ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Невротические потребности: развитие и формы реализации. Вступление I. Механизмы получения неврозов в структуре семейных отношений. II. Невротические потребности: развитие и формы реализации. III. Механизмы передачи неврозов в процессе воспитания своим детям. IV. Аутодидактический процесс как реалистический подход к проблеме неврозов Заключение Список литературы Вступление Неврозы - это нервно-психические заболевания, которые возникают из-за нарушения особо значимых жизненных отношений человека - как правило, имеющие причиной своего появления тот или иной конфликт, душевный диссонанс. Для неврозов характерно, что их всегда можно вылечитьи что обязательно прослеживается связь между конфликтной ситуацией и развитием болезненных состояний. Из всего многообразия невротических состояний для данной работы я выбираю область семейных отношений и рассматриваю эстафету неврозов из поколения в поколение т.к. именно здесь закладывается база будущего психического здоровья человека. 1. Обоснование выбора. Эта тема интересует меня потому, что у меня, как матери двоих детей возник вопрос, «как вырастить своих детей психически и психологически здоровыми настолько, насколько это возможно?» Мы передаем нашим детям «багаж» родительских установок, который неизбежно приводит к неврозам или невротическим состояниям. Каждый взрослый человек являясь как родителем своего ребенка, так и ребенком своих родителей, является носителем этого «багажа», то есть именно тем звеном, с которого нужно начинать работу. 2. Актуальность данной работызаключается в том, что предмет ее исследования – невроз – это самое распространенное заболевание XXI века. И оно, как это ни печально, набирает обороты. Это закономерно. Природа запрограммировала нас на определенное соотношение умственного и физического труда, на определенную энергетическую компенсацию физических затрат, на ограниченное количество психических реакций. В наше время равновесие нарушается. Биоритмы организма - суточные, часовые, месячные - с древности остались практически неизменными и не могут угнаться за современными темпами. А это означает, что мы вынуждены приспосабливаться к новым условиям путем перестройки своей психики. Как ее перестроить, чтобы избавить от неврозов и дать человеку возможности для развития себя как целостной личности – в этом и состоит главный вопрос, рассматриваемый в данной работе. 3. Объектом нашего исследования я избралапсихические расстройства невротического уровня, которые передаются от родителей к детям в системе семейных отношений. 4. Цель моей работы явилось изучение способов избавления от невротических расстройств в системе семейных отношений «прародитель – родитель – ребенок», где за основу берется аутодидактический процесс, который рассматривается как реалистический подход к проблеме неврозов. 5. Задачами данной работы являются: 1) изучение исследований, проведенных в психологии по проблемам неврозов; 2) изучение механизмов, связанных с патологическими модификациями инстинкта самосохранения;. 3) изучение структуры аутодидактического процесса и возможности его применения для исправления ошибок воспитания; 4) применение аутодидактического процесса для развитие «родителя» как полноценной здоровой личности, умеющего справляться со своими психологическими проблемами; 5) применение аутодидактического процесса родителем для воспитания здорового ребенка 6) в профессиональном плане – наблюдение и формирование аутодидактического процесса изнутри; 7) а также разработка курса авторизованного изложения по проблемам невротических расстройств в системе семейных отношений. 6. Краткий план: 1) Механизмы получения неврозов в структуре семейных отношений. 2) Невротические потребности: развитие и формы реализации. 3) Механизмы передачи неврозов в процессе воспитания своим детям. 4) Аутодидактический процесс как реалистический подход к проблеме неврозов 7. Методологическую основу исследования составили достижения современной зарубежной и отечественной психологии. 8. Научная новизна исследованиясостоит в том, что рассмотрен вопрос о взаимовоспитании родителя и ребенка. И подача темы в форме курса авторизованного изложения. 9. Практическая значимость результатов исследования подтверждается возможностью работы с широким кругом лиц, охватывает большой диапазон возраста, социального положения и уровня развития, не только в целях психокоррекции, но и саморазвития. 10. Общая сфера применения данногокурса – психотерапия. Курс авторизованного изложения может быть предложен изучению студентами психологических ВУЗов , а также для МЭГУ. Механизмы получения неврозов в структуре семейных отношений. Неврозы — это обширная группа заболеваний психики. Общим для них всех является то, что при этом отсутствуют органические повреждения головного мозга. Для неврозов нет ни возрастных, ни половых границ. Невроз возникает из-за психотравмирующих воздействий. По сути, причина невроза лежит в резком несоответствии реальной жизни тому, чего желает человек. Болезнь развивается постепенно, при этом она может быть полностью излечена, если удалить причину постоянного стресса. Существуют различные определения неврозов, в которых оттеняется та или иная сторона заболевания. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В. Н. Мясищеву, который отмечал, что невроз – это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. Карвасарский Б. Д. определяет, что в настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы как на психогенные заболевания личности. В зарубежной литературе невроз рассматривается по-разному: в ортодоксальном психоанализе - как неизбежный и необходимый момент развития в связи с образованием и разрешением детской тревоги. В индивидуальной психологии невроз считается патологической формой компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства превосходства. В поведенческой терапии невроз определяется как зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем научения. К.Хорни определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций, а невротические расстройства как отклонения от общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения - это проявление заторможенного процесса самореализации. Невроз: это проблема — конфликт сознания и подсознания, который решается с помощью создания еще одной, т. е. второй проблемы. Проблема, породившая этот невроз, решена обходным путем — с помощью формирования симптома, нивелирующего конфликт между сознанием и подсознанием. Невротические расстройства - это психические расстройства без очевидной органической основы, при которых у больного может полностью сохраняться критика и адекватная оценка окружающей действительности, в результате чего он обычно не смешивает собственные болезненные субъективные ощущения и фантазии с объективной реальностью. Формы, которые приобретает невроз: Истерический невроз - от лат. hystera - букв. матка. Форма невроза. Характеризуется наличием различной клинической симптоматики, часто проявляющейся в виде судорожных припадков, астазии-абазии, истерической глухоты, слепоты, мутизма и вегетативно-висцеральных расстройств. При этом наиболее характерными являются небольшая глубина переживаний, демонстративность и ситуативная обусловленность. Для истеричных детей наиболее характерно возникновение энуреза, заикания, анорексии. Истерическими реакциями или истерическим неврозом, обозначается ряд расстройств чувствительной и двигательной сферы. Невроз навязчивых состояний - от греч. neuron - жила, нерв. Форма невроза. Характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий, страхов (фобий), к которым относятся кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения. Вероятность возникновения наиболее велика у людей с тревожным, ригидным, мнительным характером. При неврозе навязчивых состояний доминирующими в его клинической картине являются признаки навязчивости: навязчивые мысли, воспоминания, страхи, желания, действия, которые подчиняют себе весь образ жизни человека. Неврастения - от греч. neurоn - жила, нерв + astheneia - слабость. Форма невроза. Характеризуется развитием синдрома раздражительной слабости, к которому относятся плохая переносимость сильных раздражителей, подавленное настроение. Из-за повышенной утомляемости и ухудшения концентрации внимания происходит нарушение работоспособности. Часто наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения. Основным, что характеризует неврастению, являются признаки истощения, слабости нервной системы. В настоящее время невроз навязчивых состояний обозначают термином обсессивно–компульсивное расстройство. Неврозы – это психогенно обусловленные функциональные расстройства нервной системы, при которых в отличие от психозов человек сохраняет критическое отношение к болезни и не утрачивает способности руководить своим поведением. В соответствии с МКБ-10 психопатологические проявления расстройств тревожного ряда включают следующие симптомокомплексы: паническое расстройство без агорафобии, паническое расстройство с агорафобией, ипохондрические фобии, социальные и изолированные фобии, обсессивно-компульсивное расстройство. Тревожно-фобические расстройства — одна из наиболее распространенных форм психической патологии. Среди психопатологических проявлений тревожно-фобических расстройств в первую очередь необходимо рассмотреть панические атаки, агорафобию и ипохондрические фобии. Панические атаки — неожиданно возникающий и быстро, в течение нескольких минут, нарастающий вегетативный криз — сердцебиение, стеснение в груди, ощущение удушья, нехватки воздуха, потливость, головокружение, сочетающийся с ощущением надвигающейся смерти, страхом потери сознания либо потери контроля над собой, сумасшествия. Продолжительность панических атак обычно не превышает 20—30 мин. Агорафобия включает не только страх открытых пространств, но клаустрофобию, фобию транспорта, толпы и др. Агорафобия представляет собой боязнь оказаться в ситуации, чреватой опасностью возникновения панического приступа. Это - поездка в метро, пребывание в магазине, среди большого скопления людей и т. п. Ипохондрические фобии (нозофобии) — навязчивый страх какого-либо тяжелого заболевания. Чаще всего наблюдаются кардио-, канцеро- и инсультофобии, а также сифило- и СПИДофобии. На высоте тревоги больные иногда обращаются к врачам соответствующего профиля, требуют обследования. Социальные фобии — страх оказаться в центре внимания, сопровождающийся опасениями негативной оценки окружающими и избеганием общественных ситуаций. В большинстве случаев наблюдается их сочетание с простыми фобиями, агорафобией, паническим расстройством, алкоголизмом, расстройствами пищевого поведения. Сочетания любого другого психического расстройства и социальной фобии ухудшают прогноз заболевания и увеличивают риск суицидальных попыток. Специфические (изолированные) фобии — фобии, ограниченные строго определенной ситуацией — страх высоты, тошноты, грозы, домашних животных, лечения у зубного врача. Поскольку соприкосновение с предметами страха сопровождается интенсивной тревогой, в этих случаях характерно стремление к их избеганию. Обсессивно-компульсивные расстройства,(obsessio, compulsio (лат.) — навязчивость) достаточно широко распространены. Несмотря на пестроту клинических проявлений, в ряду обсессивно-компульсивных расстройств выделяются очерченные симптомокомплексы и среди них навязчивые сомнения, контрастные навязчивости, навязчивый страх загрязнения (заражения). Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера. Изсоциально-психологических факторов - наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей, конфликты, доминирование одного из взрослых, инверсия традиционных семейных ролей, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов. К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе ускорением темпа современной жизни недостатком времени, скученностью, некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений, недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения. Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним. Причины неврозов, определяемые современной психотерапией: 1. Наследственность и особенности строения организма (конституции). 2. Ранее перенесенные заболевания. 3. Особенности личности, имевшиеся еще до развития невроза. 4. Психические травмы, перенесенные в детстве. 5. Психотравмирующие ситуации и обстоятельства. 6. Характер родительской семьи. 7. Особенности сексуального воспитания. 8. Семейное положение. 9. Уровень образования. 10. Профессиональные стрессы. 11. Характер трудовой деятельности. 12. Уровень культуры. Трехфазная теория возникновения невроза – (Х.Айзенк и С.Рэчманн) - теория, описывающая развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций. Развитие невроза, прежде всего фобического, представляется здесь как проходящее ряд стадий. На первой стадии происходит событие, закономерно вызывающее сильную эмоциональную реакцию, например, страх. На второй стадии во временной близости с этим событием происходит изначально нейтральное событие, которое ассоциативно связывается с травмирующим событием первой ситуации и с эмоциональным откликом на нее. На третьей стадии, если подкрепление не наступает, т.е. если первая ситуация не повторяется, происходит угашение эмоциональной реакции, но если ситуация повторяется, что возникает невроз, в котором эмоциональная реакция запускается уже нейтральными, но ассоциированными с травмирующими, событиями Наша психика возникла и формировалась для реализации простых биологических задач — выживания индивида, группы, вида. Конфликт, возникающий между предназначением нашего психического аппарата и необходимостью жить «культурно», и приводит к этой ситуации. Предназначенный к банальному физическому выживанию, наш психологический аппарат решает вопросы «гуманитарной политики» и «социальной ответственности». Издержки такой подмены оплачиваются душевным благополучием и психоэмоциональным напряжением. В результате - невроз или, по крайней мере, состояние общей невротичности. Наше подсознание руководимо тремя инстинктами: индивидуального самосохранения, самосохранения группы, самосохранения вида. Проявляются эти инстинкты страхом смерти, жаждой власти и сексуальным вожделением. Проблема состоит в том, что большая часть наших желаний не осознается должным образом, а потому и самому человеку они далеко не всегда известны. Иногда, впрочем, этот «внутренний конфликт» выходит на поверхность. У любого человека, по большому счету, одна-единственная проблема — это его желания. И желаний у нас всего три, причем у всех одни и те же. Во-первых, мы хотим жить, во-вторых — занимать лидирующее положение среди своих сородичей, в-третьих — продолжить свой род.Речь идет о трех базовых инстинктах, которые и определяют все наше поведение, — это инстинкт индивидуального самосохранения, предназначенный для личного выживания, инстинкт самосохранения группы, инстинкт самосохранения вида.