ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (учебно-методическое пособие) Часть I Ростов-на-Дону Стетюха М.П. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Часть I. Ростов-на-Дону, 2012. – 48 с. Ответственный редактор докт. юрид. наук В.Я. Любашиц Рецензенты канд. юрид. наук Е.А. Казачанская канд. юрид. наук А.В. Серегин Печатается в соответствии с решением кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ЮФУ, протокол № ___ от ___2012 г. Настоящее учебно-методическое пособие рассчитано на студентов юридических факультетов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе оценке знаний. Помимо общих методических рекомендаций к подготовке к семинарским занятиям, учебно-методическое пособие содержит задания текущего контроля и примерные задания рубежного контроля различной степени сложности, что позволяет проверить уровень усвоения пройденного материала по дисциплине «Теория государства и права». ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …. 1 Общие методические рекомендации к подготовке к семинарским занятиям 2 Методические разъяснения к работе с заданиями учебных модулей 3 Работа с модулями Модуль 1. Общая теория государства и права как наука Модуль 2. Возникновение и эволюция государства и права в историческом процессе Модуль 3. Общество, власть и государство ВВЕДЕНИЕ Теория государства и права признана базовой дисциплиной и занимает центральное место в системе юридических наук. Рассматривая наиболее общие, основные закономерности возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений, выявляя и анализируя факторы, которые оказывают влияние на государственно-правовую действительность, общая теория государства и права тем самым предоставляет теоретические знания, фундаментальные основы государства и права, что позволяет усвоить положения отраслевых, межотраслевых, специальных и прикладных наук. Поэтому изучение студентами дисциплины «Теория государства и права» считается отправной точкой в юридическую специальность. Дисциплина «Теория государства и права» охватывает достаточно широкий круг вопросов о государстве и праве. Основные вопросы дисциплины рассматриваются в рамках лекционных и семинарских (практических) занятий. Некоторые знания студенту предстоит получить самостоятельно. Настоящее учебно-методическое пособие может использоваться в подготовке к семинарским занятиям и при выполнении заданий текущего и рубежного контроля. Структурно настоящее учебно-методическое пособие состоит из трех частей, из которых две содержат методические разъяснения к подготовке к семинарским занятиям и к работе с заданиями учебных модулей дисциплины «Теории государства и права», остальные - раскрывают учебные модули. Каждый модуль включает в себя вопросы модуля, темы и планы (вопросы) семинарских занятий в рамках модуля, задания текущего контроля к каждой теме семинарского занятия, примерные задания рубежного контроля после каждого модуля, а также список литературы, который рекомендуется использовать для выполнения заданий текущего и рубежного контроля. Перечень учебной и научной литературы дополняет имеющийся в учебной программе дисциплины «Теория государства и права». ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Семинарское занятие как форма обучения имеет целью обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям юридической науки. На семинарах решаются следующие задачи: во-первых, развивается творческое профессиональное мышление; во-вторых, познавательная мотивация; в-третьих, профессиональное использование знаний в процессе обучения: овладения языком юридической науки; формирование навыков оперирования формулировками, понятиями и определениями юридической науки. К числу частных задач семинарских занятий по дисциплине «Теория государства и права» можно отнести повторение и закрепление знаний о государстве и праве, контроль знаний, и общение студентов и преподавателя. Одна из первых тем, которую предстоит изучить студенту, посвящается вопросам происхождения государства (Модуль 2; тема 2.1). На примере данной темы предлагаются следующие общие и частные рекомендации к подготовке к семинарскому занятию. Подготовка к семинарскому занятию должна начинаться с ознакомления тех вопросов, которые предстоит осветить в ходе учебного занятия. При этом студент должен обратить внимание на структуру (перечень вопросов) семинарского занятия. При подготовке к семинарскому занятию по теме 2.1 «Происхождение государства», следует раскрыть четыре вопроса. Вопрос № 1. Организация власти в первобытном обществе. Характерные черты присваивающей экономики. Вопрос № 2. Переход от присваивающей экономики к производящей («неолитическая революция») как фактор социального расслоения общества, появления собственности, государства. Закономерности и формы возникновения государства. Вопрос № 3. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации общественной власти. Вопрос № 4. Плюрализм взглядов на процесс возникновения государства. Анализ основных теорий происхождения государства (теологической, договорной, материалистической и др.). Прежде чем отвечать на поставленные вопросы семинарского занятия студенту следует в общем виде ознакомиться с темой модуля. В рассматриваемом случае, с вопросами происхождения государства. Данная тема освещается практически во всех учебниках и учебных пособиях по теории государства и права. Для более углубленного изучения темы, а также с целью подготовки полного ответа на вопросы семинарского занятия, рекомендуется использовать не один, а несколько учебников и учебных пособий, научную литературу. Это дает возможность найти ответы на все основные вопросы, которые предложены для рассмотрения в рамках семинарских занятий по программе дисциплины «Теория государств и права». Согласно рабочей программе дисциплины «Теория государства и права» в рамках этой темы необходимо разобрать несколько блоков вопросов. Первый блок посвящен характеристике власти в первобытном обществе. При рассмотрении данного вопроса студенту следует исходить из того, что в истории развития человечества можно выделить два периода: догосударственный и государственный. Догосударственный период развития общества делится на три периода. Первый – период становления родоплеменной организации общества; второй – период существования (зрелости) родоплеменной организации общества; третий – период разложения родоплеменной организации общества. Для того чтобы охарактеризовать функции, организацию и формы осуществления власти в первобытном обществе необходимо акцентировать внимание на втором периоде догосударственного состояния общества - периоде зрелости. В рамках рассмотрения первого блока вопросов, студенту следует обратить внимание на то, как было организовано первобытное общество, охарактеризовать исторические формы объединения людей (род, фратрия (братства), племя). Затем следует перейти к характеристике власти в первобытном обществе. Необходимо обратить внимание на то, что публичной власти первобытного общества присущи особенности. Во-первых, она не была оторвана от общества и не стояла над ним, осуществлялась либо самим обществом, либо выбранными членами общества лицами, которые никакими привилегиями не обладали и в любой момент могли быть отозваны и заменены другими. Во-вторых, публичная власть первобытного общества опиралась, как правило, на общественное мнение и авторитет тех, кто ее осуществлял. Принуждение исходило от всего общества - рода, племени и т.д. Специальных органов принуждения в виде армии, полиции, судов и т.п. не было. Студенту следует уделить внимание вопросу о том, кто осуществлял власть в первобытном обществе, функции этих лиц на уровне рода, фратрии, племени. В результате проделанной работы студент должен прийти к выводу о том, что с точки зрения своего устройства первобытное общество являлось достаточно простой организацией жизнедеятельности людей, основанной на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила подлинно народный характер и строилась на началах самоуправления. Второй блок вопросов согласно рабочей программе дисциплины «Теория государства и права» посвящен характеристике присваивающей экономики первобытного общества, перехода от присваивающей к производящей экономике. Студенту следует уяснить, что «неолитическая революция» явилась фактором социального расслоения общества. В рамках этого блока вопросов следует также охарактеризовать военную демократию как форму организации общества в период разложения родоплеменного строя. Третий блок вопросов посвящен анализу закономерностей возникновения государства. Студенту следует уяснить, что государственность приходит на смену родоплеменному строю в результате общих предпосылок. К таковым следует отнести постепенное видоизменение и разрушение первобытных коллективистских производственных отношений; появление объективной возможности обеспечить содержание большой группы людей для выполнения каких-либо общественных функций; изменение содержания и форм организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях и племенах и т.д. В результате проделанной работы студент должен прийти к выводу о том, что государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Изучая тему: «Происхождение государства», студент должен учесть, что вопрос о происхождении государства волновал ученых с незапамятных времен. Следует отметить существование таких теорий происхождения государства как теологическая, патриархальная, материалистическая, психологическая, теория насилия, договорная теория, ирригационная, кризисная, теория специализации, инцестная, спортивная и некоторые другие. Для более полного представления о процессах возникновения государственности, студенту следует уяснить смысл данных теорий. После общего ознакомления с темой семинарского занятия, студенту следует ответить на поставленные вопросы. Рекомендуется четко следовать данной структуре. Необходимо освещать только тот вопрос, который задан в самой формулировке. Иная информация, которая не касается ответа на конкретный вопрос, но относится к исследуемой в рамках семинарского занятия теме, может быть использована студентом в качестве дополнения, что также оценивается преподавателем. Например, при освещении вопроса № 1 темы 2.1 второго модуля требуется раскрыть, во-первых, организацию власти в первобытном обществе (ответить на вопросы, кому и в какой мере принадлежала власть в первобытном обществе, какие принципы лежали в организации этой власти и т.п.); во-вторых, перечислить и охарактеризовать черты присваивающей экономики. В основной ответ на вопрос № 1 не входят, например, сведения о том, какие формы объединения людей были характерны для первобытного общества (род, фратрия, племя, союз племен), и не предполагается их характеристика. Эти знания студент приобретает в рамках лекционных занятий или в ходе самостоятельной работы и может предложить их на семинарском занятии в качестве дополнительной информации, оцениваемой преподавателем. |