МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Заимствования иноязычных слов





Вопрос 1

Языкознание - наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Предметом языкознания является язык, а точнее все многообразие языков земного шара. Языкознание, как наука о языке состоит из двух частей:

1)Частное языкознание – занимается изучением отдельных языков и групп языков. Частное языкознание включает ряд разделов (англистика, японистика и т.д.) Каждый раздел частного языкознания включает ряд научных дисциплин, это происходит потому, что язык представляет собой систему (т.е. единство взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимообусловленных элементов) Основными структурными элементами являются: звуки речи, слова, грамматические единицы (морфемы, словосочетания, предложения, формы слова). Единство всех звуков речи языка образует его фонетический строй. Это первый структурный участок языковой системы. Единство всех слов языка образует его словарный состав. Это второй структурный участок. Единство грамматических единиц образует грамматический строй. Это третий участок.

2)Общее языкознание – различные языки земного шара, каждый со своим словарным составом представляют собой общее языкознание. Данный раздел – это своеобразная теоретическая часть языкознания. Общее языкознание обобщает результаты научного исследования различных языков и языковых групп. Оно изучает то общее, что свойственно различным языкам. Существуют следующие проблемы общего языкознания: 1.Решают проблемы сущности языка. Рассматривают свойства языка. Изучают закономерности развития, происхождения языка. 2.Выявляет структурные единицы и структурные участки языковой системы и решает вопрос о структуре науки о языке. 3. Разрабатывает специальные научные методы изучения языка. 4. Разрабатывает принципы классификации языков земного шара и осуществляет их классификации. 5. Определяет место науки о языке в круге других наук.

К науке о языке примыкает прикладное языкознание.Оно занимается применением лингвистических знаний к области практической деятельности. Также оно занимается: составление словарей, справочников, учебников, учебных пособий; создание письменности для бесписьменных языков и совершенствование существующих, создание систем транскрипции, систем для слепых; инженерная лингвистика занимается созданием и использованием технических средств обучения, разработкой автоматического перевода, создание машинного фонда различных языков.

Вопрос 2

Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет и не может бытьчеловеческого общества и народа, которые не имели бы языка; нет и самого человека без языка.язык как средство общении я и как систему знаков изучают многие науки. Языкознание связано со всеми главными разделами современной науки, и это объясняется той огромной ролью, которую играет язык во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в процессе познания и общения. Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история, экономическая география, психология, педагогика. С историей языкознание связано потому, что история языка является частью исто­рии народа. С историей общества изменяется и словарный состав языка, и сфера его деятельности, и характер функционирования. Языкознание связано, в частности, с такими историческими дисциплинами, как археология, которая изучает историю по ве­щественным источникам – орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и этнография – наука о быте и культуре народов. Язык как продукт речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии и языкознания. Ведь мыслительные и другие психические процессы отражаются в речи, в категориях языка — при анализе переносных значений слов, односоставных и вопросительных предложений, обособленных членов предложения, актуального членения предложения. В середине XX в. возникла наука психолингвистика, которая изучает речевую деятельность как единство коммуникативного акта и психического процесса, как единство обобщения и общения. Языкознание связано также и с педагогикой. Речь идет здесь прежде всего о существовании такой дисциплины, как методика преподавания языка. Современная ме­тодика охватывает не только методику преподавания родного язы­ка, но и методику преподавания иностранного языка. Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией чело­века и антропологией. Речевой аппарат и производство звуков речи имеют физиологи­ческую основу, так как в речевом процессе участвуют органы чувств, мускульный аппарат и нервная система человека. Интересы языковедов и антропологов сходятся при классификации рас и языков и при изучении вопроса о происхождении речи, о чем сообщено будет позднее. Конечно же, связь языкознания с социальными науками более прочная и тесная, чем с науками биологическими и медицинскими. Это еще раз подчеркивает, что, несмотря на физиологическую основу членораз­дельной речи, язык относится к общественным явлениям. Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками. Недаром в последнее время развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания. Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой, математической логикой. С точки зрения кибернетики, язык есть по­стоянный «носитель» информации, он участвует в процессах управ­ления, и он сам представляет собою управляемую и саморегули­руемую систему. Кибернетика пытается понять язык как одну из управляющих и управляемых систем.
Информатика изучает язык как средство хранения, переработки и выдачи информации о документах – носителях ин­формации. Математическая логика использует язык как естественную знаковую систему, из которой можно черпать материал, например, для решения формально-логических задач. Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой, которая изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Так как язык — главная, наиболее сложная и, так сказать, классическая знаковая система, то семио­тика имеет перед собой язык в качестве объекта прямого наблюде­ния и интереса, однако аспект видения и осмысления языка у семио­тики свой, не совпадающий с лингвистическим: семиотику в языке интересуют общие свойства знаков.
Однако, теснее всего языкознание связано с литературоведением, которое видит в языке средство формирования и выражения и форму существования художественного содержания произведе­ний литературы. Литературоведение и языкознание составляют общую науку – филологию, предметом которой является текст. Языкознание анализирует языковые средства в речи, стиль текста. Таким образом, языкознание связано со многими науками. Даже в последнее время появилось много новых наук, объединяющих в себе черты языкознания и других направлений – например, социолингвистика, психолингвистика.

Вопрос 3

Общественная сущность языка проявляется прежде всего, в коммуникативной функции языка. Т. е. живой язык используется для коммуникации (общения, передачи информации) внутри определенной общности (село, племя, народ, государство, и даже группа народов, человечество -- в случае linguafranca) и связывает таким образом идиолекты в единое целое. Помимо этого язык является средством передачи опыта предыдущих поколений последующим. Он же является "хранилищем" коллективного бессознательного (языковая картина мира и т. п.) . Язык -- неотъемлемая часть культуры (литература, пословицы, сказки, предания, песни) и идентичности членов общности, в которой он используется.
Язык является и неотъемлемой частью делопроизводства и прочих атрибутов организаций и государства, с помощью него составляются различные документы, ведется судопроизводство, перепись населения, осуществляется обучение и т. п.

