ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Семь ступеней формирования учебного контроля • Ступень 1. ваш ребенок должен знать, что вы полностью контролируете все предметы, которые он хотел бы получить или с которыми он хотел бы поиграть, и только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении. Любая вещь, с которой ваш ребенок любит играть, 'способна служить для ребенка потенциальным подкреплением при проявлении желательного поведения. Ваш контроль над этими предметами имеет важное значение на раннем этапе формирования учебного контроля. Это не значит, что ребенок будет полностью лишен этих привлекательных объектов. Наоборот, У него должна быть возможность получить их, если он станет следовать простым инструкциям и вести себя хорошо. Именно вы создаете обстановку, окружающую вашего ребенка. Вы выбираете, что ему купить, что надеть, на чем спать и что есть. Как родитель, вы ответственны за решение приобрести что-либо, когда он нуждается в этом, и удалить то, в чем у него нет необходимости. Это происходит независимо от того, используете ли вы это обстоятельство при обучении ребенка. Первая ступень формирования учебного контроля — это принятие решения о том, какие из окружающих предметов ваш ребенок может использовать и что он должен сделать для того, чтобы вы предоставили ему эту возможность или лишили его этой возможности. Чтобы ограничить доступ к подкреплению (вещи или игрушке), положите привлекательные для ребенка предметы в такое место, откуда они будут ему видны, но в то же время окажутся недоступны для него. Убедитесь, что ребенок знает, где теперь находятся эти предметы. Для маленьких детей можно использовать прозрачный контейнер, для детей постарше подойдет шкафчик или ящик с замочком. Постарайтесь не убирать предмет, когда ребенок с ним играет, даже если это означает, что вам надо дождаться, пока ребенок уснет или покинет комнату. Контроль над подкреплениями очень важен уже в самом начале работы с ребенком. Как только вы видите, что ребенок теряет интерес к подкреплению, вы должны его сразу убрать. Если вы заметите, что ребенок пытается получить какой-либо предмет, играет с ним, держит в руке или рассматривает что-то, что вы не считали привлекательным для ребенка и к чему не планировали ограничить доступ, запишите это и, как только он закончит играть, уберите предмет в недоступное для ребенка место. В этом случае вы сможете использовать этот предмет позже как возможное подкрепление. Если у вашего ребенка есть любимые занятия, подумайте, как вы могли бы контролировать их. Батуты можно повесить на стену, шторы могут быть задернуты, качели могут быть подвешены и не доступны, когда не используются. Как только вы получили полный контроль над доступом ребенка к излюбленным предметам и занятиям, вы можете начать использовать эти предметы по собственному усмотрению, основывая свое решение на инструкциях следующих ступеней. • Ступень 2. Докажите ребенку, что с вами интересно. Каждый эпизод общения должен привносить новый опыт в жизнь ребенка и быть ему в радость, чтобы в дальнейшем ребенок следовал вашим указаниям по своему желанию и хотел проводить с вами как можно больше времени. ' Лучшие программы АВА/УВ отводят процессу отождествления/ассоциации обучающего с удовольствием от занятий и подкреплением приблизительно 75% времени, предназначенного для общения с ребенком. Этот процесс должен основываться на мотивации ребенка и включать язык невербального общения и повествовательную речь. Повествовательная речь сообщает ребенку о ваших мыслях и чувствах, не требуя от него никакой реакции. Называйте предметы, с которыми играет ребенок, его действия, свои и его чувства: «Это мяч. Он большой и красный. Мы играем в мяч. Мне нравится играть с тобой!» Вам необходимо учить ребенка повествовательной речи, моделируя ее в процессе вашего общения. Вы должны уметь делиться мысля-ии, идеями, используя смешные ситуации, не боясь токазаться глупым и не требуя ничего взамен. Чтобы сформировать в сознании ребенка связь иежду вами и подкреплением, следуйте интересам вашего ребенка и дайте ему возможность играть с лю-5ым предметом, игрушкой так долго, как только вы можете находиться с ним. Сделайте игровое время ре-Зенка привлекательным для него потому, что вы часть этого времени. Если ребенок хочет слушать музыку, вы должны быть тем, кто