МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Аутодидактический процесс как реалистический подход к проблеме неврозов





В предыдущих разделах мы рассмотрели неврозы, их проявления и способы их передачи из поколения в поколение в процессе воспитания. Невротические симптомы передаются от прародителей к родителям, родители передают их детям, а те, в свою очередь, передадут их своим детям. Получается порочный круг. И это будет продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь не решится остановить этот процесс на себе. Возможно ли это сделать? Обратим ли невроз? Научные исследования подтверждают, что невроз – обратимый процесс. Психогенный характер заболевания неврозом означает, что оно обусловлено действием психических (психологических) факторов, значимых для человека и выражаемых в виде тех или иных существенных для него переживаний (Мясищев В. Н., 1955). Они могут обозначаться как внутренний или невротический конфликт (Хорни К., 1945). Связь невроза с психотравмирующей ситуацией позволяет считать его принципиально обратимым состоянием (Мясищев В. Н., 1960).

Невроз - это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно, и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Психическое здоровье, внутренняя гармония и гармония с окружающим миром редко даны человеку от природы сполна, чаще для этого требуются старания и соответствующая работа. К этому невозможно прийти без активного творческого отношения к собственной жизни. Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегулированию и саморазвитию создает основу для алекситимии – предрасположенности к психосоматическим заболеваниям. Болезни – это следствие образа жизни, расплата за свое невежество. Во многих случаях психологическая компетентность может быть фактором профилактики психических и соматических заболеваний.

Рассмотрим основные составляющие отношения к здоровью – когнитивную, поведенческую и эмоциональную.

Когнитивная составляющая отношения к здоровью. На осознание, понимание своего состояния как здорового или болезненного влияют многие факторы социальной и психологической природы. К числу наиболее значимых относится психологическая компетентность личности.

Поведенческая составляющая отношения к здоровью. Присущая человеку активность может быть разделена на два потока – экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию. В этой сфере личность более автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности.

Эмоциональная составляющая отношения к здоровью. Переживания своего здоровья или нездоровья являются очень значимыми в контексте общей самооценки личности, в определении ее «линии жизни», «плана жизни», «жизненного стиля». Эмоциональная составляющая отношения к здоровью полнее всего раскрывается в доминирующем у личности настроении. Физическое самочувствие человека зависит в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни.

Центральное понятие в определении здоровья – субъективное благополучие личности. Норма - это не то, что хорошо, а то, что чаще встречается, что, впрочем, совсем не означает, что то, что чаще встречается, хорошо.

Вся наша жизнь — это работа нашего мозга. Все, что мы воспринимаем, все, что мы слышим, видим, чувствуем, все, что мы думаем, все наши переживания и прозрения — это работа нашего мозга, не более того. Таким образом, знать, как работает мозг, — значит уметь управлять своей жизнью. Жизнь — это не просто события, это в первую очередь то, как мы их переживаем, то, как мы ощущаем свою жизнь.

Общая схема.Сигналы постоянно попадают на рецепторы нервной системы, перекодируются, превращаясь в нервные импульсы. В таком виде, эта информация поступает в мозг. В мозгу она смешивается с уже имеющейся информацией, и мозг принимает решение, которое воплощается в виде реакции на изначальную стимуляцию. Этим решением может быть мысль, чувство, движение. Но как мозгом принимается какое-то решение? Но как информация перекодируется? Как смешивается? Каковы правила ее анализа? Исходя из чего принимается решение об ответной реакции?

И.М.Сеченов первым доказал следующий неоспоримый факт: если мы хотим познать человека, мы должны узнать психические механизмы, которые определяют наше существование. Таких механизмов три. Эти три основополагающих принципа, определяющих работу мозга, были открыты и детально изучены нашими соотечественниками. Благодаря И. П. Павлову выяснилось, что мы — это набор привычек, которые функционируют по принципу доминанты (открытие которой принадлежит А. А. Ухтомскому), а располагаются эти привычки в двух пластах психического — в сознании и в бессознательном (Л. С. Выготский). Именно Павлов сформулировал один из наиважнейших принципов, определяющих работу мозга, — «принцип динамического стереотипа».

Привычка.«С физиологической точки зрения приобретенная привычка есть не что иное, как образование в мозгу нового пути разряда, по которому известные приносящие нервные токи стремятся всегда впоследствии уходить». (Уильям Джеймс)

«На большие полушария беспрерывно падают бесчисленные раздражения как из внешнего мира, так и из внутренней среды самого организма. Все это встречается, сталкивается и должно складываться, систематизироваться. Пред нами, следовательно, грандиозная динамическая система. Таким образом, мы наблюдаем беспрерывное стремление к динамическому стереотипу». (И. П. Павлов)

Положительное и отрицательное подкрепление. Человек создает сложнейшие динамические стереотипы или, по-другому – привычки. Привычка есть результат действия положительных и отрицательных «подкреплений» К сожалению, большинство наших привычек сформировано по принципу отрицательного подкрепления. Проверенный однажды стереотип поведения, реализованный и, по случаю, не приведший к летальному исходу, запоминается мозгом, глубокими его структурами как безопасная форма поведения. Остальные возможные варианты поведения не проверенные практикой, воспринимаются как опасные для жизни. Поэтому мозг пытается реализовывать прежние, проверенные стереотипы поведения.