Мысль о связи языка и общества возникла давно. Еще древнегреческие философы рассуждали об общественном договоре при именовании предметов. Современная лингвистика признает зависимость языка от общества в процессе его возникновения, а также определяет основную функцию языка – быть средством общения в обществе.
Язык обслуживает общество, и, следовательно, его можно отнести к общественным явлениям. Кроме языка, к общественным явлениям относят экономический строй общества (базис), политические, правовые, философские, эстетические, религиозные взгляды общества и соответствующие им учреждения (надстройка). Язык применяется во всех сферах человеческой деятельности – в сфере производства, культуры, науки и пр. Это связано с главной функцией языка – быть средством общения. Язык, являясь порождением общества, в то же время превращается в одно из главных условий существования самого общества.Таким образом, диалектическая связь языка и общества, т.е. социальная сущность, обусловлена 2 факторами:

1) зависимость языка от жизни общества;

2) зависимость общества от языка.

Характер исторических изменений в языке не связан с особенностями экономической структуры общества. Но в тоже время можно отметить зависимость языка от состояния человеческого общества. Эта зависимость ярче всего проявляется в диалектном членении языка, связанном с территориальным и социальным дроблением. Особенностью отражения языком социальной организации является сохранение в современном языке тех черт, которые фиксируют прошлые общественные уклады и социальные структуры. Так, например, территориальные диалекты Тверской и Ростовской областей отражают старые феодальные границы. При изменении общественного уклада диалекты сохраняются, но при этом их роль как средства общения становится иной.

Вопрос 5

Язык и мышление два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающиеся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам.Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения, способ осуществления мышления. Мышление – деятельность головного мозга человека, которая состоит в отражении, в познании реалий окружающего мира. Способностью к отражению обладают все реалии органического и неорганического мира. Существуют различные формы мышления: 1. Практическое - процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности. 2. Наглядно-образное мышление - совокупность способов и процессов образного решения задач,предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета, например, узнать в постаревшем лице школьного товарища. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. 3.Абстрактное мышление - это умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на практике. Этот уровень довольно развит у современных людей, так как он работает на науку, занимающую очень много места в нашей жизни

Вопрос 6

Основными функциями языка являются:

1)Коммуникативная - Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Таким образом, язык является основным средством общения.Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы. Текст будет информативным для меня только тогда, когда я буду готов к его восприятию и когда содержащиеся в нем сведения каким-то образом подействуют на мое поведение. (Это не значит, конечно, что я немедленно куда-то побегу или начну перестраивать в корне свою жизнь. Но, может быть, скажу что-то в ответ или просто задумаюсь о чем-то, заинтересуюсь чем-то, захочу поделиться услышанным с другим человеком и т.д.)Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкций, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли (владеть синонимией), иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят ученые, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации (коммуникация — от лат. communico — связываю, общаюсь). Именно поэтому в обучении языкам выделяется тип коммуникативной компетенции. В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин речевая компетенция.Коммуникативная компетенция - это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистической речи (в методике их обычно называют речеведческими) — стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки пересказа текста. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации.Очень важное место в коммуникативной функции занимают собственно коммуникативные умения и навыки — выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, — т.е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации. Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки - это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и. наконец, с какой целью. Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.

2) Когнитивная функция -Общение людей предполагает определенные знания у них об окружающей действительности, а одним из универсальных и эффективных средств познания окружающего мира является язык. Тем самым язык выполняет также познавательную или когнитивную, функцию.С помощью языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира. Русский язык обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития мощного потока национальной литературы.Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.Следует заметить, что разграничение языковой и лингвистической компетенций носит в известной степени условный характер. Выделение в качестве самостоятельной компетенции лингвистической важно для осознания познавательной (когнитивной) функции предмета родной язык. В этом существенное отличие его от преподавания неродных языков.Овладение языком предполагает не только усвоение знаний о языке и овладение самим языковым материалом.Ученые признают факт сложной взаимосвязи между языком и мышлением. В общем виде отношения между языком и мышлением проявляются в следующем. Возможность соотнесения языковых единиц с явлениями действительности основана на мышлении, на способности человеческого мозга к отражению действительности. Без такой соотнесенности невозможно было бы общение между людьми. Действительно, в одном из определений языка язык назван практическим, действительным сознанием (К. Маркс, Ф. Энгельс). Сознание, мышление как свойство головного мозга идеально, оно не имеет свойств материи – запаха, вкуса, температуры и пр. Язык же, вернее его единицы, имеет звуковую, т.е. материальную сторону. Мышление материализуется в языке, в звуках, через них оно передается другим людям.В словах закрепляются результаты познания мира, поскольку лексическое значение слова опирается на понятие. Тем самым становится возможной передача предшествующего жизненного опыта последующим поколениям через слово (в этом случае мы говорим о той функции языка, которая была названа функцией хранения информации). На базе существующих результатов познания, закрепленных в словах, осуществляется дальнейшее познание мира, поэтому язык характеризуют как орудие, инструмент мышления.Взаимосвязь мышления и языка раскрывается также в вопросе происхождения понятия и слова. Существует широко распространенное мнение о невозможности появления понятия без слова, т.е. по этой концепции, понятие возникает вместе со словом, либо на базе слова. В этом случае слово есть средство создания понятия. По другим представлениям, содержание понятия формируется до появления слова, однако лишь соединяясь со звуком, содержание понятия приобретает ясность, оформленность. Однако, принимая во внимание перечисленные выше мнения, нужно иметь в виду, что в основе появления понятия и слова лежат разные причины. Понятие образуется в результате познавательной деятельности, жизненной практики человека, а появление слова связано с потребностью в общении.

