ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА ЗАНЯТИЯ | Содержание упражнений | кол-во минут | дидактический материал | I. | Вводная часть | | | 1. | Приветствие – ритуал. | | | 2. | Опрос самочувствия (участники погружаются в атмосферу «здесь и сейчас», рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях) | | | 3. | Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формироваться в результате запросов, высказанных участниками группы). Теоретический «кусок». | 5-7 | | 4. | Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников) (при необходимости) | | | 5. | Разминочные упражнения | | | II | Основная (рабочая) часть | | | 6. | Упражнения на раскрытые темы и решение конкретных задач. Упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными – и те и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией | 30-40 | | III | Заключительная часть | | | 7. | Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы) | | 8. | Резюмирование ведущего (по необходимости) | 3-5 | 9. | Прощание-ритуал | | Упражнения и психотехники записываются в соответствии требованиями: 1. Название упражнения. 2. Инструкция ведущего к выполнению упражнения. 3. Вопросы к рефлексии. 4. Резюмирование ведущего (по необходимости). Тема №4. Анализ и самоанализ тренинга Задание 1. Провести анализ любого занятия письменно. Проанализируйте с точки зрения методического обеспечения программу тренинга по следующим вопросам: 1. Грамотность определения цели и задач группового тренинга в соответствии с темой. 2. Целесообразность спланированных методов тренинговой работы. 3. Соответствие подбора психотехник и упражнений к теме тренинга и спланированных целей и задач. 4. Временное обеспечение в соответствии с содержанием программы. 5. Структурная выдержанность программы согласно существующим требованиям. 6. Дидактическое оснащение тренинга. Вопросы к анализу тренинга 1. Соответствует ли содержание приемов и методов теме тренинга? 2. Соблюдались ли при проведении структурные компоненты: (вводная, основная, заключительная части) 3. Соответствует ли подбор упражнений цели, поставленным задачам, структурным компонентам, теме занятия. Обоснуйте своё суждение. 4. Наблюдалась ли четкость в инструкциях тренера к выполнению заданий. 5. Оцените руководство упражнениями: 5.1. Давалась ли при необходимости повторная инструкция. 5.2. Осуществлялась ли помощь участникам? В чем она выражалась. 5.3. Был ли при необходимости использован предварительный показ упражнения. 6. Оцените эмоциональный контакт тренера и участников? Обоснуйте своё суждение. 7. Оцените умения тренера вести диалог с участниками занятия: 7.1. Руководил ли тренер коммуникацией. 7.2. Побуждал ли к общей и индивидуальной вербальной активности участников. 7.3. Закреплялись ли понятия во время диалога по теме занятия. 8.Оцените выработку умений и навыков у участников тренинга в соответствии с темой. 8. Оцените умения тренера проводить рефлексию. 8.1. Правильно ли тренер сформулировал вопросы для обсуждения. 8.2. Обучал ли делать выводы. 8.3. Приветствовались ли самостоятельные суждения. 9. Оцените подготовку тренера к занятию: 9.1. Использование дидактического материала. 9.2. Подготовка конспекта и его оформление в соответствии с требованиями. 9.3. Размещение участников, использование аппаратуры, дополнительных средств и.т.д. Свои суждения запишите в соответствии с вопросами. Оцените программу по 5 системе. При необходимости дайте (запишите) рекомендации автору программы. Задание №2 Проведите самоанализ своей работы в роли тренера по следующим критериям: 1. Методическая грамотность и компетентность: умение прогнозировать и планировать тренинг в соответствии с требованиями. 2. Наличие истинной уверенности. 3. Решение проблем группы. 4. Энергетическая взаимосвязь с группой. 5. Развитие интуиции. 6. Наличие нескольких позиций восприятия (отслеживание себя как тренера, своих чувств, своей интуиции, своего отношения к тому, что происходит в группе; отслеживание группы, ее состояния, ее проявлений; постоянный поиск ответов на вопросы: «А что сейчас происходит? Следую ли я поставленным целям? Для чего я это делаю и что при этом делает группа?». 7. Разделение ответственности с группой. 8. Анализ проявленных навыков (активное слушание, прояснение, подытоживание и т.п.). Тема № 5. Анализ практикума «Методология и практика психологических тренингов» ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОГРАММЫ Ваше имя (заполняется по желанию) __________________________________ Сколько часов программы практикума Вы посетили_______________________________________________________ Пожалуйста, обведите кружочком цифру, соответствующую проявлению указанного параметра. 1. Программа практикума отвечает поставленным целям. мало 1 2 3 4 5 полностью 2. Программа практикума была слишком короткой 1 2 3 4 5 слишком длинной 3. Изучением теоретического блока я доволен (а) вряд ли 1 2 3 4 5 полностью 4. Умения и навыки у меня как у тренера после прохождения практикума считаю: слабыми 1 2 3 4 5 отличными 5. Методы обучения, применяемые преподавателем на практикуме были слабыми 1 2 3 4 5 отличными 6. Процентное содержание практической работы в программе практикума было слишком высоким 1 2 3 4 5 слишком коротким 7. Вы порекомендовали бы этот курс другим? ни за что 1 2 3 4 5 несомненно 8. Вспомогательные материалы и уровень комфорта были слабыми 1 2 3 4 5 отличными 9. Пожалуйста, опишите свои впечатления от практикума. Какие его части были проведены хорошо, какие следует улучшить _____________________________________________________________________________________________ 10. Какие знания и навыки полученные на практикуме пригодятся Вам в повседневной жизни и профессиональной деятельности __________________________________________________________________________________________________________ 11. Как Вы планируете закреплять то, что изучили на практикуме _________________________________________________________________ 10. Какие шаги Вы предпринимаете для использования новых навыков ____________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо за ответы. |