Привычка – это наиглавнейший форпост инстинкта самосохранения, предохраняющего нас от пугающей неизвестности и потенциальной опасности.Инстинкт самосохранения требует возвращения к привычному стереотипу жизни и деятельности, вызывает напряжение в случае изменившейся жизненной ситуации обеспечивая таким образом экстренную мобилизацию сил и средств организма, чтобы освоить новую, изменившуюся ситуацию.

Доминанта. Центр возбуждения в головном мозгу (доминанта) подавляет все прочие желания и потребности, игнорирует сопротивления, перераспределяет силы и концентрирует их на решении одной, приоритетной задачи. Принцип доминанты — это механизм работы мозга, благодаря которому в нем господствует единственный очаг возбуждения, а все прочие возбуждения не только не принимаются мозгом в расчет, но, напротив, тормозятся и переориентируются, в направлении господствующего возбуждения. Передавая свое возбуждение господствующему центру, они, ускоряют работу главного очага возбуждения в головном мозгу, усиливают его. Бесчисленные возбуждения, благодаря способности мозга к образованию доминанты, сводятся, концентрируются, оптимизируются и направляются на служение единой цели для достижения одного результата. У наших доминант нет отчетливых границ, поскольку взяты в оборот не природные, не биологические потребности, а виртуальные представления — фикции.

А.А.Ухтомский показал, что у доминанты есть два «конца». Первый — «внутренний» — является результатом удовлетворения потребности (например, пищевой после приема пищи), второй — «внешний» — представляет собой результат насильственного вытеснения господствующей доминанты другой, более сильной, более важной и актуальной на настоящий момент. Но доминанты человека с участием сознания делают искомый объект (или цель) — виртуальным, а потому достижение «внутреннего конца» невозможно, а в качестве «внешнего» может выступить только чудо. «Мир таков, каковы наши доминанты!» — говорил А.А.Ухтомский. Доминанты у человека бывают очень непродуктивные. Потребности его гипертрофированы, а часто просто нереалистичны.

Бессознательное. По З.Фрейду бессознательное включает в себя латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики, в широком смысле - совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Сознание (производное коры) только сопровождает, те подлинные наши мысли, которые нам самим точно неизвестны, которые живут в нас как «смутные ощущения», едва уловимые «внутренние движения». Подкорка имеет одну задачу— выжить, и всего несколько средств, решающих эту задачу. Нельзя не учитывать, что мозг живет по своим законам, а не по прописанным для него правилам. Вместе с тем, информация, идущая из подсознания в сознание, существенно искажается, поскольку подсознание и сознание говорят на разных языках. Сознание оперирует знаками (прежде всего словами, понятиями, смыслами, отчасти — образами), а подкорка — ощущениями, эмоциями, чувствами.

Поведение.Наше поведение может быть разделено на пять пунктов, а именно: телесные реакции, восприятие, образное мышление, словесное мышление и социальные отношения. У каждого из нас — три проблемы: во-первых, страхи, тревоги, опасения; во-вторых, раздражение, гнев, чувство обиды; в-третьих, печаль, горе, чувство вины. Мир полон стимулов, в ответ на которые мы автоматически испытываем целый комплекс отрицательных эмоций. Подобные негативные эмоциональные состояния чаще всего просто привычка. Если мы сможем в достаточной мере повлиять на собственные привычки, желания и сознание, то состояние наше изменится в лучшую сторону, а потому качество нашей жизни станет более высоким.

Психика. С доминантами несколько сложнее. Проблема заключена в самом механизме доминанты, которая играет роль гегемона в психике человека, что дает ей неоспоримые преимущества. Доминанта — это наше желание. Чтобы что-то делать, нужна мотивация, а мотивация — это желание. Таким образом, чтобы бороться с этим — доминантным — желанием, необходимо конкурирующее, т. е. иное, противоположное ему желание. Суть метода в следующем: 1) не убежать от собственных катастрофических фантазий — они от этого становятся только больше, а волевым решением завершить незавершенную ситуацию, вообразив себе все последствия, которые только могут быть при самом неблагоприятном исходе событий, и дойти до самого конца. Это «внутренний конец» доминанты. 2)Хотя в нас всегда господствует только какая-то одна доминанта, в ее тени всегда скрываются многие десятки других, не менее важных доминант (т.е. потребностей, желаний). Если обратить внимание на те доминанты, которые скрыты в тени господствующей, то, несколько усиливая их, можно сменить патологическую доминанту какой-то другой, более здоровой. Вот почему забывать о своих «репрессированных» доминантах — и неправильно, и неконструктивно, а их «реабилитация» вполне возможна при правильной расстановке мотивирующих сил. Возможности нашего мозга хоть и велики, но не безграничны, именно на этом слабом месте работы психического аппарата и можно сыграть.