Расшифруем эти три желания, составляющие плоть и кровь нашего подсознания. Потребность в личном выживании проявляется стремлением сохранить собственную жизнь. Страх здесь наиважнейшая сила: он вынуждает действовать, решать проблему — искать пропитание, спасаться от опасности, с предвзятостью изучать неизвестное и т. п. Потребность в сохранении группы проявляется стремлением достичь лидирующей позиции, которая гарантирует, с одной стороны, большие возможности к личному выживанию. С другой стороны, наличие лидера поддерживает стабильность группы. Наконец, потребность в продолжении рода,а проще говоря, сексуальная потребность. Каждым из нас подсознательно владеет страх смерти, желание власти и сексуальное вожделение — проявления трех ипостасей целостного инстинкта самосохранения. Со стороны ребенка семью можно представить как семь "я", т. е. в виде семи человек, из которых четверо образуют две прародительские семьи (бабушка и дедушка ребенка по линии матери и отца), двое - родительскую семью (мать и отец ребенка), седьмым является сам ребенок. Центром психопатологического перекреста будут родители, у которых сочетаются характерологические и невротические нарушения. Главным патогенным фактором, проходящим "красной нитью" через все поколения, является психотравмирующий опыт межличностных отношений. Основным звеном передачи этого опыта для ребенка является родительская семья. Некоторые из патологических стереотипов отношений в прародительской семье закрепляются в опыте формирования личности будущих супругов и родителей и отражаются в виде тех или иных существующих у них в настоящем семейных установок. У прародителей наиболее часто проявляется такая черта личности, как сензитивность, включающая повышенную эмоциональную чувствительность, ранимость, обидчивость и впечатлительность. Сензитивность часто сочетается с гиперсоциализацией (заостренным чувством ответственности, долга, обязанности, трудностью компромиссов) и тревожностью (выраженным беспокойством, волнениями по любому поводу, плохой переносимостью ожидания). Сензитивность, гиперсоциализация и тревожность представляют базисную триаду личностного типа реагирования в прародительской, родительской семье и у детей с неврозами. Конституционально-генетической предпосылкой сензитивности является эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выражаемые склонностью "все близко принимать к сердцу и легко расстраиваться", или в более широком плане - эмоциональная реактивность. Конституционально-генетической предпосылкой гиперсоциализации - заостренное чувство ответственности, долга, обязательности, трудность компромиссов, инертность нервных процессов, нередко проявляющаяся ригидностью мышления. Конституционально-генетической предпосылкой тревожности является заострение инстинкта самосохранения. Развитие этих предпосылок происходит под влиянием неудачного опыта межличностных отношений. У родителей имеется ряд общих особенностей личности, главным образом в виде сензитивности и гиперсоциализации. Контрастное сочетание сензитивности и гиперсоциализации означает наличие внутреннего противоречия между чувством и долгом, способствующим возникновению внутреннего нравственно-этического конфликта. Другой общей особенностью личности матери и отца является защитный характер поведения, т. е. отсутствие открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что обусловлено не столько способом выражения эмоций, сколько ранее имевшимся психотравмирующим опытом межличностных отношений. Характерологические и невротические изменения у родителей являются большей частью следствием неблагоприятных условий формирования их личности в прародительской семье в детском и подростковом периоде жизни. Личностные изменения родителей отражаются на их отношениях в браке и на воспитании детей, создавая характерологически и невротически мотивированные проблемы семейных отношений. Наиболее актуальные для данной работы стороны семейного конфликта, выражающие особую структуру межличностных отношений в семье - это не только внешняя сторона конфликта, но и проявления постоянного внутреннего недовольства, раздражения и обиды, имеющих своим источником столкновение несовместимых желаний, установок и потребностей в отношении того или иного конкретного лица в семье. У родителей это выглядит как основанное на личностном, во многом неудачном, опыте отношений в прародительской семье построение в браке идеализированных концепций "образа матери" у мужа и "образа отца" у жены. Конфликт в браке.В сохранившихся семьях идущие от прародителей персонификации постепенно замещаются взаимной проекцией супругов, когда каждый из них видит в другом прежде всего самого себя, идеализируя этот образ и аффективно реагируя на несоответствие его своим ожиданиям. В этой ситуации на появившегося ребенка аффективно переносятся нереализованные ожидания супругов, и тогда он вынужден выполнять противоречивые роли или функции, превышающие предел его адаптационных возможностей. Концентрируя на себе эмоциональное напряжение родителей, ребенок в то же время усиливает их неотреагированный конфликт, который в полной мере проявляется в сфере его воспитания в виде противоположных тактик отношения родителей. Конфликт родителей с детьми. Недоверие родителей, как сплав аффекта, характера и ситуации, распространяется на отношения с детьми, вступая в противоречие с формирующимся у них чувством собственного достоинства и самоуважения, что способствует возникновению ответных напряженных отношений. Таким образом, конфликт родителей с детьми в первую очередь обусловлен неблагоприятными изменениями личности самих родителей и их невротическим состоянием, скрытыми или явными разногласиями между ними. Конфликт детей с родителями, как обратная сторона конфликта родителей с детьми, долгое время находится в латентной фазе своего развития с ведущим переживанием на почве личных привязанностей и противоречивого отношения к родителям. В этой фазе отношение родителей воспринимается с нарастающим чувством обиды при подавлении внешнего выражения переживаний. Возникающие фазовые состояния в виде эмоциональных расстройств и упрямства расцениваются в семье не как болезненные симптомы, а как выражение "духа противоречия", сидящего в ребенке, злой воли, подобно демону, управляющей его поведением. Такие магические представления являются архаическими формами самосознания, своеобразным выражением тревожно-мнительного настроя. Если родители считают нежелательное для них поведение детей проявлением злой воли и наказывают за это, то дети, в свою очередь, воспринимают их отношение как плохое, несправедливое или даже (более старшие дети) как жестокое, что обычно не связывается с характером самих родителей, а ассоциируется с теми образами, которые олицетворяют в сказках зло и насилие, вроде чудовища, дьявола, черта, Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. На более глубоком уровне мотивации это означает и страх перед угрозой отчуждения матери и отца, символом которого опять же являются сказочные персонажи. Во всех этих случаях дети боятся, что с ними может произойти нечто страшное, жестокое и непоправимое, находящее воплощение в противоположных понятиям доброты, сердечности, любви, искренности и непосредственности образах зла, жестокости и коварства. Непринятие подразумевает не только нежеланность ребенка или несоответствие его пола ожиданиям матери и отца, но и непринятие его индивидуальных особенностей развития, несовместимых с характерологически, конфликтно или невротически измененными представлениями родителей. Лейтмотив этого отношения состоит в том, что ребенок не тот, кто ожидался, кто оправдывает надежды, с кем легко, а тот, кто, наоборот, воспроизводит проблемы самих родителей или напоминает нежелательные черты одного из них, отнимает все время и препятствует