ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Расчет цепей постоянного тока Задание для контрольной работы Контрольная работа охватывает три основных раздела электротехники: · линейные и нелинейные электрические цепи постоянного тока (1, 2, задачи); · цепи однофазного переменного тока (3 задача); · трехфазные цепи (4 задача). Задача №1 По данным своего варианта (табл. 1) выбрать расчетную схему (рис. 1.1) и исходные данные для расчета (табл. 2). Определить количество узлов и ветвей в схеме, обозначить узлы (a, b, c …) и условно положительные направления токов в ветвях схемы и напряжений на ее участках. Определить: · токи во всех ветвях схемы, расчет произвести методом контурных токов, выполнить проверку правильности расчета методом баланса мощностей; · ток в ветви с сопротивлением R6 методом эквивалентного генератора. Для определения эдс эквивалентного генератора в режиме холостого хода использовать метод двух узлов, а для расчета внутреннего сопротивления эквивалентного генератора (тока короткого замыкания) – метод наложения. Задача №2 По данным своего варианта (табл. 1) выбрать схему (рис. 1.2) и исходные данные для расчета (табл. 3). Для заданной нелинейной цепи рассчитать токи в ветвях графическим методом. Выполнить проверку правильности расчета с использованием законов Кирхгофа. Таблица 1 № вар. (№ по списку группы) | Схема к задаче №1 | Исходные данные к задаче №1 | Схема к задаче №3 | Исходные данные к задаче №3 | | Рис. 1.1, а | Табл. 2, №1 | Рис. 1.2, а | Табл. 3, №1 | | Рис. 1.1, б | Табл. 2, №2 | Рис. 1.2, б | Табл. 3, №2 | | Рис. 1.1, в | Табл. 2, №3 | Рис. 1.2, в | Табл. 3, №3 | | Рис. 1.1, г | Табл. 2, №4 | Рис. 1.2, а | Табл. 3, №4 | | Рис. 1.1, д | Табл. 2, №5 | Рис. 1.2, б | Табл. 3, №5 | | Рис. 1.1, а | Табл. 2, №6 | Рис. 1.2, в | Табл. 3, №1 | | Рис. 1.1, б | Табл. 2, №1 | Рис. 1.2, а | Табл. 3, №2 | | Рис. 1.1, в | Табл. 2, №2 | Рис. 1.2, б | Табл. 3, №3 | | Рис. 1.1, г | Табл. 2, №3 | Рис. 1.2, в | Табл. 3, №4 | | Рис. 1.1, д | Табл. 2, №4 | Рис. 1.2, а | Табл. 3, №5 | | Рис. 1.1, а | Табл. 2, №5 | Рис. 1.2, б | Табл. 3, №1 | | Рис. 1.1, б | Табл. 2, №6 | Рис. 1.2, в | Табл. 3, №2 | | Рис. 1.1, в | Табл. 2, №1 | Рис. 1.2, а | Табл. 3, №3 | | Рис. 1.1, г | Табл. 2, №2 | Рис. 1.2, б | Табл. 3, №4 | | Рис. 1.1, д | Табл. 2, №3 | Рис. 1.2, в | Табл. 3, №5 | | Рис. 1.1, а | Табл. 2, №4 | Рис. 1.2, а | Табл. 3, №1 | | Рис. 1.1, б | Табл. 2, №5 | Рис. 1.2, б | Табл. 3, №2 | | Рис. 1.1, в | Табл. 2, №6 | Рис. 1.2, в | Табл. 3, №3 | | Рис. 1.1, г | Табл. 2, №1 | Рис. 1.2, а | Табл. 3, №4 | | Рис. 1.1, д | Табл. 2, №2 | Рис. 1.2, б | Табл. 3, №5 | | Рис. 1.1, а | Табл. 2, №3 | Рис. 1.2, в | Табл. 3, №1 | | Рис. 1.1, б | Табл. 2, №4 | Рис. 1.2, а | Табл. 3, №2 | | Рис. 1.1, в | Табл. 2, №5 | Рис. 1.2, б | Табл. 3, №3 | | Рис. 1.1, г | Табл. 2, №6 | Рис. 1.2, в | Табл. 3, №4 | | Рис. 1.1, д | Табл. 2, №1 | Рис. 1.2, а | Табл. 3, №5 | Таблица 2 № | E1, В | E2, В | E3, В | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R4, Ом | R5, Ом | R6, Ом | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Таблица 3 № | E1, В | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | ВАХ нелинейного элемента | | | | | | Рис. 1.3, а | | | | | | Рис. 1.3, б | | | | | | Рис. 1.3, в | | | | | | Рис. 1.3, г | | | | | | Рис. 1.3, а |  Рис. 1.1. Варианты схем для расчета к задаче № 1  Рис. 1.2. Варианты схем к задаче №2 Рис. 1.3. Вольт-амперные характеристики нелинейных элементов Задача №3 По данным своего варианта (табл. 4) выбрать расчетную схему (рис. 1.4) и исходные данные для расчета (табл. 5). По заданным значениям активных и реактивных сопротивлений и напряжению источника определить токи во всех ветвях схемы и падения напряжения на ее участках. Определить комплекс полной мощности, активную и реактивную мощность. Расчет произвести комплексным методом. Выполнить проверку правильности расчета с использованием баланса активных мощностей схемы. Построить векторную диаграмму. Построить мгновенные значения синусоидальных токов ветвей.  