ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Методы обучения и преподавания · Лекции: обзорные, проблемные. · Практические занятия:устный опрос, тестирование, участие в обходах, разбор тематических больных, работа в малых группах, дискуссии, презентации, обратная связь. · Самостоятельная работа студентов (СРС): курация больных, работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях и в Интернете; решение и подготовка тестовых заданий, написание истории болезни, подготовка презентаций, подготовка дифференциально-диагностических карт. Оценка знаний · Текущий контроль:решение тестовых заданий, собеседование, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных. · Рубежный контроль:тестирование. · Итоговый контроль: устный экзамен, тестирование и прием практических навыков. Оборудование и оснащение · Оборудование:компьютеры, мультимедийный проектор. · Оснащение: таблицы, слайды, видеофильмы и DVD-фильмы, электронные носители информации, МРТ, КТ и рентген снимки, заключения, комплекты тестовых заданий и ситуационных задач, муляжи, неврологические молоточки, циркуль Вебера, камертоны, тип-термы, симуляционный центр. · Клиническая база: неврологические отделения стационаров, психиатрические и наркологические диспансеры. 6 Распределение часов дисциплины* Общее количество часов | Аудиторные часы | СРС | Всего | Лекции | Практические занятия | Неврология | | | | | Психиатрия | | | | | Наркология | | | | | | | | | | * - Продолжительность академического часа 50 минут. В настоящей типовой учебной программе содержание дисциплины представлено в виде блоков (модулей), удобных в осуществлении обучения по принципу ротации. Каждый блок имеет форму завершения в виде рубежного контроля и может преподаваться в определенной последовательности внутри дисциплины (кроме лекционного, с которого должно начинаться изучение дисциплины). Такой подход в формировании программы позволяет последовательно и целенаправленно изучать предметы, равномерно распределять нагрузку на преподавателей и рационально использовать клинические базы. 7 Примерные планы лекций, занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС)* 7.1 Примерный тематический план лекций № | Наименования тем | | Лекции по неврологии | | История развития клинической неврологии. Актуальные проблемы современной неврологии с позиций доказательной медицины. | | Цереброваскулярные болезни. | | Воспалительные болезни ЦНС. Клещевой вирусный энцефалит. Комариный вирусный энцефалит. Вирусный менингит. Туберкулез. | | Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений. Полиневропатии. Вертеброгенные поражения нервной системы. Эпизодические и пароксизмальные расстройства. Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы. | | Системные атрофии, поражающие преимущественно ЦНС. Болезнь Гентингтона. Наследственная атаксия. Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения функций движения. | | Невральные амиотрофии и миопатии, миастения. Детский церебральный паралич. Гемиплегия, параплегия и тетраплегия. | | Всего часов: 12 | | Лекции по психиатрии | | Предмет и задачи психиатрии. Организация психиатрической помощи. Актуальные проблемы современной психиатрии с позиций доказательной медицины. | | Общая психопатология: расстройства восприятия, мышления, памяти, внимания, интеллекта. | | Общая психопатология: расстройства эмоций, двигательно-волевой сферы, нарушения сознания. | | Основные психопатологические синдромы. Классификация психических заболеваний. | | Шизофрения и аффективные расстройства. | | Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства. Расстройства личности. | | Всего часов: 12 | | Лекции по наркологии | | Предмет и задачи наркологии. Организация наркологической помощи. Актуальные проблемы современной наркологии с позиций доказательной медицины. | | Наркоманический синдром. Алкоголизм. | | Наркомании и токсикомании. | | Всего часов: 6 | | Всего: 30 часов. | 7.2 Примерный тематический план практических занятий** № | Наименования тем | | Тематический план практических занятий по терапии | | БЛОК №2 Неврология | | Чувствительность и ее расстройства. Исследования поверхностей и глубокой чувствительности. Симптомы и синдромы нарушения. | | Произвольные движения и их расстройства. Методики исследования. | | Экстрапирамидная система. Методы исследования и синдромы ее расстройств. Мозжечок. Исследования координации движений и синдромы их расстройств | | Черепно-мозговые нервы. Исследование функций черепно-мозговых нервов и симптомы их поражения. | | Высшие мозговые функции. Методы исследования и симптомы поражения. Вегетативная нервная система. Исследование вегетативной нервной системы и синдромы ее расстройств. | | Рубежный контроль | | Всего часов: 30 | | БЛОК №3 Неврология | | Дополнительные методы обследования неврологических больных. Опрос больного и разбор схемы истории болезни. | | Воспалительные болезни ЦНС. Менингиты: бактериальные, вирусные и смешанные. Туберкулез. Клещевой вирусный энцефалит. Эпидемический энцефалит Экономо. Полиомиелит. Миелит. НейроСПИД. | | Цереброваскулярные болезни. Классификация. Факторы риска. Преходящие нарушения мозгового кровообращения. Инфаркт мозга. Внутримозговое кровоизлияние. Субарахноидальное кровоизлияние. Хроническая ишемия мозга. | | Заболевания периферической нервной системы. Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений. Полиневропатии. Вертеброгенные заболевания нервной системы. | | Эпизодические и пароксизмальные расстройства сознания.Эпилепсия. Классификация. Клиническая картина в зависимости от вида приступа. Эпилептический статус. Расстройства вегетативной нервной системы. Мигрень | | Рубежный контроль | | Всего часов: 30 | | БЛОК №4 Неврология | | Демиелинизирующие заболевания нервной системы. Рассеянный склероз. Острая рассеянный энцефаломиелит. Лейкоэнцефалиты Дегенеративные атрофии головного мозга. | | Наследственные дегенеративные заболевания нервной системы. | | Нервно-мышечные заболевания. | | Пре- и перинатальные поражения нервной системы. Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения. | | Расстройства сна. Соматоневрология: болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. | | Рубежный контроль | | Всего часов: 30 | | БЛОК №5 Психиатрия | | Особенности исследования и методы диагностики психических заболеваний. Структура психиатрической помощи. Виды экспертиз. Расстройства восприятия. | | Клиническая характеристика расстройств мышления и интеллекта | | Клиническая характеристика расстройств внимания, памяти. Расстройства сознания. | | Клиническая характеристика эмоциональных и двигательно-волевых расстройств. | | Основные психопатологические синдромы. | | Рубежный контроль | | Всего часов: 30 | | БЛОК №6 Психиатрия | | Классификация психических расстройств. Подходы к терапии психических заболеваний (биологическая терапия, психотерапия, социотерапия) с точки зрения доказательной медицины. Профилактика и реабилитация психических расстройств. | | Экзогенно-органические и соматогенные расстройства. Умственная отсталость. Деменция. | | Шизофрения и бредовые расстройства. | | Аффективные расстройства. | | Психические расстройства, специфические для детского возраста. | | Рубежный контроль | | Всего часов: 30 | | БЛОК №7 Психиатрия | | Этиологические факторы и механизмы формирования невротических расстройств. Неврозы, основные варианты | | Реакции на стресс и нарушения адаптации. Психические расстройства при чрезвычайных ситуациях. | | Поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями (анорексия, булимия, расстройства сна, сексуальные расстройства) | | Расстройства личности и поведения. | | Ургентные состояния в психиатрии (психомоторное возбуждение, отказ от еды, суицидальное поведение). | | Рубежный контроль | | Всего часов: 30 | | БЛОК №8 Наркология | | Особенности исследования и методы диагностики наркологических заболеваниях. Структура наркологической помощи. Виды экспертиз. | | Классификация психоактивных веществ. Наркоманический синдром. | | Алкоголизм. Сравнительно возрастные особенности. | | Лечение и профилактика алкоголизма и алкогольных психозов. | | Эпидемиология наркоманий и токсикоманий. Соматические нарушения при болезнях зависимости. | | Рубежный контроль | | Всего часов: 30 | | БЛОК №9 Наркология | | Опийная наркомания. Сравнительно возрастные особенности. | | Гашишная наркомании. Зависимость от психостимуляторов. Сравнительно возрастные особенности. | | Зависимость от седативных и снотворных веществ. Сравнительно возрастные особенности. | | Зависимость от никотина. Зависимость от летучих, ароматических веществ. Сравнительно возрастные особенности. | | Этапы лечения наркологических заболеваний. Ургентные состояния в наркологии. Вопросы профилактика и реабилитации наркологических заболевании. | | Рубежный контроль | | Всего часов: 30 | | Итоговая консультация | | Всего часов: 240 | 7.3 Примерные темы самостоятельной работы студентов (СРС)** № | Наименования тем | | Тематический план СРС по неврологии | | Методика исследования неврологического статуса по системам. | | Микрокурация больного с описанием неврологическогостатуса у тематических больных. | | Основы реабилитации неврологических больных. | | Нейровизуализационные методы диагностики заболеваний нервной системы. | | Неэпилептические пароксизмальные расстройства сознания. | | Вторичные нейроинфекции. | | Профилактические мероприятия неврологических заболеваний в клинике нервных болезней | | Эпилептические синдромы раннего возраста. | | Дорсопатии. | | Сосудистые заболевания спинного мозга. | | Курация больного с написанием учебной истории болезни | | Всего часов: 50 | | Тематический план СРС по психиатрии | | Основные этапы развития и ведущие направления в психиатрии | | Социально-правовые аспекты оказания психиатрической помощи. Проблема стигматизации. | | Основные методы психотерапии. | | Микрокурация больного с описанием психического статуса у тематических больных. | | Сбор анамнеза у тематических больных. | | Курация больного с написанием учебной истории болезни | | Всего часов: 50 | | Тематический план СРС по наркологии | | Экономические, социальные и нравственные последствия, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами. | | Этно-культуральные и гендерные особенности развития зависимости к ПАВ. | | Микрокурация больного с описанием наркологического статуса. | | Сбор анамнеза у тематических больных. | | Всего часов: 35 | | Всего: 135 часов | Примечания: *- ВУЗ имеет право изменять до 40% тем лекций, практических занятий, СРС ** - перечень и порядок тем по всем видам учебных занятий должен быть согласован по последовательности изучения внутри блока. 8 Список рекомендуемой литературы* |