Здравый смысл. Что значит «быть разумным»? Жизнь всегда предлагает нам новые и новые варианты, только мы их не замечаем, поскольку продолжаем настаивать там, где это уже и бессмысленно. И здесь на выручку может прийти здравый смысл. Здравый смысл в понятиях психологии это - совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира. Здравый смысл суммирует значимые, необходимые каждому человеку в его повседневной жизни, фрагменты исторически доступного опыта. Наряду с информацией о природе и общественных отношениях весьма значительную роль в здравом смысле играют представления, касающиеся межличностных взаимодействий. Для современной психологии характерен закономерный интерес к здравому смыслу, его содержанию и механизмам.

Без здравого смысла наша жизнь будет наполнена иллюзиями, а не реалиями. Всего «базовых» иллюзий четыре: иллюзия опасности, иллюзия страдания, иллюзия счастья и ил­люзия взаимопонимания. Это - сис­темные ошибки, когда мы не видим реальный мир, а воспринимаем его искаженным. Психология определяет иллюзии как «об­манчивое восприятие». Для психотерапевта иллюзия — это ошибки, которые совершает наше сознание, ошибки в отношениях, в чувствах. Наши иллюзии не единичны, они сплетены в сложные конгломераты и представляют собой своеобразную «иллюзорную карту действительности», которая неизбежно приводит к ошибкам и печальным последствиям этих ошибок.

Иллюзия опасности. Эта иллюзия проявляется опасливостью, боязливостью, по­дозрениями, что за всяким событием может скрываться что-то плохое. Родители, беспокоясь о нашем будущем, научили нас бояться: чужих людей, неизвестных мест, болезней, низкого социального статуса, потери собствен­ного лица. Запугивание - наиболее удобное для взрослого средством воспитания ма­лыша. С самого раннего детства в нас воспи­тывали профессиональных невротиков. В результате такого воспитания наше правое, полушарие обрело богатый арсенал «потенциальных угроз». Кроме того, мы постоянно сталкиваемся с чужими бедами — пожарами, наводнениями, ав­томобильными и авиаката­строфами и т.д., и т.д. Все наши страхи — это сочетание нашего личного нега­тивного опыта, который хранится в нашем правом полушарии, и информации о том, какие опасности в принципе угрожают каждому человеку (левое полушарие). Стараясь предупре­дить себя о возможных опасностях, мы проецируем эти свои знания в будущее и автоматически начинаем тревожиться. Страх программирует человека на несчастья и неудачи, лишает нас конструктивности и приводит к неоправданному перенапряжению всего организма. Задача решается просто: необходимо определиться с главным приоритетом, не разменивая радость жизни на бесконечные страхи.

Иллюзия счастья. Мы одновременно и верим, и не верим в возможность нашего счастья. И эта напряженность между «возможно» - «не может быть» создает весь драматизм ситуации. Но нужно отдавать себе отчет в следую­щем: то, что нам кажется счастьем, на самом деле, вполне возможно, им не является, по крайней мере для нас. Мы постоянно движемся в своей жизни из состояния недостатка, слишком быстро привыкаем к хорошему и нам всегда хочется того, чего нет. Иллюзия счастья - это мечтания о счастье, которые и не позволяют нам чувствовать себя счастливыми.

Иллюзия страдания. Наше страдание — не более чем наша же собственная привычка стра­дать. Играя роль жертвы, мы лишь усиливаем свое же собственное страдание. Мы пытаемся использовать свое «страдание» для обороны и нападения, для привлечения к себе внимания и для удержа­ния тех, кого хочется удержать. Мы должны верить своему страданию, чтобы сохранить собственное лицо. И иллюзия становится реальностью. Осознавая бессмысленность стра­дания, мы перестаем страдать, веря в то, что оно имеем смысл, мы страдаем.

