слово «музыка», а затем слова «слушать музыку», «можно слушать музыку», выражение «Можно мне послушать музыку?» и, наконец, финальное и желаемое: «Можно ли мне послушать мою любимую музыку, которую поет маленький мальчик? Пожалуйста!» Взрывная реакция на начальном этапе процесса формирования учебного контроля очень сильна, однако чем она сильнее, тем легче ее использовать в будущем для обучения ребенка важным языковым и учебным навыкам. Именно ваша способность понять и использовать в своих целях реакцию ребенка позволит ему добиться прогресса на пути, конечной целью которого является полное восстановление навыков. До того, как вы полностью овладеете учебным контролем, вам будет трудно использовать реакцию взрыва в процессе обучения. Однако как только вы почувствуете власть над силами аутизма, вы сумеете использовать взрывную реакцию как эффективное орудие в борьбе за успешность и благополучие своего ребенка. В процессе «перетягивания каната», освоив весь потенциал АВА/УВ, вы увидите, насколько мощным инструментом могут быть эти программы. Окончательный поворот в вашу пользу может случиться, только если вы поймете: чтобы ваш ребенок научился всему, чему он может научиться, его желание учиться у вас должно быть больше, чем ваше желание научить его. Чтобы достичь этого, каждое взаимодействие должно приводить к подкреплению решения вашего ребенка следовать вашим инструкциям. Сейчас вы, вероятно, делаете более чем 95 % работы, чтобы поддерживать в тонусе взаимодействие между вами и ребенком. Пока вы готовы поддерживать это соотношение, ваш ребенок не научится навыкам, необходимым для развития позитивных отношений. С какой стати он должен прилагать усилия, четко произносить слова, поддерживать зрительный контакт, участвовать в играх и других формах позитивного социального взаимодействия, если вы готовы сделать за него всю работу, связанную с поддержанием взаимодействия? Если в какой-то момент ваш ребенок отказался принять участие в занятии или во взаимодействии с вами, вам лучше повернуться и уйти. Используйте технику гашения относительно его нежелания принять надлежащее участие в процессе общения. Затем позвольте ему расстроиться и «закатить истерику», что непременно поможет ему найти новые и более сложные способы вернуть ваше внимание и получить подкрепления, которые ассоциируются с вашим присутствием. Ваше решение: «Я ухожу, и я имею в виду именно это» — мотивирует ребенка на поиск путей установления взаимоотношений и на проявление все более сложных навыков для развития отношений между ним и вами. Часто родители и терапевты так сильно беспокоятся о способах удержать ребенка за рабочим столом, что непреднамеренно передают ребенку полный контроль над ситуацией. В итоге эта ситуация мало чем напоминает обучение. Ребенок играет в игры с терапевтом, игнорируя трудные инструкции, намеренно совершая ошибки, смеясь и прилагая столько усилий в выполнении заданий, сколько считает нужным. Поскольку ребенок постоянно угрожает уклониться от обучения, родитель, учитель или врач осваивает только один навык: как удержать горе-ученика. Подумайте, чему вы можете научить ребенка, если он полностью контролирует ситуацию? А теперь сравните это с объемом навыков, которым вы могли бы научить вашего ребенка, если бы он действительно был заинтересован в обучении. Вместо того чтобы пытаться удержать своего ребенка в «плену» обучения, лучше использовать семь ступеней учебного контроля и другие процедуры, описанные в этой книге. Затем, когда ребенок попытается контролировать процесс обучения, отказываясь участвовать в спланированном вами занятии, вы всегда можете позволить ему уйти. Если уровень понимания речи у ребенка высок, скажите ему, что занятие закончено и что мама играть больше не будет. Если ребенок — начинающий ученик, можно взять его на руки и повернуть в другую сторону, а затем аккуратно подтолкнуть, чтобы показать, что он потерял право на участие в учебной деятельности. Конечно, потеря доступа к учебной деятельности означает