МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Игра « Кто наблюдательнее»





Особенности восприятия детей с умственной отсталостью.

Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.).

Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр.. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Таким детям требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что они без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Они не различают правую и левую сторону. Ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п.

Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение

оттенков цвета.
Лучшие результаты развития восприятия у детей с умственной отсталостью получаются только тогда, когда им для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств. Именно с эталонами ребёнок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета- спектральная гамма цветов и др.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.

Знакомство с эталонами- первый этап восприятия.

Затем дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное.
Развитие восприятия даёт возможность детям с умственной отсталостью узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.
Развивающие( корригирующие) игры, упражнения для развития восприятия
Игра « Узнай предмет»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой. (Используется на уроках чтения, письма, изобразительной деятельности, трудового обучения).

Для проведения игры необходимо положить в мешочек различные мелкие предметы: пуговицы, напёрсток, катушку, кубик, пластмассовые цифры или буквы, конфетку, ручку, ластик ( в зависимости от урока).

Задание: Определить на ощупь ,что внутри, потом достать вещь из мешочка.

Игра «Сделай так»

а) Построить по образцу из кубиков, палочек, спичек( счёт, письмо, чтение, трудовое обучение, изобразительная деятельность)

б) Рисование бордюров по образцу ( уроки письма)

в) письмо по образцу цифр и букв ( уроки письма, чтения, счёта)

Игра « Составь картинку»

а) собирание разрезанной картинки или кубиков по образцу( эталону),
б) собирание разрезной картинки или кубиков без образца, по памяти.
Игра « Белый лист»

Направлена на развитие восприятия формы предметов, а так же мелкой моторики рук.

На листе бумаги нарисованы цифры и буквы, часть закрашена зелёным цветом, другие только обведены по контуру.
Задание: Вырезанными из листа бумаги белыми фигурками закрыть зелёные.
Игра « Круг, треугольник, квадрат»

(Используется на уроках счёта) Направлена на развитие восприятия цвета, формы, величины. Ребёнку даются задания на дифференциацию признаков цвета, формы и величины.

Игра « Зашиваем ковёр»

Предназначена для развития зрительного восприятия. Подбор заплаток для ковриков. Узор на ковриках выступает эталоном.

Игра « Найди такой же предмет»
Ребёнку предлагаетсяпредмет ( эталон), который он ищет среди подобных.

Игра « Кто наблюдательнее»

Направлена на развитие восприятия формы. ( На уроках счёта)

Предлагается за одну минуту назвать 5 предметов определённой формы.
Игра «Цвета»

Направлена на развитие восприятия цвета. ( Используется как коррекционное упражнение на уроках чтения, письма, счёта, изобразительной деятельности, живого мира, трудового обучения, развития речи).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.