МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ





Обычно различают два состояния бытия: бодрствование и coil Мы будем говорить о третьем состоянии: сознавании /awareness/. В этом состоянии индивидуум определенно знает, что именно он делает в «бодрствующем»состоянии, так же как иногда мы можем, проснувшись, знать, что нам только что снилось.

Например, в сорок лет человек может заметить, что одна его нога короче другой, после того как он в связи с болями в пояснице обратится к врачу, получит рентгеновский снимок к врач обнаружит дефект. Это возможно потому, что так называемое «бодрстзующее» состояние больше напоминает сон, чем сознавание.

Сон часто считался подходящим состоянием для введения у человека тех или иных усовершенствований. Куэ использовал моменты засыпания для самовнушения и собственно сон для внушения. В гипнозе человек вводится в состояние частичного или глубокого сна, чтобы более поддаваться внушению. В некоторых современных методах сон используется не только для внушения, но и для изучения математики или иностранных языков.

КОМПОНЕНТЫ «БОДРСТВОВАНИЯ»

Четыре компонента создают бодрствующее состояние: ощущение, чувст­вование, мышление и движение. Каждое служит основой для целого ряда методов усовершенствования.

В ощущение мы включаем, помимо известных «пяти чувств* кинестетиче­ские ощущения, охватывающие ощущения боли, ориентацию в пространстве, течение времени и ритм.

В чувствование мы включаем, помимо общеизвестных эмоций вроде радо­сти, печали, раздражения и пр., - самоуважение, униженность, сверхчувстви­тельность и другие сознательные и бессознательные эмоции, окрашивающие нашу жизнь.

Мышление включает все функции интеллекта, такие как противопостав­ление левого и правого, добра и зла, хорошего и дурного; понимание, знание, классификацию вещей, нахождение и узнавание правил, воображение, зна­ние, что нечто ощущается или чувствуется; память всего вышеназванного и т.д.

Движение включает все перемещения в пространстве и времени, в состо­янии и конфигурации тела и его частей, в том числе - дыхание, еду, говорение, циркуляцию крови, пищеварение.

РАЗЛИЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ - АБСТРАКЦИЯ

Можно лишь в речи выделить один из этих компонентов, в реальности ни один момент бодрствующего состояния не проходит без участия их всех. Невозможно, например, вспомнить событие, человека или пейзаж, не исполь­зуя хотя бы одно из ощущений - видение, слышание, обоняние и т.п., - не. связывая с этим память образа себя, такую как представление о своей позе, своем возрасте, внешности, о своих действиях, приятных или неприятных чувствах.

Из этого следует, что детализированное внимание к любому .из компонен­тов повлияет на все остальные и на человека в целом. Действительно практи­ческое совершенствование человека предполагает постепенное совершенст­вование как частей, так и целого.

СИСТЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЖУТСЯ БОЛЕЕ

РАЗЛИЧНЫМИ В ТЕОРИИ, ЧЕМ ОКАЗЫВАЕТСЯ i НА ПРАКТИКЕ

Реальные различия между системами совершенствования не столь велики в отношении того, что они делают, сколько в отношении того, о чем они говорят. Явно или неявно большинство систем построено на предположении, что человек имеет внутренние предрасположения, которые могут быть изме­нены - подавлены, контролируемы, вытеснены. Системы, предполагающие, что человек обладает фиксированным характером, рассматривают каждое из его качеств или свойств как кирпичик в здании: тот или иной кирпичик может быть неправильно положен или вообще отсутствовать.

От человека, который хочет помочь себе, здесь требуются годы усилий, иногда этому нужно посвятить всю жизнь.

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА

В ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ

К УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВ

Статический подход превращает исправление в длительный и сложный процесс. Я полагаю, что это основано на ложной предпосылке, ибо невозмож­но исправить кирпичики в структуре человека или вложить недостающие. Жизнь человека - постоянный процесс, и в улучшении нуждается качество процесса, а не качества человека.

Многие факторы влияют на этот процесс, и они должны быть соединены, чтобы сделать его пластичным и самоусовершенствующимся. Чем яснее по­нимаются основы процесса, тем большими будут достижения.

ОШИБКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

В любом сложном процессе отклонения используются для корректиров­ки; так же и в совершенствовании человека ошибки и отклонения должны быть не подавляемы, вытесняемы, или преодолеваемы каким-либо силовым образом, а использованы для направления совершенствования.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ-ЛУЧШИЙ СПОСОБ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Замечено, что любой из четырех компонентов «бодрствующего» состоя­ния влияет на все остальные. Выбор движения как основного средства само­совершенствования имеет следующие основания:

1) Нервная система занята преимущественно движением

Движение занимает нервную систему более, чем что-либо другое, потому что мы не можем ощущать, чувствовать или мыслить без разнообразных и сложных последовательностей движений, управляемых мозгом, направлен­ных на поддержание тела в поле тяготения; в то же время мы должны знать, где мы находимся ив каком положении. Чтобы знать свое положение в поле тяготения по отношению к другим телам, или чтобы изменить положение, мы используем ощущения, чувства и силу нашего мышления.

Полная вовлеченность всей нашей системы в бодрствующем состоянии часть любого метода самосовершенствования, даже тех, которые, предполо­жительно, имеют дело только с одним из четырех компонентов.

2) Качество движения легче различимо

Наше представление об организации тела в поле тяготения яснее и опре­деленнее, чем относительно других компонентов. О движении мы знаем больше, чем о гневе, любви, ревности или даже о мысли. Относительно легче научиться определять качество движения, чем качество других факторов.

3) Опыт движения более богат

Все мы обладаем большим опытом движения, и большой способностью к движению, чем к чувствованию или мышлению. Многие люди не отличают повышенную возбудимость от чувствительности, считают развитую чувстви­тельность слабостью, подавляют беспокоящие их чувства и избегают ситуа­ций, в которых они могут возникнуть. Мышление также ограничивается мно­гими людьми. Свободомыслие предполагается опасным для принятых норм поведения не только в религии, но также в областях этики, экономики, морали, секса, искусств, политики и даже науки.

4) Способность к движению существенна для самооценки

Физическое строение и способность к движению по-видимому более важны для образа себя, чем что бы то ни было еще. Достаточно понаблюдать ребенка, заметившего какой-то недостаток внешности, отличающий его от других детей, чтобы убедиться, что это существенно влияет на поведение. Если, например, его позвоночник не развился нормально, ребенок будет ис­пытывать трудности в движениях, требующих точного чувства равновесия, и ему придется применять постоянные сознательные усилия для того, что дру­гие дети делают совершенно естественно. Такой ребенок будет развиваться иначе, чем другие: ему приходится заранее думать и готовить себя, он не может опираться на спонтанные реакции. Эти трудности подрывают его уве­ренность в себе и мешают ему развиваться в направлении его естественных склонностей.

5) Всякая мышечная деятельность - это движение

Любое действие начинается с мышечной деятельности. Смотрение, гово­рение, даже слушание требуют мышечных действий (при слушании мышцы регулируют натяжение барабанной перепонки в соответствии с громкостью воспринимаемых звуков).

В каждом движении учитывается не только координация, пространствен­ная и временная точность, но также и интенсивность. Длительная релаксация мышц делает движение медленным и слабым, длительное перенапряжение создает порывистые и угловатые движения; и то и другое проявляет состояние психики и связано с мотивом действия. Так, у невротиков и у людей с неста­бильным образом себя можно обнаружить нарушения мышечного тонуса, соответствующие типам заболеваний. В то же самое время такие аспекты действия, как ритм и координация в пространстве и времени могут оставаться удовлетворительными. Даже неопытный человек может, наблюдая прохожих на улице, различать нарушения регуляции интенсивности движений и выра­жений лица.

6) Движения отражают состояние нервной системы

Мускулы работают в результате непрерывных потоков импульсов в нерв­ной системе; поэтому мышечный паттерн вертикального положения, выраже­ния лица, голоса и т.п. отражают состояние нервной системы. Ни поза, ни выражение лица, ни интонации голоса не могут быть изменены без изменения в нервной системе, которая мобилизует и порождает внешние видимые изме­нения.

Таким образом, говоря о мышечных движениях, мы можем иметь в виду в действительности импульсы нервной системы, которая активирует мышцы; сами мышцы не могут действовать без управляющих ими импульсов. Хотя сердечная мышца младенца в утробе начинает' сокращаться раньше, чем появляются контролирующие ее позже нервы, она работает не так, как позже, когда нервная система регулирует ее действие. Из этого мы может вывести заключение, которое может поначалу показаться парадоксальным: улучше­ние действий и движений может проявиться лишь после того, как имеется улучшение функционирования мозга и нервной системы; совершенствование действий тела отражает изменение в работе центральной нервной системы. Сами по себе эти изменения невидимы, видимо лишь их внешнее выражение.

