III. Уровни мнемической функции Необходимость рассматривать функцию памяти как многоуровневый процесс становится очевидной, когда мы обращаемся к анализу отдельных психических функций, их развития как в филогенезе, так и в онтогенезе. Была сделана попытка определить уровни мнемической функции в эволюционном плане. При этом, было обнаружено, что различные типы и формы памяти представляют собой уровни мнемической функции, которые возникают на определенных стадиях эволюции от низших к высшим организмам. Выделяют 7 последовательных уровней, которые составляют 3 ступени. Вид памяти | Уровень | Характеристика | Видовая память | Генетический | Биохимические реакции (наследственная информация закодирована с помощью молекулярной организации ДНК) | Индивидуальная память | Морфологический | Привыкание – краткое сохранение, запоминание следов Таксисы. Обратная сторона запоминания – забывание: исчезновение или прекращение биологической реакции на уровне популяции | Нейрональный - возникает с появлением многоклеточных организмов, развитие которых связано с возникновением н.с. | Условные связи, навыки Безусловные рефлексы | Нейропсихический – существенной увеличение возможностей памяти, механизмы обеспечения функции памяти становятся более совершенными | Условные рефлексы Безусловные рефлексы, инстинкты | Нейропсихический высшего порядка (ассоциации). Возникает такое свойство памяти как передача опыта | Условные рефлексы второго и высшего порядков Безусловные рефлексы, инстинкты | Социальная память: сигналы | Стадно-биологический | Подражание (способность к подражанию является врожденной, но конкретное подражание носит характер индивидуального приспособления Безусловные рефлексы, инстинкты | Знаки | Общественно-исторический - коллективный тип памяти | Речевое подражание Безусловные рефлексы, инстинкты | Лекция 9. Игры животных Игры животных и игры детей.Игры животных - комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно молодых животных), не имеющих улитарного значения (действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение животных, не приводящее к биологически значимым результатам). Различия.Игры животных и игры людей совсем иного качества. Так, игры детей по своей природе и по своему содержанию социальны, по мнению Д.Б. Эльконина - известного специалиста по психологии игры, «...она возникает из условий жизни ребенка в обществе, в ней воссоздаются социальные отношения между людьми ....», то, есть, играя, дети в меру своего детского понимания воспроизводят жизнь взрослых: их труд, быт, творчество, семейную жизнь, общение, но все это лишь «как бы», без тех жизненно необходимых результатов, на достижение которых, направлена деятельность взрослых людей. При этом дети овладевают «широким миром человеческих предметов», говоря словами выдающегося отечественного психолога А.И. Леонтьева, «человеческим отношением к предметам», что открывает ребенку «путь осознания человеческого отношения к предметам, то есть человеческого действия с ними». Сходства.Но в наиболее простых и ранних детских играх можно обнаружить некоторые черты общности. Это относится и к внешнему сходству форм выполнения ряда подвижных игр, и к включению в игровые действия замещающих предметов (и животное пользуется «игрушками») или игровых партнеров. А при более сложных играх в обоих случаях «проигрываются сценки, аналогичные эпизодам предстоящей взрослой жизни, причем, для этого играющими создаются условные ситуации, в которых они подражают поведению взрослых. Другое сходство - игра выполняется в «зоне безопасности» - под защитой родительской особи. Следовательно, игры возможны лишь в условиях высокоразвитой заботы о потомстве. Хотя эта забота у людей и животных осуществляется по-разному. Даже самые ранние игры детей формируются под сознательным, воспитывающим воздействием взрослых в условиях постоянного общения с ними, которое позднее приобретает развитый речевой характер. Родители направляют детскую игру в русло, приводящее к освоению предметов человеческого обихода и к социальной ориентации поведения ребенка. Этим же путем происходит (с помощью речи) начинается передача общественно-исторического опыта от одного поколения к следующему. В жизни и в играх животных этого ничего нет. Теории игр. 1. Немецкий психолог К. Гросс рассматривал игру у молодых животных (и у детей) как способ самосовершенствования. Согласно его теории игра - это предварительное упражнения форм взрослого поведения в особо важных сферах жизнедеятельности своего рода практика, готовящая подрастающее животное к жизни взрослых. При этом имелось в виду, что игра позволяет молодому животному упражняться без риска, ибо в этих условиях ошибки не влекут за собой пагубных последствий. 