ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Как повысить мотивацию ребенка Анализ вербального поведения не только помогает нам лучше понять функции языка и овладеть методологией обучения ребенка речи. Одно из существенных преимуществ метода анализа вербального поведения заключается в возможности научиться выявлять и использовать естественную мотивацию ребенка, чтобы него было желание освоить те навыки, которым вы котите его научить. Естественная мотивация образу-гся вследствие побуждающих условий (Е81аЪН§пш§ Орегапоп, ЕО). Побуждающие условия — это все факторы внешней среды и состояния организма, которые могут временно усиливать ценность подкрепления. Если есть что-то, что делает подкрепление более ценным для вас, то это усиливает вашу мотивацию использовать определенное поведение или показывать определенный навык, которые помогут вам получить подкрепление. Фундаментальное положение АВА — эффективное использование подкреплений. Подкрепление — это последствие, которое увеличивает вероятность проявления специфического поведения. За пятьдесят с лишним лет развития АВА был достигнут значительный прогресс в создании методов, способствующих формированию у ребенка навыков или типов поведения, которые скорее приведут к получению какого-либо подкрепления. Однако именно метод анализа вербального поведения позволяет научиться тому, как использовать мотивацию, чтобы у ребенка возникло стремление освоить навык с самого начала. И хотя термины «побуждающие условия» и «мотивация» не являются синонимами, мы можем использовать слово «мотивация», когда нам нужно объяснить, как использовать побуждающие условия, чтобы помочь вашему ребенку учиться. Некоторые специалисты предпочитают концентрироваться только на мотивирующей силе побуждающих условий и потому используют термин «мотивация действия» (Мопуапп§ Орегатлоп, МО). Какой бы термин вы ни выбрали, вы будете иметь дело с мотивацией. Я буду использовать более традиционный термин «побуждающие условия», говоря о том, что мотивирует ребенка проявлять активное поведение. Использование подкрепляющего стимула без мотивации оставляет вам единственный выбор: заставить ребенка признать ценность участия в занятии. Например, если вы хотите показать ребенку, что попытка попросить печенья закончится получением печенья, а ваш ребенок не хочет печенья на данный момент, то ваш единственный путь — это заставить ребенка просить вас о печенье. Однако если он хочет печенье во время обучения, у него будет мотивация попросить. Это позволит вам не заставлять его. Если ваша цель — научить ребенка спокойно сидеть на месте во время выполнения задания, вы не должны применять физическую силу, чтобы заставлять его сидеть. Заставлять ребенка сидеть до тех пор, пока он не выполнит задание и не получит награду, было типичной практикой в традиционных программах на ранних этапах развития АВА. Однако когда ребенок испытывает давление, его естественная реакция — сопротивление. Попытка заставлять вашего ребенка сидеть на стуле во время занятия только увеличит ценность желания уклониться от требования. Насильное, или принужденное, взаимодействие не сочетается с отношениями, основанными на взаимном уважении и доверии. Доверие и уважение — это основа для развития навыков социального общения у вашего ребенка. Вместо того чтобы заставлять ребенка оставаться на месте, вы должны применять семь ступеней учебного контроля (главы 5 и 6), и тогда проявление навыка спокойно сидеть за столом станет выгодным для ребенка. Чтобы достичь этого, ограничьте все формы подкреплений; убедите ребенка, что его общение с вами будет увлекательным; предлагайте разнообразные положительные подкрепления за проявление навыков; не давайте подкрепления в том случае, если ребенок решит встать и уйти. Если вы все сделали правильно и последовательно, ваш ребенок со временем будет оставаться на рабочем месте все дольше и дольше. И, наконец, начнет проявлять инициативу, предлагая вам приступить к занятиям с ним к всеобщему удовольствию. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок продемонстрировал навык или принял участие в занятии, вы должны предоставить ему возможность обнаружить стимул сделать это. Согласно методу анализа вербального поведения, ребенок проявит необходимый навык или примет участие в занятии с вами, если будет убежден, что такой способ времяпрепровождения будет самым интересным и увлекательным в данный момент. Подкрепление и мотивация могут рассматриваться как побуждающие условия такого решения. Если вас спросят: «Почему ваш ребенок должен захотеть участвовать в этом занятии?», вы расскажете об использовании некоторых форм подкрепления или мотивации. Помните, подкрепляющий стимул — это то, что побудит ребенка проявлять определенный тип поведения снова и снова в будущем. Мотивация — это то, почему ваш ребенок захочет проявить определенный навык в конкретной ситуации. Мотивация — это все то, что временно увеличивает ценность подкрепления и приводит к увеличению частоты проявления поведения, которое имеет отношение к этому подкреплению. Если есть что-то, что делает подкрепление более ценным, мотивация получить его, продемонстрировав определенное поведение (или какой-либо навык), увеличивается. Так, холодная комната делает тепло (подкрепление) более