7) Движение - основа сознавания

Большая часть того, что происходит внутри нас, скрыто от нас или неясно, пока не достигает мышц. Мы знаем, что происходит внутри нас, если мышцы лица, сердца, или дыхательного аппарата организуются в паттерны, известные как страх, возбуждение, смех или какое-либо знакомое чувство. Хотя нужен очень небольшой промежуток времени, чтобы организовать мышечное выра­жение внутренней реакции или чувства; все мы знаем, что можно удержать смех, прежде чем он будет заметен другим, и так же можно сдержать выраже­ние страха и других чувств.

Мы не сознаем, что происходит в нашей центральной нервной системе, пока на сознаем перемен в позе, положении равновесия и пр., поскольку эти изменения легче почувствовать, чем изменения, происходящие в самих мыш­цах. Мы можем задержать полное мышечное выражение, поскольку процессы в той части мозга, которая имеет дело со специфически человеческими фун­кциями, значительно медленнее, чем процессы в тех частях, которые касаются функций, общих для человека и животных. Именно медленность первых процессов дает нам возможность судить и решать, действовать или нет. Вся система организуется таким образом, что мышцы готовы как выполнять дей­ствие, так и воздержаться от его выполнения.

Как только мы начинаем сознавать средства, используемые для организа­ции выражения, мы получаем возможность обнаружить стимул, который за­пускает всю структуру. Иными словами, мы узнаем стимул для действия, или причину реакции, когда мы в достаточной мере сознаем организацию мышц, приготовившихся к определенному действию. Иногда мы можем начать со­знавать, что в нас что-то происходит, не будучи в состоянии точно определить, что именно. Это связано с организацией нового паттерна, который мы еще не знаем, как интерпретировать. Если он возникнет несколько раз, он уже станет знакомым; мы найдем его причину и будем замечать уже первые признаки процесса. В некоторых случаях опыт требует многих повторений, прежде чем о к будет узнаваться. В конце концов мы обнаруживаем, что происходит внутри нес, v. сознаем это, в основном благодаря мышцам. Небольшая часть этой информации достигает нас через оболочку, то есть кожу, покрывающую все тело, слизистую оболочку пищеварительного тракта и дыхательных органов, а также внутренние поверхности рта, носа и ануса.

S) Дыхание - это движение

Наше дыхание отображает каждое эмоциональное или физическое уси­лие, любое беспокойство или нарушение. Оно чувствительно также к вегета­тивным процессам. Нарушения в работе щитовидной железы, например, вы­зывают особый род дыхания, по которому и диагностируют эти нарушения. Любой неожиданный сильный стимул вызывает приостановку дыхания. Каж­дый знает по собственному опыту, как тесно связано дыхание с чувствами и сильными эмоциями.

На протяжении всей истории человечества мы можем встретить системы и правила, предназначенные для достижения успокаивающего эффекта по­средством совершенствования дыхания. Человеческий скелет организован таким образом, что почти невозможно правильно организовать дыхание без удовлетворительного расположения тела в поле тяготения. Реорганизация дыхания удается настолько, насколько мы косвенно совершенствуем органи­зацию скелетных, мышц, улучшая позу и движение.

9) Основа привычки

Наконец, есть еще одно, самое важное основание для выбора аспекта движения в усовершенствовании человека. Все поведение, как мы отмечали, есть мобилизация мышц, ощущения, чувствования и мышление.

Теоретически каждый из компонентов может быть использован в качестве основного; но мышцы играют столь большую роль, что если исключим их паттерн в моторной части коры, остальные компоненты паттерна определен­ного действия дезинтегрируются.

Моторная часть коры головного мозга, где устанавливаются паттерны, активирующие мышцы, находится лишь несколькими миллиметрами выше слоев мозга, имеющих дело с процессами ассоциации, связывающими все чувствования и ощущения человека.