также, что он теряет все свои подкрепления в виде игрушек или игр, которые ей сопутствовали. Если вы все сделали правильно и остаетесь уверены в себе, вы увидите, что ребенок делает попытки перехватить у вас контроль над ситуацией, стараясь своим поведением заставить вас позволить ему вернуться к рабочему столу. По мере того как вы будете показывать, что готовы подчиниться ему, он действительно начнет верить, что это он хочет узнать от вас больше, а не вы хотите его обучать. И когда он продемонстрирует хорошее поведение, позвольте ему вернуться и возобновите урок с самого интересного. Однако если ребенок перестает слушаться и начинает баловаться, используйте мини-последствия (глава 13), чтобы показать ему, что вам ничего не стоит еще раз прекратить занятие. Не стоит недооценивать детей с аутизмом. Поверьте, у них есть желание узнать то, чему вы хотите их научить, но сначала они должны преодолеть чрезвычайно высокую стену, которая стоит между ними и их будущим. Благодаря сочетанию стратегий УВ с принципами АВА мы можем сегодня помогать семьям обучать их детей. Чтобы действительно взять верх над аутизмом, вы должны убедить ребенка, что вас нисколько не волнует тот факт, участвует ли он в процессе обучения. Это единственный путь, спосббный подвигнуть ребенка позаботиться о том, чтобы склонить вас к совместным занятиям снова. Кратко напомню семь ступеней формирования учебного контроля: 1. Ограничьте доступ ребенка ко всем формам подкреплений в окружающей среде. 2. Сделайте так, чтобы ребенок отождествлял вас с подкреплением, тогда времяпрепровождение с вами станет для него увлекательнее, чем без вас. 3. Показывайте, что вы всегда делаете то, что говорите, и говорите то, что действительно имеете в виду. 4. Покажите ребенку, что вы предоставите ему доступ к подкреплению, как только он последует вашим инструкциям. 5. Вы должны знать, какое подкрепление является самым сильным для вашего ребенка. 6. Подкрепляйте каждое положительное взаимодействие с ребенком, работая над усилением соотношения «инструкция — подкрепление». 7. Покажите ребенку, что когда он не следует ва- шим инструкциям, вы не дадите ему доступа к под- креплению. Если вы последовательно используете эти ступени, ваш ребенок будет выполнять ваши инструкции, потому что поймет: это самый быстрый и легкий способ получить то, что он хочет (ступень 4). Вы всегда можете дать ему то, что он хочет, когда он заработает это право (ступень 5). Если он решает не участвовать в процессе обучения именно так, как вы этого хотите, он не получит от вас никакого подкрепления (ступень 7). И если он просто выйдет из комнаты, то он не найдет ничего интересного, чем мог бы заняться (ступень 1). Если вы скажете: «Я уйду в другую комнату, если ты не сядешь за стол», он будет знать, что вы имеете в виду то, что говорите (ступень 3). Поскольку вы отождествляете себя с подкреплением большую часть времени, ваш ребенок скорее согласится слушаться вас, чем позволит вам уйти (ступень 2). Когда вы последовательно выполните все семь ступеней, вы заполните все трещины внизу песчаной стены, о которой мы говорили в самом начале книги. Ребенок не сможет получить подкрепление, не предприняв попытку начать штурм этой стены вместе с вами. Затем, используя мотивации ребенка, вы поможете подняться ему на воображаемой волне мотиваций к самой вершине этой стены. Вы можете предложить ваши инструкции и подсказки, и ребенок вновь попытается получить подкрепление, «карабкаясь» через воображаемую стену — и таким образом проложит себе путь, который с каждым разом будет все легче преодолеть в будущем. Теперь вспомним несколько техник. Если вы используете метод обучения без ошибок, ваш ребенок будет отвечать правильно, при этом уровень получения им подкреплений будет высок. Если вы используете метод арки, вы будете начинать урок с игры и заканчивать урок, оставляя ребенка в тот момент, когда ему все еще очень хочется продолжить общение с вами. Если вы варьируете инструкции, вашему ребенку никогда не