Материально-техническое обеспечение учебно-педагогического процесса. Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным оборудованием и аудио системой с возможностью демонстрации интерактивных пособий и учебных фильмов – проектор, компьютер с выходом в интернет, проекционный экран, аудиоусилитель, 4 колонки; РАЗДЕЛ 2. Структура и содержание дисциплины 2.1. Учебно-тематический план дисциплины Учебно-тематический план дисциплины представляет собой содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов по видам учебных занятий. Очная форма обучения Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название) | Общее количество аудиторных часов | Общее кол-во часов на занятия лекционного типа | Общее кол-во часов на занятия семинарского типа | Всего | Из них интерактивные формы | Тема 1. Введение. Культура города и пути её изучения Тема 2. Общая характеристика Санкт-Петербурга | | | | - | Тема 3. Основание и культурное самоопределение города Тема 4. Петербург второй половины XVIII века | | | | - | Тема 5. Петербург первой половины XIX века. | | | | | Тема 6. Петербург второй половины XIX века . Тема 7. Культура Петербурга – Петрограда начала ХХ века – Серебряный век. | | | | | Тема 8. Культура Петрограда – Ленинграда в годы советской власти. Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга. | | | | - | Итого: | | | | | Очно-заочная форма обучения Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название) | Общее количество аудиторных часов | Общее кол-во часов на занятия лекционного типа | Общее кол-во часов на занятия семинарского типа | Всего | Из них интерактивные формы | Тема 1. Введение. Культура города и пути её изучения Тема 2. Общая характеристика Санкт-Петербурга Тема 3. Основание и культурное самоопределение города | | | | - | Тема 4. Петербург второй половины XVIII века Тема 5. Петербург первой половины XIX века. Тема 6. Петербург второй половины XIX века | | | | | Тема 7. Культура Петербурга – Петрограда начала ХХ века – Серебряный век. Тема 8. Культура Петрограда – Ленинграда в годы советской власти. Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга. | | | | - | Итого: | | | | | Заочная форма обучения Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название) | Общее количество аудиторных часов | Общее кол-во часов на занятия лекционного типа | Общее кол-во часов на занятия семинарского типа | Всего | Из них интерактивные формы | Тема 1. Введение. Культура города и пути её изучения Тема 2. Общая характеристика Санкт-Петербурга Тема 3. Основание и культурное самоопределение города Тема 4. Петербург второй половины XVIII века | | - | - | - | Тема 5. Петербург первой половины XIX века. Тема 6. Петербург второй половины XIX века Тема 7. Культура Петербурга – Петрограда начала ХХ века – Серебряный век. Тема 8. Культура Петрограда – Ленинграда в годы советской власти. Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга. | | - | - | - | Итого: | | - | - | - | 2.2. Краткое содержание тем (разделов) дисциплины. Тема 1. Введение: Культура города и пути её изучения. Тема 2. Общая характеристика Санкт-Петербурга. Предыстория Санкт-Петербурга: земли Невской дельты с периода Смутного времени до Северной войны (1610-1703 гг.). Орешек – Нотебург – Шлиссельбург. Общая характеристика Санкт-Петербурга: Санкт-Петербург как "умышленный город". Черты петербургской культуры, обусловленные природными факторами. Основание города в контексте истории культур (русской и европейской) — вторая ступень европеизации ("окно в Европу", "российская Европия") после принятия христианства на Руси. Влияние на культуру Петербурга статуса столицы и его утраты спустя два века. Проблема "Петербург и Москва" в истории русской общественной мысли и художественной культуры. Драма Ленинграда — "великого города с областной судьбой"; его современное состояние и перспективы возрождения как одной из двух культурных столиц России. Рекомендованная литература: - Волков С. История культуры Санкт-Петербург с основания до наших дней. М.: Эксмо, 2011. 576 с.
- Каган, М.С. История культуры Петербурга: учебное пособие / М. С. Каган М. С. - 3-е изд. - СПб : Изд-во СПбГУП, 2008. - 320 с.
- Соболева И. А. Утраченный Петербург / И.А. Соболева. - СПб. : Питер, 2011. - 400 с.
Дополнительная литература: - Анисимов Е. Время Петровских реформ. Л., 1989.
- Белинский В. Г. Петербург и Москва // Полн. собр. соч. 1955. Т. 8.
- Белый А. Петербург. Л., 1988.
- Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.
- Платунов А.М. Так строился Петербург. Учеб. пособие. СПб.: Специальная литература, 1999.