Иллюзия взаимопонимания. Когда речь идет о «иллюзии взаимопонимания», мы говорим о нашем желании, чтобы другие люди согласились с нашим мнением, вняли нашим аргументам. Иллюзия взаимопонимания возможна именно потому, что мы совершенно уверены, что можем быть поняты другими людьми, а глав­ное, что они нам совершенно понятны. На самом деле мы, конечно, не знаем истин­ных причин поведения других людей, мы не знаем, как они думают, а главное, что они в действительности чувствуют. В этом, собственно, и состоит иллюзия взаимопонима­ния. Правила просты: по­мните, что другой человек — это другой человек. У него свои представления о жизни, свои ценности и интересы. Позволяя другому быть другим, вы начинаете чувствовать себя индивидуальностью. Это простое правило позволяет нам добиться гармо­низации отношений с другими людьми.

До тех пор, пока мы полны иллюзий, и наша радость будет иллюзорной, а сле­довательно, радости в нашей жизни не будет. Это - самые дорогие ил­люзии, т. е. четыре иллюзии, которые обходятся нам слишком дорого. Они создают то, что можно назвать «иллюзией любви», которую, мы ошибочно принимаем за любовь. Эти иллюзии, являются главными препятствиями, не позволяющими нам чувствовать себя счастливыми и свободными людь­ми.

Итак, мы рассмотрели, как передаются неврозы в цепочке «прародители – родители – дети». Зная, что этот процесс происходит бессознательно и в обязательном порядке, задумаемся над тем, что можно сделать, чтобы его остановить. И начинать, конечно, надо с себя, с самонаблюдения, самоанализа,самосознания.

Самонаблюдение необходимо нам для принятия собственной ответственности за происходящее. Здесь мы должны сделать ориентацию на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания самого себя. Затем будет необходимо планировать и осуществить конкретные поведенческие шаги, направленные на изменение существующей ситуации. Самонаблюдение опирается на детальное знание того, зачем, что и как надо наблюдать у себя. Надо знать, какие у человека есть центры его психической деятельности, как они работают правильно, а как неправильно. Следует отслеживать: свои роли и позы, свои манипуляции и ложь, свою гордыню и многое другое. Самонаблюдение - это большая и сложная работа. Рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную душевную зрелость. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Для самоактуализирующейся личности свойственны следующие качества: лучшее восприятие реальности; лучшее принятие себя, других, окружающего мира; увеличение спонтанности поведения; способность концентрироваться на проблеме; эмоциональная независимость, богатая внутренняя жизнь; автономия и способность противостоять социальному натиску; зрелость чувств; лучшее понимание человека как человека (вне социальных клише); улучшение межчеловеческих взаимоотношений; усиление креативности; более объективная система оценок.

В данной работе рассмотрение аутодидактического процесса интересует нас как:

1) Возможность остановить процесс передачи невротических состояний от родителей к детям путем избавления от собственных неврозов;

2) В воспитательном процессе: показать ребенку возможность такого избавления на личном примере;

3) В профессиональном плане: наблюдать аутодидактический процесс в действии.

Человек часто упускает тот момент, когда старые способы поведения и мышления перестают быть эффективными и требуется выработать что-то качественно новое, обучаясь на непосредственном опыте собственной жизни. Упуская этот момент, он упускает саму возможность собственного развития. Любая психологическая проблема может сводиться к проблеме обучаемости, но не в специально организованно «учебной» ситуации, а в непрерывном потоке своего существования. Суть проста: найти то, что неисправно, заменить его удобным и эффективным, а потом просто закрепить эти новые стратегии. Такое непрерывное самообучение взрослого человека на материале своей жизни, не требующее внешнего руководства и специальной учебной ситуации, называется аутодидактическим процессом. Способность человека к аутодидактическому процессу означает готовность к самопознанию, самообразованию и самоисцелению. Последнее понимается широко, не столько как самолечение от «болезней», сколько как путь к собственной целостности. Тогда каждая жизненная трудность будет восприниматься позитивно – как возможность чему-то научиться.

Метод самонаблюдения. Метод самонаблюдения стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования. Обычная жизнь, в действительности, является наилучшей возможной ситуацией для самонаблюдения, поскольку обеспечивает нас достаточно большим разнообразием стимулов, необходимых для того, чтобы активизировать весь спектр нашего функционирования.

Препятствия к самонаблюдению бывают нескольких типов, в числе которых недостаточная мотивация, отвлечение внимания, недостаток умения и активное сопротивление. Многие из нас подходят к практике самонаблюдения с огромным недостатком умения. Практика самонаблюдения начинается с желания и решения некоторой части вас: «Я хочу узнать, что есть на самом деле вне зависимости от того, какими я бы предпочел видеть эти вещи». Начав принимать себя таким, как есть, со своими проблемами, человек принимает и работу над собой как составную часть жизни.

