Система национального счетоводства Исходя из целей и задач, которые решает макроэкономическая теория, она оперирует понятиями и данными, внесением и изменением которых занимается система национального счетоводства. Система национального экономического счетоводства – это балансовые построения, предназначенные для комплексного анализа и отображения функционирования всех звеньев народного хозяйства в их взаимосвязи и зависимости. Т.е. СНС - это своеобразная обобщенная информация о состоянии экономики. Первые национальные счета были разработаны в Англии в 1938 г. под руководством Ричарда Стоуна (ученик Дж. Кейнса), с 1946 г. они введены во Франции, и далее в ФРГ, Италии, Голландии и т.д. В послевоенный период в области исследования национального счетоводства активно включаются международные организации ООН (Организация Объединенных Наций) и и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), в частности были опубликованы международные стандартные системы национальных счетов. Разработанные ООН с 1953 г. методики изменялись и дополнялись в 1960 и 1964 гг. И далее совершенствовались, вплоть до середины 90–х годов XX века. Сущность и принципы построения системы национальных счетов в той или иной стране состоят в следующем: - Во - первых, это система анализа взаимосвязанных показателей развития национальной экономики на макроуровне; - Во – вторых, СНС позволяет разрабатывать экономические модели народнохозяйственного развития, осуществлять прогнозирование темпов экономического роста, дефицита и бездефицитности государственного бюджета, системы налогообложения, регулирования инфляции, а также использования иных макроэкономических процессов; - В – третьих, данная система затрагивает и многие операции, относящиеся к микроуровню и являющиеся базовыми для совокупных макроэкономических процессов; - В – четвертых, она позволяет конкретно отслеживать и более рационально в рыночных условиях в комплексе использовать экономические ресурсы в стране; - В – пятых, эта система затрагивает все секторы экономики страны независимо от типов и форм собственности, включая государственный сектор экономики; - В – шестых, она распространяется на анализ и рекомендации в области внешнеэкономических связей страны с ее партнерами на мировом рынке; - В – седьмых, сама система находится в постоянном развитии и совершенствовании структуры национального счетоводства с учетом условий существования отдельных стран и экономических регионов; - В – восьмых, находится под воздействием экономических органов ООН, их рекомендаций, которые разрабатывают общей принципы ее совершенствования. Так, например, было в 1993 г, когда ООН разработала и утвердила новую стандартную для многих стран СНС. - В – девятых, СНС является антиподом централизовано-директивной системы управления экономикой, которая основывается на совершенно иных теоретико–методологических принципах с умалением значения рыночных отношений, сферы обращения, услуг. СНС основана на признании того, что ВНП, ЧНП, НД и другие важнейшие макроэкономические показатели, их реальное содержание являются результатом использования ресурсов как в сфере материального производства, так и в нематериальной сфере, то есть результатом и оказываемых услуг. Таким образом, конкретными целями системы национальных счетов является: а) зафиксировать на основе всеобъемлющей системы взаимосвязанных показателей, охватывающих все главные процессы и фазы экономического развития страны, их состояние на макроуровне; б) определить рекомендации по более эффективному использованию экономических ресурсов с учетом развивающихся рыночных отношений и экономической деятельности государства в интересах удовлетворения потребностей людей в обществе, то есть способствовать эффективному поведению людей, фирм, корпораций, государства в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Для этого необходимо исследовать их движение, использовать каждый из показателей системы национальных счетов. Преимущества СНС в том, что она описывает экономическую структуру по: 1. видам экономической деятельности (производство, потребление, накопление и др.). 2. различным агентам экономической деятельности (частные коммерческие предприятия, государство, домашние хозяйства и т.д.). 3. различным объектам операций (товары и услуги, виды финансовых требований). Следовательно, СНС – это не только метод измерения прошлой экономической деятельности, но и база для государственного программирования и прогнозирования экономики. Основными субъектами национальной экономики являются предприятия и домашние хозяйства, государства и сектор «заграница», между которыми циркулируют произведенные продукты и факторные услуги, которые называют «реальным потоком». В обратном направлении реальному потоку движется денежный поток. С точки зрения предприятий факторные доходы домашних хозяйств являются затратами для производства. С точки зрения домашних хозяйств стоимость их расходов становится выручкой предприятий. Исходя из приведенных положений, формируется принцип равновесия, согласно которому на рынке соответствующий спрос и предложение уравновешиваются в результате взаимного регулирования цен на факторные услуги и на производственную продукцию эти взаимосвязи и составляют наиболее общую модель строения национальных счетов. Эта упрощенная схема направления потоков