Фундаментальной характеристикой нервной системы является то, что мы не можем осуществлять одновременно некоторое действие и другое, ему противоположное. В любой данный момент вся система обладает некоторой общей интеграцией, и тело выражает ее в данный момент. Поза, ощущения, чувствование, мышление, атакже химические и гормональные процессы объ­единяются в одно целое, которое уже не может быть разделено на части. Это целое может быть сло:хньш и сложно организованным, ко оно интегрирует систему в данный момент.

В каждой такой интеграции мы сознаем только те элементы, которые охватывают мышцы, кожу и слизистые оболочки. Мы уже видели, что мышцы играют основную роль в дознавании. Вместе с тем, невозможно, чтобы в мышцах произошло изменение без предшествующего изменения в моторной части коры. Если каким-то образом происходит изменение в коре и тем самым изменение в паттернах или их координации, основа дознавания каждой эле­ментарной интеграции дезинтегрируется.

Благодаря близости в головном мозге моторной части коры и тех структур, которые отвечают за мышление и чувствование, а также благодаря диффузии и распространению процессов в головном мозге значительные изменения в моторной коре дадут параллельные изменения в мышлении и чувство ьании.

Фундаментальное изменение двигательной основы паттерна единичной интеграции разрушит связь целого, лишит мышление и чувствование укоре­ненности в привычном рутинном паттерне. В таких условиях легче осущест­вить изменения в мышлении и чувствовании: привычка потеряла свою глав­ную опору и изменение стало более возможным.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ

АБСТРАКЦИЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕКУ

Как уже было сказано, весь жизненный процесс может быть разбит на четыре компонента: движение, ощущение, чувствование и мышление. Последний элемент в большинстве аспектов отличается от движения. Можно предложить взгляд, что мышление в той форме, в какой мы находим его у чело­века, специфически человечно. Хотя некоторые проблески мысли и можно обнаружить у высших животных, абстракция без сомнения принадлежит иск­лючительно человеку: гармоническая теория музыки, пространственная гео­метрия, теория групп, теория вероятностей - немыслимы вне человеческого ума. Человеческий мозг и нервная система в определенной своей части обла­дают структурными особенностями, которые существенно отличаются от структур в другях частях, в целом сходных с мозгом других живых существ. Здесь ке место говорить об анатомических и физиологических различиях, достаточно общего описания структуры.

СОБСТВЕННО ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ МОЗГА

Мозг требует для своего существования определенной химической среды и определенной температуры. Каждое живое тело содержит структуры, уп­равляющие и регулирующие химические и тепловые процессы целого, обес­печивающие внутренние требования каждого живого организма. Если эти структуры будут неправильно работать, организм может оказаться нежизнес­пособным. Эти структуры симметричны и наследуются во всех деталях своей и функционирования.

ВНУТРЕННИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИМПУЛЬСЫ

Вторая группа структур мозга имеет дело со всем, касающимся внешнего вырг-жекия внутренних жизненных потребностей. Потребность в поддержа­нии определенных параметров внутренней среды порождает внутренние стремления, которые находят свое выражение по отношению к внешней среде. Это осуществляется лимбической системой, - группой структур, занимаю­щихся движением индивидуума в поле тяготения и удовлетворением внутрен­них импульсов, таких как голод, жажда, элиминация. Короче говоря, они занимаются внутренними потребностями, которые усиливаются, если не на­ходят удовлетворения, к ослабляются или исчезают после удовлетворения, пока потребность ке возрастает вновь, и цикл не начинается сначала.

Все чудеса, которые мы обычно называем инстинктами, - такие как по­стройка птичьих гнезд, тканье пауком паутины, способность голубя или пчелы находить дом на большом расстоянии, - основаны на этих структурах.

НАЧАТКИ СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

В деятельностях такого рода уже проглядывают специфические особен­ности человеческой нервной системы. Структура, организация и деятель­ность з основном наследуются, но не целиком, в отличие от первых систем, которые наследуются полностью, и изменяются лишь с эволюционным изменением видов.

Инстинкты не так устойчивы и определенны, как часто думают; сущест­вуют небольшие инстинктивные различия между индивидуумами. В некоторых случаях инстинкт слаб, и для осуществления действия нужен определен­ный индивидуальный опыт; так. например, некоторые младенцы не сразу умеют сосать, и нужно стимулировать их губы соской. В некоторых случаях инстинкт допускает определенную меру приспособления к обстоятельствам, здесь обнаруживается первый проблеск способности изменяться с изменени­ем обстоятельств, - начатки способности к обучению. Так, например, птицы научаются строить гнезда из нового материала, если их помещают в совер­шенно новую среду. Но такое приспособление затруднительно, и ке все индивидуумы к нему способны, некоторым это вообще не удается. Приспо­собление инстинктов к требованиям новой среды может зайти так далеко, что приближается к тому, что мы привыкли называть пониманием и научением.

ТОНКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - ПРЕРОГАТИВА

ЧЕЛОВЕКА

Третья группа структур мозга касается деятельностей, отличающих чело­века от животных. Это супралимбическая система, которая в гораздо большей степени развита у человека, чем у любого из высших животных. Эта система обеспечивает тонкую дифференциацию мышц руки, создавая возможность образования множества паттернов, ритмов и способов деятельности. Эта си­стема превращает человеческую руку в инструмент игры на музыкальных инструментах, рисования, письма и многих других искусств. Супралимбическая система дает подобную чувствительность мышцам рта, гортани, дыха­тельного аппарата. Здесь также возможности многообразной дифференциа­ции порождают разнообразие звуков различных языков, множество способов пения и других звуков.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Структура и ткани этой части нервной системы также наследуются, но их функция в большей степени зависит от индивидуального опыта. Нет двух одинаковых почерков. Почерк индивидуума зависит от языка, который был первым при освоении письма, от способов обучения, от того, какие ручки или карандаши при этом использовались, от позы, принимаемой во время письма, и т.д., - т.е. он зависит от всего, что влияет на формирование паттернов или кодов в моторной коре мозга при письме.

Произношение матери и особенности ее речевого аппарата в большой степени влияют на развитие речевого аппарата - мышц языка, рта, гортани и пр., - индивидуума. Особенности родного языка определяют относительную силу мышц рта и структуру ротовой полости до такой степени, что сколь бы хорошо ни овладел человек впоследствии другим языком, можно определить, какой язык был первым по трудностям приспособления к новому языку. В этом примере индивидуальный опыт становится фактором, определяющим струк­турное развитие не в меньшей степени, чем унаследованные факторы.

ПОНЯТИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ПРОИСХОДИТ

ИЗ СТРУКТУРЫ

Деятельность третьей системы асимметрична, т.е. левая стороны отлича­ется от правой, - в отличие от симметричности, господствующей в предыду­щих двух системах. Эта асимметрия лежит за дифференциацией левого и правого. Если доминирует правая рука, то речевой центр формируется в левом полушарии, и наоборот. /Примечание переводчика: Книга Фельденкрайза опубликована в 1972 году, так что его внимание к функциональной асимметрии мозга весьма показательно; современные исследования этой темы, зани­мающие тысячи публикаций - монографий, статей, сборников, - дают, разуме­ется, гораздо более сложную и дифференцированную картину, в частности, и относительно соответствий доминирующей руки и речевых центров, а также латерализации родного и позже выученных языков. Популярное изложение см., например, в книге В.В. Иванова «Чет и нечет»У Можно полагать, что эта первичная оппозиция между правым и левым - основа наших представлений вообще о противоположностях. Поскольку правая рука обычно более функ­циональная, то во многих языках слово, соответствующее правой стороне, одновременно означает правильность, законность, авторитетность, и т.д. /Прим. пер.: в том числе в русском языке; интересно, вместе с тем, что в болгарском языке «право» означает «прямо»./

Примитивная мысль противопоставляет хорошее дурному, белое - черно­му, холодное - горячему, свет - тьме, видя в них оппозиции как конфликт. Более развитое мышление затруднится приписывать им противопоставлен­ность в каком-либо реальном смысле. Например, темнота или холод никак не являются противоположностями света или тепла: темнота имеет место там, где. нет света, что же касается отношений тепла и холода, то они еще более сложны.

ОБРАТИМЫЕ И НЕОБРАТИМЫЕ ФЕНОМЕНЫ

Связь между центрами эмоций в третьей системе значительно слабее, чем связи двух предыдущих систем. Сильные эмоции, такие как гнев или ревность, нарушают деятельность этой новой, тонкой системы и сбивают мысль. Однако мысль, вообще не связанная с чувством, оторвана от реальности. Мозговая деятельность как таковая нейтральна и может одинаково хорошо обращаться с противоположными утверждениями. Чтобы выбрать мысль, должно быть по меньшей мере чувство, что определенная мысль «правильна», то есть соот­ветствует реальности, хотя бы субъективной; если субъективная реальность «правильная» объективно, мысль может иметь общечеловеческую ценность.

