Тема № 3. Самостоятельная подготовка и разработка программы тренинга Задания к самостоятельной работе студента Тема №1 Теоретические основания организации и проведения группового тренинга. Задание №1. Изучить и законспектировать следующие вопросы: 1. Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии: 1.1. Теория «животного магнетизма» Ф.А. Месмера. 1.2. Групповая психотерапия и гипноз. 1.3. Групповые методы в психологических школах Запада и Отечественной психологии. 1.4. Современные групповые методы и развитие самосознания. Задание №2.Заполнить таблицу по указанному содержанию: Исторические периоды развития групповых методов в психологии. | Представители данных школ и направлений. | Главные идеи, цели и содержание работы школ и направлений. | | | | Задание №3. 1. Изучить тему: Сущность группового тренинга. 2. Проанализировать подходы отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, выявить их основные позиции. Данные занести в таблицу. №п/п | Представители основных подходов по сущности группового психологического тренинга. | Основные идеи и методические подходы к сущности группового психологического тренинга. | | 1. | Къелл Рудестам. | | | 2. | Ю.Н.Емельянов. | | | 3. | Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. | | | 4. | Т.В.Зайцева. | | | 5. | А.Г. Лидерс. | | | 6. | С.И. Макшенов. | | | 7. | А.П. Ситников. | | | | 8. | И.В. Вачков. | | | | | 9. | М.Р. Битянова | | | | | Литература: 1. Вачков. И. В. Основы технологии группового тренинга. Психогимнастики: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Ось-89»,2000.(Стр5-14). 2. Пахальян. В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.стр.10-15. Тема №2: Методические проблемы группового тренинга. Задание №1.Изучить и законспектировать следующие вопросы: 1. Обзор навыками, которыми должен овладеть ведущий группы (раздаточный материал, оформить в таблице). 2. Специфические черты и основные парадигмы группового психологического тренинга. Литература: 1. Вачков. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психогимнастики: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Ось-89»,2000.- стр. 21-25. Задание№2 Изучение и конспектировать теоретический материал по следующим вопросам: 1. Интерактивные игры как средство групповой психологической работы 1.1. Определение интерактивной игры. 1.2. Происхождение интерактивных игр. 1.3. Классификация интерактивных игр 1.4. Особенности работы с интерактивными играми. 1.5. Преимущества и ограничения интерактивных игр. Литература: 1. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем.- М.: Генезис, 2003. – 272с. (стр.7 – 38) 2. Марасанов Г. И. Социально - психологический тренинг.4-е изд., -М., «Когито-центр», 2001.- 251с. (стр.74-104) Задание №3 Определить и записать основные цели и задачи к тренингам по темам: 1. Тренинг личностного роста. 2. Тренинг толерантности. 3. Тренинг коммуникативной компетентности. 4. Тренинг бесконфликтного общения. 5. Тренинг сензитивности. 6. Тренинг по развитию творческих способностей. 7. Тренинг группового сплочения. Данные занести в таблицу: №пп | Наименование тренинга | Основная цель тренинга | Основные задачи тренинга | 1. | Тренинг личностного роста. | | | 2. | Тренинг толерантности. | | | 3. | Тренинг коммуникативной компетентности. | | | 4. | Тренинг бесконфликтного общения. | | | 5. | Тренинг сенситивности | | | 6. | Тренинг развития креативности и творческих способностей | | | 7. | Тренинг группового сплочения. | | | Литература: 1. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. М.: Генезис, 2003.– стр 47-50. 2. Вачков. И. В. Основы технологии группового тренинга. Психогимнастики: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Ось-89»,2000.– стр 25-26. 3. Пахальян. В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.– стр 17-24. Тема № 3. Самостоятельная подготовка и разработка программы тренинга Оформите конспект занятия с учетом требований: 1. Первый (титульный) лист. Наименование вуза и факультета, тема тренинга, автор – составитель (группа авторов-составителей), преподаватель практикума (рецензент). 2. Второй лист - (пояснительная записка). Обозначаются и раскрываются цели и задачи работы, кратко обосновывается содержание программы и используемые методы, при необходимости обозначаются важнейшие теоретические основания программы, указывается знания, умения и навыки, которые должны приобрести участники тренинга. Дается следующая формулировка: В результате участия в тренинге участники должны: Знать: Уметь: Демонстрационный и раздаточный материал: 3 лист: содержание программы, выполняется по предложенной схеме: |