МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ГЛАВА II. Элементы экспрессионизма в романе Замятина «Бич Божий»





Сегодня роман «Бич Божий» почти не исследован, а история его создания является одним из самых противоречивых фактов в творчестве Е.И. Замятина. Но достоверное известно, что роман должен был стать самым амбициозным и масштабным проектом писателя.

Роман основан на скифской теме, что было закономерно в ту историко-литературную эпоху. В 1917 году было создано общественно-литературное движение «Скифов», которое развивало «нормадическую» тему. Членом данного движения был Замятин. «Скифство» было источником замысла романа. Так, замысел относился к маю 1919 года, но к его воплощению писатель приступил только весной 1928 года. Роман так и не был окончен, а повесть под название «бич божий» была выпущена посмертно в 1938 году.

Из исторических источников, дневниковых записей, воспоминаний современников известно, что изначально тема скифов должна была развиваться в рамках романа, основанного на историческом материале. Но неоконченный замысел о гибнущем Риме, стоящий на грани исторической достоверности и стилистического мастерства, был определен после смерти автора как повесть. Писателем были созданы лишь первые главы его грандиозной задумки.

Е.И. Замятин хотел написать роман об Атилле, но появилась гармоничная повесть «Бич Божий». «Бич Божий» - кто это? Это и есть Атилла. Его имя осталось в истории как название страшного, ничего и никого не щадящего стихийного бедствия. К изображению таких же разрушительных прекрасно ужасных картин обращались экспрессионисты. Изучая и анализируя данную повесть, мы ставим вопрос о принадлежности повести к данному направлению модернизма, что далее докажем.

Бич Божий - кара, стихийное бедствие, напасть, неостановимая страшная сила, Атилла. «Повсюду страсти, кругом ужас: нечто бесчеловечное или слишком человеческое»[Ван Гог: электронный ресурс] - так определял темы полотен экспрессионистов Ван Гог, такое полотно изобразил Е.И. Замятин в романе «Бич Божий». Тема ужаса, грядущего на спокойный, ничего не подозревающий и все же бесчувственный мир, заложена уже в названии повести.

Мы не можем не упомянуть, что выражение «Бич Божий»- знакомый каждому афоризм. И вынося в заглавие данное выражение, Е.И. Замятин сообщил читателю не только то, что пред читателем предстает подлинная история Атиллы и его разрушений, которые были параллельны разрушению прежнего мира вообще, происходившего в начале XX века. Эта параллель на соотнесение разрушительных событий романного и реального времени указывает на выбор экспрессионизма как концепции, в рамках которой будет создано произведение.

Роман мыслился Е.И. Замятиным как исторически достоверное повествование. Но как соотнести историю эпохи поздней античности и экспрессионизм XX века? Известно, что великие художники - экспрессионисты писали свои полотна на исторические сюжеты, например, картины Великоросса « Парад 41-го», «Ожидание». Художник с помощью техники, материала, красок и таланта донес до зрителя мысль, которую вложил в свои картины. Что определяет технику писателя-экспрессиониста? Одним из показателей «техники» является способ повествования.

В повести «бич божий» формой повествования избирается несобственно прямая речь персонажей и авторские повествование. Два этих способа в совокупности влияют на читательское восприятие, описываемых событий. Обратим внимание на следующий отрывок:

«Он открыл глаза. Перед золотыми воротами тесно, как стадо, стояли люди с голыми как у женщин лицами и с голыми ногами, без штанов. Одежда была у всех одинаковая, белая с красными полосами внизу, и Атилле показалось, что у всех одинаковые, как их одежда, лица. "Сенаторы",- шепнул ему Адолб.».

