ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Образовательная деятельность В.Н.Татищева Контрольная работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» Тема: «В.Н. Татищев – основоположник теории и практики профессионального образования» Направление подготовки: «Профессиональное обучение» Профиль: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» Группа: ПЗ-10312 Выполнил студент: Иванова Т.А. № зачётной книжки: 059321 Проверил: канд. пед. наук, доцент Петрова Е.П. Курган 2015 Содержание Введение……………………………………………………………………. | | | | Образовательная деятельность В.Н.Татищева………………..... | | | | Классификация наук по В. Н. Татищеву………………….... | | Заключение…………………………………………………………………. | | Список использованных источников……………………………………... | | Введение Ярким и многогранным явлением в политической и культурной жизни России первой половины XVIII в. была фигура В. Н. Татищева. Сподвижник Петра I, великий русский ученый-энциклопедист, историк, философ, лингвист, государственный деятель. Сегодня В.Н.Татищев интересен как один из первых просветителей и проповедников идей гуманизма. Он выступал против телесных наказаний, призывал уважительно относиться к ученикам, как к людям, владеющим знанием: «...Ученикам пред прочими детьми, которые не учатся, почтение должно отдано быть, невзирая на чин отца его и лета» [2]. Провозглашенный Татищевым принцип взаимного уважения, а не педагогического и родительского диктата был новым явлением, чуждым большинству учителей и родителей. В. Н. Татищев предложил план развития образования и науки в стране. Во-первых, необходимо создать коллегию – особое государственное учреждение, ведавшее делами образования. Это предложение опередило время, и было реализовано в России лишь в начале XIX в., когда было создано Министерство народного просвещения. Идеи, которые развивал В. Н. Татищев в педагогических сочинениях, заставляют современников размышлять не над сиюминутными проблемами, а над вечными ценностями. Поэтому можно утверждать, что педагогическое наследие В. Н. Татищева обладает огромным аксиологическим потенциалом. Цель контрольной работы – раскрыть сущность и значение основных педагогических идей В.Н.Татищева как основоположника теории и практики профессионального образования. Задачи контрольной работы: · изучить ведущие положения образовательной деятельности В.Н.Татищева; · раскрыть сущность классификации наук (по В.Н.Татищеву) и особенности организации обучения в школах при уральских заводах. Образовательная деятельность В.Н.Татищева В.Н. Татищев родился 19 апреля 1686 года в Псковском уезде (рисунок 1). В 1706 году он был произведён в поручики Азовского драгунского полка, в составе которого сражался в битве под Полтавой и где был ранен. В 1712-1716 гг., подобно многим молодым дворянам, В.Н. Татищев совершенствовал своё образование за границей. Он побывал в Берлине, Дрездене, Бреславле, приобрёл множество дорогостоящих книг. Известно, что Татищев обучался преимущественно инженерному и артиллерийскому делу, поддерживал связь с генерал-фельдцейхмейстером Яковом Вилимовичем Брюсом и выполнял его поручения. В перерывах между заграничными поездками В.Н.Татищев занимался делами имения, а в 1714 году женился на молодой вдове Авдотье Васильевне Андреевской.  Рисунок 1 – В.Н.Татищев (1686-1750 гг.) и герб рода Татищевых В 1720 году В.Н.Татищев был послан с поручением «в Сибирской губернии на Кунгуре и в прочих местах, где обыщутся удобные места, построить заводы и из руд, серебро и медь плавить» [1]. Объехав вверенный ему край, он поселился в Уктусском заводе, где и основал управление, названное вначале Горной канцелярией, а потом Сибирским высшим горным начальством. В.Н.Татищев с другим сподвижником царя Петра I В. И. де Генниным основал в 1723 году завод-крепость на уральской реке Исеть и город, названный в честь императрицы Екатерины I, Екатеринбургом (рисунок 2).  Рисунок 2 – Памятник В.Н.