ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Проблема творческого метода Замятина Оглавление ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА I. Экспрессионизм и творчество Замятина. 5 §1 Понятие экспрессионизм. 5 §2 Проблема творческого метода Замятина. 11 ГЛАВА II. Элементы экспрессионизма в романе Замятина «Бич Божий». 20 Заключение. 29 Список используемых источников. 30 ВВЕДЕНИЕ Настоящая курсовая работа посвящена уточнению творческого метода Е.И. Замятина в модернистской литературе начала двадцатого столетия. Е.И. Замятин был писателем, критиком, литературоведом. Писатель создал несколько работ, в которых определял понятие «нео-реализм» в русской литературе XX в. Принадлежала ли проза Е.И. Замятина к данному течению литературы или его творчество реализовалось в другом модернистском течении? Изучением данного вопроса занимались Н.Л. Лейдерман и О. Головий. Актуальность темы:определяется необходимостью выявления стилевого своеобразия прозы Е. Замятина, что позволяет уточнить место творчества Е. Замятина в литературе прошлого столетия. Цель исследования: определить творческий метод прозы Е.И. Замятина на присере романа "Бич Божий". Задачи исследования: - дать определение понятию экспрессионизм; - уточнить место экспрессионизма в русской литературе XX века; - определить творческий метод прозы Е.И. Замятина; - исследовать элементы экспрессионизма в романе Е.И. Замятина "Бич Божий"; - сделать выводы. Объект исследования: роман Е.И. Замятина "Бич Божий". Предмет исследования: стилевые особенности прозы Е.И. Замятина. Гипотеза исследования:в соответствии с названной целью гипотеза исследования состоит в предположении, что творческим методом прозы Е. И. Замятина является экспрессионизм. Методы исследования: - описательный; - сопоставительный; - метод сплошной выборки; -метод работы с научной литературой. ГЛАВА I. Экспрессионизм и творчество Замятина Понятие экспрессионизм Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине 1900 - 20-х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX века [«Популярная художественная энциклопедия»: 1986: стр. 192]. Экспрессионизм стал «выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации» [Белокурова: 2005: стр. 210]. Основным отличием произведений экспрессионизма от искусства авангардических течений, которые были современны ему, стал социально-критический пафос. Для данного направления характерна субъективная интерпретация, поглощающая всю реальность, обладающая миром истинных ощущений, как и в импрессионизме. Именно поэтому экспрессионизм тяготеет к абстрактности, обостренной эмоциональности, мистике, гротеску и трагизму. Исходя из того, что экспрессионизм развивался на фоне социально-политических конфликтов, искусство экспрессионизма было ориентировано на социум. Данное направление было выражением того времени, когда шла деформация мира, искусства, ценностей. Экспрессионизм «явился откликом на острейшие противоречия эпохи империализма и был выражением индивидуалистического протеста против отчётливо проявившегося тотального отчуждения. Технический прогресс экспрессионизм воспринял как бич, ужас, историческое наваждение, опасность» [Луначарский: 194: стр. 295]. Ключевая особенность экспрессионизма состояла в том, что в изображаемом объекте заострялись важные грани изображения, результатом этого являлось специфическое экспрессионистское искажение. Изображаемая им «система ужесточается до предела, чем демонстрирует свою абсурдность» [Белокурова: 2005: стр. 213]. И в центре художественно системы экспрессионизма появляется сердце человека, истощенное ничтожеством современного мира. Преображение же этой действительности было возможно лишь тогда, когда начнется преображение человеческого сознания. Таким образом уравнивалось в правах внутреннее и внешнее: потрясения героя представлялись как потрясения окружающей его действительности. Экспрессионизм не изучал трудности жизни, но многие творения экспрессионизма являлись воззваниями. Именно