В данном примере мы встречаем авторское повествование: «Он открыл глаза»; несобственно прямую речь Атиллы: «…перед золотыми воротами тесно, как стадо, стояли люди с голыми как у женщин лицами и с голыми ногами, без штанов. Одежда была у всех одинаковая, белая с красными полосами внизу, и Атилле показалось, что у всех одинаковые, как их одежда, лица…»; и прямую речь: «…"Сенаторы",- шепнул ему Адолб.». Так всего в три предложения включено видение мира трех субъектов: автора - повествователя, Атиллы и Адолба. Следовательно, читатель погружается в художественный мир, проходя в него через три разных сознания, три разных взгляда на мир. Художественная реальность максимально преломляется, чтобы читать максимально прочувствовал этот художественный мир. Именно максимального соприкосновения с миром достигали в своих произведениях экспрессионисты. Но и такое тройное взаимодействие с художественной реальностью еще не вся особенность формы повествования, избранной Е.И. Замятиным. Несобственно прямая речь, прямая речь и авторское повествование чередуются в повести с отрывками из дневника и «Хроники» Приска. Данное построение выводит нас на сложную композицию. Теперь ощущение и понимание мира видится нам не только глазами автора и Героев истории Атиллы, но мир и события в нем запечатлеваются теперь еще и пером Приска. Художественная реальность становится еще сложнее и оттого еще реальнее, еще понятнее и ближе. Такое понимание мира стоит на грани возможного и именно к такому пониманию стремился экспрессионизм.

Продолжить и поддержать сложность и многогранность произведения призваны его тема и идея. Противоборство двух миров, забвение Рима, революция, место человека в истории - эти темы поднимались в творчестве Е.И. Замятина неоднократно и в своей совокупности были рассмотрены им в романе «Бич Божий».

Дикий мир скифов, где жизнь - это освоение новых территорий, мирная кочевка с места на место, война с чужими племенами за новые территории. И Римская цивилизация, жизнь и процветание которой сосредоточились в городе-полисе. Римский император - власть, которая подчинила себе полмира и вождь Хунов - власть, которого должна подчинить себе полмира и Рим. Христианская империя и языческая община. Два разных мира, две разных культуры, две разных веры сталкиваются внутри одного человека, кровь которого кипит в венах во имя родины и тело которого находится в абсолютно чужой и омерзительной цивилизации, потому что родина так решила. Личность Атиллы формируется на фоне внешней борьбы миров и внутренней борьбы сознаний, сформированных этими мирами.

Такой же сложной и противоречивой была личность начала XX века, находящаяся на грани двух миров, двух сознаний, двух цивилизаций. Революция в России и в Мире породила нового человека, забвение Рима породило новый мир и его личность.

Содрогающийся много лет Рим, тлеющий и гниющий погиб от руки и воли одной сильной личности - Атиллы, как погибла Российская Империя спустя XVстолетий. Замятин писал роман, когда исторический переворот в его родной стране был уже завершен, что позволяло ему оценить ситуацию, увидеть ее в многоцветии и многообразии, а жизнь за границей позволила разглядеть картину забвения извне и сравнить крушение одной родной великой державы с крахом другой чужой цивилизации. Понять, ощутить это чувство падения, чтобы ярко и сочно изобразить этот ужас, передать эту оппозицию старого и нового мира.

«Запад и Восток. Западная культура, поднявшаяся до таких вершин, где она уже падает в безвоздушное пространство цивилизации, – и новая, буйная, дикая сила, идущая с Востока, через наши, скифские степи. Вот тема, которая меня сейчас занимает, тема наша, сегодняшняя»[Полякова: 1996: стр. 39] - все это в сложной совокупности тем хотел выразить Е.И. Замятин в своем романе. «Увидеть «сегодняшнее» в «очень далекой <…> эпохе» и «опрокинуть» его «в тысячелетнее будущее» или пошлое»- вот художественная задача, разрешить которую стремился Е.И. Замяин. Сложное, болезненное, конфликтное, надрывающее, обличительное и больное поднимает из глубин душ экспрессионизм Замятина и выводит его наружу, на глаза всем:

«Вся покрытая холодным потом, земля наконец затихла. Все бросились в церкви. Сквозь трещины в сводах зияло раскаленное небо», «Из степей прибежали суслики. Их было множество, они были жирные, их жарили на огне и ели. Потом люди, один за другим, стали пухнуть, чернеть, умирать», «...отец схватил его за шею и пальцами приковал к стене, как железом. Атилла стоял, стиснув зубы, ему показалось, что щеки его стали твердыми как дерево. Потом он почувствовал, что его голые ноги дрожат, он сжал себя всего и перестал дрожать, он ни разу не крикнул. Когда все кончилось, он обернулся, посмотрел на отца зубами и выбежал наружу», «Атилла был закрыт в пустой волчьей клетке, на дверь повесили большой замок<...>. На плечах и на спине он чувствовал от их смеха жгучие полосы, как от ударов кнута».