наскучат задания, которые вы ему предлагаете. Если вы чередуете трудные и легкие задания, средний уровень сложности работы никогда не будет слишком высоким. Если вы используете метод мини-последствий, ваш ребенок всегда сумеет понять, когда он сбился с пути в поиске правильного ответа, и его мотивации в работе над навыком будут расти. Если вы владеете учебным контролем, используете принципы АВА и техники УВ, у вас есть все инструменты, которые нужны вам для того, чтобы обучить вашего ребенка всему, что он способен освоить — настолько быстро, насколько это возможно. Вы сами будете устанавливать, какое количество усилий должен приложить ребенок для выполнения того или иного задания. Вы сможете решать, как быстро, как громко, насколько ясно, насколько приемлемо должен ваш ребенок демонстрировать определенный навык. Вы можете помогать ему добиться успеха в постоянном процессе «дотягивания» до ваших все возрастающих требований и подкреплять каждую успешную попытку на этом пути. Если ваш ребенок не оправдывает ваших ожиданий, потому что задание трудное, вы можете использовать процедуру коррекции, чтобы научить правильному ответу без разрушения ваших отношений учитель-ученик. Если он не отвечает вашим требованиям, потому что не хочет, вы можете использовать систему мини-последствий или, если необходимо, собрать все свои материалы и выйти из комнаты. Помните, он хочет быть с вами, потому что с вами интересно (ступень 2). Он хочет иметь быстрый и легкий путь к получению подкреплений (ступень 4). Он хочет иметь доступ к своим любимым игрушкам (ступень 1). Полное представление об этих желаниях ребенка позволит вам сохранить контроль на процессом обучения и создать хорошие, основанные на доверии рабочие отношения учитель-ученик. Если вы будете следовать этим ступеням, вы увидите, что ребенок хочет учиться и позволяет вам решать, когда сделать перерыв. Если вы используете эти техники систематически и всесторонне, основываясь на индивидуальных потребностях ребенка, он будет желать, чтобы именно вы обучали его, больше, чем вы будете желать этого. Вам надо будет найти помощника, потому что всегда не хватает времени на то, чтобы научить ребенка всему тому, чему он хочет научиться. Перед началом использования любых процедур, представленных в этой книге, вы должны найти надежного специалиста в области АВА/УВ. Если вы не можете найти никого, кто бы имел соответствующую квалификацию (ВСВА), вы не должны пробовать применять эти техники дома без дальнейшего изучения или специального тренинга (обучения). АВА — это единственная дисциплина в мире, которая учит людей тому, как модифицировать (изменять) поведение в работе над навыками и в выборе правильных моделей поведения. АВА опирается только на научные данные, подтверждающие эффективность применения его принципов. Специалисты не теряют время и энергию, пытаясь определить, что является причиной того или иного поведения. Вместо этого они определяют, что в данный момент приводит к проявлению этого типа поведения и как увеличить или уменьшить такое проявление в будущем. В настоящее время использование принципов АВА — самое эффективное направление для обучения детей с аутизмом. Причина, по которой вы должны искать сертифицированного специалиста в этой области, в том, что эта независимая сертификация (\у\у\у.ЬасЬ.сот) служит гарантией высокой квалификации и серьезного опыта профессионала. Сертификация требует как минимум наличия диплома бакалавра в области, имеющей отношение к психологии или образованию, чтобы стать «Воага1 СеЛШес! А880С1а1е Вепауюг Апа1у81» (ВСАВА), или степени магистра, чтобы стать «Воагё Сегпйео". Вепауюг Апа1уз1» (ВСВА). В дополнение к образованию и опыту специалист должен стать экзамен, включающий знание этических норм, определений, понимание методов, процессов, навыки первоначального тестирования поведения и переоценки процесса интервенции (вмешательства), владеть методами измерения изменений в поведении, знать способы сбора и оценки данных, уметь выбирать цели и