2. Теория Г. Спенсер рассматривал игровую активность животного как расход некой избыточной энергии. 3. Эта теория получила новое воплощение в современной концепции «вакумной активности», разработанной известным австрийским исследователем поведения животных К. Лорениом. Он описывает «действия вхолостую», то есть инстинктивные движения, выполняемые при отсутствии соответствующих раздражителей. В этих концепциях (Спенсера и Лоренца) доминирует представление, что когда животному некуда «девать» накопившуюся энергию, оно начинает с азартом выполнять незавершенные, бесполезные телодвижения, не приносящие ему никакой выгоды для обеспечения его жизнедеятельности. 4.Крайние позиции на игру животных некоторые ученые пытаются хотя бы частично объединить. Так, швейцарская исследовательница поведения животных М. Мейер -Хольцапфель назвала игру животных мнимой деятельностью. Но при этом она допускает, что в основе игры лежит «пробование», основанное на любопытстве. Играют, по ее мнению, лишь тогда когда не выполняются инстинктивные действия. 5. Другие ученые, наоборот, считают игру инстинктивными действиями, хотя и своеобразными, которые в отличие от сходных инстинктивных действий выполняются многократно и неутомимо. Против такого взгляда на игру возражали на том основании, что в отличие от всех инстинктивных действий не существует никаких особых «органов игры», не существует мозговых центров игры», в то время как для всех инстинктивных действий такие центры можно обнаружить. 6. Но большинство исследователей в настоящее время считает, что игра служит подготовкой к взрослой жизни и накоплению соответствующего опыта путем упражнения. Так, Эльконин Д.Б. высказал предположение, что игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает способность к ориентации в сложных и изменчивых условиях среды. Как упражнение рассматривает игру известный английский специалист по поведению животных У. Торп,указывая на то, что игра служит для приобретения животными навыков и для ознакомления с окружающим миром. Особое значение Торп придает при этом манипулированию предметами. 7.Большинство ученых особенно отечественных, придерживается концепции, предложенной К. Фабри. Он на основе своих исследований пришел к выводу, что игры животных представляют собой развивающуюся психическую деятельность. То есть то, что принято называть игрой составляет в своей совокупности основное содержание поведения животных в определенном периоде онтогенеза, который непосредственно предшествует взрослому (адультному) состоянию животного. Этот период Фабри назвал ювенильным (период юности), или игровым, можно его назвать и преадультным (предвзрослым). Таким образом, игры животных – это совокупность специфически ювенильных проявлений обычных форм поведения. Виды игр Игры животных Локомотивные Манипуляционные Компенсаторные Некомпенсаторные Локомоционные.Это игры, "ни с чем и ни с кем" с самим собой. Это подвижные игры, при которых животное постоянно меняет свое местонахождение: бесцельная беготня, кувыркание, подскоки, прыжки, барахтанье на суше, в воде и т. п. Их так называют, потому что они сводятся к перемещению животного в пространстве. К этой категории следует отнести и такие "гимнастические упражнения" раскачивание из стороны в сторону, различные движения конечностей. Примеры. Локомоционные игры копытных. Для них характерны стремительные пробежки, часто по кругу, скачки, резкое подбрасывание передней и задней части туловища, удары копытами, притоптывание. 1. У горного сибирского козла локомоционные игры детенышей происходят часто на крутых склонах, и рискованные прыжки козлят приводят иногда к несчастным случаям. 2. Детеныши газелей, внезапно, без внешнего повода бросаются вскачь по широкому кругу, то резко тормозя, то без видимых причин, стремительно наращивая бег, то отскакивая в сторону. У взрослых газелей такие прыжки разом перемещают их на большое расстояние, поэтому, спасаясь от хищников, газели используют такие прыжки. Такие прыжки встречаются и в брачных стычках и церемониях. 3. Молодые выдры оживленно катаются по полу (в неволе), извиваются, лежа на боку. Часто прячутся, то выскакивают из укрытия и снова быстро скрываются, то высоко подбрасывают зад и подскакивают. (Похожее поведение у молодых морских свинок). 4.