поэтому экспрессионистами была максимально упрощена форма произведений. Подобная передача заставляла по-новому подойти к проблеме. Сосредоточить внимание на важном был призван эмоциональный эффект от цвета, что побудило экспрессионистов иначе подойти к проблеме цвета и рисунка вообще. Влияние на безотчетное было невозможно без знаний Теории подсознательного и работ З. Фрейда. Творчество Ф. Достоевского, как истинного писателя-психолога, стало вдохновением писателей-экспрессионистов. Опора на тексты мастеров помогла достигнуть основной цели, к которой стремились экспрессионисты - передать читателю свои собственные ощущения и эмоции в их реальном масштабе. А. В. Дранов определил принцип художественного миростроительства экспрессионизма, который состоит в «динамизации художественного бытия с целью его дестабилизации путем гротескного переструктурирования составных элементов» [Дранов: 1980:стр. 18]. Экспрессионизм - это «метод неустойчивого равновесия, как метод сдвинутого двоемирия» [Дранов: 1980:стр. 25]. Художник выводит картину мира из равновесия, чтобы через определенные «случайности» проследить закономерности. Таким образом, действительность для экспрессионизма является парадоксом, сущность которого проявляется через повседневность. И в этом противоречивом мире появляется новый тип героя, порожденный экспрессионизмом. Это личность, живущая эмоциональным порывом, разрываемая страстями окружающего мира. «Цельной личности, выдвинутой реалистическим искусством, экспрессионизм противопоставляет смятенную хаосом мира индивидуальность, не способную на гармонию отношений» [Злыгостев: электронный ресурс]. Тип такого героя экспрессионизма распространен в творчестве Л. Андреева и ярко представлен в рассказе "Красный смех". Его деперсонализированный герой-носитель конкретной идеи, выразить которую с помощью мысли нельзя, способом выражения становятся чувства. Все произведение - есть нервный монолог героя. Реальная жизнь, сон, видения, галлюцинации, из которых состоит пульсирующее сознание героя, создают состояние раздробленности, что создает ощущение хаоса в душе героя. Данные особенности определили стилистические черты, принадлежащие произведениям экспрессионизма. Они отличаются крайним динамизмом, который выражается не только в повествовании, но и в языковом наполнении, в синтаксисе. Согласно концепции экспрессионизма, человек живет во враждебном мире, из которого нет выхода. В своих произведениях экспрессионисты говорят о том, что они хотят быть человеком в этом мире, но этот мир враждебен личности. Экспрессионизму присуще противоречие между внешним динамизмом и представлением о неизменной сущности мира. Экспрессионизм - это выражение боли, причиненной несовершенством мира. Человек, согласно концепции экспрессионизма, существо эмоциональное, натуральное, противопоставленное урбану, в котором он должен жить. Модернизм - обобщающее обозначение всех течений и направлений искусства XX века, отрекающихся от традиций, выводящих на первый план творческого метода эксперимент. Исследователи модернизма отмечают интерес представителей направления к созданию новых творческих форм, противопоставленных гармоничным рамкам классического искусства. Первые модернисты - это представитель конца XIX века. Их Мироощущение складывалось на фоне кризиса европейской культуры, поэтому основной задачей их творчества была духовная революция. В начале XX века в Германии сформировалось движение против академических традиций в живописи. В 1905 году в Дрездене группа студентов архитекторов "Мост" заявили о протесте против классики и начали свои художественные эксперименты, что привело к появлению экспрессионизма. Во главу изображения они определили выражение субъективных представлений автора о мире и жизни вообще. Выражение себя, максимально обнаженного внутреннего мира, часто болезненно противоречивого, противостоящего искаженной действительности - основополагающие черты экспрессионизма, которые отличают его от других направлений