МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

История отечественных исследований малой группы





На сегодня в отечественной групповой психологии можно выделить как минимум четыре крупных исследовательских подхода; деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическую концепцию и организационно-управленческий подход. Суть каждого из них состоит кратко в следующем.

Деятсльносгный подход.

Приложение принципа деятельности к исследованию соци­альной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности. Среди них прежде всего следует отметить стратометрическую концеп­цию групповой активности А.В.Петровского. Из числа других теоретических конструкций этого направления назовем предложенный М.Г.Ярошевским программ­но-ролевой подход к исследованию научного коллектива и разрабатываемую Г.М.Андреевой модель социально-перцептив­ных процессов, исследования совместной деятельности Института психологии РАН.

Кроме того, идеи деятелъностного подхода воплотились в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективнос­ти, руководства и лидерства, межгрупповых отношений.

Социометрическое направление. Как и в зарубежной груп­повой психологии, немалое число отечественных исследований малых групп может быть отнесено к так называемому социометрическому направлению. Основанием для подобного отнесения является использование специалистами в конкретной эм­пирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. В советской социальной психологии большой вклад в развитие этого направ­ления внес Я-Л.Коломинский.

Параметрическая концепция.Создателем этого исследова­тельского подхода является Л.И.Уманский, в 60—70-с годы раз­работавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтап­ное развитие малой (контактной, по Л.И.Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследо­вания, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характерис­тик группы,

Организационно-управленческий подход. В основу данного подхода положены разрабатываемые в социологической и социально-психологи­ческой, науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к рассматриваемому направлению (у его истоков стоят психологи ленинградской школы и прежде всего Е.С.Кузьмин) многочисленные исследо­вания групп и коллективов носят выраженный прикладной ха­рактер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного произ­водства.

 

1) Группы членства и референтные группы. Эта клас-ция была введена в 1942г. амер. исс-ем Г. Хайменом. Референтные группы – группы, в к-е индивиды не включены реально, но нормы к-й они принимают. Г.Келли выделил две ф-ции:

1) Сравнительная. Реф. Группа нужна индивиду для сравнивания своего поведения с ней;

2) Нормативная. Реф. Группа нужна индивиду для нормативной оценки его. Группы членства – шк. класс, пионерский отряд. Реф. группы обр-ся внутри групп членства.

 

Стадии развития группы.

I. Диффузная группа —— межличностные отношения существуют, но не опосредствуются содержанием групповой деятельности.

II. Ассоциация—межличностные отношения опосредствуют­ся личностью значимым для каждого содержанием групповой деятельности.

III. Корпорация—межличностные отношения опосредству­ются личностно значимым, но асоциальным по своим установ­кам содержанием групповой деятельности.

IV. Коллектив—межличностные отношения опосредствуют­ся личностно значимым и общественно ценным содержанием совместной деятельности.

Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии:

1) латентная (ознакомление с задачей)

2) адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи)

3) интегративная (объединение усилий, координация стратегий)

4) достижение требуемого решения

Еще одна однофакторная модель (Волков) – эмоциональная динамика:

1) фаза первичного восприятия и опознания, формирование первого впечатления о партнере

2) фаза сближения, формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, установки на совместное действие

3) фаза совместного действия, принятие межличностных ролей, определение статуса в общении

4) фаза сцепление (укрепление чувства общности «мы», формирование норм общения, включение механизмов взаимовлияния

Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры), но он не знает, как они соотносятся.

Этапы межличностной активности:

(1) проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения)

(2) внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства)

(3) развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений)

(4) функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры)

Этапы деловой активности:

(1) ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи)

(2) эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями)

(3) открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации)

(4) принятие решений (конструктивные попытки успешного решения)

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.