ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Территория и индивидуальный участок Внутри того жизненного пространства, которое особь разделяет с другими представителями вида и которое обеспечивает ей безопасность и пропитание, она, как правило, выделяет себе территорию с четко очерченными границами. Находящиеся в глубине этой территории укрытие, нора, гнездо или логово составляют индивидуальный участок, ожесточенно защищаемый животным от всякого вторжения (не исключая порой и вторжения самца, если спаривание уже произошло) (рис. 11.2). О том, какие территории или индивидуальные участки необходимы отдельным людям, известно немного. Размеры территории и степень ее защиты у разных людей неодинаковы и зависят от возраста, социального положения и т. д. Индивидуальный же участок представляет собой невидимое пространство, в котором нуждается каждый человек и внутри которого он с трудом переносит присутствие других людей1. Меж- 1 В комнату ребенка входят иначе, нежели в комнату подростка или в комнату родителей. В некоторых случаях границы территории обозначены очень четко (обнесенные оградой «частные владения», территории охотничьих и рыболовных клубов и т. п.). В других случаях границы более размыты; таковы, например, границы территорий городских «шаек» или участков в кафетерии, в котором группы студентов, как правило, занимают одни столики, а преподаватели, обслуживающий персонал и представители администрации-другие. Величина занимаемого человеком пространства зависит от его социального положения; обычно кабинет генерального директора будет гораздо более внушительным, чем кабинеты преподавателей, не говоря уже о комнатушках, выделенных для личных вещей студентов. Человек и другие люди 73 Рис. 11.2. Жизненное пространство представляет собой нейтральную зону, которую в отличие от расположенной в ее пределах «территории» животные не защищают активно. Территория в отличие от жизненного пространства имеет четкие границы, которые маркируются животным с помощью пахучих веществ (секреты желез, моча, фекалии) или зрительных и слуховых сигналов. Помимо расположенного в центре главного убежища на территории имеются дополнительные убежища, а также места для кормежки, дефекации и т.п. личностная дистанция устанавливается неписаными правилами и различна в разных культурах. Например, жители Северной Европы нуждаются в большем обособлении, чем представители африканских, арабских или южноамериканских сообществ. Для западных сообществ Холл (Hall, 1966) идентифицировал четыре основные зоны, размеры которых зависят от степени близости отношений между людьми. Они соответствовали: 1) интимной дистанции, варьирующей от прямого физического контакта до 20 см от тела партнера; 2) личной дистанции в пределах от 45 см до 1,2 м, позволяющей -тодям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки; 3) социальной дистанции, варьирующей от 1,2 до 3,5м, при которой возможность физического соприкосновения заменяется голосовым кон-тактом; 4) «публичной» дистанции более 3,5 м, которая устанавливается на Яубличных собраниях, в суде, аудиториях и т. п. Факторы окружающей среды В многочисленных исследованиях делались попытки выяснить эффекты перенаселенности в крупных городах (рис 11.3). В большинсгве случаев было показано, что очень высокая плотность населения порождает у людей чувство одиночества и собственной безликости, вызывает уход в себя, апатию и очень часто склонность к враждебным действиям (см. документ 11.2). Похоже, однако, что в таких странах, как Япония, Китай или Индия, где существуют культурные традиции, регулирующие социальное поведение, подобные проблемы переживаются людьми реже. Значительные нарушения психического равновесия у людей может вызвать и шум. Дети, у которых дома было шумно, обнаруживали в школе более низкую успеваемость (см. документ 11.3). Кроме того, отмечается, что люди, подвергающиеся воздействию значительного шума, менее склонны оказывать помощь другим и быстрее приходят в ярость (Page, 1977; Donnerstein, Wilson, 1976). Загрязнение среды, вызываемое автомобилями, промышленностью или курением, тоже сильно сказывается на восприятии и способности человека к обучению, усиливая его психическое напряжение и раздражительность (Zilman et al., 1981). |