Детеныши росомахи охотно катаются со снежных горок (как медвежата), скатывает или лежа, или кувырком, затем вновь поднимается на гору и вновь скатывается, образуя настоящие ледяные горки. Кувыркание - вообще постоянный компонент игр детенышей росомах, а попытки лазать появляются лишь в 8-недельном возрасте, и только к 11 - 12 неделям они начинают регулярно влезать на деревья. Только к 4-5 месяцам они овладевают этим умением. 5.Детеныши домовой мыши начинают после прозрения (12-15 день жизни) без видимых причин совершать странные, блошиные прыжки вверх или в сторону. Они напоминают те резкие прыжки, с помощью которых эти животные спасаются при внезапной опасности. 6. Самые разнообразные интенсивные локомационные игры встречаются у обезьян. У их детенышей они начинаются очень рано и выражаются в буйной возне, при которой производится сложные телодвижения. Они бегают с высокой скоростью, прыгают куда попало, летают с ветки на ветку, кувыркаются, вращаются вокруг себя, Они встают на голову, побежать на двух ногах, повиснуть вниз головой на ветке, держась за нее одной ногой. Как видно, локомационные игры способствуют общему физическому развитию молодого животного, прежде всего его способов передвижения и глазомера. Кроме того игры этой категории имеют и познавательное значение: молодые животные усваивают пространственные отношения, познают расстояния и тем самым развивают способность к ориентации. Манипуляционные.Различают компенсаторные и некомпенсаторные манипуляционные игры. Некомпенсаторные. Это игры, в кот объектами, то есть «игрушками» являются или предметы, с которыми животные встречаются в природе (камни, веточки и т.п.) или органы тела, например, хвост. Компенсаторные. Это игры с «суррогатными» предметами (игры с клубком ниток, тряпками и т.п.). То есть естественное поведение взрослого животного, кот. молодое животное еще не может (и не должно) выполнять, компенсируется в его играх сходными действиями с предметами заместителями. Пример. Бурый медведь бросал в реку большие камни и внимательно следил за тем, как вода булькала и расходилась широкими кругами и т .п. Казалось бы действия медведя лишены смысла, но польза состоит в том , что молодое животное, забавляясь, распространяет свою активность на новые объекты, знакомится с их свойствами, устанавливают все новые отношения со средой и в результате накапливает ценный опыт впрок. Такой опыт существенно расширяет общую базу поведения, делает его значительно более лабильным, гибким, страхует животное в необычных, особенно экстремальных условиях и позволяет делать ему открытия, изобретения, кот. могут оказаться чрезвычайно полезными и важными не только для особи, но даже и для прогрессивной эволюции всего вида. МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ I. История учений о мышлении животных Становление представлений о мышлении животных и ее проявлениях в разных сферах поведения имеет достаточно длинную историю. На всех этапах развития науки вопрос о наличии мышления у животных, степени его развития и роли в психике и поведении решался неоднозначно. 1) Донаучный период накопления знаний. Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII первой половины XIX века. Представления человека о поведении животных развивались вместе с его общими знаниями о природе. Наблюдения за дикими и прирученными животными способствовали появлению первых представлений об особенностях их психологии, постепенно вырабатывались приемы дрессировки. Укреплялась уверенность в том, что во многих случаях животные проявляют сообразительность, то есть обнаруживают зачатки разума. По мере накопления фактов о сложности и целесообразности поведения самых разных животных росло стремление не только преувеличивать их разумность, но и приписывать им чисто человеческие свойства сознание, волю, любовь, злобу и т.п. Такой подход к оценке поведения животных называется антропоморфическим (от anthrapos человек, morphe форма). В той или иной степени он нередко обнаруживается и теперь. Одна из актуальных задач современной науки о поведении преодоление антропоморфизма. С появлением и развитием естествознания (еще с середины XVIII века) оформилось подразделение поведения животных на две категории. Одну из них назвали «инстинктом» (от лат. instinctus побуждение). Это понятие появилось в трудах философов еще в III веке до н.