Не смотря на многообразие поднимаемых тем, Замятин на стадии замысла романа вывел основной конфликт своего амбициозного романа - борьба свежих варварских народностей – против дошедшей до предела своего развития, построенной на рабстве, состарившейся, вырождающейся Римской цивилизации.

Повествование с первых же минут погружает нас в особый, чуждый нам, жестокий и в то же время завораживающий мир. Ожидающая катастрофы Римская Империя шатается от ужаса, от нападения ее спасают остатки золота и выкупленная на них помощь Улда, «князя хунов, которых многие называли также скифами». Именно в Риме встречаются два представителя варварского мира Улд и Атилла, и отношения между ними мгновенно теряют родственную связь и уважение - «Атилла молчал, ... потом вдруг быстрым, как прыжок, движением, вонзил зубы в руку триумфатора.». Так мы знакомимся с историей, которая расскажет нам о становлении личности, покорившей себе целую империю и разрушившую ее.

Роман состоит из 7 глав, на протяжении которых мы видим, как формировалась личность Атиллы. Автор рассказывает читателю историю жизни великого человека от рождения и до юношества, проводит своего героя через предательство отца, плен и торжествующее возвращение на родину. Два разных мира соединены и противопоставлены судьбой одного героя. Ткань повести расшита антитезами и параллелями. Композиция повести завязана на антитезе. Умирающий старый мир- зарождающаяся юная цивилизация. Вырождение, аморальность, разврат, ложь, трусость. И обновление, соблюдение и почитание законов и норм, уважение, отвага. Параллелизм проявляется в перекличке событий: в начале 1 главы описана «рожающая» ужас Земля, во 2 главе перед читателем предстает картина ужасных родов несчастной матери Атиллы. Далее мы наблюдаем сопоставление образов Атиллы и дикого волка. Маленький Атилла, обучаясь охотничьему ремеслу, убивает стрелой щенка. Волк, находящийся в заточении в императорском дворе загрызает щенка. Далее образы этих диких, родных друг другу на ментальном уровне существ будут завязаны вокруг клетки. Атилла в Риме - и весь город для него становится клеткой, воля-родина и отчий дом. Волк находится в прямой изоляции - он заточен в реальную клетку. Следовательно, здесь мы можем сказать не только о параллелизме в основе двух образов, но и символизме их. После того, как волк убит, мальчик Атилла становится затворником в этой клетке. Атилла и волк- два близких диких существа, закованных в одном Риме, обреченных на смерть.

Мы видим, что основному сюжеты так же противопоставлен и одновременно сопоставлен сюжет о Приске. В Риме он тоже чужак, он тоже оторван от родины, но его родина - духовность, которая погибает в разврате полиса. Подвергшись соблазнам, Приск забывает о цели, которая привела его в Рим, он забывает о благой миссии, выполнить которую ему завещано учителем. И в отличие от морально сильного Атиллы, вырвавшегося на Родину своими силами, Приск возвращается к духовности лишь благодаря влиянию Басса. Басс - герой похоти и разврата и одновременно лицо, стремящееся к прекрасному и непорочному. Он понимал, что навсегда погряз в Риме, он знал, что способен помочь Приску выйти из этого болота каким бы то ни было путем.

С историей Приска связана сложная композиция. «Хвоника» этого героя как бы врывается в повествование о судьбе Атиллы, истинно открывая настоящее лицо Рима. Что позволяет нам обратиться к еще раз к сущности экспрессионизма и уточнить, что повесть «Бич Божий» принадлежит к данному литературному направлению.

Согласно концепции экспрессионизма мы не видим внутренних проживаний Атиллы, не слышим его монологов, но видим, как герой развивается, как его личность приобретает характер исторического масштаба. Оценка Замятина исторической роли Атиллы близка размышлениям Достоевского о развращающем влиянии цивилизации на человека. А уровень психологизма у Замятина сопоставим с формами толстовского психологизма.

Взгляд Замятина на историю, общество, мироздание и героев читает через изобразительно-выразительные средства.

Как истинный художник Замятин умело пользуется красками. Его палитра яркая, точная, без оттенков и примесей.