3)Аккумулятивная функция- Коллекция и информативность являются теми существенными свойствами языкового знака, которые лежат в основе его важнейшей функции наряду с коммуникативной: функции кумулятивной. Язык в этой функции выступает связующим звеном между поколениями, служит "хранилищем" и средством передачи внеязыкового коллективного опыта. Наиболее ярко кумулятивная функция проявляется в области лексики, так как именно она непосредственно связана с предметами и явлениями окружающей действительности. Лексическая система в большей мере обусловлена категориями материального мира, социальными факторами. "Слово - имя конкретной вещи, конкретного явления - однозначно, но оно не простой знак вещи или явления. Слово может рассказать и о времени, и о среде, в которой оно бытует". Прежде всего, в лексике отражаются фрагменты социального опыта, обусловленного основной деятельностью данного народа. Существование тех или иных лексических единиц объясняется практическими потребностями. Связь истории и культуры народа с языком особенно ярко проявляется на фразеологическом уровне. Большое число пословиц, поговорок отражают специфические национальные черты, обладают той языковой образностью, которая корнями уходит в историю народа, его быт, обычаи, традиции. Одни слои лексики обусловлены социальными факторами более очевидно, другие - менее очевидно. Если национально-культурное содержание представляет собой ядро фразеологических единиц, то в именах собственных оно является своего рода коннотацией. Наиболее сложную группу с точки зрения определения их национально-культурного содержания, образует фоновая лексика. Доказано, что если сравнивать понятийно-эквивалентные слова в разных языках, то они будут отличаться друг от друга в силу того, что каждое из них сопряжено с определенной совокупностью знаний. Вся совокупность свойственных обыденному языковому сознанию сведений, относящихся к слову, называется лексическим фоном. Понятие фоновой лексики является неразработанным. Исследование фоновых знаний имеет большое значение, как для лингвострановедения (основной науки, в рамках которой это понятие изучается), так и для семиологии и лингвистики в целом. Работа в данном направлении, безусловно, внесет вклад в дальнейшую разработку проблемы языка и культура. Современный период развития методики преподавания языков характеризует обостренный интерес к кумулятивной функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом. Следует заметить, что цели формирования культуроведческой компетенции различны в обучении родному и неродному языкам. В преподавании иностранных языков познание стереотипов поведения и реалий, характерных для жизни одного народа и чуждых для других, осуществляется в целях преодоления возможного культуроведческого шока при ознакомлении со своеобразием чужой культуры. Иные цели предполагает формирование культуроведческой компетенции в преподавании родного языка — это постижение национальной культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из важнейших ценностных ориентации — осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.В условиях нашего многонационального государства — это также познание культуры русского народа в ее встрече с иными культурами, осознание многообразия духовного и материального мира, признание и понимание ценностей культуры другого народа, умение жить и общаться в многонациональной стране.

Вопрос 7

Фонемы выполняют следующие функции:

  • дистинктивная (различительная) функция - выражается в том, что фонема служит для фоне­тического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включа­ет в себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смысл оразличительную) функции
  • перцептивная функция - функция доведения зву­ков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способ­ствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем
  • сигнификативная функция — смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка — морфем и слов.
  • делимитативная функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфе­мами, словами). Звуковые элементы служат пограничными сиг­налами, например, сигналом наличия границы слова. В отличие от дистинктивной, не проявляется регулярно, однако о наличии ее свидетельству­ют существующие в каждом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи.

Морфемы выполняют следующие функции в языковом механизме:

- Номинативная– связана со способностью отображать тот или иной момент действительности.

В слове лыжник морфем лыж- обозначает приспособления в виде полозий, позволяющие ходить по снегу, в морфема –ник - «лицо», человека. Номинативной ф-цией обладают многие, но не все русские морфемы.

- Экспрессивная– выражает отношение говорящего к слушающему, к предмету сообщения, к условиям коммуникации и т.д.

Какой столик мы купили недавно! Дубовый, удобный, с двумя большими тумбами.

Очевидно здесь суффикс –ик передает не значение уменьшительности, но одобрительное отношение говорящего к предмету речи.

- Стилистическая– способоность морфемы быть средством образования слов и форм слов, закрепленных за вполне определенными функционально - стилистическими разновидностями русской речи.

Суффикс -к- -- от нейтрального общеупотребительного свеча образует слово с тем же номинативным значением свечка, используемое лишь в разговорной речи.

- Реляционная (соединительная) – морфема является как бы прокладкой между другими морфемами в составе слова.

( ср. роль соединительных морфем в словах типа книгохранилище .

Реляционную ф-цию выполняют также окончания, связывающие между собой слова в словосочетании и предложении.

Новыекниги были куплены нами вчера

Морфемы, не выполняющие номинативную или экспрессивную ф – цию, выполняют стилистическую либо реляционную, поэтому обладаютзначимостью (морфема – мин. значимая единица языка). Некоторые морфемы выполняют сразу несколько ф-ций

Выделяются следующие основные семантические функции слова как знака:
- Объектная (предметная), перцептивная функция слова. В повседневном общении слова осуществляют номинативную функцию, т. е. преимущественно употребляются в объектном, или предметном, значении. Слова служат в непосредственном общении заместителями предметов (явлений, действий, признаков, вовлеченных в человеческую деятельность, практику общения. Слова и предметы как бы отождествлены. Благодаря такому отождествлению человек оперирует в сознании предметами в «снятом» виде, в идеальном отражении.

- Дефинитивная (определительная) функция слова. В языке науки слова-термины выполняют так называемуюдефинитивную, или определительную, функцию, т. е. являются знака­ми по большей части четко определенных в данной терминологической
системе научных понятий.

- Изобразительная, или художественная, функция слова. Эту функцию слова выполняют в языке художествен­ных произведений. В этой функции слова и их значения обращены к воображению читателя. Художественное слово, как замечал Г.О. Ви­нокур, рефлексивно по своей природе. Своей обращенно­стью к самому себе, к своим внутренним содержательным возможностям слово призвано воссоздавать в воображении читателя более или менее близкие к замыслу автора субъективные картины изображаемой жизни, характеры героев и пр. Реальная действитель­ность получает в художественном произведении образное и, следова­тельно, в известном смысле условное отражение, организованное по законам того или иного жанра, с помощью известных литературных приемов. Слово в языке художественной литературы выполняет образ­ную, эстетическую роль, поэтому здесь приобретают особую значи­мость семантические, стилистические, экспрессивные и другие характеристики слова.