Тема 3. Основание и культурное самоопределение города. Причины, побудившие Петра Великого основать новый город в устье Невы и сделать его столицей государства. Роль культурного фактора в этом ансамбле причин. Поездки царя в Европу. Петр I и Лейбниц. Строительство города, проекты его планировки и архитектурный облик первых сооружений. Первые постройки (Петропавловская крепость, Троицкая церковь, Дворец Петра I и др.). Освоение художественного опыта европейского зодчества и его национально-специфическое преломление ("петровское барокко"). Взаимоотношение естественного и искусственного в структуре города. Становление нового типа русской культуры в Петербурге в петровское время на светской, просветительской основе: основание Академии наук, университета, гимназий, издательств, библиотек, музеев и т. д. "Птенцы гнезда Петрова" и выработка новой идеологии. Единство рационального и эстетического во всех сферах культуры и первые шаги реалистически ориентированного искусства. Петербург и Петергоф. А. Нартов и возникновение русского дизайна. Изменение правил поведения, нравов, этикета в повседневной жизни. Появление новой одежды, организация быта, празднеств. Нарождение нового типа сознания и острота связанных с этим противоречий. Проблема "русского Ренессанса". Рекомендованная литература: - Волков С. История культуры Санкт-Петербург с основания до наших дней. М.: Эксмо, 2011. 576 с.
- Каган, М.С. История культуры Петербурга: учебное пособие / М. С. Каган М. С. - 3-е изд. - СПб : Изд-во СПбГУП, 2008. - 320 с.
- Соболева И. А. Утраченный Петербург / И.А. Соболева. - СПб. : Питер, 2011. - 400 с.
Дополнительная литература: - Анисимов Е. Время Петровских реформ. Л., 1989.
- Белинский В. Г. Петербург и Москва // Полн. собр. соч. 1955. Т. 8.
- Белый А. Петербург. Л., 1988.
- Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.
- Платунов А.М. Так строился Петербург. Учеб. пособие. СПб.: Специальная литература, 1999.
Тема 4. Петербург второй половины XVIII века – российское Просвещение. Петербург второй половины XVIII века – российское Просвещение: Преодоление антипетербургской оппозиции после смерти Петра I и Екатерины I. Влияние Просвещения на развитие петербургской культуры. Политика Елизаветы Петровны и Екатерины Великой в сфере культуры как определяющий фактор в формировании духовного облика столицы самодержавного государства. Идеологическая, психологическая, эстетическая оппозиция Москвы петербургскому европеизму и вызревание славянофильской концепции. Строительство города в соответствии с принципами, заложенными Петром I. Художественный опыт Европы в национально-специфическом преломлении — барокко и классицизм в архитектуре города и дворцово-парковых пригородов. Разные способы соединения рациональной конструктивности и эмоциональной декоративности, принципов французского и английского парков. Развитие ансамблевого принципа застройки города и разностороннее включение скульптуры в архитектурный пейзаж. "Медный всадник" Э. Фальконе и М. Колло как пластический символ культуры петербургского Просвещения. Утверждение классицизма как господствующего принципа художественной культуры, соответствующего рационалистически-просветительской установке российского абсолютизма. Создание Академии художеств и ее регламентирующая роль в художественной жизни столицы. Эстетический потенциал столичной культуры. Научная мысль и философия просветительского направления в Петербурге. Проблема воспитания человека нового типа и система образования. Развитие издательского и книготоргового дела, журналистики, библиотек. Значение сатиры в литературе и драматургии. Становление музыкальной культуры. Влияние идеалов Просвещения на развитие русской культуры и роль Екатерины Великой. Увеличение прослойки европейски образованных представителей петербургского дворянства. Осознание ими непреодолимого разрыва между условиями жизни высших слоев общества и крестьянства как один из истоков зарождения русской интеллигенции. "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Радищева — первое свидетельство начала данного процесса. Роль женщины в духовной жизни города. Е. Дашкова— президент Академии наук. Женские образы в искусстве. Возникновение духовного бицентризма России в начале XIX столетия как результат конфронтации Москвы и Петербурга в конце XVIII века. Рекомендованная литература: - Волков С. История культуры Санкт-Петербург с основания до наших дней. М.: Эксмо, 2011. 576 с.
- Каган, М.С. История культуры Петербурга: учебное пособие / М. С. Каган М. С. - 3-е изд. - СПб : Изд-во СПбГУП, 2008. - 320 с.
- Соболева И. А. Утраченный Петербург / И.А. Соболева. - СПб. : Питер, 2011. - 400 с.
Дополнительная литература: - Анисимов Е. Время Петровских реформ. Л., 1989.
- Белинский В. Г. Петербург и Москва // Полн. собр. соч. 1955. Т. 8.
- Белый А. Петербург. Л., 1988.
- Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.
- Платунов А.М. Так строился Петербург. Учеб. пособие. СПб.: Специальная литература, 1999.
