ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Классификация социальных групп Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредотачивает свое внимание на реальных группах. В реальных группах есть такие, которые фигурируют в общепсихологических исследованиях это лабораторные группы. В отличии от них существуют реальные естественные группы. В свою очередь, как отмечает автор классификации, естественные группы подразделяются на большие и малые группы. Большие группы подразделяются на стихийные, т.е.неорганизованные, возникшие стихийно и их условно можно назвать группами, а также на условные, т.е. организованные и длительно существующие (нации, классы). Точно также малые группы подразделяются на становящиеся, т.е. уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью и развитые, т.е. уже сложившиеся, с более высоким уровнем развития. Классификация Г.М.Андреевой не является единственной, т.к. в настоящее время известно около 50 различных оснований для классификаций, среди которых можно выделить следующие: - количество человек в группе (большие, малые, микрогруппы) - по общественному статусу (формальные и неформальные) - по значимости (группы членства и референтные) - по уровню развития (ассоциации, диффузные группы, коллективы) - по отношению к социуму (просоциальные и асоциальные) По количеству человек в группе Микрогруппавключает в себя 2 или 3 человека. В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения. Основными связующими факторами данных групп являются : чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело. Малая группа– немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Малая группа (семья, группа друзей, класс, рабочий коллектив) является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Большая группа– изучается с точки зрения массовых явлений психики возникающих в толпе, массе, аудитории, публике и характеризуется кратковременным объединением большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая группа может быть кем-то организована, но чаще возникает стихийно. К большим устойчивым социальным группам относятся представители классов, наций, профессий, возрастов. По общественному статусу (формальные и неформальные) В формальной группе строго распределены роли всех членов группы, в системе подчинения (в структуре власти): класс, рабочая бригада и т.д. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не представлены, где нет системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может создаваться внутри формальной. (В классе могут возникать группировки из близких друзей) По отношению к социуму (просоциальные и асоциальные) Просоциальные характеризуются положительным отношением к социуму. Асоциальныехарактеризуются негативным отношением к социуму. В таких группах наблюдается авторитарное управление и противопоставление своих узких интересов общественным (группа преступников). По значимости (референтные и группы членства) Референтнаягруппа иногда понимается как группа, противостоящая группе членства, а иногда, как группа, возникающая внутри группы членства. ( Во втором случае ее называют «значимый круг общения». При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения») Пример – школьный класс 20 человек, а для Петрова в этой группе Иванов, Сидоров и Николаев – желаемый круг общения – они и есть для него референтная группа. Группа членства – пример: коллектив, школьный класс. В социальной психологии существует проблема «верхних» и «нижних» границ малой группы. В большинстве исследований число членов группы колеблется от 2 до 7. Однако ряд ученых считают нижней границей триаду, объясняя это тем, что в диаде не разрешим конфликт. Присутствие третьего лица создает новую позицию – наблюдателя, добавляющего деятельностное начало для разрешения конфликта. В исследованиях можно найти верхний предел, составляющий 10, 15, 20 чел. (У Морено 40) . Г.М.Андреева предлагает такое решение этой проблемы: Если изучаемая малая группа реально существует и рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать верхний предел, а принимать реально существующий, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Т.