МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Социальная мобильность как одна из важнейших характеристик социальных систем. Основные ее формы. Основные каналы социальной циркуляции людей.





Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в рамках стратификации общества, т. е. изменение их общественного положения, статуса. Люди перемещаются вверх и вниз по социальной иерархии, иногда – группами, реже – целыми стратами и классами.

Го­ризонтальная мобильность –переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне стратификации.

Вертикальная мобильность – переход из одной страты в другую, расположенных на разных уровнях иерархии. Существуют два типа такой мобильности: восходящая - продвижение по социальной лестнице вверх и нисходящая – ­перемещение вниз.

Основные характеристики социальной мобильности

1. Социальная мобильность измеряется при помощи двух глав­ных показателей:

Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам.

Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происхо­дит именно так.

Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Объем мобильности – это число индивидов, кото­рые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем ис­числяется количеством переместившихся индивидов, то он назы­вается абсолютным, а если отношением этого количества ко всему населению, то относительным и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб мобильности , определяет ко­личество перемещений по всем стратам вместе, а дифференциро­ванный – по отдельным стратам, слоям, классам. Например, в индустриальном обществе 2/3 населения мобильны – этот факт относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, ­к дифференцированному.

Масштаб социальной мобильности определяется также как процент­ная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус.

2. Изменение мобильности по отдельным слоям описывается также двумя показателями:

Первый – это коэффициент мобильности вы­хода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллиген­тами или крестьянами.

Второй коэффициент мобильности входа в социальный слой, он свидетельствует о том, из каких слоев по­полняется тот или иной слой. Он обнаруживает со­циальное происхождение людей.

3. Критерии оценки мобильности

При изучении социальной мобильности социологи обращают внимание на следующие моменты:

- число и размер классов и статусных групп;

- объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;

- степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;

- вид или размер собственности, которой владеет человек, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной ста­тус;

- распределение власти между классами и статусными группами.

Из перечисленных критериев особенно важны два: объем (или сумма) мобильности и разграничение статусных групп. Они ис­пользуются для того, чтобы можно было отличить один тип стра­тификации от другого.

4. Классификация социальной мобильности

Различают главные и неглавные виды, типы, формы мобильности.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы. Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим.

Можно классифицировать социальную мобильность по разным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность , когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и группо­вую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом.

Кроме них иногда выделяют организованную мобильность , когда перемеще­ния человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, обществен­ные призывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (пере­селение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Существуют два основных вида социальной мобильности ­межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа – верти­кальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность

Поколение – это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Теория возрастной стратификации социума позволяет рассматривать общество как совокупность возрастных групп, и таким образом, отразить обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях. Мобильность практически не происходит в демографической сфере: перемещение из одного возраста в другой не относится к явлению межпоколенной мобильности.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достига­ют более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Межпоколенная мобильность – это изменение положения сыновей относительно их отцов. Например, сын водо­проводчика становится президентом корпорации, или наоборот. Межпоколенная мобильность является самой важной формой со­циальной мобильности. Ее масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного по­коления к другому.

Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глу­бокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. В случае значи­тельной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от обстоя­тельств, сопровождавших их рождение.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни не­сколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а за­тем начальником цеха, директором завода, министром машино­строительной отрасли.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а вто­рой - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором – пе­ремещение из сферы физического труда в сферу умственного.

II.Горизонтальная мобильность.

Миграция, эмиграция, иммиграция.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подоб­ные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобиль­ностьподразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, которые являются приблизи­тельно эквивалентными.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит геогра­фическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохра­нении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то гео­графическая мобильность превращается в миграцию . Если дере­венский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в го­род на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Миграция – это территориаль­ные перемещения. Они бывают сезонными , т. е. зависящими от времени года (туризм, лечение, учеба, сельхозработы), и маятни­ковыми – регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него. По существу оба вида миграции являются времен­ными и возвратными. Миграция–перемещение населения внутри одной страны.

Эмиграция – выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Иммиграция – въезд в данную страну на постоянное место жи­тельство или на длительное проживание.

Иммигранты – вселяющиеся, а эмигранты – выселяющие­ся (добровольно или вынужденно). Эмиграция снижает численность населения. Если уезжают наи­более талантливые и квалифицированные жители, то снижается не только численность, но и качественный состав населения.