Функции словосочетания:Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик)

Вопрос 8

В современном языкознании принято разграничивать понятия «язык» и «речь».
Язык определяется как система знаков.
Знак – это условное обозначение чего-либо, то есть что-то, что мы можем воспринимать (например, красный сигнал светофора), и то его значение, о котором договорились, условились. Именно договорённость и превращает какой-либо предмет. Действие, изображение в знак.Но язык – это не просто знак, а система знаков. Система состоит из отдельных элементов и связи между ними. Так, светофор – это система регулирования дорожного движения. У него есть три элемента: красный, желтый и зеленый сигналы. Каждый элемент имеет свое значение и связь с другими элементами. Если бы существовал только один элемент, системы бы не было: один элемент не смог бы функцию регулирования дорожного движения. Если бы все время горел только красный свет, то никакого движения не было бы.Язык не просто совокупность знаков, он представляет собой систему, имеющую определенную структуру (строение). Элементы, составляющие эту структуру, существуют не сами по себе, они связаны друг с другом и образуют единое целое. Знак является членом определенной знаковой системы.Язык как система имеет свою функцию – он является средством общения .Речь – это язык в действии, это использование всех элементов языка и связей между ними. Речь существует в двух формах – устной и письменной. Устная речь создается в момент говорения, поэтому основным ее признаком является неподготовленность, импровизация. Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника. Поэтому у автора есть возможность обдумать, подготовить свое высказывание. Понятие «речь» включает в себя как сам процесс говорения, так и результат этого процесса (рассказ, письмо). Речь служит средством выражения мыслей и чувств человека.
Речь зависит от многих параметров:

  1. От того, с кем мы общаемся, каковы отношения между собеседниками: дружеские, нейтральные, официальные.
  2. Время и место коммуникации. Жизнь человека распадается на будни и праздники, на работу и отдых. Каждый из этих временных отрезков тесно связан с определенными событиями и возможными типами бесед. Значит, каждый из носителей языка интуитивно ощущает, как зависят тема и характер общения от времени и места, в которое оно происходит.
  3. Тема общения. Серьезный разговор на важную тему вряд ли будет вестись с шутливыми интонациями.

Таким образом ситуация общения влияет на то, как мы говорим. Если даже один из параметров ситуации (партнеры, цель, форма общения) изменится, речевые средства будут использоваться по-другому.

Язык состоит из «единиц языка»:

  1. Фонема – это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение.
  2. Морфема - это минимальная смысловая единица языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут.
  3. Слово – основная единица языка. Слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них. Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно.
  4. Словосочетание – это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух и более сов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь.
  5. Предложение – это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощущений.

Речь состоит из «единиц речи»:

1)Слог - это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые

2)Слово - одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.

3)Речевое высказывание - это речевой знак, возникающий на базе предложения как языкового знака по воле говорящего /пишущего/ в связи с потребностью передать адресату речи или получить от него информацию о ситуации действительности.

Вопрос 9

Фоноло́гия (от греч.φωνή — «звук» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.
Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.
Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).


Фонетика -раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:
1. Акустика речи. Она изучает физические признаки речи.
2. Антропофоника или физиология речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.
3.Фонология. Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.
Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Вопрос 10

Фонема - тип, модель звука речи, мельчайшая единица фонетического строя языка являющаяся элементом звуковых оболочек, слов и морфем и способствующая их различению.Основными функциями фонемы являются функции:

  1. Перецептивная – это ф-ия фонемы, ф-ия доведения речи говорящего до восприятия собеседника. Собеседник воспринимает речь говорящего как последовательность звуковых оболочек языковых единиц, благодаря чему содержания сказанного становится фактом его сознания.
  2. Сигнификативная– функция различия звуковых оболочек, а через них различения значения слов и морфем (бар, бор, бур, бра, брат, брать, арба, араб) Перед нами разные слова с различными строениями, на не сходства их значения указывает различие звуковых оболочек этих слов. А это различие создается несходством составляющих этих звуковых оболочек звуков, различием их кол-ва неодинаковым чередом следования. Фонема может выполнять свои ф-ии «в одиночку», образуя однофонемные слова и морфемы: союзы(и,а) предлоги(к,с,у), префикс(в и тд) Обычно не фонема выполняет свои функции в единстве с другими фонемами , образуя оболочки слов и морфем из нескольких фонем. Когда звуковые оболочки нескольких слов различаются не только одной фонемой ее сигнификативная функция сосредотачивается в одной точке и проявляется наиболее четко. Например: стал, стол, стул. Однако эта функция имеет место точки и тогда, когда единицы языка различаются несколькими фонемами или вообще имеют совершенно различный фонемный состав. Например: глаза, бровь.
  3. Для того, чтобы фонема могла выполнять свои функции разные фонемы должны отличаться друг от друга своими свойствами. Акустикоартикуляционные свойства звуков речи, которые воспринимаются и осознаются носителя языка отличают фонемы друг от друга и способствуют различению слов и морфем называются дифференциальными( различными) признаками фонемы.

Например для русских согласных фонем дифференциальными признаками являются наличие \ отсутствие мягкости, твердости \ мягкость звука, признак участия голоса, различие согласных по способу и месту образования.

ПРИМЕР

Дома – Дёма

Дом – том

Дам – зам

Дам – БАМ – зам

Для русских сложных фонем дифференциальными признаками являются их различия: порядок, почему, наличие \ отсутствие лабиализации Интегральными называются признаки фонем, которые не служат для их различия и для различия слов и морфем.

