Основные виды социологического исследования А. В зависимости от качества и количества имеющейся информации: 1. Разведывательное (пилотажное) исследование. Цель – уточнение проблемы и формулировка гипотезы. 2. Описательное исследование - позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. 3. Аналитическое исследование. Цель – исследование свойств объекта, интенсивности связей между элементами, установление причинного характера социальных явлений. Б. В зависимости от специфики объекта исследования: 1.Монографическое исследование – исследование социального явления на примере одного объекта; 2.ВременнОе исследование – исследование развития социального явления во времени: а) панельное исследование – исследуются одни и те же явления в различных временных условиях (школьники 5-х классов, они же – 11-х, они же – студенты…); б) трендовое (повторное) исследование – изучение изменений во времени одной социальной группы (необязательно одни и те же люди); в) когортное исследование – изучение специфической социальной совокупности в течение определенного времени (например, родившиеся в один год. Конкретные люди могут быть разными). 3. Территориальные исследования. 1. Подготовительный этап: - получение и уточнение социологического заказа; - определение цели и задач исследования; - уяснение условий и сроков выполнения; - расчет объема работ, финансовых и людских ресурсов. 2. Собственно исследовательский этап: - определение и анализ проблемы; - разработка программы исследования; - разработка рабочего плана исследования; - реализация программы и плана; - написание отчета; - выдача рекомендаций. Билет 26 1.Социологические концепции Э.Дюркгейма Проблема метода Преодоление философской дилеммы эмпиризма и априоризма. Социальное можно объяснять только социальным. Социальная реальность соединяет людей в единое целое, по сути, она - ценности и идеи, воплощенные в социальные нормы. Социальные нормы оказывают на человека принудительное воздействие. Они влиют через ценностные ориентации индивидов. Социальная реальность - высшая реальность. В связи с этим у Дюркгейма налицо социологизация всех способов исследования общества. Структурный функционализм Общество развивается по своим законам, не испытывая воздействия несоциальных факторов. Состояние общества зависит от внутренних связей его структуры и характера сознания. Определяющую причину социального факта надо искать среди предшествующих фактов. Главное - отыскание зависимости социального явления от социальной среды. Но зависимости не экономической, исторической, социальной, а функциональной. Роль общественного разделения труда Простые общества в ходе раз вития заменяются сложными Ключевое значение в этом процессе имеет общественное разделение труда. Это объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности. В архаических обществах нет разделения труда. Только вследствие увеличивающейся специализации труда, разрушения традиционных связей люди вынуждены обмениваться своей деятельностью, объединяясь таким образом в единое целое. Проблема нормального и патологического Нормальные - все проявления социального организма, вытекающие из условий его существования. В том числе и преступность. Патологические - те социальные явления, которые нарушают функционирование общества, ведут к его деградации. Аномия - отсутствие четкой моральной регуляции поведения, разработанности правил, регулирующих социальные функции. 2.Концепция социальной стратификации П. А. Сорокина Теория социальной стратификации и мобильности Общество делится на страты (слои), различающиеся между собой. Меняя свое экономическое положение, профессию, политические взгляды и т.д., человек переходит в другую страту. Стратификация и мобильность - естественное и неизбежное явление. Критерии стратификации: уровень доходов; виды деятельности; политические взгляды; культурные ориентации и др. В числе первых теоретиков социологии Сорокин ввел понятие социального пространства, которое представил научному миру как «вселенную неопределенного вида, состоящую из народов населяющих землю». Согласно его теории в пространстве индивидуум занимает определенное место, как в горизонтальном, так и вертикальном измерении. При этом позиция любого члена социума определяется Сорокиным как «социальное положение», которое в свою очередь представляет собой совокупность связей как внутри групп, так и внешних связей с группами, отличными от группы индивидуума. Ввиду этого вводятся такие понятия, как социальное восхождение и социальный спуск. Среди этих двух понятий образовалась группа горизонтальной мобильности, характеризующаяся движением индивидуума не влекущим за собой изменений в его социальном статусе. Причем горизонтальной мобильностью можно считать любые изменения такие как: изменение места жительства, веры исповедания и тому подобное. Только на основе этих понятий стало возможным выведение Сорокиным определения социальной стратификации, которое в его интерпретации имеет следующее значение: « дифференциация групп людей в классы и иерархические ранги посредством неравномерности распределения различных прав, обязанностей, привилегий, ценностей, власти и иных способов влияния одних индивидуумов на других как внутри, так и между группами. Проще говоря, согласно теории Сорокина, социальная стратификация – это пространство в социуме с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, где точками отсчета в пространстве являются статусы различных индивидуумов. Исходя из этого, становится очевидным, что нет ни одного общества, и вероятно не будет никогда без влияния стратификации из-за непрекращающегося социального неравенства, характеризующего каждый индивидуум. Обобщенно рассуждая о теории социальной стратификации Сорокина, можно уяснить, что этот теоретик социологии использует многомерную модель стратификации, разделенную тремя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базисными, однако кроме этих существуют такие характеристики, не являющиеся основными и создающими расслоение в обществе как возраст, культура, речь и тому подобные, которые разделяются на простые и из них слагающиеся сложные. В свою очередь сложные группы согласно теории Сорокина бывают типичными и нетипичными, внутренне солидарные и не солидарные. При этом трактовка социальной стратификации этого социолога совпадает с теорией Вебера в следующем: индивидуум, занимающий определенную позицию в экономическом плане общества высшего