ценным для вас и потому побуждает предпринять действия, которые в прошлом позволили вам согреться (мотивация). Отсутствие денег в кармане увеличит ценность медного пятака, найденного на улице (подкрепление), и, вероятно, побудит вас поднять монету (мотивация). Чувство нездоровья увеличит ценность здоровья (подкрепление) и побудит принять горькое лекарство (мотивация). Использование мотивации в процессе обучения новым навыкам — одна из главных причин того, что АВА очень эффективен в обучении детей с аутизмом, однако применение АВА и УВ вместе окажется еще более эффективным. Мотивация проявляется по-разному. Продемонстрирую это на примере такого состояния, как жажда. Заодно попробую объяснить разницу между традиционной АВА-программой и программой АВА/УВ на примере ситуации, когда вы хотите научить ребенка слову «вода». В традиционной программе обучение проводит терапевт. Терапевт показывает ребенку стакан с водой или картинку стакана с водой и просит ребенка: «Покажи мне воду». Повторяющаяся практика этого навыка, по идее, должна привести к тому, что ребенок поймет, что означает слово «вода» (пассивная речь). Для развития экспрессивной речи терапевт будет показывать на воду или картинку воды и говорить ребенку: «Скажи "вода"». Факт того, что ребенок будет постоянно показывать воду, когда его просят показать воду, и произносить слово «вода», когда его просят ответить на вопрос «что это?», будет означать, что ребенок усвоил значение слова «вода» — навык освоен. Чаще всего наградой служат конфета или печенье. Обучение по методике АВА/УВ будет выглядеть иначе. Не стоит с самого начала обучать ребенка пассивной или экспрессивной речи. Целесообразнее использовать девять типов поведения, описанных в главе 8. И пока слово «вода» не будет отработано по всем этим девяти категориям, вы не сможете утверждать, что ребенок освоил значение слова «вода». Также не имеет смысла прибегать к искусственному подкреплению. Вместо этого следует начать с создания ситуации, в которой ребенок естественным образом попросит воды. Напомню, что просьба — это запрос с целью получить предмет, заняться чем-либо или что-то узнать. Использование мотивации делает процесс обучения более естественным. Вы используете жажду как мотивацию для работы над навыком попросить дать воды. Ребенок не может научиться просить о чем бы то ни было, если не хочет этого в действительности в тот момент, когда он это просит. Если он не хочет получить предмет, вы не научите его называть этот предмет. Таким образом, вместо того, чтобы сидеть за столом, лучше пойти с ребенком на улицу, поиграть и побегать, наслаждаясь совместным времяпрепровождением. Отождествление вас с подкреплением — вторая ступень учебного контроля. Сопутствующим явлением в этой ситуации станет создание вами мотивации утолить жажду. Как только у ребенка возникнет мотивация утолить жажду, вам останется только приготовить стакан с водой и подождать, пока ребенок попытается его получить. Если попытка сделана, вы получили оптимальную ситуацию, которую можно использовать для того, чтобы начать обучение. То, чему вы будете учить вашего ребенка, зависит от уровня его навыков в выражении просьб. Он может произнести слово «вода», использовать жест, означающий воду, или произнести целую фразу с просьбой дать выпить воды. Независимо от выбранного ребенком способа выражения просьбы вы будете использовать воду в качестве естественного подкрепления в процессе успешного завершения работы над этим навыком. В процессе физической активности обучение навыку просить воду, скорее всего, приведет к желаемому результату. Использование естественно возникающих последствий в качестве подкрепления обучения заметно продвинет ребенка в освоении и самостоятельном использовании этого навыка. Сравнив результаты двух подходов обучения слову «вода», вы убедитесь в том, что программа АВА/УВ имеет явное преимущество. В традиционном АВА ребенок научится отвечать «вода» на вопрос «что это?», когда он видит реальную воду или картинку стакана с водой. Наоборот, используя естественную мотивацию утолить жажду, ребенок научится просить воду в любое время, когда действительно захочет пить. Как только ребенок может попросить воды, настало время начать обучение другой функции языка с использованием этого слова. Вы можете начать обучение пониманию речи, попросив ребенка: «Покажи мне воду»; можете попросить обозначить ее с помощью вопроса: «Что это?»; охарактеризовать: «Назови мне то, что ты пьешь». Понимание значений слова заключается в понимании его функций. У воды много функций, и прежде всего функция утоления жажды. Поэтому обучение будет иметь смысл, если у ребенка появится мотивация утолить жажду. Использование в качестве основы для мотивации жаркой погоды, чувства жажды или голода — это всего лишь один из множества способов повысить эффективность учебного процесса. Ниже приведен список разных мотиваций, которые вы можете использовать для того, чтобы подтолкнуть вашего ребенка к приобретению навыков, которым вы хотите его научить. Как использовать мотивацию при обучении ребенка • Ограничьте подкрепления. Первая ступень учебного контроля объясняет, как контролировать подкрепления, и отмечает, что такой контроль очень важен в процессе обучения. Контроль за подкреплениями важен