реализации жизненных планов. Поэтому наиболее выделяющейся стороной их отношения является неудовлетворенность ребенком. Существенно и то, что у этих матерей несколько более медленно развивается чувство материнства, которое сохраняется более длительное время на неизменном уровне. Гиперопека. Невротически опекая ребенка и заменяя собой мир сверстников, мать отказывает ему и в праве на самостоятельность, не доверяя его опыту и тревожно-мнительно опасаясь последствий его самостоятельности. Тем самым они неосознанно культивируют зависимость ребенка от себя и пассивность, принципиально требуя в то же время от него ответственности. Ребенок может переживать такое отношение как недоверие к его возможностям и непонимание его запросов. Другая особенность воспитания - это наличие у родителей ряда сверхценных идей, отражающих их тревожно-мнительные и паранойяльные черты характера. Здесь и сверхценный страх лишиться влияния на ребенка, и паранойяльная убежденность в том, что его нужно во что бы то ни стало оберегать от всех опасностей и трудностей жизни. Еще одна особенность - это непроизвольное внушение детям чувства личностной недостаточности особой манерой обращения с ними: «ты никогда и ничего не делаешь так, как нужно», «у тебя одни крайности, ты не можешь обойтись без фокусов», «смотри, не сделай...», «если ты...» и т. д. Тревожно-мнительному настрою детей часто способствуют неосторожные высказывания взрослых членов семьи эмоций страха и тревоги. Все неблагоприятное воздействие родителей на детей, включая неосторожное использование слов, обладающих отрицательным внушающим действием, мы обозначаем термином «парентогения» (от лат. parens - родитель и греч. genesis - возникновение, происхождение), т. е. «порождаемое родителями, происходящее от них». Кризис личностного развития у родителей как определенный этап развития самосознания и обусловленный им кризис супружеских и родительских отношений не преодолевается конструктивным образом, а сопровождается компенсаторным нарастанием внутренней напряженности, которая чем меньше проявляется внешне, тем более сказывается на отношениях с детьми и воспитании. Таким образом, родители "преодолевают" свой личностный кризис, по существу, ценой развития невроза у ребенка, который можно расценить как клиническое отражение неадекватных способов разрешения родителями своих личностных проблем. Негативные факторы воспитания в целом выглядят следующим образом: 1) непонимание родителями своеобразия личностного развития детей; 2) непринятие их индивидуальности; 3) несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей; 4) негибкость в отношениях с детьми; 5) неравномерность воспитания в различные годы жизни детей (эффекты родительской депривации в первые годы и гиперопека и чрезмерный контроль в последующем); 6) непоследовательность в обращении с детьми; 7) несогласованность воспитания между родителями. Остальные патогенные факторы воспитания могут быть сгруппированы так: 1) аффективность и неровность в отношениях с детьми; 2) тревожность; 3) феномен "привязывания" - создание эмоциональной зависимости детей от родителей; 4) феномен "замены" индивидуальности ребенка характерологически и невротически измененным образом "я" родителей; 5) реактивно-защитный, невротически мотивированный характер взаимодействия с детьми; 6) излишняя принципиальность в отношениях с детьми, недоверие к их опыту, навязывание мнений и принижение чувства собственного достоинства; 7) индуцирующее воздействие на детей патологии родителей посредством механизмов внушения, "заражения", идентификации и привязанности. Отношения в прародительской семье между родителями и детьми отличаются проблемным характером. Недостаток тепла и заботы сопровождается чувством одиночества и тревоги, чем в немалой степени объясняется стремление родителей, особенно матерей, компенсировать свою предшествующую эмоциональную неудовлетворенность гиперопекой по отношению к детям, которая является своеобразным симптомом неудовлетворенности матери, ее защитой от страха одиночества и отчуждения в прошлом и настоящем. Из этого следует, что в гиперопеке нуждаются не столько дети, сколько сами родители, для которых она выполняет своеобразную психотерапевтическую роль. Ничем иным нельзя объяснить парадоксальное, на первый взгляд, явление, когда улучшение состояния ребенка сопровождалось ухудшением эмоционального состояния матери, нередко вплоть до обострения или манифестации невроза. Субъективное ощущение своей "ненужности", отсутствие конкретной цели, неспособность переключить внимание на новые, более позитивные стороны взаимоотношений с ребенком являются факторами декомпенсации эмоционального состояния матери. Родители детей с неврозами не только непроизвольно компенсируют, но и повторяют многие из проблем взаимоотношений в прародительской семье, в том числе непринятие индивидуальности детей, отсутствие понимания их возможностей и потребностей и т. д. Это объясняется формированием патологических установок и стереотипов отношений, которые действуют как заданные, запрограммированные или даже как внушенные в жизненном опыте. Невротические потребности: развитие и формы реализации. В этом разделе мы рассмотрим, как полученные в детстве невротические установки влияют на жизнь человека, когда он становится взрослым. Как реакции родителей на наше поведение, воспитательные меры и сама атмосфера семьи могут повлиять на жизнь взрослого человека, как формируется тот или иной способ реагирования, привычки и зависимости, стиль жизни. Маркузе Г. пишет: "Борьба за существование приводит к репрессивной модификации инстинктов главным образом из-за недостаточности средств и ресурсов для целостного, безболезненного и не требующего тяжелого труда удовлетворения инстинктивных потребностей". Психоаналитическая теория рассматривает этот вопрос как главный динамический конфликт коллективного подсознания, который связан с наличием в нем двух конкурирующих центров – Эроса (инстинкта жизни) и Танатоса (инстинкта смерти). Объединяет их то, что первый направлен на коллективное или родовое самосохранение, второй – на индивидуальное самосохранение. Когда ребенок только появляется на свет, в нем уже есть все три указанные части инстинкта самосохранения. Дальше он станет расти и развиваться, а соответствующие потребности – в чувстве защищенности, в социальном успехе и в сексуальном удовлетворении – будут последовательно заявлять о себе. Реализация этих потребностей для ребенка – вопрос жизни и смерти, он должен найти способ удовлетворить каждую из них. И это не вопрос прихоти, это жесткий императив. Он будет тем, кем он будет по результату решения этой задачи. Если каждая из указанных потребностей будет качественно и с толком удовлетворена, мы получим на выходе (годам к восемнадцати) полноценную и здоровую личность, способную противостоять жизненным невзгодам и способную быть счастливой. Если же этого не случится, получим человека, который в той или иной степени, но болезненно уязвим для жизненных перипетий, и не может или не умеет быть счастливым. Мы – те, кем мы стали, пытаясь удовлетворить свои базовые потребности на этапе формирования своей личности. - Если у нас не получится удовлетворить свою потребность в защищенности – мы будем с завидной регулярностью испытывать чувство тревоги и мучиться от ощущения незащищенности. - Если нам не представится возможность удовлетворить свою потребность в социальном успехе, то мы будем пожизненно страдать от чувства неудовлетворенности собой и своей жизнью. - Если же наша потребность в сексуальном удовлетворении встретит серьезные