модернизма. Экспрессионизм, будучи частью авангардистских течений, является уникальным направлением. У истоков экспрессионизма в литературе стоят Г. Тракталь (Австрия) и Э. Штадлер (Германия). В их лирике жизнь изображалась как движение, сочетающее в себе силу современной цивилизации (футуризм), силу приближающихся исторических переломов и переломов внутри личности. Протест становится нормальной реакцией на безумный и жестокий мир. Так, мир объявлялся бессмысленностью, за которой экспрессионисты видели истинный характер вещей. В своих произведениях они не пытались изобразить естественные и конкретные черты действительности, напротив, целью изображения была лишь абстрактная сущность действительности. Метод экспрессионистов эволюционировал, и в конце 20-х гг. на территории всей Европы направление пришло к социалистическому реализму. Экспрессионизм влиял на литературу Скандинавских стран, Венгрии, Румынии, Польши. В русской литературе Экспрессионизм впервые стал проявляться в творчестве Андрея Белого. Существует мнение, что экспрессионизм в России не оформился в единую историко-литературную систему, но уже в 1900-е гг. Л. Андреев создал «Стену» и «Красный мех» - произведения, в которых экспрессионизм возник как уникальный феномен в русской литературе. Основы экспрессионизма были заложены в произведениях А. Белого и А. Ремизова. Возможно, недооценка русского экспрессионизма связана с путаницей в теоретической базе метода. Впервые об однородности футуристов, имажинистов, кубистов, эмоционалистов, конструктивистов и экспрессионистов написал И. Соколов в работе «Хартия экспрессионистов». Есть основания рассматривать все авангардные группы как разные потоки экспрессионизма. Сотрясавшая всю Россию начала ХХ века гуманитарная и социальная катастрофы были материалом, который стал основой для русского экспрессионизма. Но только в 1990-е гг. начали появляться работы, в которых внимание привлекается к экспрессионистской тенденции в русской литературе советской эпохи. В прозе первых лет после октябрьской революции признанными лидерами экспрессионистского течения стали Е. Замятин и Б. Пильняк. Но отношения Е. Замятина с экспрессионизмом были запутанными, утверждая, что самой современной стратегией является неореализм, при характеристике его Е. Замятин называл те средства, которые были инструментами экспрессионизма (гротеск, «кошмарность», ирония). Анализируя цикл рассказов Е.И. Замятина "Нечестивые рассказы", мы наблюдаем эти инструменты экспрессионизма. Так, используя гротеск, Замятин заостряет читательское внимание на образе расплодившегося женского монастыря, включая в текст иронию - дискредитирует прекрасное в мире («Мир: куст сирени - вечный, огромный, необъятный. В этом мире я: желто-розовый червь Rhopalocera с рогом на хвосте»). Рассказы Е. Замятина - классика экспрессионизма. В прозе Б. Пильняка и Е. Замятина начала 20-х гг. наметились две линии развития русского экспрессионизма. «Первую линию можно назвать карнавальной, а вторую - маскарадной» [Бахтин: 1979: стр. 345]. Эти линии сосуществовали в прозе Е. Замятина. Карнавальная линия ориентируется на фольклорную традицию, «корнями уходящую в архаическую поэтику национального мира» [Лейдерман: 2007: стр.15]. Маскарадная линия ориентируется на традицию, «более характерную для европейского экспрессионизма - рационалистическую условность, экспериментальность ситуаций, "массочность" персонажей» [Лейдерман: 2007: стр. 16]. В своих исследованиях Н.