Практика самонаблюдения.В своей наиболее общей форме практика самонаблюдения состоит в том, чтобы отмечать все, что происходит, с открытым умом и с чувством любопытства. Это почти всегда оказывается смесью восприятий внешних событий и внутренних реакций на них. Следует отбросить все заранее имеющиеся убеждения о том, чем надо интересоваться, что важно, а что не важно. Все, что бы ни происходило, оказывается подходящим объектом для наблюдения. Возникают ли при этом какие-то чувства, и какие именно? Оказывает ли это какое-то воздействие, и какое именно, на то, как вы ощущаете свое тело? Надо стараться быть все время открытыми по отношению ко всяким впачатлениям.

Самонаблюдение и самоанализ. Вы получаете возможность проводить сравнения и анализировать свои наблюдения, находя те общие закономерности, которые не были столь очевидными при отдельных наблюдениях. Однако очень важно не путать самонаблюдение и самоанализ. Последний является интеллектуальной деятельностью, которая может легко стать очень абстрактной и начать искажать действительные факты. Самонаблюдение подобно собиранию данных в науке, где вы стремитесь наблюдать факты настолько объективно, насколько это возможно. Анализ подобен теоретическим разделам науки, пытающимся обрисовать скрытые силы, ответственные за те явления, которые мы наблюдаем. Анализ бывает полезным для того, чтобы понять, «почему» что-то происходит, в равной степени как и оценить, «что» происходит. В науке существует правило, что анализ и теорию следует постоянно сравнивать с существующими наблюдениями и всегда проверять с помощью новых наблюдений, чтобы убедиться, что анализ остается действительно полезным. То же самое правило следует применять и к самонаблюдению. Наблюдения всегда первичны, объяснения вторичны. Нельзя понравившейся идее препятствовать наблюдению того, что действительно происходит.

Дневник самонаблюдения. Дневник самонаблюдения может использоваться как средство самовыражения и как прием активной концентрации внимания и воли; приучает человека фиксировать события своей жизни и размышлять над ними; служит для развития самооценки; способен дать представление о динамике развития психологического состояния человека; содействует анализу деятельности и составлению полной программы самовоспитания. Вести дневник может любой человек, но при одном условии: если он сам чувствует потребность в этом, если хочет познать самого себя (К. Хорни) и жизненно заинтересован в адекватном самонаблюдении и самооценке. В приведенном здесь примере речь пойдет о привычках воспринимать вещи «дурными», т. е. опасными, раздражающими, огорчающими. В таком случае необходимо составить список таких ситуаций, обстоятельств, событий и т.п., которые для удобства мы станем называть провокациями. Итак, рисуем таблицу провокаций.

Таблица провокаций

Пугающие ситуации Раздражающие события Поводы для огорчений
1. 1. 1.
2. 2. 2.

Далее в каждый столбец записываем ситуации, провоцирующие нас на соответствующие эмоции. В первый столбец таблицы — ситуации, вызывающие чувство страха или тревоги. Во второй - ситуации, в которых мы испытываем раздражение и чувство гнева. В третий - те ситуации, которые являются типичными поводами наших огорчений, т. е. эмоций горя, печали, разочарования. Этот список нужен, чтобы суметь осуществить необходимые действия, ведущие к изменению нашего стереотипа реагирования, прежде чем этот — прежний и нежелательный — стереотип реагирования начнет воплощаться в жизнь. Как не вспомнить давний постулат К. Хорни: «Самопознанию придается такая огромная ценность не только благодаря одному осознанию, но и ради осознания как средства пересмотра, изменения, контроля чувств, побуждений и отношений».

Практические выводы.

Правило первое. Речь идет о сознательной, осмысленной выработке новых форм поведения, новых привычек вести себя иначе в прежних обстоятельствах. Когда находятся способы иначе реагировать на свои провокации, возникают новые устойчивые связи между этой провокацией и новыми реакциями с нашей стороны.

Правило второе. Задача сводится к тому, чтобы в стрессовой ситуации видеть, слышать, чувствовать все то, что в действительности происходит в данный момент времени и пространства, причем во всех подробностях, с нюансами, но без каких-либо оценок.

Правило третье.Не искать оправданий своим негативным эмоциональным реакциям, не прибавлять трудности еще и психологические.

Таковы три основных правила, которые необходимо помнить и реализовывать в моменты, столкновения с провокациями, т. е. теми событиями, которые были предварительно определены нами как таковые и внесены в соответствующие рубрики таблицы провокаций. Можно научиться затормаживать свои нежелательные эмоциональные реакции и формировать новые стереотипы поведения в прежних, провоцирующих нас, обстоятельствах. И. П. Павлов говорил по этому поводу: «Человек должен воспитывать в себе нужные торможения».