Рис. 1.4. Варианты схем к задаче 3 Таблица 4 № вар. (№ по списку группы) | Схема к задаче №3 | Исходные данные к задаче №3 | Схема к задаче №4 | Исходные данные к задаче №4 | | Рис. 1.4, а | Табл. 5, №1 | Рис. 1.5, а | Табл. 6, №1 | | Рис. 1.4, б | Табл. 5, №2 | Рис. 1.5, б | Табл. 6, №2 | | Рис. 1.4, в | Табл. 5, №3 | Рис. 1.5, в | Табл. 6, №3 | | Рис. 1.4, г | Табл. 5, №4 | Рис. 1.5, г | Табл. 6, №4 | | Рис. 1.4, д | Табл. 5, №5 | Рис. 1.5, д | Табл. 6, №5 | | Рис. 1.4, е | Табл. 5, №1 | Рис. 1.5, е | Табл. 6, №1 | | Рис. 1.4, а | Табл. 5, №2 | Рис. 1.5, а | Табл. 6, №2 | | Рис. 1.4, б | Табл. 5, №3 | Рис. 1.5, б | Табл. 6, №3 | | Рис. 1.4, в | Табл. 5, №4 | Рис. 1.5, в | Табл. 6, №4 | | Рис. 1.4, г | Табл. 5, №5 | Рис. 1.5, г | Табл. 6, №5 | | Рис. 1.4, д | Табл. 5, №1 | Рис. 1.5, д | Табл. 6, №1 | | Рис. 1.4, е | Табл. 5, №2 | Рис. 1.5, е | Табл. 6, №2 | | Рис. 1.4, а | Табл. 5, №3 | Рис. 1.5, а | Табл. 6, №3 | | Рис. 1.4, б | Табл. 5, №4 | Рис. 1.5, б | Табл. 6, №4 | | Рис. 1.4, в | Табл. 5, №5 | Рис. 1.5, в | Табл. 6, №5 | | Рис. 1.4, г | Табл. 5, №1 | Рис. 1.5, г | Табл. 6, №1 | | Рис. 1.4, д | Табл. 5, №2 | Рис. 1.5, д | Табл. 6, №2 | | Рис. 1.4, е | Табл. 5, №3 | Рис. 1.5, е | Табл. 6, №3 | | Рис. 1.4, а | Табл. 5, №4 | Рис. 1.5, а | Табл. 6, №4 | | Рис. 1.4, б | Табл. 5, №5 | Рис. 1.5, б | Табл. 6, №5 | | Рис. 1.4, в | Табл. 5, №1 | Рис. 1.5, в | Табл. 6, №1 | | Рис. 1.4, г | Табл. 5, №2 | Рис. 1.5, г | Табл. 6, №2 | | Рис. 1.4, д | Табл. 5, №3 | Рис. 1.5, д | Табл. 6, №3 | | Рис. 1.4, е | Табл. 5, №4 | Рис. 1.5, е | Табл. 6, №4 | | Рис. 1.4, а | Табл. 5, №5 | Рис. 1.5, а | Табл. 6, №5 | Таблица 5 № | U, В | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | X1, Ом | X2, Ом | X3, Ом | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Таблица 6 № | | | | | | , Ом | | | | | | , Ом | | | | | | , Ом | | | | | | , Ом | | | | | | , Ом | | | | | | , Ом | | | | | | , Ом | | | | | | , Ом | | | | | | , Ом | | | | | | , Ом | | | | | | , Ом | | | | | | , Ом | | | | | | Задача №4 По данным своего варианта (табл. 4) выбрать схему (рис. 1.5) и исходные данные для расчета (табл. 6), трехфазной трехпроводной цепи в которой к идеальному трехфазному источнику присоединены две нагрузки. Одна из них соединена звездой, другая – треугольником. Обе нагрузки нессимметричные. ЭДС трехфазного идеального источника равны: В, , В.  Рис. 1.5. Варианты схем к задаче №4 По заданным значениям активных и реактивных сопротивлений фаз нагрузки определить: · для нагрузки, соединенной звездой - фазные токи и напряжения на нагрузке и напряжение смещения нейтрали, активную, реактивную, полную мощность. · для треугольника – фазные и линейные токи, фазные напряжения, активную, реактивную, полную мощность. Расчет произвести комплексным методом. Построить векторные диаграмму токов и напряжений для звезды и треугольника. Примеры решения задач Расчет цепей постоянного тока Пример 1  Рассчитать токи в ветвях схемы показанной на рис. 2.1. Если Е1=100В, R1=100 Ом, R2=100 Ом, R3=60 Ом, R4=40 Ом, R5=56 Ом, R6=20 Ом. Решение: Так как электрическая цепь содержит один источник электрической энергии, то расчет целесообразно вести методом эквивалентных преобразований. Перед началом расчета необходимо расставить направление токов, определить количество узлов и ветвей. Направление токов на схеме соответствует направлению ЭДС источника (см. рис. 2.1), схема содержит пять ветвей и три узла (a, b, c). В схеме на рис. 