Вопрос 11

Различные фонемы должны произноситься и звучать по-разному. Но это не значит, что одна фонема всегда воплощается в одном и том же звуке речи. Фонема, как правило, реализуется в речи в нескольких звуках, так называемых фонах, а фоны в которых реализуется одна фонема называется ее аллофонами ( вариантами)Например [дом – Дёма – на дом ]

Фонема представляет собой единицу языка. Аллофоны – единицы речи.Одним из вариантов фонемы является основными вариантом. Это такое произношение фонемы, при котором сокращаются ее признаки.Пополнение об основном варианте фонемы связана идеей сильной и слабой позиции фонемы.Сильная – позиция фонемы, в котором реализуется ее основной вариант. В сильной позиции фонема в наименьшей степени зависит от произносительных условий. Сильная позиция благоприятствует выполнению фонемы ее основных функций.Для русских гласных сильной является позиция под ударениями, а для согласных \ позиция перед гласными. Слабая– позиция , в которой фонема не сокращает всех своих фонологических признаков. Эта позиция не благоприятствующая выполнения фонемой ее основной функции. В любой позиции часто наблюдается явление нейтрализации фонемы, т.е. утрата фонемы различительных способностей, совпадения их в одном звуке.НапримерВол – валЫВал – валЫРозы – рос Росы – рос

Вопрос 12

Фонологическая система языка состоит из определенного количества фонем, определенным образом соотнесенных друг с другом и правил их сочетаемости. Фонологические системы разных различаются поЭтим признакам:

  1. По кол-ву фонем

В русском языке – 41 фонем

В английском языке – 20 фонем

В немецком языке – 40 фонем

  1. По качеству фонем ( по акустическим и артикуляционным признакам)
  2. Их дифференциальными признаками
  3. Составом вариантов фонем

5.Характером сильной и слабой позиции

Вопрос 13

Гласные звуки классифицируются по трем параметрам:

1)По работе языка

На данном основании гласные классифицируются по ряду и подъему:

Ряд   Подъем Передний Средний Задний
Верхний И Ы У
Средний Э   О
Нижний   А  

При классификации гласных по ряду учитывается, какая часть спинки языка поднимается вверх при произношении гласного

При классификации гласных по подъему учитывается степень поднятости языка к нёбу при произношении гласных

2)По участии в их образовании губ(при произношении губы вытягиваются в трубочку)

Лабиализованные Нелабиализованные
О,У Все остальные

 

3)По участии в их образовании носовой полости(Если мягкое нёбо опущено и маленький язычок продвинут вперед доступ оказывается открытым, воздушная струя проходит через ротовую полость, то возникают носовые звуки)

В русском языке таких гласных нет.

Вопрос 14

Согласные звуки классифицируются по четырём параметрам:

1)По участию в их образовании голосовых связок(учитывается участие в их образовании голоса)

Согласные СОНОРНЫЕ Согласные ШУМНЫЕ
Р,Л,М, Н, J ГЛУХИЕ- С, Т,П,К,Ф,Ц,Х,Ч,Ш
ЗВОНКИЕ -Б, В, Г, Д, Ж, З

Согласные сонорные – согласные, которые образуются с помощью голоса и шума при абсолютном преобладании голоса

Звонкие согласные – состоят из голоса и шума с преобладанием шума

Глухие согласные – состоят из одного шума

2)По способу образования (определяется характером прохода создаваемого органами речи на пути воздушной струи)

Фрикативные Смычно-взрывные Смычно-проходные Аффрикаты
Звуки, при произношении которых органы речи сближаются, образуя щель на пути воздушной струи. Звуки, при произношении которых органы речи смыкаются и воздушная струя, взрывая эту смычку, производит шум необходимый для образования согласных Одновременно образуются и смычка и проход для воздушной струи. Согласные, со смычным началом и фрикативным концом
Носовые Дрожащие (Вибранты) Боковые
В,Ф,Ж,Ш,З,С,Х,J Б,П,Д,Т,Г,К М,Н Р Л Ц, Ч

3)По месту образования(определяется тем участком речевого аппарата, где активные органы речи взаимодействуют с пассивными, и где при прямом преодолении преграды образуется шум, необходимый для производства согласных звуков)

 

Губные Язычные Увуля- рные Фаринг- альные
Губно-губные Губно-зубные Переднеязычные Средне-язычные Задне-язычные    
Межзубные Зубные Альвеолярные
Б, П, М В, Ф   Д,Т,З,С, Л,Н,Ц Ж, Ш, Ч, Р J, Г’,К’, Х’ Г,К,Х    

 

4)По наличию или отсутствию палатализации(мягкость)

Всегда твердые – Ж, Ш(не долгие)

Всегда мягкие – Ш(долгий), Ч

Вопрос 15

Лексиколо́гия— раздел языкознания, изучающий словарный состав языка или лексику. Лексикология делится на общую и частную. Частная лексикология изучает лексический состав какого-либо конкретного языка. В лексикологии рассматриваются:

  • слово и его значение
  • система взаимоотношений слов
  • история формирования современной лексики
  • функционально-стилевое различие слов в разных сферах речи

Разделы лексикологии:

1) Ономасиология— исследует процесс называния предметов.

2) Семасиология— исследует значение слов и словосочетаний. Отвечает на вопрос, как в словах отображается внеязыковая действительность.

3) Фразеология- изучает фразеологический состав языка, отношение слов между собой и с другими единицами языка.

4) Ономастика - изучает уже существующие имена собственные в широком смысле слова: а) топонимика — изучает географические названия; б) антропонимика — изучает имена и фамилии людей.

5) Этимология— изучает происхождение слов и словарного состава в целом.

6) Лексикография — занимается теорией и практикой составления словарей.