Есть две возможности: реагировать на провокацию, как обычно (страхом, агрессией или печалью), или как-то иначе. Чтобы реагировать иначе, есть три приведенных выше правила. Два - три раза прохождения ситуации и провокация перестанет существовать т.е. перестанет вызывать прежние негативные эмоциональные реакции, и они перестанут быть провокацией. Ведь это не события (факты или явления) нас провоцируют, это мы на них провоцируемся. Если повторять прежний стереотип поведения, то он лишь закрепится, усилится. Нельзя отменить одну реакцию, не заменив ее на иной, новый способ реагирования. Если это пугающая ситуация — этот способ должен исключать какие-либо попытки избежать ее. Если это раздражающая ситуация — новый способ вашего реагирования должен полностью исключать какие-либо формы нападения на раздражающий объект. Если это ситуация горя и печали — в новом способе реагирования не должно быть никакой пассивности. Всякая эмоциональная реакция комплексна, в ней есть и мышечный компонент, и телесный. Если позволить мышечному напряжению усиливаться, то это будет автоматически усиливать и интенсивность данной — негативной — эмоциональной реакции. Мышечное напряжение выступает здесь как мощный источник энергии, которая пойдет на усиление тревоги, раздражения или отчаяния. Правила, которые необходимо помнить и реализовывать, когда мы сталкиваемся с жизненными трудностями: во-первых, не делать из нейтральных по своей сути событий «проблемы»; во-вторых, воспринимать событие, которое обычно воспринимается в негативном ключе, как руководство к действию (мобилизоваться и работать); в-третьих, необходимо помнить о собственной ответственности за свою собственную жизнь, это не попытка учиться жить по-новому, а естественное стремление найти в себе точку, которая и послужит опорой в жизни.то вы сможете увидеть много того,Слово «слишком» понемногу входит в каждую область нашей жизни: каждый день добавляет нам новых дел, контактов, покупок, обязательств.Многие из нас перегружены настолько, что уже не способны оценить вкус жизни, получить от нее радость. Мы хотим, чтобы всего было много, новые вещи сменяются на новейшие, и главным становится не функциональность вещи, а сам процесс ее приобретения. Мы стремимся наполнить каждую минуту жизни делами, и даже часто успеваем их делать, но «это не более, чем иллюзия. Человек все успел, но вспомнить кроме суеты нечего». (А. Луньков). У каждого из нас множество знакомых, и их список постоянно растет, создавая иллюзию, что мы востребованы и любимы. А на самом деле в таком обилии контактов мы теряем возможность узнать ближе хоть кого-то из окружающих нас людей, на это просто нет времени.

Здесь важно понять что:

1) - Вещи. Вещи не делают нас счастливее. Загромождая вещами свое жилище, мы не отдаем себе отчета, что загромождаем пространство нашей жизни. И здесь можно организовать пространство так, чтобы оно стало, свободным, открытым, чтобы в нем отдыхала душа. «Быть» делает нас счастливее, чем «иметь»

2) - Люди. В таком обилии контактов мы теряем возможность узнать ближе хоть кого-то из окружающих нас людей. Конечно, люди не вещи, расставание с человеком может причинить боль. Но быть добрым не означает постоянно предоставлять себя в чье-то распоряжение.

3) - Дела . Иногда человек испытывает потребность постоянно подкреплять свое самоуважение, он путает ценность своей личности с умением эффективно работать и потому доказывает свою нужность, демонстрируя усердие. Но чрезмерная самоотдача заслоняет жизненные приоритеты.

В европейской медицине уже появился термин «патология перегрузок», означающий нарушения здоровья, вызванные чрезмерной активностью. Мы уже не находим времени, чтобы подумать о чем-то серьезно. Ведь если перегружено бытие, перегружено и сознание.

Рефрейминг родительских установок.Родительское отношение, будучи, по сути своей, интрапсихическим образованием, на интерпсихическом уровне проявляет себя в виде различных форм и способов поддержания контактов с ребенком. Директивные высказывания, являясь вербальными посланиями родителей и специфическим средством реализации родительского отношения, сказываются на характере детско-родительских отношений и, в зависимости от их содержания, по-разному влияют на самооценку, эмоциональное состояние, поведение и общение ребенка. Скрытые послания, которые были даны нам в детстве нашими родителями со временем превращаются в самые разнообразные ограничения. И эти ограничения мешают человеку развиваться.

Авторитарное воспитание, полученное от родителей, переносится во внешний мир – призывает к порядку себя и окружающих. И идет это через силу, «потому что надо». И у человека складывается некая ролевая модель – он сам – ученик своих родителей и учитель для супруга и детей. И это постоянная психологическая нагрузка, потому что есть то, что человек чувствует и есть роль, которую он исполняет – добропорядочного супруга, прилежной дочери, почтительного сына или идеальной матери. Как избавиться от роли? Начать с маленьких элементов поведения – действий, слов, поступков, реакций. И все время отдавать себе отчет, что я чувствую. Постепенно, все больше начиная ощущать свою органичность, естественность, избавляясь от марионеточных действий.

