МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Документ 10.2. Детское мышление





Представление о мышлении ребенка как о «примитивном» или «сумасшедшем» мышлении, существенно отличном от мышления взрос­лого человека по своим формам и содержанию, возникло в результате работ таких психологов, как Клапаред (Claparede, 1873-1940), Пиаже, Валлон и многие другие.

Для структуры мышления ребенка от 3 до 7-8 лет характерны два главных признака - эгоцентризм и синкретизм, которые накладывают отпечаток на все его видение мира и расшифровку воспринимаемого.

Эгоцентризм

Зачастую эгоцентризм ошибочно определяют как представление ребенка, что все вокруг имеет к нему отношение. Во многом такое определение неточно, так как для ребенка это «все» не существует само по себе. С самого рождения он воспринимает мир лишь как свое продолжение, имеющее смысл только в плане удовлетворения его потребностей. Таким образом, речь идет о субъективном восприятии, препятствующем какому бы то ни было различению связей между самим ребенком и внешними объектами и тем более не позволяющем уста­навливать связи или отношения этих объектов между собой. Для ребенка мир таков, каким он воспринимает его собственными глазами и ощущает через извлекаемые из него удовольствия; восприятие ре­бенком реальности не может быть объективным.

И ребенок, который звонит по телефону своей бабушке и говорит:

«Бабушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!», и ребенок, убежден­ный, что бакалейщик продает конфеты, чтобы сделать приятное детям, обнаруживают свое насквозь эгоцентрическое видение мира.

Хотя эгоцентризм мало-помалу смягчается на стадии конкретных операций, нередко можно встретить и взрослого человека, который, входя в комнату, восклицает: «Бррр... Закройте окно, тут так холодно!». Вместо того чтобы сначала убедиться в обратном, он выносит соб­ственное суждение об окружающем от имени всех присутствующих.

Синкретизм

Ребенок, которому эгоцентризм мешает уловить связь между пред­метами, имеет тем не менее «смутное и неверное» представление о некоем целом, в котором все перепутано без разбору и отдельные детали которого выступают для ребенка в зависимости от представляе­мого ими интереса. Клапаред назвал такое восприятие мира детским синкретизмом, три грани которого характеризуют мышление ребенка.

 

 

Развитие «Я»

 


 


речь идет об интуитивном и глобальном мышлении с рядоположным рассмотрением деталей.

Интуитивный характер синкретизма проявляется в том, что ребенок, будучи неспособным устанавливать связи между разными элементами ситуации, не имеет возможности оправдывать свои действия и еще меньше в состоянии приводить доводы в пользу того, что он утвержда­ет.

Так, если ему нужно поделить между собою и своим маленьким приятелем 6 конфет, он отдаст 3 конфеты другу и 3 оставит себе, но обоснует свой дележ не словами «если от 6 отнять 3, будет З», а скорее следующим рассуждением: «Ну, ладно, если 3 разделить на 2, будет 6!». Точно так же нередко можно услышать и диалог вроде того, что приводится ниже, где путаница в терминах вызывает общую неразбе­риху:

- Они двигают лодки?

-Да.

- Кто приводит в движение лодки?

- Вода.

- А кто приводит в движение воду?

- Лодки.

Глобальность синкретизма заключается в том, что ребенок не спо­собен воспринять существующую организацию элементов. Поэтому он видит лишь нерасчлененное целое. Например, ребенок трех или четырех лет легко может узнать страницу книги, которую он любит слушать, даже если он не умеет читать и не имеет никакого представления о значении букв и слов.

В качестве примера смешения понятий, типичного для глобализма шестилетнего ребенка, Валлон приводит следующий диалог:

Валлон. Как бывает, когда человек умрет?

Ребенок. Умирают. Закрывают глаза, а потом их везут закапывать и потом кладут венки и начинают поливать цветы. Иногда их просто кладут, иногда на кладбище ходят гулять. Иногда рабочие копают могилы, а потом посыпают песком.

- Зачем они копают могилы?

- Чтобы класть мертвых.

- Откуда видно, что человек умер?

- Потому что он лежит на смертном одре.

- Откуда люди знают, кого класть на смертный одр?

- Потому что он умер.

- Из чего видно, что он умер?

- Потому что его закапывают.

- А как узнать-умер он или нет?

- Это видно в могиле.

Детали воспринимаются как рядоположные - ребенок наобум выч­леняет из целого отдельные элементы, не будучи в состоянии связать их ни между собой, ни с целым. Если у ребенка спрашивают, как работает велосипед, он скорее всего ответит так: «Ну, видишь, вот колеса,.. потом


52 Ггава !0


 


А. "Прозра' изображ
Б. Ансамбль примыкающих друг к другу элементов


Рис. 10.24. Детские рисунки с признаками синкретизма.

вот педали и вот цепь... а потом колеса крутятся, и цепь тоже». Такой подход порождает много путаницы в причинах и следствиях. Вот пример такой путаницы в диалоге между взрослым и отвечающим на его вопросы шестилетним ребенком.

- Ты знаешь, что такое ночь?

- Это когда заходит солнце.

- Почему, когда заходит солнце, наступает ночь?

- Потому что так нужно, потому что все кончили работам, Все устали.

- Почему наступает ночь?

- Чтобы спать.

Ум ребенка

То, как ребенок объясняет мир, его убеждения и предрассудки прямо определяются структурой его мышления, насквозь проникнутого эго­центризмом и синкретизмом. Согласно Пиаже, склад ума ребенка характеризуется реализмом, анимизмом и артифициализмом.

Детский реализм выражается в неспособности ребенка видеть вещи объективно, самими собою, как это свойственно реализму взрослых. То. что собственное «Я» ребенка систематически вторгается во внешнюю реальность, приводит к систематической путанице между его «Я» и внешними предметами. Поэтому, изображая мир, ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает. Именно этим можно объяснить прозрачность изображаемых вещей (рис. 10.24). Этим же объясняется и убежденность пяти-шестилетних детей, что действие их сновидений развертывается


Развитие «Я» 53

непосредственно в их комнате или что название предмета так же реально, как и сам предмет, и способно наделять этот предмет не­зыблемыми признаками. (Для ребенка кошка, не умеющая мурлыкать или не позволяющая себя гладить, не может быть настоящей!)

Анимизм есть результат проецирования ребенком собственного «Я» на вещи, при котором он наделяет сознанием и жизнью прежде всею «одушевленные» предметы (автомобили, суда и т. п.), способные дви­гаться самостоятельно (облака, солнце, река и т.д.). Это свойство ума сохраняется у ребенка до 11 или 12 лет. Лишь в этом возрасте ребенок начинает признавать живыми только биологические организмы.

Артифициализм обусловлен тем обстоятельством, что ребенок, счи­тающий себя центром Мироздания, убежден, что все сущее-горы, деревья, звезды...-могло быть создано лишь по воле человека. Подоб­ное «артифициалистское» мышление особенно проявляется в «опре­делениях по предназначению», которые ребенок дает разным объектам в возрасте 5-6 лет:

- Что такое стул?

- Это на чем сидят.

- Что такое солнце?

- Это чтобы нам светить.

- Что такое мама?

- Это кто готовит еду.

Источник: Hotyat F., Course de psychologie de 1'enfant, a 1'usage dcs ecoles normales, Paris, Nathan, 1972.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.