даст возможность ее послушать. В процессе прослушивания вы можете держать его на руках, прыгать и танцевать с ним. Если ребенок захочет уйти, начнет играть с другой игрушкой или перестанет слушаться, вы можете выключить музыку. Но как только он вернется в комнату или перестанет капризничать, сразу же снова включите музыку. Помните, на начальной стадии обучения и установления учебного контроля важно продемонстрировать ребенку, что вы включите музыку, как только он вернется в комнату или прекратит вести себя плохо. Другая прекрасная возможность для отождествления себя с подкреплением — когда ребенок раскачивается на качелях. Вы можете сделать это занятие более интересным, играя с ребенком, пытаясь поймать его или пощекотать во время раскачивания. Попробуйте раскачать его сильнее или закрутить на качелях. Притворитесь, что уклоняетесь от качелей в последнюю секунду. Понаблюдайте, что заставляет его улыбаться, и это поможет вам сделать простое занятие в вашей компании более привлекательным, чем без вас. Связывайте свое присутствие с наиболее сильными подкреплениями. Записывайте все предметы и занятия, которые интересны ребенку, и подумайте, как сделать их более привлекательными. Постарайтесь, чтобы он получал все больше удовольствия от занятий с вами — такого удовольствия, которое он не мог бы получить, играя в одиночестве. Постарайтесь, чтобы эти занятия ему не надоедали. Это иногда намного труднее, чем кажется. Если вы не умеете играть с ребенком, вы должны учиться этому. Это просто необходимо, чтобы стать хорошим учителем. • Ступень 3. Покажите ребенку, что вам можно доверять. Всегда говорите то, что думаете, и имейте в виду то, что говорите. Если вы даете ребенку инструкцию сделать что-либо, не давайте ему подкрепления, пока он ее не выполнит. Эта ступень разрешает вам помогать ребенку в достижении успеха, если в этом есть необходимость. Общаясь с ребенком, вы должны использовать командный язык (1трегаПуе Ьап§иа§е) только в течение 25 % от всего времени общения и только когда вы не вовлечены в процесс увлекательных занятий с ребенком. Командный язык — это форма обращения к ребенку, когда вы ожидаете от него какой-то реакции (слова, жеста, действия). Прежде чем что-либо потребовать, вы должны понять, что именно хотите услышать в ответ, чего именно вы ждете от ребенка. Поощрять следует только приемлемый, с вашей точки зрения, отклик на ваши инструкции. Во время учебного процесса не подкрепляйте ребенка за попытки уклониться от обучения. Когда вы предь, являете распоряжение или инструкцию (их называю} также дискриминативными стимулами), вы должны ожидать от ребенка выполнение этих распоряжений или инструкций. Дискриминативный (определенный) стимул (018спгшпапуе 8т.птш1ш, 8°) — это сигнал означающий, что подкрепление доступно. Когда вы используете подкрепление в образовательных целях, ваши инструкции являются указателями, которые дают сигнал ребенку, что определенный тип поведения приведет к положительному результату, другие же — нет. Вы не должны предоставлять ребенку подкрепление, пока он не ответит на ваш сигнал правильно. Если вы не поощряете моменты, когда ребенок игнорирует ваши инструкции, рано или поздно он выберет обучение (последует инструкциям), так как вы подкрепляете такой выбор. И чем последовательнее вы будете, тем чаще ребенок станет выбирать, обучение. Выраженные командным языком требования ребенок должен слышать от вас в течение всего дня в разных ситуациях. Иногда вы можете обучать ребенка в тот момент, когда он хочет посмотреть телевизор — в этом случае вы включите телевизор, только если ребенок выполнит инструкцию, и через некоторое время незаметно выключите, чтобы дать следующую инструкцию. А когда он хочет прыгать на батуте, вы можете учить его на полу, используя доступ к батуту как подкрепление. Если ребенок хочет есть чипсы, вы можете обучать его чему-либо на кухне, подкрепляя его хорошее поведение любимыми чипсами. Место, где будет проходить обучение, не имеет значения. Собственно, вы должны намеренно стремиться обучать ребенка в любой ситуации и в разное время дня. Самое важное, чтобы он участвовал в процессе обучения по собственному желанию и чтобы у вас было много возможностей обучать его разным навыкам в течение дня. Вид подкрепления, который вы используете в работе над навыком, должен зависеть от текущей мотивации