препятствия, то чувство вины, вероятнее всего, станет нашим постоянным спутником, нам не будут нравиться наши поступки, мы будем себя за них корить, будем мучиться угрызениями совести. Таковы ставки. Подсознание руководимо тремя инстинктами: индивидуального самосохранения, самосохранения группы и вида. Проявляются эти инстинкты страхом смерти, жаждой власти и сексуальным вожделением. Наше сознание протестует против «постыдного» страха, против «недопустимой» жажды власти, против «аморализма» сексуальности. В итоге - конфликт. Рассмотрим три возможных конфликта между сознанием и подсознанием, которые приводят к возникновению невроза. Первый и важный для каждого из нас в отдельности – это инстинкт личного выживания. Если нашей жизни угрожает опасность мы забудем обо всем и будем пытаться выжить. Таковы основные функции этой первой – индивидуальной – части нашего инстинкта самосохранения. Потребность в защищенности – это одна из трех ключевых наших потребностей. Защищенность – это чувство. Очень важно, чтобы человек умел чувствовать себя защищенным. Если у нас не получится удовлетворить свою потребность в защищенности – мы будем испытывать чувство тревоги и мучиться от ощущения незащищенности. Первый вид невротического симптома, в основании которого лежит проблема потребности в защищенности жизни, в любви и признании собственной личности, имеет изначальный источник в патологической (невротической) тревожности человека, реальной или воображаемой, т. е. страдает инстинкт индивидуального самосохранения. Страх, что ты не нужен или будешь не нужен, ощущение, что тебя любят не «просто так», а из каких‑то эгоистических соображений, рождает неуверенность в отношениях с другими людьми. Природа нашей неуверенности – в реакции наших родителей на наше поведение. Можно сказать, что родители, отказывая нам в поддержке и выказывая свое отношение к каким‑то нашим действиям и поступкам, дают направленность развитию нашему будущему неврозу. Вторая часть нашего инстинкта самосохранения заключается в налаживании отношений с другими людьми, в повышении своего социального статуса, в борьбе за первое место в своей социальной группе. Эта часть инстинкта самосохранения называется инстинктом самосохранения группы или иерархическим инстинктом. Второй вид невротического симптома, в основании которого лежит ставшая проблемой потребность власти, т. е. страдает инстинкт самосохранения вида выражается в неуверенности, в чувстве собственной неполноценности.Стремление к власти — это отнюдь не жажда формального титула, это иное — это желание навязывать другим свои желания, свое видение мира. Первооткрывателем «комплекса неполноценности» был Альфред Адлер, ученик Фрейда. Он заметил, что каждый человек страдает от «комплекса неполноценности», т. е. чувствует себя несостоятельным, а главное — слабым. Всякий человек долгое время остается под опекой родителей. Родители принимают за ребенка решения, говорят ему, что и как делать, они лучше осведомлены по всем вопросам и всегда правы и подтверждают это не здравым рассуждением, а прежде всего силой, хотя бы и силой авторитета. В этих условиях у всякого человека формируется ощущение, что он ничего из себя не представляет, ничего толком не умеет, ничего не знает, тогда как другие люди, наоборот, все знают, все умеют, все могут. Когда ребенок становится взрослым, то детское ощущение собственной несостоятельности у него остается. Жажда власти — это жажда господства, и нет разницы в том, как именно мы добились этого господства, — повергнув врага или великомученичествуя. Нерешительность, страх перед ответственностью, неуверенность — вот прямые проявления «комплекса неполноценности». Но есть у этой медали и оборотная сторона: сверх-компенсация. Чувствуя свою «неполноценность», человек может начать с ней бороться, например, добивается немыслимых успехов и доказывает таким образом, что он «кое-что» из себя представляет. Третья часть инстинкта самосохранения – это половой инстинкт или, инстинкт самосохранения вида. Он заложен в нас биологически. Род должен продолжаться, вид должен множиться, поэтому иногда сексуальность берет над нами верх, чтобы сохранить гены для будущего. Третий тип невротического симптома, в основании которого лежит ставшая проблемой сексуальная потребность, т. е. страдает инстинкт самосохранения вида выражается в чувстве вины. Пол ребенка начинает иметь значение, когда дело касается ожиданий, связанных с его половым поведением (не сексуальным, а полоролевым). Девочки, по задумке, должны быть красивыми и умными, внимательными и исполнительными, чувствительными и чувственными и т. д. Мальчики же должны быть серьезными, рассудительными, терпеливыми, ответственными, выносливыми, далее – по списку. Количество требований, которые предъявляются к нам как к «представителям пола» – огромно. Если же ребенку не удается выполнять данные требования, то он испытывает неуверенность, которая распространяется не на одну только половую жизнь, но и на многие другие сферы его жизни. Отвечать всем этим требованиям на «все сто» невозможно, тем более что многие ожидания наших родителей противоречат друг другу. И это рождает чувство вины. В этом случае невротический симптом возникает по следующему сценарию: подсознание заявляет о своем желании сексуального контакта, а сознание не допускает самой возможности подобных отношений.В более мягких формах этого невроза сексуальность не подпадает под полный запрет, но реализуется не так, как бы человеку (его подсознанию) этого хотелось. Вступая в сексуальные отношения, он не позволяет себе пережить их сполна и выходит из них с чувством сексуальной неудовлетворенности. Кризис половых ценностных ориентации, половых взаимоотношений оборачивается кризисом творчества, кризисом духовности, кризисом чрезмерно социализированной личности. Случившееся с нами не заговор и не злонамеренное деяние, а естественное следствие, с одной стороны, всеобщей неосведомленности родителей о средствах профилактики глубинных психологических конфликтов их детей; с другой стороны, того, что они сами, в свою очередь, являются детьми своих родителей, а потому имеют тот же самый глубинный внутренний конфликт, о существовании которого многие даже не догадываются. Отсутствие невроза, вызванного конфликтом между сознанием и подсознанием человека, еще не освобождает его от «невротической повинности». Энергия нашего инстинкта самосохранения, освобожденная от бесконечной борьбы за выживание, должна быть куда-то направлена, она ищет для себя выхода и находит его. Этих выходов насчитывается семь: труд, борьба, вера, цинизм, страдание, брак и секс. Стиль жизни – труд.Трудоголик — эта разновидность невротического поведения относится в психотерапии к «аддиктивному поведению»: при возникновении трудной психологической ситуации человек неосознанно и всецело переключается на другую проблему. Хобби — это тоже труд(все, что к нему может быть причислено). Создан новый тип трудоголиков, изнуряющих себя «активным отдыхом». Самые модные «хобби» — это культ собственного тела и бесконечное, неустанное оздоровление. Стиль жизни – борьба.В современном обществе любая социальная драма характеризуется отсутствием чувства законченности, завершенности. Таким образом, борьба началась, но не закончилась и человек попытается поставить точку, терроризируя всех и вся. «Мир таков, каковы наши доминанты!» — как говорил А. А. Ухтомский. Поэтому бороться можно с кем угодно и сколько угодно. Аутоагрессивное поведение - когда мы переориентируем свою внутривидовую агрессию на самих себя. Оно проявляется, например: нарушением правил дорожного движения, нарушением правил техники безопасности, наркоманией, алкоголизмом, вредными привычками (курение, гиподинамия и т. п.), другими признаками ведения нездорового образа жизни, экстремальными видами работ (например, высотные) и спорта (альпинизм, парашютный спорт и т. п.), суицидальным поведением (мысли о самоубийстве, попытки самоубийства и т. п.), преступным, другим асоциальным поведением и т.