стратегии вмешательства, понимать процедуры модификации поведения и системы поддержки. Сертификат специалиста ВСАВА, ВСВА не является пожизненным. Его ежегодное подтверждение требует постоянного обновления знаний в области теоретических исследований и прикладных методов АВА (не менее 12 учебных часов в год). Любой член ВАСВ, которому не будет хватать профессионализма, может быть лишен членства. В настоящее время мы имеем приблизительно 5000 членов ВСВА в 20 странах мира. Значительная часть того, что вы прочли на этих страницах, основана на моем личном опыте помощи детям стать более успешными в жизни. АВА/УВ — это научное направление, которое рецензируется коллегами — представителями научного сообщества, с целью определить ценность применяемых принципов и методов. Пытаясь сделать эту книгу понятной для родителей, учителей или терапевтов, я специально решил не углубляться в какие-либо виды исследований. Старайтесь помочь своему ребенку, основываясь не на том, что я написал, а на том, что, по вашему мнению, будет лучше для него в будущем. Понимание этого может прийти только после детального анализа техник, подходов и исследований, доступных вашему вниманию. За исключением тех нововведений, которые мы предлагаем в Кпозре-АВА (методы арки и мини-последствий, описанных в главе 13), есть доказанное подтверждение эффективности большинства техник и стратегий, которые я описал. Эти исследования можно найти в журналах, посвященных АВА и УВ («тоигпа1 о? АррНеа ВеЬауюг Апа1у81в», «ТЬе Апа1у818 оГ УегЬа1 ВеЬауюг»), в исследованиях Института Ловааса (Ьоуааз 1п8ппле, ТЬе ^У^§сопз^п Еаг1у Ашлзгп Рпуест.) и многих других. Еще больше доказательств можно найти в материалах семинаров доктора Партингтона, доктора Сандберга и доктора Карбоне (Ог. Рагпп§юп, Ог. 8ипаЪег§, Вт. СагЬопе) и других. Эти доказательства могут быть так же найдены в книге Кэтрин Морис с коллегами «Вмешательство в поведение детей с аутизмом» (Сатеппе Маипсе «ВеЬауюга1 1птегуепПоп8 Гог СЬПагеп \уп:Ь Ашлзт»), а также в других источниках, включая те, что указаны в конце этой книги. Присоединяйтесь к сообществу АВА/УВ в Интернете. Посещайте семинары, проводимые специалистами ВСВА, такими как доктор Винсент Карбоне, доктор П. Макгриви, доктор Джеймс Партингтон, доктор Карл Сандберг, доктор Бобби Ньюман, Кристина Бурк, МА (Ог. Ушсе СагЬопе, Ог. Раитск МсОгееуеу, Вт. Татез Раплп§топ, Ог. Саг1 8ипаЬиг§, Ог. Магк 8ипсюиг§, Ог. ВоЬЬу Ые\утап, СппзПпа Вигк, МА) и в том числе мной. Эти семинары призваны показать вам, как пользоваться принципами АВА/УВ, чтобы помочь вам взять верх над аутизмом. Заключение Спасибо вам за чтение моей книги о методе анализа вербального поведения. Эта книга является краткой версией более полного моего издания «Дорога к восстановлению. Взять верх над аутизмом» («Есшса1:е Тобаго" Яесоуегу: Тштпп§ те ТаЫе§ оп Аипзт»). В ней я глубже и детальнее рассматриваю каждую тему, описанную в этом руководстве, а также другие темы, важные для родителей детей с аутизмом и похожими расстройствами, такие как обучение навыкам гигиены, управление поведением ребенка, способы развития взаимоотношений (К.е1апопа1 БеуеЬртеЩ 1п1егуеп1юп, КГЛ), использование программ АВА/УВ в школе, этика АВА, различие между обучением отдельным навыкам и настоящим обучением, ведущим к восстановлению. Если вы нашли полезной данную книгу, я настоятельно рекомендую приобрести также и полную версию. Адаптированный словарь понятий АВА Вербальное поведение (УегЪа1 Векауюг) — любое поведение, которое возникает и поддерживается при взаимодействии с другим человеком. Взрывная реакция (Ехйпсйоп Виг$1) — период от момента, когда нежелательное поведение становится более интенсивным, чем обычно, до момента, когда оно начинает уменьшаться. Вспомогательная коммуникация (Аи§теп1аНуе Соттитсайоп) — общение с использованием каких-либо вспомогательных средств. Гашение избегающего/уклоняющегося поведения {Езсаре Ехйпсйоп) — процесс, при котором ребенок не может уклониться от учебной задачи или ситуации и вынужден подчиниться требованиям. Дискриминативный (определенный) стимул спттайуе 5йти1ш, 8°) — любой элемент окружающей среды, который вызывает проявление определенного поведения. Дифференциальное подкрепление (Р1$егепйа1 Кет/огсетеМ) — процесс предоставления разного (дифференциального) количества подкрепления для разных типов поведения или разных уровней поведения. Звуковая (вербальная) имитация (УегЪа! 