Татищеву и В. И. де Геннину (г. Екатеринбург) В начале XVIII в. началось активное освоение Уральского края, которое возглавил В. Н. Татищев. Во время первого пребывания на уральских заводах он обратил внимание, что уровень образованности местного населения крайне низок и без образования невозможно будет дальнейшее развитие горного дела. Именно в этот период он задумался о создании образовательных учреждений для молодежи. В начале XVIII в. на Урале грамотный человек был редким явлением. Дети учились читать, считать и писать на дому или у «мастеров грамоты» (репетиторов). Отдавая должное семье, считая ее важнейшим институтом воспитания, В. Н. Татищев, тем не менее, утверждал, что приходит время, когда ребенок должен обучаться и воспитываться в школе. Особенно это касается дворянских детей, «шляхетства». Для них он считает «домовное» воспитание «неспособным» и даже опасным В. Н. Татищев приводит пять аргументов против «домовного» воспитания и обучения: · «данный способ подходит только богатым, которые могут выписать заслуженного учителя, но таковых у нас весьма мало…; · многие, принимают на должность репетитора человека, который далеко не профессионал в педагогике…; · учитель, который всеми науками владел бы в совершенстве, это было практически невозможно, а содержать много учителей это сильно накладно. Да и не могли родители качество знания у преподавателя определить, поэтому чаще всего просто без учителей обходились; · из-за того, что ребенка обхаживали бабки, девки, рабские дети, он рос избалованным, а учтивость и почтение к равным и меньшим себе, эти чувства были ему незнакомы, поэтому вместо, благонравного и ласкового в детях знатных людей было часто развращенное воспитание» [7]. Качества личности, которые следовало воспитывать у дворянских детей, В.Н. Татищев ставил в зависимость от будущего рода деятельности: у будущих военных следовало воспитывать храбрость, но не безрассудство, послушание начальству, но не раболепие, рассудительность и все то, что помогает достижению благополучия в жизни и успеху по службе. Если же дворянский отпрыск предназначался для гражданской службы, то в первую очередь у него следовало воспитывать такие нравственные качества, как справедливость, отсутствие корыстолюбия, прилежание, терпеливость, самостоятельность в делах и т. п. [6]. Программу воспитания дворянина, таким образом, В.Н.Татищев строил в духе гуманистических идей эпохи Просвещения. По инициативе В.Н.Татищева в 1720-1722 гг. были открыты арифметические и словесные школы в г. Кунгуре, на Алапаевском и Уктусском заводах. Необходимо отметить, что это были первые школы на Урале, в которые допускались даже крестьянские дети. Татищев стал одним из первых просветителей России, кто высказал идею о необходимости образования для людей всех сословий, в том числе и для крестьянства: «Я же рад и крестьян иметь умных и ученых» [1]. Принадлежность к определенному типу сословия не была для В.Н.Татищева причиной ограничения прав человека в получении образования. Можно утверждать, что он выдвинул идею всеобщего обучения вне зависимости от сословной принадлежности человека, которая явилась новаторской для общественной и педагогической мысли первой половины XVIII в. Необходимо подчеркнуть, что уральские школы «для народа» были открыты на несколько лет раньше, чем в столице России – Петербурге. И в этом мы видим особую заслугу В. Н. Татищева. В. Н. Татищев отмечал большую пользу народного просвещения и для государства. Поскольку из крестьян формировались пехота и морской флот, их грамотность способствовала бы повышению боеспособности войска. В. Н. Татищев оспаривает точку зрения, согласно которой, чем народ в государстве неграмотнее, тем для управления государством лучше: «Что же касается до бунтов, то вы сами можете сказать, что никогда никакой бунт от благоразумных людей начинания не имел...» [2]. Благоразумный государь должен понимать ценность наук, поддерживать их. Они государству более полезны, нежели буйство и невежество. Размышления В. Н. Татищева о военной или гражданской службе представляют особый интерес, потому что он сводит воедино личную пользу и государственную. Его мировоззрение, а также административная и педагогическая деятельность были подчинены идее служения «пользе Отечества». Важно отметить, что в первой половине XVIII в. учета грамотных людей не велось. В. Н. Татищев впервые высказал мысль о необходимости проведения переписи детей школьного возраста [2]. В. Н. Татищев предлагает план создания специальных школ, в которых бы изучались языки народов, населяющих Российскую империю. Школы для изучения татарского языка он предлагал создать в Казани, Тобольске, Астрахани, Оренбурге. Татищев подчеркивал, что набор в школы не должен был осуществляться по национальному признаку. Как мы видим, еще в XVIII в. ученый пытался воплотить в жизнь идею веротерпимости, или толерантности, как сейчас принято её называть. Таким образом, оценивая образовательную деятельность В. Н. Татищева, следует признать, что ряд его педагогических идей не утратили своего значения и в наше время. |