Л. Лейдерман определил границы каждой из линий. Первая линия берет свое начало в "Исповеди хулигана" (1920) Сергея Есенина (маска хулигана, эпатирование разнузданностью и моральным распадом, демонстративное сочетание в образе "чистого" и "нечистого" начал) [Сухов: 1997: стр. 43], завершение нашла в " Погорелыцине" (1927) Николая Клюева (страшные картины озверения, пришедшего на смены прежнему деревенскому ладу). Ко второй линии принадлежат рассказы и повести Сигизмунда Кржижановского и антиутопии Михаила Булгакова [Скороспелова: 1979: стр. 49]. Русский экспрессионизм 20-х гг. использовал формы предшественников, обогатив их. Особенно много открытий было в прозе. Ведущим принципом моделирования художественного мира стала гротескно-гиперболистическая деформация, иррациональность, которая доходит до абсурда. Эта черта чаще обнаруживалась в укладе современной жизни и ее нормах. Так, у Замятина изображена картина одичания жителей замерзшего города и их превращение в драконо-людей( «Пещера» и «Дракон»). Прозаики разработали разветвленную поэтику, раскрывающую фантагасморический характер окружающей среды. На смену повествованию приходит фиксация, нарративным эквивалентом суматохи событий становится «телеграфный стиль», материализованные метафоры, разрастающиеся в целые сюжеты, синекдохи автономизируются и «обретают пугающую самостоятельность». Поэтика русского экспрессионизма – строительный материал абсолютного хаоса. Но «хаографическая» модель мира не распадается Доминанта экспрессионистской цельности - «анти-космографичность»- все принципиально против гармонии. Экспрессионистская модель мира - внутренне мотивированный антимир, который является виртуальным. Внутри экспрессионизма образовалась своя стилевая доминанта - гротеск в его разных регистрах. Гротеск определяется как прием, способ создания художественного образа определенного типа, выявляет сферу функционирования гротескных форм, чем ограничивает гротеск от других приемов и форм искусства. Другим направлением гротеска является определение его как эстетической категории. В третьем направлении гротеска внимание акцентируется не на гротеске самом по себе, а на описании черт гротескного мира в искусстве [Козлова: электронный ресурс]. Данное многообразие понимание гротеска в исследуемом нами направлении дает нам основания утверждать, что в России после октябрьской революции экспрессионизм сформировался в литературное направление. Именно «Россия привила экспрессионизму недостающую силу- мистицизм вольной веры Толстого и Достоевского». А поэт ведет человечество по пути морального совершенствования. Проблема творческого метода Замятина «Формальный признак живой литературы - <…> отречение от истины, то есть от того, что все знают и до этой минуты я знал»- пишет Е. Замятин. Этому принципу писатель следовал в своем творчестве, создавая постоянные творческие эксперименты. Замятин писал об ограниченности классического реализма. Не испытывал восторга от символизма. А искал новую художественную стратегию, синтезируя реализм и модернизм. Е.Замятин первый попробовал дать формулировку неореализма и его поэтики. В своих лекциях по «технике художественной прозы» Е. Замятин во вступительной части сравнивает Первую мировую войну и Русскую революцию с горой, масштаб которой можно оценить, лишь исследовав ее и отъехав затем на значительное расстояние от этой самой горы. Опираясь на данное сравнение, Е.И. Замятин делает вывод, что спустя некоторое время в мировой литературе появится подлинная художественная литература о прошедших событиях начала ХХ века. Так, в конце ХIХ века и в начале ХХ века во главе русской литературы стояли реалисты: Чехов, Бунин, Куприн, Горький. Но не все, что описано в литературе того периода, действительно произошло в истории. Но все это действительно могло произойти. Писатели того времени- зеркала, их задача «отразить наиболее правильно и наиболее яркий кусок земли» [Замятин: электронный ресурс]. Особое внимание следует обратить на творчество Чехова. Изображение быта и земли – вот вершина творчества Чехова. Дальнейший этап становления русской литературы предполагал развитие духа и революционного начала. Отражение данных тенденций наиболее ярко проявилось в творчестве Л. Андреева. На смену реалистам приходят символисты. Они не находят ответы на свои вопросы на земле и ищут разрешения трагедии в «надземных пространствах» [Сухих: 2013: стр. 352]. Как следствие появляется религиозность. Но Бог- не человек, а высшее существо. Так в литературе вновь появляется