1тИа-йоп) — имитация звуков и слов. Интравербальное действие (1п{гауегЬа1) — речь, жест или действие в ответ на слова или жесты других людей. Командный язык (1трегай\е Ьап§иа§е) — язык общения, используя который, вы предполагаете получить ответ (реакцию). Конкурирующее поведение (СотрейщВеИауюг) — любое поведение, которое человек не может продемонстрировать одновременно с проявлением проблемного поведения. Метод интенсивного обучения (1п1етюе Тпа1 ТеасЫщ, 1ТТ) — обучение в соответствии с запланированными ранее целями при отсутствии естественной мотивации. Метод обучения отдельными блоками (01$сге1е Тпа1 ТеасЫп§, ЭТТ) — процесс обучения для формирования целевого поведения, составными частями которого являются дискриминативный стимул (8°) и подкрепляющий стимул, или подкрепление (8К). Моторная имитация (Мо1ог 1тИайоп) — копирование (имитация) жестов, движений и мимики. Называние (Тас1, Тасйп§, от англ. Соп1ас1) — умение обозначать предметы: процесс узнавания и обозначения предметов и явлений с помощью слов или средств вспомогательной коммуникации. Наказание (РитзНег) — все, что выступает в роли наказания. То, что происходит после проявления поведения и ведет к уменьшению вероятности того, что поведение повторится при подобных обстоятельствах. Это также удаление чего-либо из окружающей среды после проявления поведения, что ведет к уменьшению вероятности проявления подобного поведения в будущем. Обучающий блок (Висге1е Тпа1 Тгатт§, ОТТ) — разовая попытка (проба) обучения. Один из блоков обучения. Обучение без ошибок (ЕггоНезз Ьеагпт%) — процесс, при котором новые требования отождествляются с минимальной подсказкой, необходимой для пробуждения правильного ответа. Целью этого процесса является создание образца подкрепления для определенного желаемого поведения. Обучение в естественной среде (ИаШга1 Етгггоп-теШ ТеасМп§, ЫЕТ) — обучение в соответствии с ранее запланированными целями в естественной окружающей обстановке. Стимулирует проявление у ребенка инициативы при наличии естественной мотивации. Ответ (Кезроте) — реакция, проявляющаяся после предъявления дискриминативного стимула (8е). Отрицательный подкрепляющий стимул (Ые§а-И\е Кет/огсетеМ) — удаление чего-либо из окружающей среды после проявления поведения, что ведет к увеличению вероятности того, что это поведения повторится в будущем при подобных обстоятельствах. Персеверация (РетеуегаНоп) — необычайно сильное влечение к предмету или виду деятельности. Письмо (Ц^гШп§) — навык правописания прописью или печатными буквами. Побуждающее условие (ЕМаЪШкт^ ОрегаНоп, ЕО) — условие, при котором временно изменяется ценность следующего за поступком последствия и увеличивается (уменьшается) частота проявления целевого поведения в будущих ситуациях, связанных с данным последствием. Поведение (Векауюг) — любые измеряемые перемены в человеке, оказывающие влияние на окружающую среду. Повествовательная речь (Оес1агаИуе Ьап§иа§е) — описание событий, не требующее ответной реакции другого человека. Подкрепление (Кет/огсетеШ) — все то (предметы, занятия, похвала), что происходит непосредственно после проявления поведения и увеличивает вероятность проявления данного поведения в будущем. Подкрепляющий стимул (Кегп/огст§ 8йти1ш, 8К) — любое последствие, которое создает историю подкрепления определенного поведения. Подсказка (Рготр() — все то, что можно добавить к инструкции дискриминативного стимула (8°), чтобы помочь ребенку дать правильный ответ. Положительный ослабляющий стимул (РозШуе РитзктеЫ) — привнесение чего-либо в окружающую среду после проявления поведения, что ведет