История отечественных исследований малой группы На сегодня в отечественной групповой психологии можно выделить как минимум четыре крупных исследовательских подхода; деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическую концепцию и организационно-управленческий подход. Суть каждого из них состоит кратко в следующем. Деятсльносгный подход. Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности. Среди них прежде всего следует отметить стратометрическую концепцию групповой активности А.В.Петровского. Из числа других теоретических конструкций этого направления назовем предложенный М.Г.Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива и разрабатываемую Г.М.Андреевой модель социально-перцептивных процессов, исследования совместной деятельности Института психологии РАН. Кроме того, идеи деятелъностного подхода воплотились в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений. Социометрическое направление. Как и в зарубежной групповой психологии, немалое число отечественных исследований малых групп может быть отнесено к так называемому социометрическому направлению. Основанием для подобного отнесения является использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. В советской социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Я-Л.Коломинский. Параметрическая концепция.Создателем этого исследовательского подхода является Л.И.Уманский, в 60—70-с годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной, по Л.И.Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы, Организационно-управленческий подход. В основу данного подхода положены разрабатываемые в социологической и социально-психологической, науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к рассматриваемому направлению (у его истоков стоят психологи ленинградской школы и прежде всего Е.С.Кузьмин) многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства. 1) Группы членства и референтные группы. Эта клас-ция была введена в 1942г. амер. исс-ем Г. Хайменом. Референтные группы – группы, в к-е индивиды не включены реально, но нормы к-й они принимают. Г.Келли выделил две ф-ции: 1) Сравнительная. Реф. Группа нужна индивиду для сравнивания своего поведения с ней; 2) Нормативная. Реф. Группа нужна индивиду для нормативной оценки его. Группы членства – шк. класс, пионерский отряд. Реф. группы обр-ся внутри групп членства. Стадии развития группы. I. Диффузная группа —— межличностные отношения существуют, но не опосредствуются содержанием групповой деятельности. II. Ассоциация—межличностные отношения опосредствуются личностью значимым для каждого содержанием групповой деятельности. III. Корпорация—межличностные отношения опосредствуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. IV. Коллектив—межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием совместной деятельности. Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии: 1) латентная (ознакомление с задачей) 2) адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи) 3) интегративная (объединение усилий, координация стратегий) 4) достижение требуемого решения Еще одна однофакторная модель (Волков) – эмоциональная динамика: 1) фаза первичного восприятия и опознания, формирование первого впечатления о партнере 2) фаза сближения, формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, установки на совместное действие 3) фаза совместного действия, принятие межличностных ролей, определение статуса в общении 4) фаза сцепление (укрепление чувства общности «мы», формирование норм общения, включение механизмов взаимовлияния Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры), но он не знает, как они соотносятся. Этапы межличностной активности: (1) проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения) (2) внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства) (3) развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений) (4) функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры) Этапы деловой активности: (1) ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи) (2) эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями) (3) открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации) (4) принятие решений (конструктивные попытки успешного решения) |