II. Приводная и натяжная станция ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЗЕМНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПОДВЕСНЫХ КАНАТНЫХ ДОРОГ I. Общие положения 1. Оборудование горных выработок пассажирскими канатными дорогами должно осуществляться по проекту, утвержденному главным инженером шахты и выполненному в соответствии с требованиями «Правил безопасности в угольных шахтах» и настоящей Инструкции. 2. Пассажирские канатные дороги, как правило, оборудуются в отдельных выработках с углами наклона до 250. В отдельных случаях при наличии специального проекта, утвержденного главным инженером комбината (треста), допускается применение канатных дорог в выработках с углами наклона до 300, а также совмещение в одной выработке канатной дороги и конвейерного транспорта. 3. На каждую пассажирскую канатную дорогу должна иметься следующая документация: а) утвержденный проект с комплектом чертежей; б) технический паспорт дороги. Паспорт должен храниться у главного механика шахты, который обязан вносить в него все изменения, происшедшие в процессе эксплуатации дороги; в) график осмотра и ремонтов дороги; г) «Книга осмотра подъемной установки». В эту книгу заносятся результаты осмотров и опробования механического и электрического оборудования, сигнализации, предохранительных устройств, поддерживающих роликов и их подвесок; д) «Книга осмотра подъемных канатов и их расхода»; е) «Книга приемки и сдачи смен». 4. Прием и сдача в эксплуатацию новых и реконструированных пассажирских канатных дорог производится комиссией, назначенной приказом по шахте. В состав комиссии включаются представители местных органов Ростехнадзора и технической инспекции профсоюза. 5. Каждая пассажирская канатная дорога перед пуском в эксплуатацию должна быть испытана путем обкатки без загрузки, а также при нагружении части сидений грузом (не менее двух последовательно расположенных сидений). При этом масса груза на каждом сидении должна быть равна 90 кг. 6. Расстояние между ветвями тягового каната должно быть не менее 1 м. Боковой зазор между крепью выработки или наиболее выступающей частью оборудования и осью каната на высоте зажима подвески должен быть не менее 0,6 м, а зазор между зажимом на канате и верхняками крепи выработки – не менее 80 мм. При размещении канатной дороги в одной выработке с конвейером зазор между осью каната и конвейером должен быть не менее 1 м. Расстояние от сидения до опорного ролика должно быть не менее 1 м. 7. Скорость движения тягового каната не должна превышать 1,4 м/сек при углах наклона выработки до 100 и 1,2 м/сек при больших углах наклона. 8. Наибольший угол перегиба тягового каната на опорном ролике не должен превышать: а) при применении бандажа из эластичного материала – 4030'; б) при применении металлического бандажа - 2030'. 9. В местах посадки и схода людей должны быть устроены площадки длиной не менее 8 м. Расстояние от тягового каната до крепи выработки по всей длине посадочной площадки должно быть не менее 1,5 м. В тех случаях, когда по условиям разработки пластов предусматривается изменение длины выработки и требуется периодический перенос посадочных площадок дороги, допускается уменьшение расстояния от тягового каната до крепи выработки по всей длине площадки до 1 м. Площади выстилаются трапами и оборудуются перилами вдоль выработки. 10. Выработки, оборудованные пассажирскими канатными дорогами, должны удовлетворять следующим требованиям: а) при углах наклона более 150 по всей длине выработки для передвижения людей должны быть устроены сходни со ступеньками и перилами; б) водоотливные канавы должны иметь прочные перекрытия; в) при пересечении с другими выработками на последних должны устанавливаться барьеры; г) в выработке должны устанавливаться сигнальные знаки, указывающие пересечение выработок и расположение посадочных площадок; д) в местах пересечения дороги кабелями или трубопроводами последние должны надежно ограждаться; е) посадочные площадки, а также трасса дороги должны быть освещены. 11. Каждая пассажирская канатная дорога должна иметь приспособления для транспортирования пострадавших или заболевших. II. Приводная и натяжная станция 1. Привод канатной дороги должен обеспечивать две скорости тягового каната – рабочую и пониженную до 0,3 м/сек для осмотра каната. Соединение двигателя с приводным шкивом должно быть жестким. 