МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Советская эстрада и джаз (1920-1950)

Эстрадная музыка с 20-х годов прошлого века находится в центре внимания деятелей культуры и искусства, исследователей в различных областях знания, выступая как предмет полемики на страницах периодической печати и споров в научных кругах. На протяжении всей истории отечественного эстрадного искусства отношение к нему неоднократно менялось. Возникнув как музыкальное явление, оно также приобрело социальные черты в силу определенных исторических условий. Именно поэтому в отечественной науке сложилась традиция рассматривать эстрадное искусство, и в этом контексте джаз, а затем и рок-музыку, как проявления массовой культуры, которые становились объектом исследования в рамках социологии, социальной психологии и других общественных наук. Интерес культурологов и политологов к проблемам современной эстрады и социокультурным явлениям, порождаемых ею, не ослабевает и сегодня. По мере становления джаза как явления мирового музыкального искусства стали появляться исследования в области искусствоведения. В области изучения рок-музыки как составляющей музыкального искусства эстрады полностью был пройден тот же путь, что и в джазе.
В историографии изучения эстрадного искусства в России можно выделить три этапа. Первый этап (1920 – начало 1950-х годов) представлен архивными документами, публикациями тех лет в периодических изданиях, в сборниках и монографиях. Внимание исследователей, музыкальных и театральных критиков в 20-е годы прошлого столетия было обращено к джазу как серьезному направлению. Появились публикации в ведущих журналах, таких как «Театр и музыка», «Жизнь искусства». Не оставили без внимания эту тему и газеты: «Известия» (Одесса), «Киевский пролетарий».
Среди публикаций этого периода следует особо отметить серьезное издание «Джаз-банд и современная музыка». Этот сборник статей под редакцией и с предисловием С.Гинзбурга вышел в 1926 г. в Ленинградском издательстве Academia. В нем были опубликованы статьи таких профессионалов музыкального искусства как композитор Д.Мийо [Д.Мило], Л.Грюнберг, П.О.Гренджер, С.Серченгер, были отражены основополагающие темы истории изучения джазового искусства. В 1930-е годы интерес к джазу у отечественных авторов не ослабевает, но количество публикаций остается на прежнем уровне. В 20–30-е гг. эстрадное искусство, и, прежде всего джаз, с одной стороны подвергается острой идеологической критике, особенно со стороны Российской ассоциации пролетарских музыкантов – РАПМ. Рапмовцы выступали против коммерческого джаза и «музыкального дурмана». Близкую им позицию сформулировал М.Горький в статье «О музыке толстых», напечатанной в газете «Правда» и получившей широкий резонанс. Конечно, это был памфлет, сатирический образ. Откликом на решение Главреперткома 1931 г. о борьбе с шантанно-фокстротной музыкой, распространяемой через грампластинки, мюзик-холл и эстраду и призванной «обслуживать нэпманство и мещанство», становится появление резко критических статей С.Корева, П.Кержинцева, Н.Я.Брюсовой. В 1931 году в Харькове издается брошюра «На борьбу с вражеской музыкой» – «Против фокстрота и джаз-банда». Однако серьезные исследователи (А.Альшванг, М.С.Друскин) продолжают анализировать и изучать новые течения в музыкальной культуре. В журналах «Советская музыка», «Рабочий театр», «Интернациональная литература» появляются публикации, отличающиеся глубоким знанием предмета. Так в 1935 году газета «Советское искусство» публикует статью М.С.Друскина «У истоков джаза», в которой автор приходит к выводу, что в богатом арсенале средств музыкального выражения советской музыки будет найдено соответствующее место джазу. Особый интерес представляет статья Сергея Прокофьева «Музыкальная Америка», опубликованная в журнале «Интернациональная литература» (1939). Во второй половине 1940-х годов выходит несколько публикаций – краткий обзор современной американской музыки (1945) и статья об опере Дж.Гершвина «Порги и Бесс» Г.Шнеерсона (1946).
Откликом на Постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «Об опере Мурадели „Великая дружба“» явились публикации конца 1940-х годов – начала 1950-х годов: «Обсуждаем проблемы легкого жанра» в рубрике «Трибуна» (Советская музыка, № 9, 1949), «Против засилья американского джаза» (Советская музыка № 3, 1955), «Назревшие вопросы легкой музыки» (Советская музыка, № 6, 1955). Публикация «Обсуждаем проблемы легкого жанра» в журнале «Советская музыка» 1949 года клеймит позором «инструментальный жанр». На страницах этого же издания И.О.Дунаевский отмечает, что, несмотря на горячие дискуссии о допустимости тех или иных танцевальных инструментальных форм, эта музыка все равно продолжает жить, но под другими названиями. По принятой терминологии тех лет – «быстрый танец» – фокстрот, «лирический танец» – танго, либо блюз, «бодрые» марши и увертюры – те же фокстроты. Однако тон изложения И.О.Дунаевского значительно меняется в 1955 году. В статье «Назревшие вопросы легкой музыки» в журнале «Советская музыка» И.О.Дунаевский, возвращаясь к дискуссии тридцатых годов, «Симфония или джаз?», пишет, что легкая музыка, изгнанная из быта через дверь, стала проникать «через окошко», через все щели, и пока все спорили, быть или не быть джазу и как поступать с джазовой музыкой, прогрессивные музыканты на Западе сделали большие успехи. В этой же статье И.О.Дунаевский впервые ставит вопрос о необходимости профессионального образования, обучения трудному эстрадному искусству, открытия специальных эстрадных отделений в училищах и соответствующих факультетов при художественных вузах.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.