к уменьшению вероятности того, что поведение повторится при подобных обстоятельствах. Положительный подкрепляющий стимул (Рсш-Цуе Кет/огсетеп() — привнесение чего-либо в окружающую среду после проявления поведения, что ведет к увеличению вероятности того, что поведение повторится при подобных обстоятельствах. Понимание речи, или рецептивная речь (КесерИхе Ьап§иа§е), — способность следовать инструкциям, не связанным с необходимостью вербального ответа на них. Последствия (Сопзедиепсе) — то, что происходит сразу после проявления поведения и позволяет осуществлять контроль над рассматриваемым поведением. Предшествующий стимул (АЫесейеШ) — событие или явление, имеющее место непосредственно перед проявлением поведения. Прикладной анализ поведения (АррНеа1 Векауюг Апа1уш, АВА) — научно обоснованный подход к обучению. Просьба (Мапа1, МапсИщ, от англ. Соттапа*) — акт выражения просьбы (словами или средствами альтернативной коммуникации) с целью получить что-либо. Различение предметов по описанию признака, функции и класса объектов (Кесерй\е Ъу РеаШге, Рипсйоп ог С1а$5, КРРС) — умение идентифицировать объекты по категориям. Самостимуляция (8Иттт§) — стереотипное поведение, повторяющиеся действия, движения, выполняющие роль самостимуляторов. Спонтанная речь (ЗропШпеош Ьащиа^е) — любое вербальное поведение, инициатором которого является ребенок. Спонтанное обучение («Оп-(ке-Моуе» ТеасЫщ, ОТМ) — незапланированное обучение в момент проявления естественной мотивации (экспромтом). Текстуальное действие (ТехШа!) — навык чтения. Требование, указание, инструкция, дискриминатив-ный стимул (ВетапаУП1гесНоп/1пз1гисНоп/80) — требования, предъявленные ребенку. Фединг (Рготр( РааЧпз) — постепенное систематическое уменьшение подсказки после предъявления инструкции или указания. Целевой ответ/реакция (Таг§е1 Кезропзе) — поведение, которое вы намереваетесь вызвать. Эхо (Ес/югс) — повторение звука или слова. Язык жестов (8щп Ьап^иа§е) — вспомогательная система общения, основанная на использовании жестов. [1] Понятие «терапевт» приводится в значении «тренер» — специалист, обучающий ребенка и оказывающий помощь родителям. Иногда в том же значении используется термин «терапист». — Примеч. ред. (далее без помет). [2] Здесь и далее под словом «поведенческий» автор подразумевает теорию бихевиоризма и принятые в ее рамках методы (см. далее пояснения в тексте). [3] Инклюзивным называется образование, доступное для всех (в данном случае детей), в том числе и для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями или с особыми потребностями. [4] Прикладной анализ поведения, или сокращенно ПАП,— применяемое в России название метода АВА. Это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма применяются для улучшения социально значимого поведения. Далее в тексте для этого термина будет применяться сокращение АВА. [5] Здесь и далее слова «ребенок», «дети» будут употребляться в значении «с аутизмом». [6] В России в данном значении иногда используется термин «руководящий контроль». [7] Согласно принципу Премака, ребенку разрешается делать то, что ему нравится (часто повторяющееся поведение — например, смотреть ТВ), только после того, как он выполнит нелюбимое дело (редко повторяющееся поведение — например, убирать игрушки), как следствие, частота повторения последнего увеличится. [8] В России данный подход применяется в логопедии и дефектологии.— Примеч. науч. ред. [9] Для получения более подробной информации о том, как использовать поведенческие классификации речи в контексте АВА/УВ, автор рекомендует обратиться к книге «Преподавание языка для детей с аутизмом и другими отклонениями в развитии», написанной доктором Марком Сандбергом и доктором Джеймсом Партингтоном (Е)г. Магк ЗипйЬегё апа Вт. Татез Раг1т§4оп, «ТеасЬт§ Ьап§иа§е 1о СЫ1с1геп ■шЙ! АиПзт апй оЛег Оеуе1ортеп1а1 01заЪШиез»). [10] В российской педагогике и дефектологии немало исследований, посвященных обучению речи, в том числе глухих и слепоглухих детей.— Примеч. науч. ред. |