е. на равных исследуются семьи, состоящие из 3 человек и из 12. При анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься бригада из 5 и даже 40 человек, если именно она выступает единицей предписанной ей деятельности. Билет Вопрос - специально разработанное социологом вопросительное высказывание, адресованное определенной совокупности респондентов, для получения (в виде ответов-суждений) информации, необходимой для решения исследовательской задачи. В социологическом исследовании вопрос выполняет три основных функции: - индикаторную; - коммуникативную; - инструментальную. Если вопрос анкеты реализует все эти функции, то мы получаем качественную информацию. Реализация этих функций связана с выполнением ряда логических и методических требований к конструированию вопроса и его использованию. Классификация Вопросов - распределение вопросов на классы по различным основаниям. В зависимости от цели, с которой задается вопрос, выделяются вопросы содержательные, имеющие целью получение информации об исследуемых переменных, и функциональные, решающие методические задачи, связанные с ходом опроса и качеством получаемой информации. Для того чтобы успешно и грамотно формулировать вопросы анкеты необходимо иметь представления, каковы они. При разработке вопроса, прежде всего, следует обращать внимание на два аспекта: – О чем спросить по содержанию - это, так называемый, программный вопрос. – Как спросить по технике – это, так называемый, анкетный вопрос. Что же это за вопросы? Программный вопрос задается всей программой исследования. Это может быть один или несколько основных вопросов, на которые отвечает все социологическое исследование. Программный вопрос обладает высокой степенью общности и, обычно, его непосредственно не задают респонденту. Например, социологи часто изучали текучесть кадров на предприятии. Основной программный вопрос исследования формулировался таким образом: ”Каковы причины текучести кадров предприятия?” Отличие анкетного вопроса от программного заключается в уровне общности. Анкетный вопрос всегда конкретен, прост, он как бы раскрывает программный вопрос. Так, при изучении причин текучести кадров, рабочим задавались такие вопросы: – "Каковы у Вас условия труда?" – "Какие у Вас отношения с администрацией?" И так далее, чтобы раскрыть основной программный вопрос исследования. По содержанию выделяют вопросы о фактах, знаниях, мнениях, установках, мотивах поведения и т. д. По функциям выделяют вопросы, решающие различные методические задачи по управлению ходом опроса, его психологии, атмосферой, логической строгостью По наличию возможных ответов (т.е. по предопределенности условий формирования ответов) выделяют • открытые вопросы, в которых не содержатся варианты возможных ответов. После текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение; • полузакрытые вопросы, в которых респонденту предоставляется возможность не только выбирать из предложенных вариантов, но и формулировать свой собственный ответ, если имеющиеся не совпадают с его мнением. Для этой цели после списка ответов оставляются свободные строчки. • закрытые вопросы, в которых предлагаются варианты возможных ответов и оговаривается необходимое число выборов; По числу возможных ответов и их соотношению друг с другом закрытые вопросы подразделяются на несколько групп: • Дихотомические вопросы (ответы: "да", "нет"); • Альтернативные вопросы (вопросы на интенсивность), в которых предполагается выбор только одного ответа из сбалансированного соотношения положительных и отрицательных вариантов. Они дают возможность количественного выражения некоторых качественных явлений. Например, следующий вопрос об интенсивности явления: ”Как часто Вы ходите в кино? Ответы: – 1 раз в неделю, – 1 раз в месяц, – 1 раз в квартал, – 1 раз в полгода, – затрудняюсь ответить". Подобные вопросы еще называют вопросы-шкалы, позиции шкалы могут быть представлены как в цифровой, так и в словесной форме. Например: "Согласны ли Вы с тем, что Ваша организация имеет перспективы развития?" Ответы: – полностью согласен, – скорее да, чем нет, – скорее нет, чем да, – полностью не согласен, – затрудняюсь ответить"; • Вопросы-меню ("кафетерии"), содержащие списки суждений и указания на число вариантов, которые может отметить респондент (с ограниченным или с неограниченным выбором). • Матричные вопросы, то есть в форме таблиц. Например: "Хватает ли Вам времени на тот или иной вид деятельности? (дайте ответ по каждой строке). По отношению к респонденту выделяют: • прямые вопросы, относящиеся непосредственно к личности респондента ("Что Вы думаете о событии X?", "Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?"); • косвенные (проективные) вопросы, выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом ("Здесь приведены три различных мнения о событии X. Какое из них Вы считаете наиболее справедливым? Как поступает большинство Ваших товарищей на работе в ситуации X?"); • нейтральные вопросы, не нарушающие психологического комфорта респондента при формировании ответа. Антиподами нейтральных вопросов являются: • острые вопросы, касающиеся интимных сторон личной жизни респондента, нарушающие его представления о престиже, самоуважении, социологической и психологической дистанции в ходе опроса; • трудные вопросы, предъявляющие завышенные требования к памяти респондента, превышающие его информированность, содержащие сложную технику заполнения; • внушающие