Предметом изучения лексикологии является слово как лингвистическая единица. Как известно, слово изучается в морфологии и словообразовании, но в других аспектах. В данных разделах лингвистики слова оказываются средством изучения грамматического строя и словообразовательных моделей языка. В лексикологии слова изучаются в плане:1) их семантики 2) места в лексической системе, 3) происхождения, 4) сферы употребления, 5) функционально-стилевой принадлежности и экспрессивно-стилистической характеристики.Слово является основной номинативной и когнитивной (познавательной) единицей языка, служащей для именования и сообщения знаний о явлениях действительности. Словами в языке называются конкретные предметы (компьютер, телефон) и отвлеченные понятия (красота, изучение, благополучие), выражаются человеческие эмоции (радоваться, испугаться, нежность, возмущение) и многое другое.Слово как лингвистическая единица соотносится с единицами других уровней языка: фонетическим, поскольку оформлено с помощью звуков - школа [школъ]; словообразовательным, поскольку слова состоят из морфем: школ - а (корень, окончание). Слова с непроизводными основами служат базой для образования новых слов: школа – школь – н -ый;морфологическим, т.к. слова образуют определенные грамматические классы: слова с общим предметным значением относятся к существительным, слова с общим значением признака относятся к прилагательным и т.п., школа - имя существительное; синтаксическим, поскольку слова употребляются в словосочетаниях и предложениях - новая школа.Будучи связанным с разными уровнями языка, слово скрепляет, цементирует общеязыковую систему.Несмотря на реальность и очевидность слова как лингвистической единицы, оно с трудом поддается определению. Это обусловлено многообразием слов с точки зрения структуры и значения.Слово – это такая единица языка, которая представляет собой и фонетическое, и лексико-семантическое, и морфологическое целое, а следовательно, может быть охарактеризовано с разных сторон, с учетом различных по своей природе свойств. Обычно слово как единица языка характеризуется через свои дифференциальные признаки. Так, Н.М. Шанский выделяет 12 таких свойств:1) фонетическая оформленность, т.е. слова состоят из звуков (фонем) 2) семантическая валентность, Это способность слова, вступая в сочетания с другими словами, выражать то или иное 3)непроницаемость- в большинство слов нельзя вставить другие единицы языка. 4) недвуударность - у большинства слов одно основное ударение, а если слово сложное, то одно ударение является основным, а другое – побочным5) лексико-грамматическая отнесенность - принадлежность слова к определенной части речи: 7) воспроизводимость - слова воспроизводятся, а не создаются каждый раз заново8) цельность и единооформленность - большинство слов в отличие от словосочетаний являются цельнооформленными единицами, т.е. пишутся слитно. Этот признак отсутствует у слов с полуслитным (дефисным) и раздельным написанием 9) преимущественное употребление в сочетаниях слов:10) изолируемость - слово, как правило, может быть выделено из словосочетания. 11) фразеологичность (идиоматичность) – свойство реализуется в том случае, если лексическое значение слова не выводится из значений составляющих его морфем;12)номинативность (от лат. nomen - имя) - слова служат средством наименования (называния) предметов, лиц, процессов, состояний.В лексикологии вопрос о том, как определить слово, продолжает оставаться актуальным.

Вопрос 16

Слово представляет собой двустороннюю единицу языка. Каждое слово есть единство двух элементов. Это, во-первых, значение слова, а, во-вторых, звуковая оболочка слова. Значение слова - та информация, которую слово содержит в себе, как единица языка. Различают 2 типа, выражаемых словом значений: лексическое и грамматическое. Языковые, лексические, грамматические значения имеют отражательный характер. Они представляют собой результат деятельности головного мозга, т.е. результат мыслительной деятельности. Своеобразие лексического значения слова связано с отражением им предметов или явлений. Поэтому лексическое значение характеризуется предметной направленностью. При этом каждому слову присуще собственное, индивидуальное, закрепленное за ним лексическое значение, которое отличает его от лексического значения других слов. Более того, многие слова имеют несколько лексических значений.

Вопрос 17

Различным языкам мира свойственно явление многозначности или полисемии. Под полисемией понимают наличие у одного слова нескольких лексических значений. Многозначность представляет собой положительные явления. Она способствует экономии языковых средств. Если бы каждому слову было свойственно только дно значение, то словарный запас в несколько раз превысил бы его современный объем, что создало бы трудности. В то же время полисемия не является помехой в авто коммуникации. В процессах общения между людьми слово со всеми значениями представлено только в словаре, в речи реализуется всегда только одно значение слова.Это достигается с помощью контекста.
Многозначным называется слово, имеющее несколько лексических значений (два и более). Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия. Например, словом гребень обозначается и предмет для расчесывания волос, и вершина горы, и верх волны. При этом между данными предметами имеется сходство в форме. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных.Омонимы— слова, совпадающие друг с другом в своем звучании при полном несоответствии значений. Пример — «лук» (оружие) — «лук» (растение).

Разница между многозначностью слова и омонимией заключается в следующем:

  1. Многозначные слова сохраняют семантическую связь. Их значение соотносимо с основным значением исходного слова. Омонимы не связаны между собой каким-либо общим значением.
  2. Многозначные слова являются однокоренными. Омонимы имеют разные корни, совпадающие только по форме написания.
  3. К многозначным словам можно подобрать общий синонимический ряд. Омонимы не имеют общих синонимов.

Лексико–семантический вариант – это слово в одном из значений. Если обратиться к семантическому анализу таких слов, как земля, вода, море, идти, стол, свежий, выявляется следующее: то, что мы называем словом, в его лексико–семантическом плане представляет собой весьма сложное образование – совокупность элементарных единиц.

Так, например, слово земля имеет 6 значений:

1. Третья от солнца планета солнечной системы, вращающаяся вокруг солнца;

2. Суша в противопоставлении водному или воздушному пространству;

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты и др.

Вопрос 18

Полисемия развивается в слове на базе его прямого значения путем возникновения у него переносных значений.

Прямым называется лексическое значение слова, отражающее предмет вне связи его с другими значениями этого слова. Это обычно первоначальное значение слова.

Переносным называется значение, отражающее предмет опосредованно, косвенно, через другое, обычно прямое значения этого слова

Денотативный компонент (обычно говорят просто о денотативном значении) передает общее логическое понятие, заключенное в слове а коннотативное значение
его дополнительные оттенки.