Чтобы предостеречь себя от невротизма, продиктованного конфликтом сознания с подсознанием, нужно помнить следующее: во-первых, есть эмоциональные состояния, которые мы переживаем, а есть наши мысли по этому поводу— и это разные вещи. Поводы, которые подыскивает сознание для объяснения нам наших психологических состояний, лишь изредка совпадают с реальностью.

Неважно, как жестоко вы погоняете вашу лошадь, как пришпориваете вы ее бока, неважно, как быстро она бежит; если вы мчитесь по кругу, вы не уйдете от той точки, в которой начали движение. — Суфийское высказывание

Во-вторых, есть наши фантазии, а есть фактическая реальность — это не одно и то же. Невозможно конструировать будущее при помощи содержаний сознания. Ни одно действительное содержание не может сойти за свидетельство о будущем, поскольку будущего еще не было и оно не могло, подобно прошлому, оставить в нас свои отметины. — Морис Морло-Понти

В-третьих, нет правильных или неправильных мыслей, есть привычка думать так или иначе; оценивать можно только действия, и то лишь по результату. «Очки», через которые мы смотрим на мир (формы нашего мышления и созерцания), суть функции нашей нейросенсорной организации, возникшей для сохранения вида. — Конрад Лоренц

А.И. Луньков и В.К. Лосева дают родителям следующие советы: а)дать ребёнку возможность увидеть, что вы сами как родитель освобождаетесь от директив; б) оставить самому ребёнку право изжить эти указания в рамках более широкой человеческой общности. Родительские советы, предостережения и рекомендации данные нам в детстве, имели своей целью вырастить нас разумными, сильными, бережливыми и т.д. И, будучи в том локальном контексте, в котором они были даны, они неплохо исполняли свою функцию. Но со временем, они приобрели значение тотального руководства жизнью – и стали эту жизнь ограничивать. Фразы, когда-то сказанные нам родителями можно переформулировать таким образом, чтобы вернуть им первоначальный смысл, убрав звучание смысловой доминанты нашей жизни. Но недостаточно это просто решить на логическом уровне, остаются тревога и чувство вины. Для работы со своими состояниями можно использовать методы арт-терапии, интегральной графики, гештальт-терапии, техники НЛП. Вариантов может быть очень много.

Навык подавлять, скрывать собственные чувства формируются еще в детстве. Если родители холодные и сдержанные от природы, они не научили ребенка понимать и проявлять свои чувства. Ребенок не получает очень важного для него психологического опыта – опыта открытых, чувственных отношений. Но научиться жить со своими чувствами – это очень важно. Мы подавляем не столько психологическую составляющую эмоции, сколько два других ее компонента — мышечный и соматический. Последние оказываются нам совершенно ненужными, однако они наличествуют, а потому их естественное, как кажется, подавление постепенно выливается в весьма серьезные проблемы. Наблюдение за собственным телом дает возможность выявить стереотипы собственного мышления, и, что особонно важно, обнаружить деструктивные стереотипы. Все наши мысли и слова становятся нашим реальным жизненным опытом. Поэтому к своим привычным высказываниям и даже своим мыслям надо относиться внимательно. Часто в нашем подсознании хранятся негативные мысли по отношению к себе, которые со временем накапливаются и прорастают в виде психологических проблем или телесных недугов. Если мы хотим что-то изменить в нашей жизни, необходимо сказать это вслух, сформулировать то, как именно мы хотим изменить свою жизнь. Чтобы изменить жизнь, надо сначала изменить мысли. И трудность здесь заключется не в том, что именно надо делать – подобный опыт уже описан (например, у Луизы Хей), а в том, что, чтобы он давал результат, его надо применить и применить на себе.

Мы живем в соответствии с нашими установками, все больше загружая себя. «Нередко, чтобы стать свободными, нам необходимо освободиться от магии родительских советов» (А. Луньков). Это нужно нам еще и затем, чтобы избавить от такого «наследства» собственных детей.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Для того, чтобы поддержать ребенка, родители должны научится принимать себя.

Как поддерживать ребенка? Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Для того, чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен помогать развитию Я-концепции и чувству адекватности ребенка. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать». Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей в ребенка. Ребенку необходимо показать, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен: забыть о прошлых неудачах ребенка; помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха; помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Развитие эффективного стиля общения. Очень часто взрослые, общаясь с детьми, стремятся соперничать с ними. Стиль общения взрослого и ребенка должен быть основан на взаимном уважении, которое подразумевает, что оба – и ребенок, и взрослый – позволят друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым. Принятие можно продемонстрировать словами, тоном, жестами, позами и пр. Для того чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применить обратную связь т.е. сообщение о том, что именно вы услышали.Формы поведения: смотрите на ребенка, с которым вы беседуете, но не сверлите его взглядом; принимайте естественные и свободные позы, позвольте ребенку узнать вашу интерпретацию того, что он сказал, убедитесь в том, что ребенок ищет нужную ему информацию и дайте ему ее. Сохраняя спокойствие, вы будете обладать более широким выбором способа беседы с ребенком.