мистика, а мистик- спутница романтики. Символисты избрали объектом своего творчества нечто неземное и взяли в руки рентгеновский аппарат. Избранный символистами предмет творчества изобразить трудно, и эта трудность побудила искать новые способы изображения, работать более над внешней оболочкой произведения, чем реалистам. Словами же символисты пользовались, как музыкальным инструментом, настраивая их, и создавая мелодию-текст. Так, писатели-символисты создали «науку музыки слова». На смену символистам в 20-е гг пришли неореалисты, синтезировавшие внутри своего творчества наследство реалистов и символистов. И именно «неореалисты» в действительности являлись экспрессионистами. Е. Замятин писал, что принадлежит к этому течению. Неореалисты выросли под давлением символистов. Они «были на вершине < горы> вместе с символистами и видели, что облака - туман. Но спустившись с горы - они имели мужество сказать: «Пусть туман - все –таки весело» [Сухих: 2013: стр. 356]. И именно в произведениях нео-реалистов вновь появляется отрицание жизни под знаком борьбы за новую жизнь. Появляется смех человека, «умеющего смеяться от нестерпимой боли и сквозь нестерпимую боль». Юмор - сила человека, имеющего мужество и силу жить. И именно в нем заключается радость реалистов и нео-реалистов, в то время как у символистов вы никогда не найдете его. В произведениях нео-реалистов мы встречаемся с поколением более сильным, чем символисты. Но нео-реалисты видели жизнь иначе, чем реалисты. В их картинах жизнь чаще кроется в подлинной реальности, скрытой от невооруженного глаза. В произведениях нео-реалистов изображение мира и людей именно поэтому поражает гротесковостью и фантастикой. Мы предположим, что Е.И. Замятин действительно имел принадлежность к нео-реалистам. В подтверждение данной теории вспомним, что антиутопия "Мы" включает в себя подлинный гротеск и фантастический облик. Благодаря этим способам изображения Е.И. Замятиным был создан возможный вариант будущего. Страшный и странный мир. Мир- Государство, мир не свободы, мир без души, без способности мыслить, мир, где все строится по неестественным законам. Мир "нумеров", подчиняющихся Благодетелю. Мир, где личное счастье человека-раба, человека-машины заключалось в отказе от "Я". У нео-реалистов краски навязчиво яркие, а персонажи, изображенные в этих красках, более скульптурные, фактурные. В произведениях Е.И. Замятина цвет наполняет образы символическим смыслом, психологизмом, имеет определенную смысловую нагрузку. Замятин выстраивает свои образы в определенной цветовой системе. В теоретических работах Е.И. Замятин разработал систему образных соответствий. Писатель считал, что художественное слово «это живопись + архитектура + музыка». Как мы видим, на первое место сам Замятин выводит именно живопись, которая отвечает за палитру произведения и создание художественных образов. «В слове - и цвет, и звук: живопись и музыка дальше идут рядом... Слышать и видеть во время работы приходится одновременно. И если есть звуковые лейтмотивы - должны быть и лейтмотивы зрительные» [Замятин: 2003: стр. 195]. «Палитра красок у художника слова не менее богата, чем у художника кисти. Жанр, пейзаж, портрет - все это так же во власти живописца» [Замятин: 1988: стр. 92]. Цветовая ассоциация, погружающая читателя в изображенную автором словесную картину, еще раз указывает на преобладание в творчестве Е.И. Замятина метода нео-реализма. Автор не всегда упоминает цвет описанных предметов. Изображаемое работает с читательским подсознанием, на уровне которого создается та или иная деталь. Избегая нежелательных сопоставлений деталей, Е.