ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Ислам и изобразительное искусство В отличие от христианства, ислам никогда не допускал возможности внешнего сходства Бога с человеком или каким-либо другим земным существом, поэтому изобразительное искусство как средство выражения религиозных идей было исключено из сферы арабской культуры. Силу своего воздействия новая религия основывала на слове, а не на изображении живых существ. Поэтому главными святынями в ней стали не иконы и статуи, а старинные рукописи. Священное слово Корана, начертанное на входах-порталах и стенах зданий, написанное на переплетах и страницах рукописей, включенное в узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла или металла, вплетенное в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождало мусульманина всю жизнь. В одном из хадисов Мухаммад говорит: «Письмо — половина знания». В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения «красотой письма» (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности. Арабская каллиграфия знает огромное количество разных почерков. Ранний почерк — куфи (3а), тяготевший к прямолинейным, геометризованным формам букв, господствовал вплоть до XII в. и был канонизирован как почерк, которым пишутся заглавия сур Корана. В конце VIII—IX вв. среди переписчиков книг приобрел популярность почерк насх (3б) («переписка»). Позднее он вошел в число шести стилей классического арабского письма, наряду с другими пятью почерками. Орудием письма служило тростниковое перо (калам). Материалами для письма служили папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в 60-е гг. VIII в. в Самарканде (Средняя Азия). Листы покрывали крахмальным клейстером и полировали хрустальным яйцом, что делало бумагу плотной и долговечной, а нанесенные цветными чернилами буквы и узоры — яркими и блестящими. Достигнув необычайной изощренности в применении различных усложненных почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм ОРНАМЕНТА, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского Средневековья (4-7). Таким образом, для мусульман орнамент - это возможность создания искусства без картин, что особым образом решает основную задачу арабского искусства - отражение красоты божественного мира, существенными чертами которой являются симметрия и ритм. Узоры из сплетений арабской геометрической вязиевропейцы называли арабесками. Арабески создавались на коврах и страницах книг, применялись в резьбе по камню, дереву, чеканке по металлу, в мозаике. В мусульманском искусстве есть 2 вида орнамента: гирих (8,9) (геометрические арабески) и ислими (10-12) (формы дуги, волны или спирали – создающие растительные узоры) Бога в странах ислама изображать запрещалось, а можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве получил распространение геометрический орнамент (13), нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение. Например, слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого слова. Составленные в квадрат, они становились символами Каабы. Два пересеченных квадрата образовывали восьмилучевую звезду - самый распространенный элемент мусульманской орнаментики. Разнообразное умножение квадратов рождало сложный многоугольный рисунок. Треугольник обозначал око Бога. Пятиугольник символизировал пять основных заповедей. Пронизанный символизмом, орнамент в средневековом мусульманском обществе читался как открытая книга. Орнамент стал для художников главной сферой приложения творческих сил. Также широко было распространено в арабском мире ИСКУССТВО КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ, обусловленное почтительным отношением арабов к книгам. Поскольку в запретах Корана она не упоминалась, то на страницах каллиграфических рукописей всегда есть изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, батальные сцены (14-20). Вообще искусство оформления книги достигло на Арабском Востоке исключительной высоты. Миниатюра не только иллюстрировала текст, но и составляла важную часть архитектоники книги. Искусство книжной миниатюры было глубоко созвучно возвышенному строю образов, изысканной и цветистой метафоричности. поэтического языка классической литературы средневекового Востока. Миниатюра по своему характеру сюжетна, повествовательна, включает иногда большое количество действующих лиц, изображенных в различных ситуациях. Искусство миниатюры отличается повышенной декоративностью. На плоскости листа фигуры и предметы расположены подобно красочному узору. Образ строится на основе тончайшего линейного рисунка и сочетания интенсивных и чистых цветовых пятен. Миниатюра - это живопись без светотени. В этом искусстве чувство цвета - одно из главных элементов эстетического воздействия. Мир в миниатюре предстает в своем праздничном аспекте; это роскошный сказочный сад. Люди в ярких одеждах, звери и птицы с их любовно переданными повадками, богатые, украшенные узором здания, отмеченные тонким вкусом предметы утвари - все это, связанное воедино композиционным и цветовым ритмом, создает целостный образ, проникнутый светлой радостью жизни. Пейзаж не только составляет фон миниатюры, но и создает эмоциональную среду, в которой происходит действие. В художественном наследии мусульманской культуры важная роль принадлежала произведениям ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ. На территории арабского халифата существовало много процветающих центров, в которых производилась керамика, оружие, изделия из металла и стекла, ткани. Все изделия декоративно-прикладного искусства отличались высоким вкусом и изысканной красотой - это и позволило ему занять важное место в истории художественной культуры. Среди произведений искусства народов этого региона в первую очередь должны быть названы превосходные ковры и ковровые изделия. В декоре этих изделий преобладают геометрические орнаменты, растительные узоры и надписи. Но также часто художники изображали людей и животных Особой популярностью пользовались знаменитые персидские ковры (21-25), представляющие настоящее чудо художественного и технического мастерства, для изготовления которых требовался труд множества людей и в течение долгих месяцев. Они удивляли гармонией цветов, тонкостью рисунка, но в то же время мягкостью ворса. Ковры ткали практически во всех областях арабского мира, но самыми лучшими и дорогостоящими были ковры, созданные в придворных мастерских иранских (персидских) шахов. Персидские ковры исключительно