д. Если такие проявления в жизни человека наличествуют в избытке, то стиль его существования — хроническая аутоагрессия. Стиль жизни – вера.Вера - это сугубо личное занятие, которое используется, чтобы, защищать себя от собственного страха. Согласно принципу доминанты: если у вас возбужден какой-то центр в мозгу, то и во внешней среде вы будете видеть то, что для этого центра актуально. Стиль жизни – цинизм.Циник не знает ценностей, он отрекается от них и дискредитирует их. Действительно ли за цинизмом кроется желание все уничтожить? Чтобы чувствовать собственную индивидуальность, мы должны не отождествляться с кем-то, а противопоставлять себя ему. Циники пытаются ощутить самих себя, почувствовать себя как факт действительности, выделить себя из общей массы, доказать, и в первую очередь самим себе, свою же собственную индивидуальность. Постепенно это благое начинание обретает формы отчаянного невротического поведения, цинизм выливается в стиль жизни, истинные цели ретушируются, поступки человека превращаются в театральное действо. Тактика, избранная циниками - это путь к неврозу. Стиль жизни – печаль.Горе, печаль, страдание могут быть привычками. Страдание есть зов о помощи, но на этот зов родители могут откликнуться несколькими способами. В первом случае,при социализации страдания ребенка через наказание, мы рискуем получить человека, склонного к притворству, изоляционизму, личность заурядную и желающую избегать страдания любыми средствами. Второй вариант социализации страдания,когда расстроенного ребенка, с одной стороны, успокаивают, а с другой — обучают навыкам преодоления этого страдания, наиболее качественный. Третий вариант.Если ребенка только успокаивают, но не обучают навыкам устранения причин страдания, то в результате такого воспитания мы получим зависимый тип. Такой человек зачастую склонен к депрессивным реакциям, которые являются его неосознанной попыткой привлечь к себе внимание и заботу. При смешанном типе социализации страдания,т. е. при использовании разных средств его воспитания, повзрослевший ребенок будет постоянно испытывать противоречивые чувства в отношениях с другими людьми, а в палитре его эмоциональных реакций над депрессивными переживаниями станут превалировать тревожные состояния. Таким образом, каждый из нас в процессе своего воспитания научился или преодолевать свое страдание, или, напротив, увеличивать его интенсивность; и то и другое — привычка. Роль жертвылучше всего позволяет нам минимизировать собственное страдание. Наше страдание не более, чем привычка страдать. Стиль жизни – брак.Вопрос семьи и брака — это вопрос, обусловленный общественной моралью и обуславливающий множество психологических проблем. Всякая зависимость — это крест на психологической свободе человека. Брак, таким образом, — это самое вероломное и вместе с тем самое незаметное вторжение морали в личную жизнь.У брачной пары всегда рядом «третий-лишний» — социум, общество; в первую очередь, с его «общественным мнением», т. е. моралью, во вторую — с его соблазнами преступления этой морали. Брак давно перестал быть «ответственностью за другого», он стал «ответственностью для других». И эти «другие» — постоянный источник требований. Невротические стили поведения, напрямую связанные с феноменом брака: один — болезненного семьянина, второй — болезненного многоженца (пол не важен). Отсутствие должной «усидчивости» в браке — такой же признак невротического поведения, что и пожизненное сидение в нем. Стиль жизни – секс.Сексуальность человека не имеет аналогов в животном мире ни по охвату, ни по интенсивности. Борьба за власть и высокий социальный статус, преступность и агрессивность, достижения в искусстве, науке и спорте — все это, без каких-либо оговорок, результат нашей повышенной сексуальности.Если же потребность не удовлетворяется должным образом, то возникает существенный психологический дискомфорт: Во-первых, если необходимого качества удовлетворения этой нашей потребности не достигается, жизнь теряет свой блеск и аромат. Во-вторых, возникает чувство тревоги, внутреннего напряжения или даже депрессии. В-третьих, формируются невротические симптомы — разнообразные фобии, навязчивости и т. п. Стереотипы поведения (привычки) — один из основополагающих механизмов работы мозга, обслуживающий нужды инстинкта самосохранения. Привычка, таким образом, — это наиглавнейший форпост инстинкта самосохранения, предохраняющего нас от пугающей неизвестности и потенциальной опасности. После же того, как привычка сформировалась, даже если она и перестает приносить некогда приятные ощущения, она будет поддерживаться и удерживаться инстинктом самосохранения всеми доступными ему способами. Такова природа патологических зависимостей: человек хочет не потому, что ему от этого хорошо, а потому, что уже не может не хотеть. По большому счету, всякую привычку можно признать зависимостью. Алкоголизм.если человек пьет, чтобы расслабиться, избавиться от беспокойства, поднять настроение (негативное подкрепление) — вероятность возникновения алкоголизма огромна. В условиях хронического стресса, когда все поголовно страдают невротическими расстройствами, рассчитывать на то, что ты станешь просто «бытовым пьяницей», не приходится. Наркомания.Если человек начал принимать наркотик, значит, в его жизни накопилось множество психологических проблем. Они убивают жизнь изнутри, сужают ее до одного укола, превращают ее в ад, где единственная отрада — доза, и, в конечном счете — смерть. Если же каким-то чудом человек избавляется от наркотика, он не выздоравливает никогда, он болен пожизненно, в его жизни нет больше ничего и никого: ни его детей, ни родителей, ни авторитетов. Наркотик — это смертельная болезнь. Игромания.Игроки— люди, которые всегда полагаются на случай, на судьбу, на удачу, на авось, которые рассчитывают не на себя, а на «стечение обстоятельств», т. е. ждут, а не делают. В сущности, игроман ведет себя, как ребенок, он словно бы забыл, что давно живет в мире взрослых. Интернет.Интернет же предлагает удивительные возможности для человека, желающего вступить в общение с другими людьми, но испытывающего на этом пути существенные затруднения. И начинает такой человек избегать настоящего общения, все более и более погружаясь в мир иллюзии. Зависимость от любви. Бесчисленные возбуждения, благодаря способности мозга к образованию доминанты, сводятся, концентрируются, оптимизируются и направляются на служение единой цели, для достижения одного результата. Всякая доминанта, и любовная в том числе, может сойти со сцены нашей психической жизни, только если потребность, в ней заложенная, удовлетворится. Зависимость всегда отвратительна. Формируется она в детско-родительских отношениях и рождает в людях две патологические тенденции – или искушение пользоваться зависимым положением того, кто находится у тебя в зависимости, или же, с другой стороны, стремление манипулировать тем, от кого ты находишься в зависимости. Таково правило зависимости. И эти отношения превращаются в состязание. Сначала побеждают те, кто сильнее – родители, а потом те, у кого больше времени – дети.