И. Замятин использует оттенки цвета, его нюансы. Так, в драме «Огни св. Доминика» автор периодически использует красный цвет. Любое упоминание инквизиции ассоциируется с огнем, кровью, смертью и негативным алым цветом. Положительная оценка красного дается в другом его оттенке - пурпурном. Цвет является средством подсознательного воздействия на читателя и зрителя. Искусство владения цветом помогает Замятину достигнуть необходимой эмоции, которая может стать частью символа. Цвет у Замятина создает настроение, несет смысл, наделен определенной четкой оценкой, придает изображаемому символический смысл, заключает в себе психологизм. Этот же художественный материал был использован реалистами. Но нео-реалисты использовали его как символисты, обобщая и символизируя. Так, нео-реалисты подвигают читателя к итоговым выводам, через изображение частностей. Нео-реалисты пишут короче и отрывистее, в отличие от реалистов, принимая манеру символистов. Они экономят слова, чтобы живее предать слова. Повесть Е.И. Замятина "Уездное" написана монолитом. Провинциальный язык произведения содержит в себе экономию, точность, строгость, оригинальность. Литература развивалась диалектическим путем, синтезируя в единую концепцию два противоположных направления. Из сочетания реализма и символизма возник нео-реализм. Трагедия жизни которого заключалась в иронии. Писатели - нео-реалисты возратились к описанию быта и жизни. Но писали об этих реалистических материалах как символисты. Метод, предложенный Е. Замятиным, согласует в себе идею классического реализма и символизма и стоит перед усложнившимся представлением о личности и действительности. Замятин внимательно всматривается в кошмарные метаморфозы цивилизации. И создает свой уникальный метод, выходящий за пределы экспрессионизма, и составляющий основной «теоретический сюжет» эволюции Е. Замятина. На основании теоретических работ Е.И. Замятина мы предполагаем, что творчество писателя следует отнести к такому направлению литературы как нео-раелизм. Докажем это. Концепция нео-реализма основана на «реалистическом типе творчества» [Наливайко: 1981: стр. 33], а не продолжении классического понимания реализма. Нео-реализм не противопоставлен модернизму или реализму. Это многогранное направление литературы, которое получило свои истоки в классическом реализме, но развивалось в собственной эстетической концепции. Нео-раелизм развивался в три теоретических этапа, на каждом из которых приобретал свои особенности: І — 1900–1920-е гг.; ІІ — 1930–1980-е гг.; ІІІ — конец 1980-х–1990-е гг. и начало ХХІ в.. На каждом из этапов нео-реализм определялся не только новыми характеристиками своего развития в историко-литературном процессе, но и приобретал особенности толкования в литературоведении. В рамках данного исследования наше внимание сосредоточится на первом этапе толкования и определения нео-реализма. В этот период сформировалась концепция «нео-реализма-синтетизма» Е.И. Замятина, описанная им в критических и теоретических работах. Данную концепцию писатель проектировал на свое творчество, наблюдал ее в творчестве некоторых современников. А.И. Иванов актуализирует теорию Е.И. Замятина и полагает, что «синтетизм» является основным принципом искусства XX века вообще [Иванов: 200: стр. 136]. Но не все литературоведы считают, что замятинская концепция связана с художественными направлениями. А.Л. Семенова пишет о том, что замятинский «синтетизм» - «это то, что заключает в себе энергию... что способно противостоять энтропии» [Семенова: 200: стр. 66]. Что бы понять, что же есть такое «синтетизм» и «нео-раелизм» в рамках единой концепции обратимся к работам самого Е.И. Замятина. В рамках лекции "Современная русская литература", состоявшейся 8 октября 1918 года в Лебядкинском Народном университете, статьей «О синтетизме» (1922), «Новая русская проза» (1923) и др. писатель подробно изложил свою творческую концепцию. Е.И. Замятин поддержал свою теорию рассуждениями о том, что литература развивается диалектическим путем (тезис - антитезис - синтез): литература движется от «реализма» к "модернизму" и синтезируется в «нео-раелизме». Е.И. Замятин выступал против реализма в современном искусстве, но говорил о необходимости синтеза реализма и модернизма, в частности символизма. Писатели - реалисты XIX- начала XX в.