ребенка — от того, что он хочет получить или чем он хотел бы заняться в данный момент. Помните, дать подкрепление — это не значит просто дать что-то, что ребенок любит, после того как он выполнит ваше указание. Скорее, это создание обстоятельств, которые повысят вероятность выбора ребенком подобного поведения в будущем. Внимательно контролируя окружающую ребенка обстановку (ступень 1) и создавая приятную игровую атмосферу, вы станете самым сильным постоянным подкреплением (ступень 2) для вашего ребенка. При этом вы будете продолжать использовать другие любимые предметы в качестве подкрепления, открывая доступ к ним только тогда, когда работа хорошо выполнена. Имейте в виду: предметы и занятия, которые влияют на текущее поведение вашего ребенка, часто будут не теми, которые вы планировали использовать. Подкрепление работает только тогда, когда напрямую влияет на повышение вероятности повторения поведения в будущем. Не зацикливайтесь на предлагаемых примерах или еде, чтобы подкреплять поведение своего ребенка в определенных учебных ситуациях. Выбор подкрепления должен быть сделан на основе наблюдения за тем, что ваш ребенок предпочитает в данный момент. Попробуйте не рассматривать подкрепление как конкретный предмет. Представьте его как свободные потоки привлекательных предметов и позитивного опыта, движущиеся навстречу друг другу между вами и ребенком. Чтобы говорить то, что вы подразумеваете, и подразумевать то, что вы говорите, вы должны очень тщательно подбирать слова. Если вы задаете ребенку вопрос, он должен иметь возможность на него ответить. Помните, вы должны уважать решение ребенка, даже если это идет вразрез с идеями вашего преподавания. Это означает, что вам надо продумать возможные ответы до того, как вы зададите вопрос. Например, вы спросили ребенка, хотел бы он работать с вами или нет, и получили отрицательный ответ. Ответ ребенка не является неправильным. На самом деле вы дали ему возможность выбора: работать или не работать. Он выбрал не работать. Вы должны понять, что это было ваше решение — поставить вопрос таким образом вместо того, чтобы дать четкую инструкцию, и что именно это и создало проблему. Вы можете избежать излишней запутанности, используя более точные инструкции. Говорите то, что имеете в виду, и имейте в виду то, что говорите. Если вы хотите, чтобы ребенок сделал точно то, что вы просите, используйте прямые инструкции. Когда вы говорите: «Сядь», «Иди ко мне» или «Сделай так», вы должны всегда дожидаться соответствующей реакции от вашего ребенка. Если у вас в руках мяч, с которым ребенок хочет играть, и вы даете ему конкретную инструкцию «Сядь», вы не должны давать ему мяч, пока он не выполнит инструкцию. Если он не садится, придержите мяч и другие формы подкрепления до тех пор, пока он не выполнит инструкцию. И наоборот, если вы спросите, хочет ли ребенок подойти и присесть, вы должны уважать его решение не подходить, и тогда мяч и другие предметы подкрепления должны оставаться доступными для него. Помните, что первая ступень требует комплексного ограничения подкреплений. Если у вас в руках мяч, которым хочет поиграть ваш ребенок, и рядом больше нет ничего из того, что ему хотелось бы иметь, он в конце концов самостоятельно решит сесть только ради того, чтобы получить доступ к мячу. Постарайтесь найти пути, чтобы предложить больше подкреплений, когда ребенок показывает навык без вашей помощи, и меньше, когда вы помогаете ему дать правильный ответ. Например, в ситуации, когда вы попросили ребенка сесть и ему требуется какое-то время на то, чтобы подойти к вам и выполнить инструкцию с вашей помощью, вы можете попросить его выполнить еще что-то быстро до того, как дадите ему мяч. Однако если он немедленно подходит к вам и садится без вашей помощи, вы можете поднять его на руки, пощекотать, поиграть и, конечно же, дать мяч. Необходимость подсказки или повторения инструкции могут указывать либо на то, что ценность общения с вами недостаточно велика, либо на то, что вы каким-то образом провоцируете его попыткууклониться от выполнения задания. Возможно также, что ребенок никогда и не был заинтересован в таком подкреплении (например, в мяче). Может случиться, что причиной игнорирования ребенком ваших слов стал факт быстрого повторения вами инструкций. Чтобы избежать необходимости чрезмерных подсказок, вам надо постараться определить и закрепить мотивацию ребенка (его желание делать что-либо) до того, как озвучите инструкцию. Если же вы получите отрицательный ответ, придется пересмотреть свои слова и действия. Эту тему мы обсудим в главе 6. • Ступень 4. Покажите ребенку, что только следуя вашим инструкциям, он сумеет получить то, что хочет. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремление участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт. Когда вы установите контроль над предметами , или событиями, которые подкрепляют поведение, вы можете начать использовать их в процессе обучения и поддержания приемлемого поведения. Эффективно следовать этому поможет принцип Премака (Ргетаск'к Ргикпрю)[7]. В нашем случае этот принцип означает, что ребенок должен следовать указанию или вести себя хорошо до того, как вы разрешите ему получить то, что он хочет. Принцип Премака еще известен как «правило бабушки»: «Прежде чем получить десерт, ты должен съесть свой ужин». Чтобы ребенок научился следовать этому правилу, вы должны каждый раз инструктировать ребенка до того, как дадите ему что-либо, что он очень хочет от вас получить. Ваши распоряжения должны звучать так: «Сначала выброси это в мусор» или «Садись, и я тебе это достану». Чем больше возможностей вы используете для подкрепления поведения ребенка чем-то, что ему нравится, и в случае, когда он выполнил ваши указания или продемонстрировал хорошее поведение, тем быстрее он научится понимать, что следовать правилам — это лучший способ получить желаемое. Не поддавайтесь искушению спрашивать ребенка, что он хочет, до того, как вы объясните ему требования, необходимые для выполнения задания. Даже если вы считаете приемлемым для себя попросить ребенка сделать что-то прежде, чем выполнить его просьбы, старайтесь избегать шаблона «если... то...». Такой прием — быстрый путь к тому, чтобы получить от ребенка то, что вам надо, но впоследствии он может привести к проблемам и ограничениям. Всегда лучше сделать ребенку сюрприз, давая ему предмет или предлагая занятие, которое, по вашему мнению, он хотел бы получить, уже после того, как предпочтет приемлемое поведение нежелательному. Использование заявления «если... то...» не помогает ребенку сделать правильный выбор. Наоборот, оно провоцирует его начать пререкания с вами. Он может решить участвовать в общении с вами только после того, как оценит, стоит ли награда того, чтобы следовать вашим указаниям. Заявления «если... то...» ослабляют ваш контроль над процессом общения и передают его ребенку. Меньше всего вы хотели бы, чтобы ваш ребенок начал оценивать, сколько усилий он должен приложить для того, чтобы получить обещанную вами награду. На практике разница может выглядеть неуловимой, однако она чрезвычайно важна. Вы хотите, чтобы ваш ребенок выбирал приемлемые типы поведения потому, что они всегда в его собственных интересах. Это относится ко всем людям и работает в том случае, когда подкрепление проявленного поведения разнообразно и непредсказуемо. Чтобы быстро пройти первые ступени раннего этапа овладения учебным контролем, предоставьте ребенку в течение дня сотни возможностей выбирать приемлемые типы поведения, основанные на ваших инструкциях, немедленно подкрепляя каждый правильный выбор поведения. Как только вы получите контроль над видами подкрепления поведения вашего ребенка, вам будет легче предоставить ему возможность следовать вашим инструкциям. Поскольку у вас есть контроль над его любимыми предметами и занятиями, ребенок должен прийти к вам, чтобы получить то, что он хочет. И когда он придет, вам останется лишь попросить его вначале что-либо сделать. Это может быть просто просьба возвратить игрушку, с которой он только что играл, дотронуться до собственного носа, выключить телевизор или повторить просьбу, используя более приемлемые слова. Начните с простых задач. Будьте осторожны, да-ваЯ указания, для выполнения которых у вас нет подсказки. Невербальным способом, таким как моторная имитация (воспроизведение с помощью жестов), можно сопроводить инструкции, которые требуют вербального ответа. Используйте подсказки с учетом уровня развития навыков вашего ребенка и его желания участвовать в общении с вами. Если ваш ребенок отказывается участвовать или не может говорить, вы не можете помочь ему захотеть сделать это. Вам остается только ждать