Вопрос 19

Словарный состав всякого языка в процессе его исторического развития непрерывно изменяется, обогащается, увеличивается в объеме. Различают: семантическое и лексическое обогащение словарного состава. Под семантическим обогащением понимают смысловое пополнение сферы слова новыми лексическими значениями. Под лексическим обогащением понимают пополнение словарного состава языка новыми словами. Лексическое обогащение осуществляется двумя путями:

Словообразование

Заимствования иноязычных слов

Новые слова возникают обычно на базе уже существующих в языке слов, при помощи различных способов словообразований. Такие слова называют производными. Способы словообразования – типы операций, посредством которых создаются новые производные слова. В языках мира различают 4 таких способа:

1)Морфологический- представлен двумя разновидностями – аффиксальным и основосложением. При аффиксальном словообразовании новое слово создается от производящей основы при помощи словообразующих аффиксов. Производящей называют основы, которая служит источником образования производных слов. Аффиксы – значимые части слова, за исключением корня. При основосложении новое слово образуется в результате объединения двух и более основ слов (нап.Вертолет, железобетон)

2)Морфолого-синтаксический способ словообразования(конверсия)характеризуется образованием новых слов путем перехода слова из одной части речи в другую. В результате образуются 2 слова-омонима. Слово, перешедшее из одной части речи в другую изменяет вою типовую синтаксическую функцию и свое лексическое значение. Такой процесс называется субстантивация

3) Лексико-синтаксический способ словообразования состоит в том, что новое слово образуется из словосочетания путем изменения его компонентов.

4)Лексико-семантический способ словообразования характеризуется возникновением на базе одного многозначного слова нескольких слов-омонимов. В результате распада полисемии, т.е в результате утраты смысловых связей между различными лексическими значениями одного многозначного слова

Вопрос 20

Имеется три основных вида мотивировки переносных значе­ний слов – метафорический, метонимический и функциональный. Все они опираются на значение и употребление уже существующего слова, на связь значения слова с понятием и предметом. Отличие состоит в опоре на разные стороны этой связи.

Метафорический перенос, или метафора,-это перенос названия по сходству. Сходные признаки устанавли­вает говорящий, и они могут быть самыми разными, указывая на внешнее и внутреннее сходство предметов. Сходство предметов, на основе которого происходит перенос названия, может касаться размера, объема, цвета, звука и других свойств предмета. Так.значение 'возвышенный' у прилагательного высокий (высокий порыв, чувство) опирается на пространственное значение 'имею­щий большое протяжение снизу вверх' (высокий дом, высокая гора); значение существительного кузнечик, 'маленький кузнец' при образовании опиралось на сходство по стуку (стрекочу­щее насекомое; в немецком языке это насекомое названо "прыгаю­щий в траве'–derGrashuper). Метафоры характерны для ху­дожественной речи, где встречаются индивидуальные переносные употребления слов (наряду с языковыми метафорами).

Метонимический перенос, или м е т о н и м и я,– это перенос названия по смежности, осуществляемый на основе постоянной связи во времени и пространстве двух предметов, их частей, действия и его результата: вкцсное блюдо (ср. блюдо из фарфора).пять голов скота (ср. голова челове­ка ), столовое серебро (ср. серебро и медь}, галифе (ср. генерал Гастон Галифе), читать Пушкина (ср. А. С. Пушкин), чтение–то, что читают, и само действие по глаголу читать.

Функциональный перенос – это изменение значе­ния слова на основе общности или близости функций, выполня­емых предметами и лицами. Например, слово сердце обозначает центральный орган кровообращения; на сходстве функций у слова сердце появилось переносное значение 'центр чего-либо' (сердце облает и, сердце стройки, сердце атома). Глагол стрелять первоначально имел значение 'пускать стрелы': С течением времени глагол стрелять приобретает значение произ­водить выстрелы' и убивать'.

Образование переносных значений и их употребление при­водит к тому, что между прямым и переносным значениями слова, между разными значениями одного и того же слова порой утрачивается семантическая связь, происходит забвение внутренней формы, образуются разные слова.В многозначном слове прямое первичное значение может расширяться: например, изящный первоначально означало `избранный` (от старославянского изъяти), затем — `красивый, лучший, отличный, элегантный` (изящная словесность). Расширение лексического значения — активный процесс в русском языке: мошенник — первоначально `вор-карманник` (мошна — `кошелек`), сейчас — `любой нечестный на руку человек`; команда — `приказ` и `группа лиц` — `коллектив единомышленников, объединенный одним заданием, настроением, целью` (команда правительства).Сужение значения касается меньшего количества слов: например, платье — `любая одежда, которую носят поверх белья` (гражданское, военное платье); в современном русском языке — `женская одежда особого покроя` (шелковое, бархатное платье).

Вопрос 21

Центральное место в системе языка принадлежит слову, но для того чтобы язык может существовать и употребляться необходимо, чтобы слова в нем были определенным образом организованы. Поэтому в системе языка выделяется третий структурный участок- грамматический строй – это структурная основа языка, она регламентирует:

1)Словообразование (т.е. управляет образованием новых слов)

2)Словоизменение (т.е. управляет склонением, спряжением)

3)Она управляет объединением слов и словоформ в словосочетании и предложении, это управление осуществляется через систему грамматических моделей. Это:

- Словообразовательные модели: например машинист-таксист-пианист

-Модели (парадигмы) словоизменений - это образцы склонения, спряжения, или иначе образцы по которым образуются формы слов определенного класса

- Модели словосочетаний: например сущ+сущ в род.п с предлогом(из)

-Модели предложений

Поэтому грамматический строй в первом приближении можно охарактеризовать как системы грамматических моделей. Но такая характеристика оказывается несколько узкой. Грамматический строй языка нужно охарактеризовать как систему грамматических классов и разрядов слов. Основными единицами грамматического строя являются: Морфема, форма слова, словосочетания и предложения. Грамматический строй изучается грамматикой.