Мозговая деятельность сама по себе не может выбрать одно из двух следующих утверждений: «Можно добраться до луны» и «Невозможно до­браться до луны», - поскольку обе мысли приемлемы как таковые. Только опыт может наделить мысль свойством «правильности», «истинности». Для многих поколений первая мысль была ошибочной, и «с луны свалился» гово­рилось о человеке, лишенном чувства реальности.

Что касается мозговой деятельности самой по себе, многие процессы могут быть как обратимыми, так и необратимыми. В реальности большинство процессов необратимы. Спичка, которой чиркнули и которая зажглась, не может вернуться в коробку и быть снова неистраченной спичкой; дерево не может превратиться в росток.

Процессы, связанные с временем, необратимы, потому что время само необратимо. Немногие процессы того или иного рода обратимы, то есть могут шаг за шагом пройти в обратном направлении таким образом, чтобы состоя­ние, предшествующее процессу, полностью восстановилось. Мозговой про­цесс, не связанный с реальностью, не создает мысли, так же как беспорядоч­ные сокращения мышц не создают движения или действия.

ЗАДЕРЖКАМЕЖДУ МЫСЛЬЮ И ДЕЙСТВИЕМ -ОСНОВА СОЗНАВАНИЯ

Нервные пути в третьей системе более разработаны и длиннее, чем в первых двух. Большинство действий третьей системы выполняется посредст­вом первых двух, хотя у третьей системы есть пути осуществления прямого контроля над исполнительными механизмами. Опосредованность процесса создает отсрочки в самом действии, так что фраза «Сначала подумай, потом сделай» - не пустая фраза.

Между тем, что возникает в супралимбической системе, и исполнением тела существует задержка или отсрочка. Эта задержка, промежуток между мыслительным процессом и его переводом в действие достаточно велик, чтобы удержать действие. Возможность создать образ действия, а затем от­ложить его исполнение, или совсем отказаться от него - основа воображения и интеллектуального суждения.

Большинство действий, инициируемых третьей системой, исполняются посредством команд первых двух, более древних в мозге человека, так что их скорость ограничена скоростью этих более древних систем. Так, например, невозможно воспринять значение напечатанного текста быстрее, чем глаза могут пробежать по странице. Мысль не может быть выражена быстрее, чем произносятся выражающие ее слова. Из этого следует, что ускорение чтения и ускорение произнесения - средства ускорить мышление.

Возможность приостановиться между созданием мыслительного паттер­на определенного действия и выполнением этого действия - физическая основа сознавания. Эта пауза дает возможность рассмотреть, что происходит внутри нас в тот момент, когда формируется намерение действия и тогда, когда действие выполняется. Возможность отсрочить действие - продлить период между намерением и выполнением - это возможность для человека изучить себя. А в человеке есть что изучать, потому что системы, воплощающие внутренние импульсы, действуют автоматически, как это происходиту большинства высших животных.

ДЕЛАТЬ - НЕ ЗНАЧИТ ЗНАТЬ

Выполнение действия никоим образом не доказывает, что мы знаем, хотя бы поверхностно, что мы делаем, и как мы это делаем. Если мы попытаемся проделать действие с постоянным сознаванием, то есть проследить за ним в деталях, мы тут же обнаружим, что даже простое иобычное действие, вроде вставания со стула - таинственно, и мы не имеет никакого представления, как это делается: сокращаем ли мы мышцы спины, или живота; напрягаем ли мы сначала ноги, или сначала направляем тело вперед; что при этом делают наши глаза, голова? Легко показать, что человек не знает, что он делает. Он, таким образом, не имеет свободного выбора, он может лишь вернуться к привычному метод)', который состоит в том, чтобы дать себе приказание встать, и предо­ставить его исполнение специальной организации в себе, которая выполнит действие «как обычно».

Это показывает, что самопознание не проходит без значительного усилия, и может даже мешать выполнению действия. Мышление и интеллект, кото­рые знают - враги автоматического, привычного действия. Этот факт хорошо иллюстрируется историей о сороконожке, которая не могла сдвинуться сместа, когда задумалась, какой ногой она двигает после двадцать третьей.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.