вопросы, оказывающие психологическое давление (не всегда осознаваемое респондентом и автором анкеты) при формировании ответа. Например, вопрос: "Насколько Вас удовлетворяет в Вашей работе возможность заниматься рационализаторством и изобретательством? " - содержит неявные предложения о том, что респонденту по роду деятельности необходимо этим заниматься, что он сам хочет быть изобретателем, что для этих понятий на предприятии заведомо имеются условия. Осталось только выяснить, насколько они удовлетворяют респондента. По синтаксическим признакам выделяют вопросы в вопросительной и повествовательной формах («Какие газеты Вы получаете по подписке» или "Я выписываю следующие газеты ..." "я не выписываю газет"). По графическому оформлению выделяют текстовые вопросы, вопросы-иллюстрации, вопросы-таблицы, вопросы-графики, диаграммы, схемы. 1. Социология– наука об обществе.Социология– наука, изучающая общество в целом, определенные социальные процессы, институты, социальные группы, входящие между собой в различные социальные взаимодействия. Объект –общество в целом, социальные группы, личности.. Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. Предметом изучениясоциологии будут выступать социальные отношения в обществе. Функции социологии: 1. Теоретико– познавательная функция – исследование социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, а также связи с другими явлениями и о характере и закономерностях развития этих явлений 2. Прикладная функция– конкретная социологическая информацию для решенияпрактическихнаучных и социальных задач. 3. Функция социального прогноза и контроля– предупреждает об отклонениях в развитии общества. Прогнозирует тенденции общественного развития 4. Гуманистическая функция– разрабатываются социальныеидеалы, программы научно-технического, соц.-экономического, соц.-культурного развития общества 5. Управленческая функция– социолог разрабатывает рекомендации, которые могут быть исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений 25. Социализация– это процесс усвоения индивидом образцов поведения общества и группы, их ценностей, норм, установок. Социализация – это процесс формирования личности, её жизненной позиции на основе воздействия на человека системы обучения, образования и воспитания, включая семью, средства массовой информации, литературу и искусство, который не ограничивается периодом становления личности, а продолжающийся всю жизнь. Следовательно, социализация касается не просто личности, а всего образа жизни. Более того, она может быть рассмотрена как последовательная смена одного образа жизни другим. Такими важными вехами в жизни и деятельности человека являются детство, период учёбы, трудовой деятельности, пенсионный возраст. Требуется специальная подготовка человека к смене способов деятельности. Следовательно, проблема социализации личности на разных этапах её жизненного пути приобретает не только теоретические очертания, но и конкретный практический смысл. Социализация объясняет возникновение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе и быть свободным от него он не может, как бы того ни желал. Это и есть одна из констант социального поведения. Поэтому человек не только «существо разумное», но еще и «существо социальное». Причем, социализация, то есть становление человека в качестве «гомо сапиенс», начинается с самого рождения. Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение прежде всего результат научения, или социализации. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы иллюстрирует на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в максимально сжатое время проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. В социализации индивида можно выделить две фазы: 1) социальная адаптация; 2)интериоризация. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации – это первая фаза социализации индивида. Вторая её фаза, интериоризация, – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее“Я” обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Существенное значение в процессе социализации имеет система знаков.Знаки(слова, жесты) являются средством организации и трансляции совместной деятельности людей. Посредством знаков социальная общность управляет деятельностью индивидов. Для того чтобы индивид мог участвовать в социальной деятельности, он должен усвоить принятые в данной социальной общности знаки и способы их сочетания. Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще основными стадиями жизненного цикла. 1. Детство и юность (от 1 года до 18 лет) – подготовка к активному трудовому периоду. 2. Зрелость (18–60 лет) – активный трудовой период. 3. Старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода 37. Наблюдение в социологии - метод сбора первичных данных посредством восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Как правило, метод наблюдения в СИ применяется в сочетании с другими методами сбора информации Виды наблюдения Успешность наблюдения как социологического метода во многом определяется типом наблюдения. Различают следующие типы (виды) наблюдения: структурированное, неструктурированное, включенное, внешнее, полевое, лабораторное, систематическое, случайное. Поясним их специфику. Неструктурированноенаблюдение (иногда его называют неконтролируемым) обычно не имеет четкого плана. В ходе такого наблюдения не определяются элементы изучаемого объекта, редко ставится проблема единиц измерения, их качества, высока доля избыточной информации. Надежда возлагается в основном на интуицию наблюдателя, целью которого является получение первичной информации об объекте. Неконтролируемое наблюдение часто применяется в социологическом исследовании. Оно типично для случаев, когда социологу не ясна общая ситуация, не определены показатели, не разработаны документы исследования. Структурированное (контролируемое) наблюдение предполагает: - разработку системы документов и показателей, характеризующих выделенные для наблюдения элементы объекта; - наличие разработанного плана; - анализ установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта. Контролируемоенаблюдение служит основным методом сбора первичной информации либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью проверяются основные гипотезы, а также данные, полученные при использовании других методов. Невключенноенаблюдение (иногда его называют внешним) ведет исследователь, находящийся вне объекта и старающийся свести к минимуму свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий. При включенномнаблюдении социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с работниками, может даже вмешиваться в события. Желательно, разумеется, чтобы он полностью освоил конкретную социальную роль в коллективе, был стихийно признан его членом. При этом надо учитывать диалектику адаптации своего наблюдателя в трудовом коллективе. Практически неизбежна первая фаза такой адаптации, когда к нему относятся настороженно. Она требует от наблюдателя большого такта, умения выбрать и освоить второстепенную социальную роль, избегать роли лидера или микролидера, поскольку это слишком меняет природу типичных для данного коллектива взаимосвязей и отношений. Различия полевых и лабораторныхисследований связаны с разницей в условиях осуществления наблюдений. Полевое исследование проводится в естественной для данного объекта среде (в деревне, городе и т.п.) Лабораторное же исследование искусственно организуется социологом, который создает экспериментальную ситуацию, моделирует ее внешние условия. Наконец, систематические и случайные наблюдения различаются периодичностью и спецификой цели исследований. Первые позволяют выявить именно динамику изучаемых процессов. Недостатком метода систематического наблюдения является трудность операционализации и сравнения данных за различные сроки, так как есть риск сделать социологический вывод на основе разнопорядковых данных. 42.Понятие вопроса. В широком смысле слова вопрос в соц. исследовании - все речевые сообщения как в вопросительной, так в утвердительной или отрицательной форме, предлагаемые социологом респонденту и побуждающие его реагировать на них, направленные на получение информации, необходимой для решения исследовательской задачи. Т.е. вопрос не обязательно формулируется в вопросительной форме, он может быть в форме утверждения, отрицания, в виде незаконченного предложения, таблицы, рисунка. В структуре вопроса содержится 3 элемента: 1. Сообщение некоторой информации, которая одинаково известна тому, кто задает вопрос, и тому, кто отвечает. Это как бы общая точка отсчета для общения спрашивающего и отвечающего. 2. Указание на недостаточность известной информации, указание на неизвестное, на то, что необходимо узнать. 3. Обозначение области поиска ответа, указание на то, где искать недостающую информацию, на какой основе формировать ответ. Вопрос выполняет в анкете и исследовании в целом следующие функции: 1. Познавательная (информационная): через вопрос, ответы на него исследователь получает искомую информацию об изучаемом процессе, явлении, познает их. 2. Индикаторная: вопрос с его ответами выступает в качестве индикатора (показателя), проявляющего свойства (характеристики) изучаемого процесса, явления. 3. Коммуникативная: через вопрос идет общение исследователя и респондента. 4. Интерактивная (функция взаимодействия): через вопрос устанавливается контакт и осуществляется взаимодействие исследователя с респондентом. 5. Измерительная (инструментальная): при помощи вопроса измеряется изучаемое свойство (признак) процесса или явления. |