Романное повествование сконцентрировано на концепции губящего времени, ощущение этого ужаса постоянно усиливается насыщенным цветом как на уровне одного образа, так и в образе персонажей, предметов, цивилизаций. Впервые цветовая символика возникает при описании колебаний земли и вводится в текст с помощью мотивов исчезновения и разрушения времени, оглушающего вопля. Здесь появляется черный цвет как часть образов, предвещающих смерть:

«…земля лежала с черными, пересохшими, растрескавшимися губами…», «...она держала на руках завернутого в лохмотья ребенка с почерневшим лицом», «...она, как роженица, судорожно напрягла черное чрево», «...черная апрельская ночь», «...на красной небе зубцы замка св. Ангела были угольно-черные», «...в мраморе чернели трещины».

В оппозицию черному цвету ставится золото Мотив золота это не столько тема богатства, это утрата духовного в людях. Золотым цветом в произведении окрашены - «деньги», «материал», «фальшь императорского двора»:

«...сзади трофеев, заблестела золотом триумфальная колесница, «плеть с золотой рукоятью», «...там стояли большие золотые солдаты», «там были золотые звезды».

В параллель золоту становится красный цвет, который переплетается с черным. Если золото - аналог мира, который разрушен, то красный - апокалипсис вообще. Красным песком очерчен круг, маркирующий последний осколок упорядоченного существования. Метафоры, связанные с кровью и огнем, писатель превращает в лейтмотивы. Красно-черным окрашены долгожданные перемены и в тот же момент тревога имеет эту же гамму:

«У них были такие же бороды, черные, рыжие, и такие же оскаленные белые зубы» - описание скифов разрушителей старого мира, сотворивших свободу рабам», «...только вырезанными во мраке красными отверстиями окон», «...громкий красный Атилла зажмурил глаза», «...красные, тяжелые веки», «...увидел в красном сумраке белизну », «на большом дворе был обозначенный красным песком круг».

Атрибутом скифского мира является белый цвет. Белый - «это жизнь до начала творения». Появление хунов в Риме дает точку отсчета для времени, которое в начале романа исчезло:

«...деревья стояли круглые и белые», «белые ладони всплескивали над головами», «...и волосы, зимне-белые», « в черной стене был белый четырехугольный глаз».

Лейтмотивом Атиллы так же становится белый цвет - белая рубашка, «кожа на лице у него была по-девичьи белая»

Ключевую роль в романе играет голубой цвет. В водяных часах Басса время течет «...чуть заметной голубой нитью, отсчитывающей дни и годы», «... голубые мешочки - "Небесное лекарство"», «время текло в них <часах> тоненькой голубой струйкой», «...тоненькой голубой струйкой текло время». Таким образом, голубой - это цвет времени, которое разрушено и восстановлено в повести.

Желтый цвет сочетает в себе греховность и животную стихию:

«Лица были желтые, мертвые и только как уголья горели глаза», «под желтым лбом темнели пещеры», «огромная желтая плешь внутри города».

Инверсия цвета в повести «Бич Божий» обусловлена особенностями характера персонажа, ситуацией, развернутой в сюжете, конфликтом произведения и способностью колористки создавать интертекст.

В своем творчестве Замятин стремился к «настоящей правде», которая «всегда неправдоподобна», эти слова из «Бесов» Достоевского были любимыми для экспрессиониста в исканиях жизненной и творческой правды.


 

Заключение

 

В данном исследовании мы установили, что доминирующим методом в творчестве Е.И. Замятина является экспрессионизм. Сам писатель трактовал природу своего творчества, как нео-реализм. Необходимо понимать, что описанный Е.И. Замятиным материал о сути нео-реализма, в сущности является описанием экспрессионизма.. Истинное понимание новой реалистической концепции противоречит пониманию Замятина. Теоретической нео-реализм уступил место практическому экспрессионизму. Ощущение ужаса, постоянный гротеск, цветовая насыщенность- эти определяющие компоненты экспрессионизма были присущи не только произведениям малой прозы писателя, но и ярко отразились в романе "Бич Божий".

Экспрессионизму присуще противоречие между внешним динамизмом и представлением о неизменной сущности мира. Экспрессионизм - это выражение боли, причиненной несовершенством мира. Человек, согласно концепции экспрессионизма, существо эмоциональное, натуральное, противопоставленное урбану, в котором он должен жить. Начало истории падения Великого Рима описано Е.И. Замятниным почти документально, но не смотря на эту документальность, четко определяется художественность картины, созданная в рамках экспрессионизма.


 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.