слоя, одновременно относится к высшим политическим и профессиональным слоям, а низшие слои в иерархии, как правило, лишены гражданских прав. Однако при такой классификации существует и исключение, например, совершенно не обязательно человек, занимающий высокие позиции в финансовых сферах, одновременно относится и к политической и к профессиональной вершинам. Также не всегда индивидуумы, занимающие низкое положение в финансовом плане одновременно занимают такой же уровень в политике и профессиональной иерархии. Политическая стратификация по теории Сорокина имеет следующий вид: в пределах любой группы существуют различные ранги и независимо от терминов их определяющих это означает, что группа имеет политическую дифференциацию, на которую имеет непосредственное воздействие размер политического организма и разнородность населения. Профессиональная стратификация определяется как группы общества, разделенные между собой по роду их деятельности и занятиям притом, что некоторые профессии имеют более престижную окраску по сравнению с другими. Основной мыслью Сорокина следует считать утверждение, что в обществе в целом устойчива тенденция социальной пирамиды с верхушкой из привилегированных слоев и соответственно основанием из имеющих меньшее количество привилегий. Только при условии вытягивания пирамиды вверх в социуме происходят катаклизмы социального плана, перевороты, революции, превращая пирамиду в трапецию. Вслед за этим возникает вновь рост пирамиды благодаря вхождению в нее новых сил и это чередование циклично, то есть общественное развитие соответствует синусоиде. Билет 27 1.Этнические общности: понятие и особенности Этнические общности (этносы) – устойчивые группы людей, объединенных хозяйственными связями, территорией, обычаями, верованиями, языком и другими связывающими факторами (например, перуанцы, египтяне, персы, украинцы, русские). В процессе исторического развития человечества последовательно выявились такие основные формы этнических общностей, как род, племя, народность и нации. Родоплеменные формы характерны для первобытного общества: род – это группа кровных родственников, а племя – совокупность родов. Когда появились частнособственнические и товарные отношения, классы и государство, различные племена стали соединяться в народности. При этом на смену прежним кровнородственным связям пришли связи хозяйственные, языковые, культурные. наконец позднее, с ликвидацией феодальной раздробленности и развитием капиталистических отношений и единых национальных рынков возникла новая, наиболее развитая историческая форма общности людей – нация (от лат. народ). 2.Программа социологического исследования: цель, задачи, этапы исследования. Программа социологического исследования - это изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки. Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории. 1. Методологический раздел программы: - формулировка и обоснование социальной проблемы, подлежащей разрешению; - определение объекта и предмета социологического исследования; - определение задач исследования и формулировка рабочих гипотез. 2. Методический (методико-процедурный) раздел программы: - определение изучаемой совокупности; - характеристика методов сбора первичной информации; - последовательность применения исследовательского инструментария; - программа обработки данных на компьютере. Билет 28 1.Социальные общности. Основные виды социальных общностей 1. Социальные общности и группы — это необходимый способ существования людей, их взаимосвязи и взаимодействия между собой и с обществом в целом. Ведь именно благодаря социальным общностям и именно в них создаются все необходимые условия и средства, которые способствуют развитию личности и удовлетворяют ее потребности и интересы. 2. Социальные общности и группы сами являются субъектами общественной жизни. Их деятельность влияет и на устойчивость общества, на его интеграцию и функционирование, а вместе с этим определяет характер и содержание процессов изменения и развития. Ведь от характера социальных групп зависит многое: и то, как функционирует семья, школа, государство, наука, пресса, здравоохранение, и то, как работают все эти институты и какую в конечном итоге они дают продукцию. 3. В зависимости от того, из каких групп состоит общество, в каком иерархическом положении они находятся друг к другу (кто лидирует, а кто подчиняется), от проводимой ими идеологии и практических действий во многом зависит тип государства, его общественно-политическое устройство. Важнейшим условием возникновения социальных общностей является солидарность. В солидарности, или активном сочувствии другим людям, проявляется наша с ними общность. В зависимости от уровня солидарностиразличаются и уровни (виды) общностей. · Множества. В них воплощается мнимая солидарность, отсутствуют взаимные социальные действия. К множествам относятся: 1. категории, то есть статистические совокупности индивидов, имеющие сходные социальные признаки (студенты, молодежь, женщины и т.д.); 2. агрегации, то есть объединения людей, пространственно находящихся в одном месте (пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т.д.); 3. массы, то есть большие совокупности индивидов, характеризующихся сходными, но не социальными действиями (люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы, люди, стремящиеся носить одинаковую одежду и т.д.). · Контактные общности, в которых воплощается кратковременная солидарность. Такие общности существуют в следующих формах: 1. аудитории — одноразовые, относительно кратковременные взаимодействия (слушатели концерта, зрители в театре и т.д.); 2. толпы — люди, объединенные сиюминутным событием (зеваки на пожаре, очередь за билетами и т.д.); 3. социальные круги — общности людей одного социального положения, собравшиеся вместе для удовлетворения своих потребностей (встреча друзей, конференция ученых, школьный бал и т.д.). · Групповые общности, в которых воплощается долговременная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями солидарность (семья, община и т.д.). В социологии наиболее глубоко исследован тип групповых общностей (социальных групп). 2.Методы сбора первичной социологической информации Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации: · анализ документов; · социологическое наблюдение; · опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос); · социальный эксперимент; · некоторые социально психологические методики (групповые тесты). Билет 29 1.