или уступить. Напомню, что выполнение инструкций должно быть в радость ребенку. Чтобы добиться этого, инструкции учебного контроля должны заканчиваться игрой и общением: можно пощекотать ребенка, похвалить, «ударить по рукам». Способы подкрепления поведения, включая похвалу, описаны в главе 7. • Ступень 5. Используйте метод подкрепления. На ранних этапах овладения учебным контролем используйте подкрепление каждый раз, как только получаете положительную реакцию на ваши инструкции. Постепенно перейдите к возрастающему переменному соотношению подкрепления (УапаЫе КаПо ог* КеттЪгсетепт.). Постоянное подкрепление для усиления поведения важно потому, что ваш ребенок должен понять, что в результате определенного поведения он получит то, что хочет. Поведение людей предсказуемо, когда речь идет о вознаграждении. Другими словами, мы все выбираем те типы поведения, которые в итоге приведут нас к возможности получить желаемое под. крепление. Даже если это всего лишь чувство гордо, сти за наши достижения, такая награда будет лежать в основе того, что мы делаем. Понимание того, что правильный выбор поведения ведет к хорошему вознаграждению, появится только в том случае, если каждый правильный выбор завершится положительным результатом. Поскольку большинство этих решений основаны на выполнении инструкций, которые вы даете ребенку, он увидит, что следование инструкциям есть необходимое условие получения награды. Связь между четкой инструкцией и правильным выбором типа поведения, ведущим к эффективному вознаграждению, не останется незамеченной для ребенка, который знает, как получить то, что он хочет. Ребенок учится понимать, что это в его интересах — слушать ваши распоряжения и правильно, на них реагировать, и поэтому он будет стараться сделать то, что вы хотите от него получить. В конечном счете он начнет сам приходить к вам за возможностью учиться, потому что он знает — это первый шаг к его любимым вещам. Осознание важности присутствия других людей — первый шаг к выходу из рамок аутизма. Но такое осознание придет только в том случае, если вы постоянно делаете все для того, чтобы ваш ребенок, следуя вашими указаниям, сумел быстро получить награду. Это означает, что вы должны постараться не оставить ни единого случая более-менее хорошего ответа вашего ребенка без подкрепления. Всегда можно как-то ооШРить ребенка: пощекотать, покрутить в воздухе или просто крепко обнять. Подкрепляя желательное поведение всякий раз, вы заявляете, что в подобных сйтуациях вы хотите снова видеть именно такое поведение. Как только ваш ребенок поймет это, он также осознает, что отсутствие подкрепления означает, что вы не хотите видеть это поведение впредь. Если вы овладели учебным контролем, вы можете медленно начать процесс уменьшения количества подкреплений за определенное количество правильных ответов. Соотношение «ответ-подкрепление» — это количество приемлемых ответов ребенка, необходимое для получения им одного подкрепления. Чтобы увеличить соотношение ответ-подкрепление (то есть создать режим более редкого подкрепления), вам надо перейти от подкрепления каждого отдельного ответа (1:1) к подкреплению каждого второго, третьего и даже четвертого ответа (2:1, 3:1, 4:1) в ситуациях, когда ребенок следует инструкции. В конечном счете, вы можете ждать дольше. Когда ребенок проявляет желание принимать участие в учебном процессе, переходите от соотношения один к одному (одно подкрепление на каждый ответ) к переменному соотношению (УапаЫе Капо, УК) — два к одному или три к одному. Это означает, что в среднем вы будете поощрять два или три положительных ответа ребенка каким-либо материальным предметом. Дальше вы можете перейти к подкреплению в среднем каждых пяти положительных ответов. И наконец, перейдете к соотношению десять к одному или больше. Причина, по которой мы используем переменное соотношение подкреплений, в том, что, по данные научных исследований, использование переменного (непредсказуемого) соотношения подкреплений более эффективно для побуждения к постоянным и правильным ответам, чем использование постоянного и предсказуемого графика предоставления подкрепления. • Ступень 6. Покажите, что вы знаете приоритеты вашего ребенка так же хорошо, как и свои собственные. Определите и запишите каждый предмет или занятие, которые могут быть использованы как подкрепление для