в. были по мнению Замятина «великолепными зеркалами». Их творчество точно, без искажений отображало реальную жизнь. Модернизм, особенно символизм, поднимал писателя над землей и устремлял его творчество на развитие «духа». Но к органичному сочетанию реализма и модернизма, данному Е.И. Замятиным, нам необходимо подходить со вниманием, так как в нем содержится противоречие. Синтез реализма и модернизма не возможен для нео-раелизма, поскольку доминирующим типом, все же остается реализм. Чтобы точнее понять суть концепции Е.И. Замятина обратимся к его лекции «Современная русская литература» и обратим внимание на некоторые черты, выделенные им в нео-реализме. Одной из особенностей неореализма писатель назвал «действенное, активное отрицание жизни — во имя борьбы за лучшую жизнь» [Замятин: 1988: стр. 132]. Юмор и смех как «свойство живого, здорового человека, имеющего мужество жить» Е.И. Замятин определял как важную черту нео-реализма. Писатель активно использует прием гротеска в своей прозе, достигая задач, поставленных нео-реализмом. Анализ следующей черты нео-реализма был представлен Замятиным в статье «О синтетизме». Произведения нео-реализма открывали реальность за фантастичностью. «... неореалисты чаще всего изображают иную, подлинную реальность, скрытую за поверхностью жизни так, как подлинное строение человеческой кожи скрыто от невооруженного глаза» [Замятин: 1988: стр.133 ]. Следующей чертой нео-реализма Замятин определил «впечатление». Возможность заразить читателя образами, настроениями основана на одном только лишь впечатлении. Это дает право нам говорить о том, что для данной черты характерно использование такого приема как фрагментарность. Из предыдущей черты логично вытекает следующая особенность нео-реализма, отмеченная писателем. Сюжетный лаконизм: «неореалисты научились писать сжатей, короче, отрывистей, чем это было у реалистов. Научились в десяти строках сказать то, что говорилось на целой странице. Научились содержание романа втискивать в рамки повести, рассказа» [Замятин: 1988: стр. 135]. Обратимся вновь к статье "О лаконизме", где Замятин пишет о том, что нео-реалистическая литература это литература конкретики: «нет ни одной второстепенной черты, ни одного слова, какое можно зачеркнуть: только суть, экстракт, синтез, открывающийся глазу в сотую секунды, когда собраны в фокусе, спрессованы, заостренны все чувства» [Замятин: 1990: стр. 416]. Именно поэтому в текстах отсутствуют портретные и пейзажные зарисовки, описательный образ подается «между слов». «Неореалисты не рассказывают, а показывают, так что и к произведениям их больше подходило бы название не рассказы, а показы» [Замятин: 1988: стр. 135]. Рассказы, повести и романы Замятина не принадлежат к единой творческой концепции, каждое произведение нельзя рассматривать в рамках нео-реализма. Но мы можем без труда отнести к нео-реалистической концепции такие «фантастические» произведения как «Мы», «Рассказ о самом главном» и др. Замятин неоднократно провозглашает в своих произведениях синтез фантастики и быта, модернизма и реализма. Но для нео-реализма прежде всего принципиальна доминанта реализма. Основу любого модернистского направления составляет нетипическая черта, которая поглощает определенный тип. Е.И. Замятин как человек, привыкший полагаться лишь на разум, оказался все же представителем модернизма, но не нео-реализма. Таким образом, к модернистскому течению мы можем отнести всё творчество Е.И. Замятина. Даже такие «реалистические» произведения как рассказ «Наводнение», который является метафорой о всепобеждающей силе - любви. К метафорам относится вся беллетристика писателя. Реальная жизнь которой является способом универсализации. Таким образом, возможным становится вывод, что нео-реализм и творчество Е.И. Замятина не являются сопричастными друг к другу. А концепция «Нео-реализма, Синтетизма» является теорией экспрессионизма. Изложенная Замятиным теория еще раз доказывает, что термин "нео-реализм" является одним из самых загадочных явлений XX века. |