Грамматика

 

Морфология Синтаксис

(Ее предметом является морфема и форма слова) (Изучает словосочетания и предложения)


Морфемика(Изучает типы морфем) Синтаксис словосочетаний Синтаксис

предложений

Особое положение в пределахУчение о форме словаморфологии занимают

 


Словообразование Учение о частях речи

(изучаются

словообразовательные

процессы)

Вопрос 22

Свойства грамматического значения хорошо выделяются при его сопоставлении с лексическим значением. Они различаются по трем параметрам:

1)Лексическое значение имеет индивидуальный характер, т.е. каждому слову присуще свое собственное лексическое значение. Грамматическое значение является общимдля целого ряда слов. Грамматическое значение по отношению к лексическому является дополнительным сопутствующим ему, но не второстепенным. Его роль в функционировании языка не меньше, чем роль лексического значенияграмматическое значение обеспечивает вхождение в словосочетания и предложения.

2) Лексическое и грамматическое значения различаются по характеру абстрагирования и обобщения.

3) Лексическое и грамматическое значения различаются отношением к действительности и человеческому мышлению. Лексическое значение отражает предметы и явления, и все, что им свойственно подобного рода отношения называют отношением предметно-понятным. Грамматическое значение отражают отношения между реалиями.

Последовательность лексических значений слов в каждом предложении образует содержание мысли, заключенной в предложении.

Грамматическое значение, указывая на отношение между словами предложений, и тем самым на отношении между обозначеннойэтими словами реалий организуют эту мысль. Роль грамматического значения – образование нашей мысли

Вопрос 23

Морфема – это минимальная, значимая часть слова или словоформы. Все морфемы подразделяются на 2 типа:

  1. Корень
  2. Аффиксы

Корень – выражает лексическое значение слова или его основной элемент

Корень-морфема содержащая основную часть лексического значения.

Корень – общая часть родственных слов.

Аффиксы – все морфемы кроме корня. Они являются носителями словообразовательного и грамматического значения. Они служат для словообразования и словоизменения. Аффиксы не существуют вне единства с корнем. Они классифицируются по двум признакам:

  1. По положению относительно корня
  2. По выполняемым функциям

По положению относительно корня различаю следующие виды суффиксов:

  1. префикс ( приставка) – аффикс, стоящий перед корнем
  2. суффикс – аффикс, стоящий после корня
  3. флексия – аффикс, стоящий в конце слова, после корня или приставки.
  4. постфикс – обычно стоит после флексия
  5. инфикс – аффикс, занимающий позицию внутри корня, аффикс образующий часть корня.
  6. интерфикс – в сложных словах, это аффикс соединяющий основы слов ( это:О, Э, И, У, Х)
  7. нулевой аффикс ( нулевая флексия) – значимое отсутствие аффикса

По выполняемой аффиксами функции различают:

1. Аффиксы словообразующие – это суффиксы, с помощью которых от производящей основы образуются новые производные слова

2. Аффиксы словоизменительные – аффиксы, с помощью которых осуществляется словоизменение (т.е. с помощью которых слова спрягаются)

Формообразующие аффиксы указывают на принадлежность слова к определенной части речи.

По выполняемым функциям различают :

Аффиксы только словообразующие, только формообразующие, аффиксы способные выполнять обе функции.

Только словообразующими являются:

  • Префиксы
  • Интерфиксы

Только формообразующими являются:

  • Флексии
  • Инфиксы
  • Нулевой аффикс

Обе функции выполняют:

  • Суффиксы
  • Постфиксы

Вопрос 24

Морфема – языковая единица, обладающая планом содержания и планом выражения. Т.е. имеющая определенную семантику и выражения определенными языковыми комплексами. Как единица плана выражена морфема реализуется в речи в своих разновидностях, называемых вариантами морфемы \ морфами. Морфы, в которых реализуется одна морфема называется алломорфами. Алломорфы – позиционные варианты морфемы. ( Нап: [воды – ват – вода – водичка ]Морфема как единица планового выражения – это единица языка, т.е. языковой системы. Морфа – это единица речи. Как единица плана содержания морфема состоит из сем. Сема – минимальная, предельная единица плана содержания морфем.

Вопрос 25

Способы выражения грамматических значений – это материальные средства презентации грамматических значений. В разных языках мира выделяются 8 основных способов выражения значения:

  1. Аффиксация – присоединение к корню или основе слова в процессе словообразования аффиксов с грамматическим значением.

Например:

Стол-столом-столу

Аффиксацию следует отличать от аффиксального словообразования. Аффиксация связана с образованием форм слова, а аффиксальное словообразование с образованием новых слов

В зависимости от характера присоединения аффикса к корню или основе слова

Различают 2 разновидности аффиксации:

- Флективность

- Агглютинация

В русском языке словоизменение может сопровождаться изменением звукового состава корня. В казахском языке такое изменение отсутствует .

Во-вторых в русском языке аффиксы многозначны и один аффикс может выражать несколько значений. В казахском языке аффиксы однозначны.

В-третьих в русском языке аффиксы не стандартны , это значит, что одно и тоже грамматическое значение в разных классах слов м.б. выражено разными аффиксами. В казахском языке одно грамматическое значение всегда выражается одним и тем же аффиксом.

В русском языке конечная фонема основы или корне может взаимодействовать с начальной фонемой аффикса.

В русском языке формообразующий аффикс присоединяется к основе или корню, которые без этого аффикса обычно не употребляются. В казахском языке слова в исходной форме такого аффикса не имеет.

Присоединение многозначных нестандартных аффиксов к изменяемому корню сопровождаемое взаимодействием корневой и аффиксальной фонемназывается флективностью

Механическое присоединение однозначных стандартных аффиксов к неизменяемой исходной форме слова, при котором морфемы четко ограничены друг от друга называются агглютинацией

Аффиксация, как способ выражения грамматических значений характерна для языков с развитым словоизменением.

  1. Способ служебных слов

Служебные слова – предлоги, послелоги, союзы, артикли, частицы, вспомогательные глаголы, глаголы-связки.

Например: водитель восстановил машину у шоссе

За шоссе

 

 

Вопрос 26

Внутренняя флексия (инфиксация) <





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.