вашего ребенка. Затем понаблюдайте, что именно он предпочитает в разных ситуациях. Эти предпочтения могут постоянно меняться, так что вам надо постараться подмечать, что ему действительно* хотелось бы получить больше всего в то время, когда вы с ним занимаетесь. Составьте список предпочитаемых предметов-подкреплений и поделитесь им со всеми взрослыми, кто так или иначе взаимодействует с вашим ребенком. Выделите в этом списке первичные (еда), вторичные материальные (несъедобные) и вторичные социальные (общение и занятия) подкрепления. Приложите максимум усилий, чтобы найти как можно больше разнообразных подкреплений и заполнить этот список. Ваш ребенок должен иметь возможность работать за широкий спектр подкреплений. Каждый день вы должны пытаться найти и добавить одно или два новых подкрепления. Лучший путь найти новое подкрепление (предмет иЛи занятие) для ребенка — это выяснить, что в настоящее время работает как подкрепление, и разобраться, какие именно свойства этих подкреплений привлекают вашего ребенка больше всего. Выясняйте, какие новые предметы или занятия со сходными качествами позволят вам пополнить список подкреплений вашего ребенка. Привычки, ритуалы и самостимулирующее поведение — хорошая почва для расширения спектра подкреплений. Например, ребенку, который любит кружиться, может понравиться раскачиваться на качелях, подталкиваемых родителями, вращаться в рабочем кресле, подпрыгивать на большом гимнастическом мяче или сидеть на одеяле, на котором вы протащите его по комнате. Дети, которые любят открывать и закрывать двери или выстраивать предметы в ряд, могут просто играть игрушками, которые позволяют совершать эти действия. Дети, которые любят уличные фонари, могут играть с фонарями и мигающими игрушками, фонариками и зеркалами. Не существует единственного правильного способа найти подкрепления для вашего ребенка. Лучший подход — постоянно пробовать новые игрушки, предметы, занятия до тех пор, пока нужные способы подкрепления не будут найдены. Чередуйте использование определенных поощрений, чтобы предотвратить потерю интереса к любому из них. Очень хорошо, если вы оставите наиболее привлекательные предметы и занятия для использования в работе над более трудными или важными навыками, такими как развитие речи или приучение к туалету. Постарайтесь использовать социальные подкрепления вместе с материальными. Понимание как управлять тем, что хочет ваш ребенок,— одна из важнейших составляющих для развития способностей ребенка в принятии самостоятельных решений. Дифференциальное подкрепление (01Йегептла1 Яещ-гогсетеп!) — это процесс использования разного количества подкреплений для различных типов и уровней проявления поведения. Зная, что ваш ребенок предпочитает, вы будете в состоянии решать, что именно дать ему за удовлетворительный ответ, какое из подкреплений использовать как награду за хороший ответ и какой тип подкрепления он заслуживает за замечательный ответ. Использование разнообразных подкреплений для разных типов ответа вашего ребенка поможет вам сформировать тот тип ответа, который вы хотите получить от него в будущем. Вы не должны забывать и о своих приоритетах. Чему вы хотите научить вашего ребенка? Обычно при работе с ребенком в голове приходится удерживать сразу несколько целей. И тогда, возможно, разовое проявление поведения или выбора поведения окажется подходящим в одном случае, но неприемлемым в другом. Вам придется определиться с приоритетами. Если ваша цель — играть вместе с вашим ребенком, вы можете ответить на его поведение иначе, чем если вы планируете поработать над приобретением какого-то навыка. Поэтому важно знать, какую цель вы преследуете в данный момент времени и правильно сделать выбор подкрепления, основанный на этих приоритетах. Овладение учебным контролем при работе с вашим ребенком — задача очень важная. Это то, что поможет вам переключить его внимание с внутреннего мира на окружающий мир. Эта глава познакомила вас с шестью из семи важных ступеней, необходимых для установления и поддержания учебного контроля (без использования процедуры гашения нежелательного поведения). Эти шесть ступеней позволят вам начать формирование желания ребенка выбирать приемлемое для вас поведение. Следующая глава рассматривает седьмую ступень учебного контроля — уменьшение проявления проблемного поведения. Глава 6. |