Но, и те, и другие неизменно оказываются в проигрыше. Наши отношения с родителями делятся на две части – на реальные и на виртуальные, то есть на отношения с реальными людьми, каковыми являются или являлись для нас наши родители; и на отношения со своеобразными психологическими инстанциями – «матери» и «отца», находящимися внутри нашей головы. Мы не хотим, чтобы кто-то узнал о наших страхах, которые часто скрываем даже от самих себя. В результате - формирование невроза, который характеризуется наличием того или иного «невротического симптома» - страхами, полным отсутствием настроения, тотальной усталостью, апатией, вспышками раздражительности и т. п. В качестве симптома выступают навязчивые состояния, когда «что-то постоянно гоняешь в голове», «не можешь переключиться», «думаешь об одном и том же» и т. п. Кроме того, часты жалобы на телесные недомогания, корни которых уходят в психологические проблемы — это головные боли, нарушения сна, сердцебиения, ощущение перебоев в работе сердца, слабость, чувство затрудненного дыхания, перепады артериального давления, остеохондроз. Мы же оказываемся заложниками собственных привычек, привычек своего организма. Рок вступает в действие только тогда, когда мы отказываем своему здравому смыслу и готовы подчиниться собственному страху. Механизмы передачи неврозов в процессе воспитания своим детям. Отношения детей с родителями можно разделить на две части – на реальные и на виртуальные, то есть на отношения с родителями как с реальными людьми; и на отношения с некими психологическими инстанциями – «матери» и «отца», находящимися внутри головы ребенка. Собственное «я» у ребенка появляется не сразу. Поначалу он отождествляет себя со своими родителями, чувствует себя сильным и уверенным, защищенным. Но в определенный момент времени, когда он впервые почувствовал себя наказанным – он впервые почувствовал себя. С появлением в языке ребенка оборотов «я», «мне», «мое» и пр. в нем появляется личность, а, следовательно, и возможность наказания. Как правило, это приходится на трехлетний возраст. С этого момента ребенка покидает чувство защищенности, и возникает тревога. Большая часть информации, которую дети получают из внешней среды, это - информация визуальная, акустическая, тактильная, и лишь небольшая часть – вербальная. Ребенку говорят: «Ты должен понять, что так делать не нельзя!», «Тебе должно быть стыдно!», «Постой в углу и подумай!» И если ребенок почувствовал себя униженным, оскорбленным или насмерть испуганным, родитель считает, что «воспитание» достигло желаемого эффекта. Смысл родительских слов доходит до ребенка в последнюю очередь, а прищуренные глаза, сдвинутые к переносице брови, сжатые челюсти и кулаки, наконец, высокие ноты в голосе – это понятно и без слов. Ребенок понимает, что его родители – это отдельные люди и он в их власти, а потому может лишь рассчитывать на их благосклонность, но не может ее требовать. Под сомнением оказывается и родительская любовь. А ведь именно она дает ребенку ощущение защищенности. И родители хорошо это знают, и пользуются «любовью» как средством наказания и эмоционального шантажа. Но это излюбленная воспитательная тактика: «Если ты немедленно не перестанешь шуметь, я не буду тебя любить». И если прежде ощущение единства с матерью давало ребенку ощущение защищенности, то теперь ощущение этого разделения, напротив, приводит к острейшему чувству тревоги неуверенности в себе, к ощущению одиночества. На пути реализации родительских требований могут возникать определенные препятствия: во-первых, ребенок имел уже свой, пусть и небольшой, жизненный опыт самостоятельности; во-вторых, родители были непоследовательны в своих требованиях и часто использовали противоположно направленную тактику воспитания; в-третьих, они неравномерно относились к ребенку в разные периоды его жизни. Главным же было то, что ребенок не мог полностью принять требований родителей, так как воспринимал их как несправедливые. В то же время он боялся осуждения, наказания или лишения и без того недостаточной родительской любви. Если в исходном плане беспокойство - это инстинктивный ответ организма на физический и эмоциональный дискомфорт, то по мере развития чувства "я" (личной определенности) оно сопровождается переживанием по поводу собственной безопасности. Ребенок уже не ожидает, что с распростертыми объятьями и беззаветной любовью он будет принят любым. Теперь он попытается хотя бы заслужить любовь, быть каким‑то. Обратимся к такому понятию как «родительские директивы», неявному, скрытому родительскому «обучению», которое было впервые описано американскими специалистами по трансактному анализу, психотерапевтами Робертом и Мери Гоулдингами. Они сформулировали «родительские директивы так: Не делай. Не будь. Не сближайся. Не будь значимым. Не будь ребёнком. Не взрослей. Не добейся успеха. Не будь собой. Не будь нормальным. Не будь здоровым. Не принадлежи.Нет нужды подробно описывать здесь это известное понятие. В данной работе мы хотим рассмотреть «родительские директивы», как способ, с помощью которого мы передаем своим детям свои невротические состояния. И рассмотрим воздействие «родительских директив» на три составляющих инстинкта самосохранения: на инстинкт индивидуального самосохранения, инстинкт сохранения рода и инстинкт сохранения вида. Инстинкт индивидуального самосохранения отвечает за безопасность жизни индивидуума, за его физическое и психическое выживание в изменяющихся условиях. Родительские директивы подавляют нормальные проявления этого инстинкта, вызывая бессознательное чувство вины, если человек начинает подчиняться своим естественным желаниям. Мы рассмотрим директивы в том виде, как их сформулировали В.К.Лосева и А. И Луньков: «не живи», «не будь ребенком», «не расти», «не думай», «не чувствуй», «не достигай успеха», «не будь лидером», «не принадлежи», «не будь близким» или «не доверяй», «не делай», «не будь самим собой», «не чувствуй себя хорошо». Можно говорить о том, что каждая из двенадцати вышеперечисленных директив в той или иной мере влияет на каждую из частей инстинкта самосохранения. Мы выделим те директивы, которые, на наш взгляд, влияют наиболее сильно на инстинкт индивидуального самосохранения. Только исполняя эти неявные родительские требования ребенок сможет чувствовать себя «хорошим», ведь родители - это самые близкие, самые дорогие и самые любимые для ребенка люди. Директива — «не живи» часто встречается в таких словесных выражениях: «Глаза бы мои на тебя не глядели», «Чтоб ты сквозь землю провалился», «Мне не нужен такой плохой мальчик». Или в «воспитательных» беседы с ребенком на тему «Сколько тревог и лишений ты мне принес, появившись на свет», «Как я волновалась, когда ты в детстве заболел скарлатиной», «Поскольку я все силы отдавала тебе, то я так и не смогла выйти замуж» или «защитить диссертацию» и т.п. Такую директиву может давать родитель, который сам испытывает ощущение собственной никчемности, а возможно и имеет наклонности к алкогольной или наркотической зависимости, и даже к самоубийству. И это чувство собственной незащищенности и тревоги родитель передает своему ребенку, который будет постоянно доказывать себе, что он «что-то значит», жить с ощущением никчемности своего существования. Директива «не расти», выражается во фразах типа: «Мама тебя никогда не бросит» или «Ты еще мала, чтобы краситься», «Не торопись взрослеть», «Детство — самое счастливое время жизни» и т.