Тема 5. Петербург первой половины XIX века – пушкинский Петербург. Завершение строительства центра города. Стиль ампир и его взаимосвязь с классицизмом и барокко в петербургской архитектуре. Город как "расширяющаяся вселенная" — центр, предместья, пригороды. Пластический образ города, его основные черты. Соотношение искусственного и естественного (водные потоки и растительность), архитектуры и скульптуры. Принцип ансамблевости. Пластический лейтмотив петербургской архитектуры. "Город пышный, город бедный" (А. Пушкин). "Медный всадник" как поэтическое осознание внутреннего драматизма духовного бытия, общественной жизни, культуры российской столицы. Проблема "Петербург и Москва". Ее обсуждение А. Пушкиным и И. Гоголем, А. Герценом и В. Белинским, И. Огаревым и А. Григорьевым. Полемика западников и славянофилов. Характерные особенности петербургской культуры первой половины XIX века. Сохранение рационалистической традиции петровско-екатерининского Просвещения и ее развитие в сферах науки, образования, искусства. Основание Царскосельского лицея, возрождение Университета, развитие гимназического и высшего педагогического образования. Формирование социального слоя петербургской интеллигенции и ее деятельность в различных сферах культуры. Место и роль женщины в культуре Петербурга. Образ женщины в литературе и искусстве Петербурга. Идеология и деятельность декабристов как порождение политической культуры Петербурга. Романтизм в русской культуре первой трети XIX века и его особенности в Петербурге и в Москве. Переход от романтических позиций к реалистическим при сохранении высокого значения эстетических ценностей в искусстве и в повседневной жизни города. Развитие материальной культуры в российской столице, ее функциональная ориентация, технологический уровень и высокий эстетический потенциал. Академия наук и Университет. Соотношение естественных и гуманитарных наук, философии и геологии. Борьба прогрессивных идей и концепции Николая I и С. Уварова "православие, самодержавие, народность". Петербургская журналистика и развитие философско-эстетической мысли (А. Галич, А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский, А. Никитенко), отражавшей особенности петербургского менталитета. Обобщающая характеристика сложившегося в Петербурге социально-психологического строя сознания. Стремление к единству "истины, добра и красоты", к сбалансированности рационализма, гражданственности и эстетизма, к сближению науки, нравственности и искусства. Преодоление противоречий "алгебры" и "гармонии" в художественном творчестве, научном познании, поведении человека в обществе (петербургский дендизм), в речи и организации быта. Сопряжения позитивного и сатирически-критического в художественном воспроизведении русской жизни. Разрешение противоречий между русским и европейским, славянофильством и западничеством, традиционализмом и новаторством, аристократизмом и демократизмом. Поэзия А. Пушкина — гениальное воплощение всего многообразия духовных ориентаций, "петербургского начала" русской культуры. Творчество А. Пушкина и проблема стиля петербургской культуры. В. Белинский и А. Герцен о связи творчества великого русского поэта с Петербургом. Влияние А. Пушкина на все дальнейшее развитие петербургской культуры. Рекомендованная литература: - Волков С. История культуры Санкт-Петербург с основания до наших дней. М.: Эксмо, 2011. 576 с.
- Каган, М.С. История культуры Петербурга: учебное пособие / М. С. Каган М. С. - 3-е изд. - СПб : Изд-во СПбГУП, 2008. - 320 с.
- Соболева И. А. Утраченный Петербург / И.А. Соболева. - СПб. : Питер, 2011. - 400 с.
Дополнительная литература: - Анисимов Е. Время Петровских реформ. Л., 1989.
- Белинский В. Г. Петербург и Москва // Полн. собр. соч. 1955. Т. 8.
- Белый А. Петербург. Л., 1988.
- Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.
- Платунов А.М. Так строился Петербург. Учеб. пособие. СПб.: Специальная литература, 1999.
Тема 6. Петербург второй половины XIX века – Петербург Достоевского. Петербург второй половины XIX века – Петербург Достоевского: Влияние научно-технического прогресса и обострившихся социальных противоречий на динамику столичной культуры. Отражение этих противоречий в творчестве Ф. Достоевского, мучительный поиск способов их разрешения. "Полифоничность" и "диалогизм" его творчества (М. Бахтин) как отражение духовного строя петербургской культуры. Развитие концепции пушкинского "Медного всадника" в новых условиях. Речь Ф. Достоевского в день открытия памятника А. Пушкину как обобщение принципов петербургской духовности в характеристике русского национального сознания. Развитие пластического образа города и отражение в архитектуре новых технико-технологических принципов строительства, новой демографической ситуации и эволюции эстетического сознания. Связь нового строительства с классическим образом города. Дальнейшая демократизация петербургской культуры. Выход на социальную арену разночинной интеллигенции. Углубление ее расслоения — политического, религиозного, психологического, эстетического. Возникновение проблемы "отцов и детей". "Бунт 13" в Академии художеств и возникновение "Товарищества передвижных художественных выставок". "Женский вопрос" в России и его решение в Петербурге. Развитие научной мысли. Приоритет естественных и технических наук как отражение растущих потребностей промышленности. Периодическая система элементов Д. Менделеева — ярчайшее проявление единства рационального и эстетического. Уровень культуры производства, определяющийся связью функциональных, конструктивных и эстетических критериев. Влияние позитивизма на философскую и эстетическую мысль Петербурга. Ограниченность позитивистского движения в России по сравнению с Западной Европой. Развитие журналистики, издательского дела, книготорговли, библиотек. Переводы произведений европейских мыслителей, ученых, писателей на русский язык. Значение сатиры в петербургской литературе, драматургии, журналистике, изобразительном искусстве. Отражение спора о Петербурге в общественной мысли и в искусстве. Рекомендованная литература: - Волков С. История культуры Санкт-Петербург с основания до наших дней. М.: Эксмо, 2011. 576 с.