доходов и расходов конечной национальной продукции. В различных странах с рыночной экономикой имеет место в конкретных целях некоторое отклонение от общепринятой в международной практике системы национального счетоводства. Это касается, в первую очередь, регистрации операций по главным фазам экономического процесса. Но в конечном итоги данных этих счетов используются при формировании и подсчете отмеченных выше основных макроэкономических показателей. В основном это следующие счета: 1) производство и образование доходов; 2) распределение и перераспределение доходов; 3) образование «располагаемого дохода» и его использование на потребление и накопление; 4) формирование источников финансирования капитальных затрат; 5) инвестиции; 6) приобретение финансовых активов и принятие финансовых обязательств; 7) изменение в активах, не связанных с нормальными экономическими процессами (в результате стихийных бедствий, катастроф, войн); 8) формирование активов и пассивов. Данная экономическая информация, обобщаемая в стоимостном выражении на соответствующих, счетах, в дальнейшем экономическими органами страны анализируется и фиксируется на счетах по секторам экономики. По западной методологии к таким секторам относятся однородные экономические группы (объекты и субъекты), выполняющие свойственные данным группировкам функции. В отдельных странах такие группировки могут быть различными, но в основных чертах они сводятся к следующим группировкам: 1) нефинансовые фирмы или производственные предприятия и компании, а также фирмы, оказывающие разнообразные услуги, которые реализуются в рыночных условиях; 2) домашние хозяйства (как потребители и как производители); 3) органы государственного правления; 4) финансовые учреждения и организации; 5) остальной мир; включая внешнеэкономические связи. На основе таких счетов государственными статистическими органами составляются сводные балансы в материальном и финансовом (денежном) аспектах по формированию и использованию ресурсов, включая сводный материально – финансовый баланс народного хозяйства в виде системы корреспондирующих счетов, в котором и на данном экономическом уровне используется принцип двойной записи. В таблицах фиксирующих такие балансы, операции отражаются как имеющие получателя (доходы) и плательщика (расходы). Один раз – это запись ресурса, а другой – его использование, то есть и на общенациональном уровне используется бухгалтерский принцип двойной записи. Это относится не только к сводному материально – финансовому балансу, но и к другим балансам, включая баланс трудовых ресурсов, детализации счетов, показывающих движение доходов, их распределения и конечного потребления, а также межотраслевых связей. В целом сводный счет валового внутреннего продукта представляет из себя комплекс показателей производства и использования национального продукта. Для наглядности приведем схему его формирования, используемую в США. Счет валового внутреннего продукта и расходов США (упрощенная схема) 1. Заработная плата и др. выплаты. 2. Доход индивидуальных предпринимателей. 3. Прибыль корпораций. 4. Чистые проценты. 5. Трансфертные платежи предприятий. 6. Косвенные налоги на бизнес и неналоговые пассивы. 7. Потребление основного капитала. 8. Поступления факторных доходов из-за рубежа. 9. Платежи факторных доходов за рубеж. Валовой внутренний продукт 1. Личные потребительские расходы. 2. Валовые частные внутренние инвестиции. 3. Чистый экспорт товаров и услуг. 4. Государственные закупки. Система национальных счетов в зарубежных странах с рыночной экономикой служит не только макроэкономическим задачам в целом, но и направлена на практические цели: информировать руководителей фирм, экономические государственные органы и домохозяйства об экономических процессах в стране и внешнеэкономических связях, чтобы последние конкретно на своем уровне принимали выгодные для них и эффективные решения. Авторы широко распространенного в нашей стране учебника «Экономика: Принципы, проблемы и политика» профессора экономики Кэмпбелл Р. Макконелл и Стенли Л. Брю делают следующее заключение по поводу данной системы. Приведем его полностью, так как оно с наглядностью характеризует СНС: «Для того чтобы охарактеризовать деятельность компании в текущем году, необходимо измерить доходы и расходы фирмы. Только обладая такой информацией, руководитель может оценить экономическое здоровье компании... Система национальных счетов делает то же самое для экономики в целом: она позволяет держать руку на экономическом пульсе страны. Различные показатели которые входят в систему национальных счетов, позволяют нам измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики. Далее, сравнивая уровни национального дохода за определенный отрезок времени, мы можем построить кривую, характеризующую функционирование экономики в долгосрочной перспективе: ее подъем или спад отразится на показателе национального дохода, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики: без таких расчетов экономическая политика базировалась бы на интуиции. Короче говоря, счета национального дохода позволяют нам составлять таблицы экономического здоровья общества и разумно определять политику, которая бы способствовала улучшению этого здоровья». (Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ. 11- го изд. Т.1.М., 1992. С. 132-133). |