Им­миграция повышает численность населения. Приезд в страну вы­сококвалифицированной рабочей силы повышает качественный состав населения, а малоквалифицированной вызывает обратные последствия. Эмиграция возникает там, где ухудшаются условия жизни, су­жаются возможности для вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность в таких случаях выступает средством решить проблемы, возникающие в сфере вертикаль­ной мобильности. Беглые крепостные, основавшие Донское ка­зачество, становились свободными и зажиточными, т.е. повы­шали одновременно политический и экономический статусы, хотя профессиональный статус мог оставаться неизменным: крестьяне продолжали и на новых землях заниматься хлебопашест­вом.

Далеко не всегда миграция принимает массовые формы. В спо­койные времена она затрагивает небольшие группы или отдельных людей. Их передвижение происходит, как правило, стихийно.

Демографы выделяют два основных потока миграции внутри од­ной страны: город-село и город-город. Установлено, что до тех пор, пока в стране не закончена индустриализация, люди переез­жают в основном из села в город. По ее завершению, люди переселяются из горо­да в пригородные зоны и сельские районы.

Обнаруживается странная закономерность: потоки мигрантов устремлены в те места, где социальная мобильность наиболее вы­сока. И еще: переезжающие из города в город легче устраивают свою жизнь и добиваются больших успехов, чем переезжающие из села в город и наоборот.

К крупным миграционным явлениям относятся так называе­мые переселения народов. Это одновременно этнические и эконо­мические процессы. Примером из истории может служить расселение 3 ветвей праславянских племен и возникновение государств славян в Европе.

Виды, формы, факторы вертикальной мобильности.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из од­ной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения, выделяют 2 вида вертикальной мобильности:

- вос­ходящая – социальный подъем, движение вверх;

- нисходящая – социальный спуск, движение вниз.

Вертикальная мобильность – изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий, или наоборот. Повышение в должности – пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей. Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет спускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение – явление добровольное, а нисхождение – принудительное.

Факторы мобильности

Степень мобильности в обществе определяется двумя факто­рами: общей суммой мобильности в обществе и условиями, кото­рые позволяют людям перемещаться.

Сумма мобильности, которая характеризует данное общество, зависит от числа различных статусов, существующих в нем. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности перемес­титься из одного статуса в другой. Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных стату­сов. Решающим фактором социальной мобильности стал уровень развития экономики. В период экономической депрессии количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расши­ряется, поэтому доминирующей тенденцией является нисходящая мобильность. В период подъема экономический спрос на работников, которые должны заполнить свободные престижные места, служит основной причиной восходящей мо­бильности.

 

 

Второй фактор, влияющий на социальную мобильность – исторический тип стратификации . Сословное и кастовое общества ограничивали социальную мобильность. Они накладывали серь­езные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми. Если большинство статусов в обществе являются приписываемыми, или предписанными, то уровень мобильности, вероятнее всего, будет намного ниже, чем в обществе, строящемся на индивидуальном достижении. В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу от­крытых обществ, прежде всего ценятся индивидуальные достоин­ства и достигаемый статус. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок.

Наблюдается следующая особенность в поведении людей: чем шире возможности для продвижения наверх, тем люди сильнее верят в доступность каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем сильнее стремятся продвинуться, следовательно, тем выше уровень социальной мобильности.

К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят:

- социальный статус семьи;

- уровень полученного образования;

- национальность;

- физические и умственные способности, внешние данные;

- получение воспитания;

- место жительства;

- выгодный брак.

Движение вверх происходит главным образом благодаря обра­зованию, богатству или членству в политической партии. Образо­вание играет важную роль не только при получении индивидом более высокого дохода или более престижной профессии. Уро­вень образования – один из отличительных знаков принадлежно­сти к более высокому классу. Богатство служит отличительным знаком статуса в высшем классе.

Каналы вертикальной мобильности ,

Армия функционирует в качестве канала в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполне­нию вакансий из более низких чинов. Солдаты продвигаются бла­годаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они исполь­зуют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность захваты­вать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила боль­шое число людей с низов до вершин общества. Институт целибата (безбрачия), введенный в ХI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь де­тей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободив­шиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения церковь была каналом нисхо­дящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Образование. Институты образования и воспитания, какую бы кон­кретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к об­ществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социаль­ных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знат­ным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, по­лучив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного граж­данина.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.