2.1 сопротивления R3 и R4 соединены параллельно, их эквивалентное сопротивление равно: . Сопротивления R34, R5 и R6 соединены последовательно, их эквивалентное сопротивление равно: . Сопротивление R2 и сопротивление R3456 соединены параллельно, следовательно: . Сопротивление R1 соединено последовательно с R23456 следовательно, эквивалентное сопротивление всей схемы равно: . Ток, потребляемый от источника ЭДС: . Чтобы рассчитать остальные токи схемы необходимо определить напряжение между узлами a и b: . Зная напряжение можно определить токи: , . Чтобы рассчитать токи, протекающие по сопротивлениям R3 и R4 необходимо определить напряжение на участке ac: . Зная это напряжение, определим токи: , . Выполняем проверку правильности решения с помощью первого закона Кирхгофа для узлов a и с: I1 - I2 - I3 - I4 = 1А – 0.5А – 0.2А – 0.3А = 0, I3 + I4 – I5 = 0.2А + 0.3А – 0.5А = 0. Так как законы Кирхгофа выполняются, то расчет выполнен правильно. Пример 2 Рассчитать токи в ветвях схемы показанной на рис. 2.2. Если Е1=100В, Е2=75В, Е3=50В R1=100 Ом, R2=50 Ом, R3=20 Ом, R4=40 Ом, R5=40 Ом. Решение: Перед началом расчета необходимо расставить направление токов, определить количество узлов и ветвей. Так как в схеме несколько источников ЭДС используем условно-положительные направления токов. На схеме направление токов соответствует направлению ЭДС в активных ветвях, а в пассивной ветви выбрано произвольно (см. рис. 2.2), схема содержит четыре ветви и два узла (a, b). Так как в схеме два узла и несколько источников ЭДС, то расчет целесообразно вести методом двух узлов. Обозначим направление межузлового напряжения . Рассчитаем проводимости ветвей: , , , . В соответствии с методом двух узлов межузловое напряжение будет равно: . Зная межузловое напряжение, определяем токи в ветвях, используя второй закон Кирхгофа: , , , . Выполняем проверку правильности решения с помощью первого закона Кирхгофа для узла a: I1 + I2 - I3 - I4 = 0.826А + 1.151А – 0.291А – 1.686А = 0, Так как законы Кирхгофа выполняются, то расчет выполнен правильно. Пример 3 Решить задачу, приведенную в примере 2 с помощью метода наложения. Решение: Так как схема на рис. 2.2 содержит три источника ЭДС, то расчет одной сложной цепи сводится к расчету трех простых цепей, показанных на рис. 2.3. Направления токов в исходной схеме показаны на Рис. 1.5, в схемах на рис. 2.3 направления токов обозначены в соответствии с направлением источников ЭДС. Рассчитаем первую схему (рис. 2.3, а). Сопротивления R2, R34 и R5 соединены параллельно, их эквивалентное сопротивление равно: . Сопротивления R1 и R23456 соединены последовательно, следовательно эквивалентное сопротивление первой схемы: . Ток, потребляемый от источника Е1, равен: . Чтобы определить токи в оставшихся ветвях необходимо найти напряжение: . Токи в ветвях: ,  . Рассчитаем вторую схему (рис. 2.3, б). Сопротивления R1, R34 и R5 соединены параллельно, их эквивалентное сопротивление равно: . Сопротивления R2 и R13456 соединены последовательно, следовательно эквивалентное сопротивление первой схемы: . Ток, потребляемый от источника Е2, равен: . Чтобы определить токи в оставшихся ветвях необходимо найти напряжение: . Токи в ветвях: , , . Рассчитаем третью схему (рис. 2.3, в). Сопротивления R1, R34 и R2 соединены параллельно, их эквивалентное сопротивление равно: . Сопротивления R5 и R1234 соединены последовательно, следовательно эквивалентное сопротивление первой схемы: . Ток, потребляемый от источника Е3, равен: . Чтобы определить токи в оставшихся ветвях необходимо найти напряжение: . Токи в ветвях: , , . В качестве положительных направлений токов принимаем их направления на исходной схеме (рис. 2.2). С учетом этого токи схемы на рис. 2.2 определятся как: , , , . |