п. Передают такую директиву люди, которые, даже создав собственную семью, предпочитают жить с родителями. Они в первую очередь — не родители своих детей, а дети собственных родителей, поскольку «не мыслят свою жизнь без мамы». Ребенок, получивший эту директиву будет испытывать чувство незащищенности везде, кроме родительского «гнездышка», а значит его инстинкт самосохранения всегда будет наталкиваться на препятствие, как только он это «гнездышко» захочет покинуть. Директива «не чувствуй» может выражаться в двух вариантах: или относиться к собственно чувствам или к физическим ощущениям. В первом случае она выражается в таких бытовых высказываниях: «Как тебе не стыдно боятся собаку, она же не кусается» или «Как ты смеешь злиться на учительницу, ведь она тебе в матери годится». Во втором – в таких как: «Не сахарный — не растаешь», «поешь – ты проголодался», «Одень свитер – холодно». Родители, передающие подобную директиву часто тревожны, страдают психосоматическими заболеваниями и часто ожирением, они не умеют выражать свои чувства словами и нередко могут оказаться жертвами несчастного случая. Инстинкт самосохранения у ребенка таким образом оказывается дезориентированным, он перестает справляться со своей задачей. Директива «не будь самим собой» выражается в высказываниях типа: «Будь похожим на ...», «Стремись к идеалу», «Почему твой друг это может, а ты — нет?». Родители, передающие такую директиву – это люди неудовлетворенные собой, живущие в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Проблема "быть" подразумевает страх "не быть" т. е. не жить, не существовать. В максимальном выражении последнее означает страх «быть ничем» – «мертвым». Проблема "быть собой" оборачивается страхом "не быть собой", в виде страха изменения "я". Таким образом, эти директивы побуждают человека либо к физическому, либо к психическому саморазрушению. Они действуют с различной силой, подталкивая к самоубийству или «несчастному» случаю, затягивая во вредные привычки, провоцируя болезнь или депрессию. На стадии формирования личностной определенности переживания возникают в связи с препятствиями на пути реализации признания - самоактуализации в значимой системе человеческих отношений. На данном этапе развития внутреннего конфликта проблема "быть" как проблема самоутверждения преломляется проблемой "быть собой среди других", с акцентом на "быть собой", т. е. быть признанным со своей точки зрения. Эта проблема заостряется страхом "быть непризнанным", выражаемым, с одной стороны, страхом "быть никем", т. е. не представлять, не значить, а с другой стороны - страхом "быть только собой", т. е. непонятым, изолированным, покинутым и одиноким. В свою очередь, это означает страх неудачи, поражения, крушения надежд, т. е. страх делать "не то", быть "не тем", "никем" для других - "пустым местом", "ничем", в итоге: не представлять, не значить, не соответствовать, не состояться, не быть человеком. Так замыкается мотивационный круг невротического внутреннего конфликта. Чувство неудовлетворенности закладывается дискредитирующим отношением родителей к достижениям ребенка.Как это происходит? Или просто не замечают успехов ребенка; или присуждают им низкий бал; или говорят ребенку, что он не тем занимается; или ссылаются на какие‑то внешние, не связанные с ним факторы успеха; или указывают на собственные заслуги в его победе; или вспоминают, что сами они в эти годы еще не на такое были способны; или... Но ведь родитель, недооценивающий ребенка, не считающий его равным себе, осуждающий его слабость и несостоятельность, имеющий над ним власть, не существует в действительности, он сидит у ребенка в голове, в подкорке – он виртуален. Все достижения, успехи и победы ребенка будут после, и все они будут звучать уже не как победы и достижения, а как своего рода оправдания и опровержения, способ доказать, убедить родителя в том, что он, ребенок «чего‑то стоит» и потому достоин любви. Чувство неудовлетворенности – собой, жизнью, тем, что мы делаем, – возникает здесь, в структуре иерархического инстинкта. Наши родители, как это ни покажется странным, конкурировали с нами за некую власть, за некий виртуальный «верх». По всей видимости, они играли с нами в ту же игру, в которую когда-то с ними играли их родители (наши бабушки и дедушки). Из поколения в поколение, таким образом, передается это болезненное стремление к подавлению своих детей, а дети тем временем ищут возможность восстановить «статус‑кво» и делают это, к сожалению, за счет подавления собственных детей. В процессе формирования нашей личности мы столкнулись с непреодолимыми препятствиями, которые травмировали наш иерархический инстинкт. Мы стали, во-первых, испытывать чувство хронической неудовлетворенности собой и своей жизнью; во-вторых, заразились болезненной страстью к борьбе и противостоянию в отношениях с другими людьми; в-третьих, мы сформировали в себе виртуальные образы наших родителей, в бесплодной дискуссии с которыми мы теперь и находимся. Инстинкт самосохранения рода побуждает человека бороться за свое место среди сородичей, помогает устанавливать иерархию в больших и малых группах людей, чтобы таким образом избежать ненужных конфликтов и лишних жертв. Инстинкт самосохранения рода отвечает за порядок сообщества, за способность этого сообщества к выживанию. Но человеку важно не просто достичь заветной цели, а почувствовать удовольствие от своего достижения. Воспринимать все в том или ином свете – это привычка. Каким же будет восприятие своих достижений у человека, который с детства чувствовал, они ничего не стоят или имеют свойство на глазах уплывать из рук? Такой человек, даже добившись желаемого, не будет чувствовать удовлетворения от своей победы, у него возникнут сомнения, беспокойство и чувство неудовлетворенности. Директивы, которые мы относим к этой категории, препятствуют достижению высокого положения в группе, а некоторые из них даже исключают возможность самой борьбы. Директива «не расти»уже упоминалась втеме индивидуального самосохранения. Когда ребенок не получает разрешения на собственное взросление, он как бы отказывается от своей единственной жизни, отдавая ее во власть чужому сценарию, а его родитель приобретает право на две жизни. Директива «не думай» выражается в требованиях «не рассуждать, а делать, что приказано», «не умничать», «не уходить в абстракции», или, о чем-то конкретном - «не думать об этом, забыть». Родители, дающие эту директиву. часто бывают сами лишены способности к самоанализу, лишены возможности рационально решать встающие перед ними проблемы. Они могут совершать необдуманные поступки, привыкли «действовать, а не рассуждать», испытывают глубинное недоверие к результатам своего умственного труда. Ребенок, получающий такую директиву, столкнется с определенными препятствиями самоактуализации, так как учится думать о чем угодно, но только не о своих проблемах. Это скорее всего помешает ему занять адекватное место в значимой системе человеческих отношений. Директива «не достигай успеха» передается детям или в прямых заявлениях типа: «У тебя все равно ничего не получится», или в ходе «воспитательных» рассказов типа: «Мы сами не могли получить высшее образование, но отказываем себе во всем только ради того, чтобы ты закончил институт». Родители, передающие такую директиву, как правило, очень трудолюбивы и старательны, но не достигают успеха в делах, как правило, все срывается в самый последний момент. У детей, получивших директиву «не достигай успеха», будут возникать трудности в борьбе за «место под солнцем». Директива «не будь лидером» выражена фразами: «не высовывайся», «не выделяйся», «будь как все». Родителей, дающих такую директиву, очень беспокоит то, что они могут вызвать зависть других людей, если достигнут хоть чего-то значительного. Они готовы всю жизнь ходить в п |