э. и означало способность человека и животных выполнять определенные стереотипные действия в силу внутреннего побуждения. Вторую категорию явлений называли «разумом», но этим термином обозначали не собственно разумные поступки (как в настоящее время), а любые формы индивидуальной пластичности поведения, в том числе и те, которые обеспечиваются обучением (тенденция сводить понятие «разум животных» к более простым процессам отчасти сохраняется и по сей день). Характерный для того периода развития науки подход к поведению животных можно найти в трудах французского натуралиста Ж. Бюффона (1707-1788). В книге «Всеобщая и частная естественная история» (1810) он попытался систематизировать данные не только о морфологических особенностях разных видов животных, но и об их образе жизни, нравах и привычках. Ученый выступил с критикой антропоморфического подхода в трактовке поведения животных. При описании «естественной истории» отдельных видов он указывал, что одни животные «умнее других», т.е. допускал различия в их умственных способностях. Бюффон выступил против применения понятия «разум» к более элементарным формам поведения животных и тем самым способствовал созданию основ классификации отдельных форм поведения. Одно из первых научных определений инстинкта дал немецкий ученый Г. Реймарус (1694-1768). Он допускал наличие у животных действий, которые можно сопоставить с разумным поведением человека. Реймарус, так же как и его современники и предшественники включал в эту категорию прежде всего способность к подражанию и обучению. 2) Ф. Кювье об «уме» и инстинкте животных. Систематическое изучение поведения животных начинается с середины XIX века. Одним из первых экспериментальное исследование и сравнительную оценку некоторых его проявлений провел директор Парижского зоопарка Фридрих Кювье (1773-1837 Оценивая удивительные по «целесообразности» и «разумности» действия животных, например постройку хаток бобрами, он указывал, что такие действия совершаются не целенаправленно, а как проявление сложного инстинкта, в «котором все слепо, необходимо и неизменно; тогда как в уме все подлежит выбору, условию и изменяемости». Таким образом, вклад Ф. Кювье в развитие науки о поведении заключался в следующем: - он впервые показал возможность проявления инстинкта в условиях изоляции от типичных для вида условий среды; - попытался провести границу между «умом» и инстинктом; - дал сравнительную характеристику «ума» представителей разных таксономических групп (хотя использовал для этого не подходящие критерии). 3) Влияние эволюционного учения Ч. Дарвина на исследование повеления. Книга Дж. Роменса. «Канон Ллойда-Моргана». Решающее значение для возникновения и развития сравнительных и экспериментальных исследований поведения и психики животных имели труды Ч. Дарвина (1809-1882). Его учение о происхождении видов путем естественного отбора позволяло анализировать эволюционные аспекты поведения. Оно не только обогатило эмпирические знания, но и углубило теоретические представления ученых, а также определило использование сравнительного метода в этой области. В работах «О выражении ощущений у животных и человека» (1872; см.: 1953), а также «Инстинкт» и «Биографический очерк одного ребенка» (1877) Дарвин впервые использовал объективный метод изучения психики, хотя и реализованный в форме наблюдения, а не эксперимента. На большом фактическом материале Дарвин тщательно проанализировал репертуар выразительных движений у человека и животных, главным образом приматов. Обобщая результаты этого сравнения, Дарвин пришел к выводу, что проявления ощущений у животных и человека имеют много черт сходства. На этом основании он пришел к выводу об общности происхождения обезьян и человека, т.е. их родстве и преемственности. Дарвин впервые применил принцип объективного анализа к таким психическим явлениям (выражение эмоций), которые до того момента считались наиболее субъективными. Собранные Дарвиным многочисленные сведения о поведении животных в естественных условиях и в неволе позволили ему четко выделить три основные категории поведения инстинкт, способность к обучению и «способность к рассуждению». Он определял инстинкты как акты, которые выполняются одинаково многими особями одного вида, без понимания цели, с которой эти действия производятся. Вместе с тем Дарвин полагал, что зачатки разума («способность к рассуждению» reasoning) так же присущи многим животным, как инстинкты и способность к формированию ассоциаций (т.