2. Приводная станция должна иметь тормоз, действующий непосредственно на ведущий шкив. Для торможения обязательно применение грузового или пружинного привода предохранительного тормоза. Включение предохранительного тормоза должно осуществляться как машинистом, так и автоматически. При этом автоматически должно сниматься напряжение с электродвигателя. Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза не должна превышать 0,6 сек. 3. Тормозной момент должен быть не менее 2-кратного статического момента нагрузки. Замедление движения дороги в период предохранительного торможения при самых неблагоприятных условиях нагрузки должно быть не менее 0,5 и не более 1,5 м/сек2. Если при максимальной величине замедления будет иметь место проскальзывание каната на шкиве, величина замедления должна быть снижена. 4. Запас надежности сцепления каната с приводным шкивом в период пуска или торможения должен быть не менее 1,2. 5. Отношение диаметров приводного и натяжного шкивов к диаметру каната должно быть не менее 50. 6. Натяжение тягового каната должно производиться только с помощью груза. Вес натяжного груза определяется из условий, при которых обеспечивается необходимое сцепление каната с приводным шкивом и максимальный провес каната под действием собственного веса и веса груженого подвесного сиденья не превышает 150 мм. При расчете хода каретки натяжного шкива остаточное удлинение каната следует принимать равным 0,5%. Отношение диаметра отклоняющего шкива к диаметру натяжного каната должно быть не менее 20. 7. Привод канатной дороги должен иметь защиту против изменения скорости движения каната более чем на 20% от нормальной. 8. Натяжные устройства должны иметь защиту против опускания натяжного груза на почву выработки (на дно колодца) и соприкосновения натяжной каретки с упорами рамы. 9. Приводная и натяжная станции должны иметь ограждения. III. Канаты 1. В качестве тягового каната должны применяться круглопрядные канаты не ниже марки I типа ЛК крестовой свивки, без предварительной деформации прядей, с органическим сердечником и диаметром наружных проволок не менее 1,2 мм. Тяговый и натяжной канаты должны иметь при навеске 6-кратный запас прочности. 2. По всей длине тягового каната подвесной дороги разрешается иметь не более трех счалок каната. 3. Первые повторные испытания канатов должны производиться через год, последующие – через каждые шесть месяцев. Канат должен быть снят, если суммарная площадь проволок, не выдержавших испытания на разрыв и перегиб, достигает 25% общей площади поперечного сечения всех проволок каната. 4. Запрещается навешивать или продолжать работу канатами с порванными, выпученными или запавшими прядями, с узлами, «жучками» и другими повреждениями, имеющими на шаге свивки число оборванных проволок более 5% от общего числа проволок в канате, а также получившими утонение за время работы более чем на 10% от номинального диаметра при навеске. 5. В случае экстренного нагружения каната работа канатной дороги должна быть немедленно приостановлена для осмотра каната. IV. Подвесные сиденья 1. Детали зажима и несущих элементов сиденья (тяга, подвеска, сиденье и др.) должны рассчитываться с 5,5-кратным запасом прочности по отношению к максимальной статической нагрузке. Детали, работающие в условиях совместного действия изгиба и растяжения или сжатия, должны рассчитываться с 4-кратным запасом прочности по отношению к пределу текучести. 2. Сила сцепления зажима с тяговым канатом должна быть не менее 3-кратной величины составляющей веса груженого подвесного сиденья, направленной вдоль тягового каната на максимальном уклоне. При этом удельное давление зажима на канат не должно превышать 300 кгс/см2. Запрещается увеличивать силу сцепления за счет устройства в зажиме внутренних выступов, входящих в канат, и применение литых деталей зажимов. 3. Площадь сиденья подвески должна быть 0,06 м2 при ширине не более 0,3 м. 4. Крепление подвесного сиденья должно обеспечивать горизонтальное положение его при любых углах наклона трассы. Все подвесные сиденья нумеруются. 5. Для определения состояния каната под зажимом необходимо периодически, но не реже чем один раз в 6 мес., переставлять зажимы в одном направлении. |