- Каган, М.С. История культуры Петербурга: учебное пособие / М. С. Каган М. С. - 3-е изд. - СПб : Изд-во СПбГУП, 2008. - 320 с.
- Соболева И. А. Утраченный Петербург / И.А. Соболева. - СПб. : Питер, 2011. - 400 с.
Дополнительная литература: - Анисимов Е. Время Петровских реформ. Л., 1989.
- Белинский В. Г. Петербург и Москва // Полн. собр. соч. 1955. Т. 8.
- Белый А. Петербург. Л., 1988.
- Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.
- Платунов А.М. Так строился Петербург. Учеб. пособие. СПб.: Специальная литература, 1999.
Тема 7. Культура Петербурга-Петрограда начала XX века – эпоха трех революций. . Культура Петербурга-Петрограда начала XX века – эпоха трех революций: Петербург как центр революционного движения в России — три революции на протяжении двенадцати лет. Влияние политики на все сферы культуры. Проблема "революция и культура", различные подходы к ее решению. Борьба течений в социологии, философии, художественной культуре. Радикальное изменение ситуации после Октябрьской революции. Петербургская интеллигенция, ее социальная структура и идейный разброд — от участия в подготовке революции до декадентского отрицания смысла жизни. Рождение пролетарской интеллигенции и ее специфические черты. Дальнейшее технико-технологическое совершенствование петербургской промышленности. Научное и эстетическое обеспечение этого процесса. Достижения естественных и технических наук и дальнейшее развитие русского дизайна. Национальное преломление европейского научно-технического прогресса. Первая мировая война, нарушившая естественный ход эволюции культуры города в данном направлении. Строительство в городе и проблема сохранения или изменения его архитектурного облика. Верность традиции ансамблевости в художественном мышлении и новаторство. Особенности петербургского модерна; неоклассицизм и зарождение конструктивизма. Противоречивая взаимосвязь сциентизма и эстетизма в петербургской культуре. Столкновение мирискуснического ретроспективизма, традиционалистского академизма, социально-аналитического реализма и анархически-революционного футуризма в художественной жизни города как отражение общих для петербургской модификации русской культуры этого времени процессов. "Серебряный век" и отношение к наследию А. Пушкина — от признания его непреходящей ценности (символисты и акмеисты) до "сбрасывания с корабля современности" (футуристы). Изменение соотношения разных видов искусства в художественной культуре города. Роль петербургского балета, книжно-журнальной графики, театральной живописи, камерной музыки. Углубление культурных связей с Западной Европой и одновременно возникновение интереса к Востоку. Развитие научного востоковедения в Петербурге и восточная ориентация в разных областях художественного творчества. Особенности социокультурного процесса в Петербурге—Петрограде и в Москве (до и после возвращения ей статуса столицы). Художественное самосознание города — его воплощение в литературе, графике, живописи, фотоискусстве и нарождающемся кинематографе. Появление научного петербурговедения как теоретического самопознания города. Стиль петербургской культуры как всепроникающая эстетически значимая структура мировосприятия, мышления, творчества и поведения. Рекомендованная литература: - Волков С. История культуры Санкт-Петербург с основания до наших дней. М.: Эксмо, 2011. 576 с.
- Каган, М.С. История культуры Петербурга: учебное пособие / М. С. Каган М. С. - 3-е изд. - СПб : Изд-во СПбГУП, 2008. - 320 с.
- Соболева И. А. Утраченный Петербург / И.А. Соболева. - СПб. : Питер, 2011. - 400 с.
Дополнительная литература: - Анисимов Е. Время Петровских реформ. Л., 1989.
- Белинский В. Г. Петербург и Москва // Полн. собр. соч. 1955. Т. 8.
- Белый А. Петербург. Л., 1988.
- Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.
- Платунов А.М. Так строился Петербург. Учеб. пособие. СПб.: Специальная литература, 1999.
|