е. к обучению). Разницу между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, он определял как разницу «в степени, а не в качестве» (1896). Представление Ч. Дарвина о том, что психическая деятельность человека лишь один из результатов единого процесса эволюционного развития, стимулировало применение сравнительного метода в психологии, в частности сбор данных о чертах сходства психики животных и человека. Таким образом, вклад Ч. Дарвина в проблему мышления животных состоит в следующем: - впервые было введено представление о трех составляющих поведения и психики животных (инстинкт, обучение, рассудочная деятельность); - учение Ч. Дарвина способствовало применению сравнительного и эволюционного подхода в психологии. Одним из первых к проблеме сходства психики животных и человека обратился друг и единомышленник Дарвина Джон Ромене (1848 1894). Наибольшую известность получила его книга «Ум животных» (1888), где он выступил как натуралист, стремившийся доказать единство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюционного процесса. Гипотеза о наличии у животных элементов разума всегда существовала в массовом сознании в эмпирическом, бытовом понимании этого термина. Собранный Дж. Роменсом обширный материал, на первый взгляд, вполне отвечал этому представлению, но был весьма неоднороден: наряду с вполне достоверными наблюдениями было приведено и много непроверенных. Работа Дж. Роменса при всей своей неоднозначности представляла собой первую попытку обобщить факты разумного поведения животных и прочно привлекла внимание к этой проблеме. Большую роль в выработке критериев, необходимых для надежного разделения разных форм поведения, сыграли работы (преимущественно теоретические) английского психолога Моргана (1852-1936). Он одним из первых обратился к проблеме соотношения инстинктов и обучения в поведении животных. Рассматривая возможность изменения инстинктов под влиянием индивидуального опыта в книге «Привычка и инстинкт» (1899) и тщательно отграничивая все унаследованное, инстинктивное от индивидуально приобретенного, К. Л. Морган в то же время обращал внимание на постоянное переплетение этих компонентов в поведении животного. Ученый обратил внимание, что наследуются не только инстинкты, но и способность к усвоению определенных видов индивидуального опыта, т.е. указал на существование биологической предрасположенности к определенным видам обучения. Морган выступал против антропоморфизма в трактовке феноменов поведения животных. Он автор «правила экономии», известного как «канон Ллойда Моргана». Согласно «правилу экономии» «то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале». Это положение особенно важно при анализе и трактовке сложных форм поведения животных, при решении вопроса о том, можно ли их считать проявлениями разума. В работах К. Л. Моргана были сформулированы следующие положения, важные для развития науки о поведении, в частности о зачатках мышления: - взаимодействие инстинкта и приобретенных поведенческих реакций; - существует биологическая предрасположенность к некоторым формам обучения; - при изучении мышления животных необходимо следовать «правилу экономии». 4. Объективные методы изучения поведения и психики животных. Следующий этап в изучении поведения животных, и в частности наиболее сложных форм их психики, был связан с введением объективных методов исследования в противовес господствовавшему в психологии человека методу интроспекции описанию психики на основе самонаблюдения. Появляется целый комплекс близких, но самостоятельных дисциплин зоопсихология, экспериментальная и сравнительная психология, физиология высшей нервной деятельности; особое положение в этом списке занимает бихевиоризм. 4.1. И. П. Павлов - основоположник учения о высшей нервной деятельности. В основе учения И. П. Павлова лежал рефлекторный принцип, а «элементарной единицей» всех проявлений высшей нервной деятельности был признан условный рефлекс. Первоначально Павлов считал условный рефлекс аналогом психологического термина «ассоциация» и рассматривал его как универсальный приспособительный механизм. В дальнейшем метод условных рефлексов действительно послужил одним из основных способов объективного изучения физиологических механизмов поведения и психики животных. Эта сторона научной деятельности И. П. Павлова широко известна, однако она не исчерпывает ни его В той или иной степени были затронуты также проблемы онтогенеза поведения и начались работы по генетике высшей нервной деятельности. Однако менее всего известны эксперименты сотрудников павловской лаборатории, которые внесли определенный вклад в исследование проблемы мышления животных. 4.2. Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка. Американский ученый Эдвард Торндайк (1874-1949) наряду с И. П. Павловым считается основателем научного метода исследования процесса обучения у животных в контролируемых лабораторных условиях. Он первым из психологов применил к изучению психики животных экспериментальный подход. Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых «проблемных ящиков» (идея была подсказана К. Л. Морганом, который видел, как собака научилась открывать задвижку садовой калитки. Животное (например, кошку) помещали в запертый ящик, выйти из которого можно было, только совершив определенное действие (нажать на педаль или рычаг, открывающие задвижку). После множества «проб» (достаточно беспорядочных движений), которые в своем большинстве бывают неудачными, т.е. «ошибками», животное, наконец, совершает нужное действие, а при повторных помещениях в этот ящик выполняет его каждый раз быстрее и чаще. По Торндайку, исходным моментом поведенческого акта является наличие так называемой проблемной ситуации, т.е. таких внешних условий, для приспособления к которым у животного нет готового двигательного ответа. В книге «Интеллект животных» (1898) Торндайк утверждал, что решение задачи является интеллектуальным актом. На основе экспериментальных данных Торндайк сформулировал ряд законов поведения при решении животным задач, основанном на «пробах и ошибках». Эти законы долгое время служили важной теоретической базой экспериментальной психологии. Переход к строгой количественной оценке действий подопытного животного сделал Торндайка основоположником экспериментальной психологии животных. Работы Торндайка впервые позволили экспериментально разделить различные формы индивидуально приспособительного поведения. Первоначально предполагалось, что поведение животного в «проблемном ящике» будет служить демонстрацией разумного решения задачи. Торндайк показал, что в основе этого поведения лежит более простой процесс обучение методом «проб и ошибок». Таким образом, вклад Э. Торндайка в экспериментальную психологию состоит в следующем: - он одним из первых разработал метод изучения поведения в эксперименте, который надолго вошел в научный обиход; - сформулировал законы обучения, ввел количественные оценки этого процесса и способ его графического отображения; - впервые дал сравнительную характеристику способности к обучению животных разных видов; - показал, что в основе поведения, которое можно расценить как проявление разума, во многих случаях лежат другие, более простые по своей природе процессы; - благодаря исследованиям Торндайка успешно развиваются современные направления экспериментальной сравнительной психологии. 4.3. Бихевиоризм. Работы Дж. Уотсона, Б. Скиннера и других. Создателем бихевиоризма (от англ. behavior) был американский ученый Джон Уотсон (1878-1958). Он выдвинул радикальную для своего времени (начало XX века) идею о том, что предметом психологии животных и/или человека должно быть только такое поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить количественно. Этот подход еще более жестко и решительно, чем подход Торндайка, исключал применение интроспекции к изучению психики, а также попытки антропоморфических трактовок поведения животных с привлечением понятий «воля», «желание», «сознание» и т.п. Основные положения бихевиоризма Дж. Уотсон четко сформулировал в программной статье в 1913 г. «Психология глазами бихевиориста». Он утверждал: - поведение построено из секреторных и мышечных реакций организма, которые в свою очередь детерминированы действующими на животное внешними стимулами; - анализ поведения следует проводить строго объективно, ограничиваясь регистрацией внешне проявляющихся феноменов; - основным содержанием экспериментальной психологии является регистрация реакций в ответ на строго дозированное и контролируемое раздражение. Они активно отстаивали тезис, что исследования психики должны сводиться к изучению поведения, прежде всего к анализу связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (принцип «смежности» (contiguity) стимула и реакции). На долгие десятилетия формула «стимул-реакция» (S-R) стала рассматриваться как универсальная основа для интерпретации поведения. Бихевиористы (последователи Дж. Уотсона) сознательно отбрасывали возможность того, что какие-то «промежуточные переменные», например процессы переработки информации в нервной системе, можно оценить путем регистрации поведения. Сформулированные Уотсоном принципы получили очень широкое распространение |