Социальные группы. Основные виды социальных групп В зависимости от степени солидарности различают первичные и вторичные группы. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство «мы». Первичная группа — это чаще всего небольшая по численности неформальная группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами. Первичные группы (например, семья, родственники, друзья, ближайшие соседи) выполняют роль первого связующего звена между обществом и личностью. Вторичная группа — это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют межличностные эмоциональные отношения. Основное значение в этих группах (школьный коллектив, футбольная команда, рабочая группа и т.д.) придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Большие социальные группы — это совокупности людей, существующие в масштабах общества (классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности, возрастные группы и др.). Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредственного контакта с др. членами группы и даже не сознавать своей принадлежности к ней. Другой вид социальных групп образуют малые группы — это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе (семья, трудовой коллектив, соседские общности и т.п.). Отличительными чертами малой группы являются: · способ взаимодействия между ее членами; · членство, то есть чувство принадлежности к данной группе; · идентичность с точки зрения посторонних (отличающая группу символика, язык, манера поведения и пр.). Каждая малая группа обладает определенной структурой, выражающейся в системе статусов (позиций) и ролей. Различают также формальные и неформальные группы. Формальные группы функционируют в соответствии с установленными (обычно — официально) положениями, инструкциями, уставами. Неформальные группы складываются на основе личных симпатий и антипатий. 2.Метод социологического опроса: специфика, виды Самым распространенным методом получения первичной информации является опрос который широко используется в социальном менеджменте для обоснования принимаемых решений. Опрос как метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой и экономичностью, что делает его популярным среди предпринимателей и менеджеров, общественных и политических организаций. Однако для обеспечения репрезентативности данных опроса важно правильно сформировать совокупность респондентов. Опрос может проводиться в форме: · анкетирования; · интервью. Билет 30 1.Право как социальный институт Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, ибо главное его назначение — регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом. При всей очевидности функций и роли права в обществе его сущность, природа и содержание продолжают оставаться предметом дискуссий. В настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или «запретительный», и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности. Традиционный подход фактически отождествляет право с законом. Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это «нормальная», так сказать, житейская трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «запрещено все то, что не разрешено». Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает концепция, условно названная нами либеральной, которая возникла во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ч. Беккариа и др. Она исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а наоборот, — его права и свободы. Термину «право» было как бы возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права: это, прежде всего, именно право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения и пр. Иными словами, основой права, его первоначалом, первоэлементом признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы. 2.Анкетный опрос как метод социологического исследования. Композиция анкеты При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми: · анкетирование путем публикации вопросника в газете, журнале, книге (прессовое); · путем раздачи анкет группе респондентов. В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов. Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства. Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования. В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса. В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на поставленные вопросы. Требования к анкете: · необходимо дать инструкцию по заполнению анкеты; · на титульном листе анкеты должно быть название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей анкетирование, место и год издания; · вопросы и варианты ответов следует выделять шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст анкеты должен легко читаться. Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы. Анкета состоит из четырех частей: 1) Введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает информацию о цели исследования и правилах заполнения анкеты; 2) Информационная часть включает содержательные вопросы. 3) Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респонденах (например, пол, возраст, профессия и т.д. – “рапортичка”). 4) Заключительная часть содержит выражение благодарности опрашиваемому за участие в исследовании. По предметному содержанию выделяют вопросы: о фактах; знаниях; мнениях, установках, мотивах поведения. По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и открытые. Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да-нет»); альтернативными и «вопросами-меню». В открытых вопросах нет набора возможных ответов, что несколько затрудняет обработку полученного материала. Однако при открытых вопросах в большей мере учитывается мнение респонедента по рассматриваемой проблеме. Интервью является специфическим видом опроса. Чаще его применяют при пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной структуры (предприятия, организации). Вопросник интервьюер заполняет при непосредственном контакте с респондентом на основании ответов последнего. Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку. Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках. Опрос с помощью почтовых писем является дешевым, но требует четкого определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные вопросы. Социально-статистическая диагностика позволяет получить мнение о различных социально-экономических преобразованиях, работе государственных и муниципальных органов управления, влиянии телевидения на молодежь и другие группы населения. |