разнообразны. Они различаются по месту изготовления, по назначению, по характеру изображений. Их ткали из лучших сортов овечьей, иногда верблюжьей шерсти, а самые дорогие - из шелка. При их изготовлении применялись только натуральные красители кожура грецкого ореха, гранат, индиго, охра. Композиция ковра представляла собою обычно широкое прямоугольное центральное поле с полосой бордюра. Распределение узора то имело характер густой, заполняющей всю поверхность поля сетки, то было построено по принципу медальонного решения. В этом случае центр ковра занимает крупный медальон, четвертая часть которого повторена в каждом углу среднего поля. Все композиции рождали поэтическое представление о сказочно прекрасном многообразии реального мира. ИСЛАМ И АРХИТЕКТУРА Стремление к отражению красоты и гармонии мира присуще и великолепной АРХИТЕКТУРЕ Арабского Востока – культовой и светской. Первые храмы были не местами поклонения божеству, а простыми молельнями. Одной из первых монументальных святынь стала Кааба в Мекке и построенная вокруг него мечеть Харам (26). Мечеть Харам еще иногда называют Запретной мечетью, так как вход туда "неверным", то есть немусульманам, был запрещен еще пророком Мухаммедом. Кстати, Мекка до сих пор закрыта для немусульман. Как и сотни лет назад, въезд в город немусульманам строго запрещен. В настоящее время мечеть Харам - это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Внутрь мечети ведут 4 ворот, кроме которых существует еще 44 других входа. Внутри здание мечети оборудовано на самом современном уровне. Достаточно сказать, что в здании действует 7 эскалаторов, а воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные помещения для молитв и совершения омовений, причем эти помещения делятся на мужские и женские. Мечеть Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются даже на крыше здания, которая, впрочем, для этого специально и предназначена. Кааба (27-29) представляет собой каменное сооружение кубической формы, основание которого составляет 10 м на 12 м, а высота равна 15 м. (Кстати, именно от слова "кааба" происходит слово "куб".) Углы Каабы ориентированы по сторонам света. Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, носящим особое название "кисва". Покрывало это меняется раз в год. Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом изречения из Корана. Изречения из корана украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу. Дверь эта, кстати, сделана из чистого золота и весит 286 кг. В восточный угол Каабы, примерно на высоте полутора метров, вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад, как его называют мусульмане), окаймленный серебрянным ободом. Большинство ученых считает, что это метеорит. Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По преданию, первоначально камень был белого цвета и лишь со временем стал черным от прикосновения многочисленных грешников. Поломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его. Кто и когда первоначально построил Каабу - не известно. Известно лишь, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения мусульманства. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрахим (Аврааам в Библии) и его сын Исмаил, от которого, кстати, и ведут свое происхождение жители этих мест. Пророк Муххамад также считал себя потомком Исмаила. При постройке Каабы Ибрахим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрахима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрахим (30) (место стояния Ибрахима, в переводе на русский). Он находится в нескольких метрах от Каабы. МЕДИНА - второй (после Мекки) священный город мусульман. В 622 году здесь обосновался вынужденный покинуть Мекку основатель ислама пророк Муххамад. Постепенно за городом закрепилось название аль-Мадина аль-Наби - "город пророка", что и дало в сокращении нынешнее название. Кстати, именно со дня переселения Муххамада в Медину ведет начало мусульманское летоисчисление. Медина стала первым городом, где утвердился ислам. Здесь в 632 году пророк Муххамад скончался, здесь находится его могила. В самом центре города находится одна из основных святынь ислама - Мечеть пророка (31) (аль-Масеж аль-Наби, по-арабски). Первоначально Мечеть пророка возникла как часть дома Муххамада. После смерти пророка этот дом, в котором он и был похоронен, был включен в состав новой, специально построенной, мечети. В последствии Мечеть пророка неоднократно перестраивалась, постоянно увеличиваясь в размерах. В своем нынешнем виде мечеть существует с середины XIX века. Общая площадь комплекса Мечети пророка было увеличина до 235 тысяч кв. метров. Над мечетью возвышается 10 минаретов, причем 6 из них были воздвигнуты во время последнего расширения. Высота этих минаретов - 104 м. Над старой частью мечети возвышается так называемый Зеленый купол. Рядом с ним находится более мелкий Серебряный, или Белый, купол (32,33). В этой части мечети, как раз под Зеленым куполом, расположена Священная усыпальница. Именно на этом месте находился, по преданию, дом пророка Муххамада. В Священной усыпальнице находится могила пророка. Здесь же находятся могилы трех первых арабских халифов Абу-Бакра, Умара и Османа. От остальной части мечети Священная усыпальница отделена стеной с мощными дверями. Основным культовым зданием у мусульман является мечеть - место для молитвы. Считается, что прототипом мечети явился дом Мухаммеда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навec, укрепленный на пальмовых стволах. Классический тип арабской мечети, которую называют колонной или дворовой (34,35), представляет собой прямоугольный участок, огороженный высокой стеной. Oсновным элементом композиции является двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. Колонны чаще всего расположены в несколько рядов, в сторону киблы (направление на Мекку) они образуют обычно глубокий колонный зал. Киблу отмечает также специальная ниша в стене, к которой молящийся должен повернуться лицом – михраб (36,37). Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая мечеть (масджид) служила местом индивидуальной молитвы. Джами (или джума), соборная (или пятничная) мечеть, предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. Главная джами города стала называться Большой мечетью (Джами иль-Кабир). В дни больших праздников горожане отправлялись в загородную мечеть — мусалла, которая представляла собой открытую площадку с единственной стеной, обращенной к Мекке. |