Когда мы становимся родителями, мы вступаем в новую фазу развития личности. Конечно, на нас ложится ответственность за воспитание детей. Это очевидно. Но здесь присутствует и другая сторона: ребенок помогает родителю в его росте и развитии. Как? До сих пор, пока у нас не было детей, мы не имели такой четкой обратной связи в общении с окружающим миром. То есть, обратная связь, конечно была, но мы не всегда могли воспринимать ее адекватно. На нас так или иначе реагировали другие люди, проявляя самые различные эмоции. Но что из этой реакции мы могли отнести на свой счет, а что списать на особенности других людей? Ответ не очевиден. Теперь же, когда мы общаемся с собственным ребенком, видим его реакции, различные поведенческие проявления, мы не можем думать, что здесь мы ни при чем. Это – наше маленькое зеркало. Это – наша обратная связь от мира. И глядя в это зеркало, мы,наконец, можем более отчетливо рассмотреть самих себя и решить – продолжать жить так, как мы жили прежде, или что-то переменить в себе и в своем отношении к окружающим. В любом случае, мы должны понять как минимум три вещи. Во-первых, возникшее у нас однажды ощущение, что наши родители нас предали,– возможно, только ощущение. Подвергая анализу собственные действия и поступки, теперь следует думать о том, какой эффект наш поступок будет иметь для другого человека, для нашего ребенка. Во-вторых, даже если мы и не ошиблись в своем ощущении, и родители действительно предали нас, ориентируясь в своих поступках на какие-то собственные интересы и нужды, то это, скорее всего, было сделано не по злому умыслу, ведь жизнь, более сложная штука, чем одни только отношения между родителями и детьми. Наши родители скрывали от нас свои слабости, собственную зависимость. Простить их за это – вот то единственное, что здесь остается. Возможно, поняв это, и наши дети сумеют простить нам наши ошибки. В-третьих, нам необходимо осознать, что наше недоверие к окружающим подчас вовсе не следствие «здравого рассуждения» и «жизненного опыта», а просто наша еще детская привычка не доверять и сомневаться в искренности. Но жить так, словно этот злой умысел – то единственное, что есть между людьми, это является по-настоящему серьезным камнем преткновения в создании близких отношении, полных доверия и искренности.

 

Заключение

В этой работе мы рассмотрели невроз: как его классифицирует современная психология, какие виды неврозов встречаются, механизмы их возникновения и т.д. И из всего немалого спектра неврозов мы избрали те, которые человек получает в родительской семье, фактически в наследство. И оставили вне поля зрения неврозы, которые могут возникать в разнообразных стрессовых ситуациях. Этот выбор был не случаен. Стрессовая ситуация сама по себе, даже очень непростая совсем не обязательно ведет к возникновению невроза. Но, если есть благодатная почва, семена неврозов не замедлят прорасти. Итак, мы рассмотрели ситуацию, когда в процессе воспитания эта благодатная почва для неврозов подготавливается. И это не какой-то частный случай. Этот процесс происходит в подавляющем числе семей, из поколения в поколение.

Изучив вопрос «кто виноват?», мы естественно задаемся вопросом «что делать?». И приходим к выводу, что начинать изменения и исправления надо с себя, что мы никак не сможем исправить существующее положение вещей, если сами останемся на прежнем уровне. И наши дети смогут лучше развится и полнее реализовать себя, если почва для развития будет заложена уже в родительской семье.

Много книг написано о воспитании детей. Но почти нигде не рассматривается вопрос о том, что это воспитание взаимное: родители воспитывают ребенка, и он помогает воспитываться родителям. Он – как беспощадное зеркало, в котором родители. желая или не желая этого, видят свое отражение. И опираясь на эту обратную связь, родители всегда могут найти правильный путь для собственного изменения и роста. Таким образом мы с равным интересом рассматриваем возможность развития каждой личности, независимо от того, какова ее роль в семейных отношениях: «прародитель», «родитель», или «ребенок».

Кроме того, мы придерживаемся такого оптимистичного взгляда, что даже самые трудные ситуации преодолимы и самые сложные задачи решаемы. Если их решать. Возможно – это нелегко, возможно – потребуется много усилий. Но, при желании, все можно изменить к лучшему, если не опускать руки. Тогда каждая жизненная трудность будет восприниматься позитивно — как возможность чему-то научиться.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.