также и при создании мотивации ребенка. Не позволяя ребенку иметь свободный и легкий доступ к подкреплениям, вы делаете их более ценными и желанными при использовании в процессе обучения. • Обучайте без ошибок. Система обучения, нацеленная на успех, позволит вам обучать без принуждения, что исключит попытки ребенка уклониться от обучения. Независимо от того, какое подкрепление вы используете, оно будет представлять большую ценность для вашего ребенка, если ребенок, наряду с поощрением, получит от вас достаточно поддержки и помощи при работе над навыком, а значит, будет более успешен в процессе обучения. Обучение без ошибок мы обсудим в главе 10. • Чередуйте типы заданий. Чередование разных типов задач в процессе обучения поможет ребенку избежать скуки от постоянного повторения инструкций и позволит сфокусироваться на инструкциях, которые вы ему даете, что приведет к повышению значимости занятий. Постоянно варьируя учебные задания, вы избежите стереотипов в обучении. Если ребенок заметит стереотипный подход, например, при повторении вами однообразных инструкций, он тоже начнет отвечать стереотипно, а не осознанно — то есть на собственно вопросы. Видоизменение инструкций позволит ребенку сосредоточиться на содержательной стороне обучения, а не на формальной. •Чередуйте задания по степени сложности. Переход от обучения легким навыкам к обучению более трудным снижает мотивацию ребенка. Когда задание трудновыполнимо, ценность подкрепления, которое вы предлагаете, падает. Однако чередование легких и трудных заданий увеличивает ценность подкрепления, которое в этом случае становится более доступным. • Уменьшайте интервалы между заданиями. Чтобы удержать внимание ребенка на подкреплении, которое вы предлагаете, и сократить время, в течение которого он мог бы переключиться на другие предметы, способные уменьшить интерес к подкреплению, вам надо постараться сделать интервалы между предложенными заданиями как можно более короткими. • Поощряйте быстрый темп ответа. Разнообразные способы подкрепления быстрого и правильного ответа поощряют ребенка в последующем давать быстрый и полный ответ. Это также побуждает его работать серьезнее, быть внимательнее к вашим инструкциям и отвечать вам в том темпе, который позволит ему получить больше ценных, с его точки зрения, поощрений. Обучение навыку реагировать быстро является частью нормального процесса обучения. • Давайте ребенку незаработанные подкрепления. Предоставление ребенку время от времени незаработанных им подкреплений может способствовать формированию заинтересованности в получении большего количества таких подкреплений. Индустрия кино утверждает, что вероятность того, что люди пойдут на просмотр фильма, увеличится, если отрывки фильма покажут по телевизору. Мерцание зеркального шара в темной комнате значительно увеличит желание ребенка получить этот шар и погасить свет внутри него. Попробовав чипсы, ребенок может захотеть получить больше чипсов. Соленые чипсы могут помочь в создании мотивации попросить воды. • Поощряйте прилагаемые усилия. Насколько просто получить подкрепление? Когда предмет, который вы хотите получить, выглядит недоступным, вы не будете прилагать усилий, чтобы его получить, или затратите на это не очень много времени. Однако если вы считаете, что у вас неплохие шансы добраться до предмета, вы приложите значительно больше усилий. Человек может прогуляться до ближайшего магазина, чтобы купить шоколадку, но ценность покупки шоколада значительно упадет, если для этого ему придется ехать в центр города в час пик. • Управляйте «перевесом на поле боя». Оказание давления на ребенка может обернуться тем, что 0н начнет еще больше упираться. Если вы хотите, чтобы ребенок охотно следовал за вами, иногда можно позволить ему контролировать процесс общения между вами и выбирать направление деятельности согласно его желаниям. Использование процесса перевеса в вашу пользу на «поле боя» против аутизма — целая концепция, которая будет рассмотрена в главе 15. I Мотивировать желание учиться можно, используя способы, которые предлагает метод анализа вербального поведения. Использование естественной мотивации исключит необходимость принуждения ребенка к участию в процессе обучения. Понимание того, как использовать список, представленный выше, а также другие формы мотивации, очень важно для успешного обучения. Комбинация мотивации и подкрепления станет условием, которое побудит вашего ребенка захотеть освоить навыки, которым вы хотите его обучить. Понимание мотивации — это ключ к развитию вашей способности обучать, используя методы анализа вербального поведения. Используя мотивацию и подкрепления в каждом случае общения с вашим ребенком, вы можете обучать, преодолевая проблемы, вызванные аутизмом. Многие традиционные программы АВА проигрывают, если не используют силу мотивации при обучении навыкам формирования социальных отношений. Опытом, полученным при использовании мотивации в процессе обучения социальным навыкам, вы можете воспользоваться в период, когда будете обучать ребенка установлению социальных контактов, общению и взаимодействию с другими людьми. Изучение метода АВА/УВ поможет вам узнать, почему ребенок захочет использовать эти навыки, и позволит разработать программу систематического обучения. |