Сделайте вывод о преобладании у испытуемых черт того или иного темперамента. Каковы особенности работы с холериками, флегматиками, меланхоликами? Как вы учитываете типы темпераментов учащихся в своей педагогической деятельности? Выявить силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов можно с помощью следующего эксперимента: группе испытуемых предложить прочитать небольшой текст, записать его (по памяти), подчеркнув подлежащее одной чертой, сказуемое — двумя, определение — волнистой линией, допол- Нение — пунктиром, обстоятельство — точками. В процессе выполнения задания обратить внимание на двигательную активность испытуемых — присуща им подвижность или мед. лительность? Наличие торопливости. По общей работоспособности можно судить о силе или слабости типа высшей нервной деятельности (быстрая утомляемость говорит о слабости типа). При преобладании возбуждения над торможением испытуемым добавляют лишние элементы. Различную степень подвижности характеризуют скорость перехода от выполнения задания одного вида к другому и ошибки при этом. 19. Характер человека проявляется в его поступках, в поведении и деятельности. Поэтому для изучения характера следует проанализировать поступки человека. Для изучения выделите группу учащихся (8—10 человек) и постарайтесь установить: особенности их поведения в обычной деятельности (на уроке) и в ходе спортивного соревнования (обратить внимание на активность и проявление волевых качеств характера), во время трудовой деятельности; выполнение порученного задания (домашние уроки, общественные поручения, помощь семье и т. д.). Это позволит выявить отношение к коллективу, развитие чувства долга; Взаимоотношения с товарищами по классу. Ученики, за которыми вы ведете наблюдения, не должны об этом знать. Как вы в своей педагогической деятельности воспитываете положительные черты характера у учащихся (коллективизм, трудолюбие, любовь к Родине и т. д.) и преодолеваете отрицательные? Проанализируйте какой-либо отрывок из литературного произведения, в котором ярко раскрываются отдельные черты характера (можно использовать отрывок из повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», В.А. Сухомлин-ского «Дума о человеке» и др.). После прочтения рассказа проанализируйте, о каких чертах характера свидетельствуют поступки героев. С какими качествами личности и психическими процессами связаны обнаружившиеся черты? 21. Определите индивидуально-психологические особенности личности ребенка по предъявляемым ниже фотографиям. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ внимание и наблюдательность Каку васс вниманием?Задание рис. 1), которое здесь предлагается,— дно из многих испытаний на концен-рацию и переключение внимания ля лиц, готовящихся стать операторами. Итак, надо оценить и просум-шровать показания нескольких рупп стрелочных приборов с учетом нака и цены деления. Какие именно :риборы составляют каждую из групп всего их пять), показывают схемы маршрута» суммирования, помещение внизу. Заметьте, сколько секунд ы затратили на выполнение всего за-ания; подсчитайте количество пра-ильных ответов (они даны ниже). 'еперь рассчитайте коэффициент по-езной работы К, характеризующий спешность выполнения теста: К^-\0\ Если К получился более 190 — тлично; 181-190 — хорошо; 171-80 — удовлетворительно; 161-170 — лохо. Рис. 1. Поиск закономерностей.В левом квадрате (рис. 2) в определенном порядке помещены восемь физиономий. Найдите закономерность, по которой они расположены, и определите, какое лицо из первого квадрата должно за- ны места соприкосновения с одним из нять свободное место в левом. четырнадцати предметов: дверной руч- На первыйвзгляд эти две кар- кой, карандашом, отверткой, зонтиком, тинки (рис. 3) совершенно одинако- зубной щеткой, клещами, молотком, вые. Но если вы приглядитесь внима- ложкой, чайной чашкой, ключом, нож- тельно, то найдете по крайней мере 12 ницами, бутылкой, телефонной трубкой, различий. электрической лампочкой. Отпечатки на руке.На каждой из Определите, какой предмет держа- четырнадцати ладоней (рис. 4) показа- ла каждая рука. Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6. Жалко вазу!Хозяйка вытирала вазу (рис. 5), сделала неловкое движение и выронила ее. Попытайтесь по черепкам определить, какая из шести представленных на рисунке ваз разбилась. Лабиринт (рис. 6). Дорожки лабиринта расположены в трех уровнях. Задача состоит в том, чтобы попасть из точки входа вверху лабиринта в комнату, расположенную в его центре. Сообразительность Футбольный турнир.Одна из страниц справочника «Футбол» с опубликованной на ней таблицей областных финальных игр по футболу оказалась залитой чернилами. Все, что осталось от таблицы, имело следующий вид. | В | Н | п | | м | 1. Динамо | | | | | 7:0 | 2. Спартак | | | | | 4:4 | 3. Торпедо | | | | | 1:7 | 4. Зенит | | | | | 5:4 | 5. Алмаз | | | | | :3 | Попробуйте восстановить таблицу и определите результаты всех матчей ого финала. При этом следует по-шть, что: 1) за выигрыш команда шучает 2 очка, за ничью — 1 очко, проигрыш — 0 очков. 2) Команды в рнирной таблице расположены в ответствии с занятыми местами. 3) ри распределении мест в случае ра-нства очков во внимание принимать разница забитых и пропущенных ячей. Числовой ребус. В примере на слоение двух простых чисел все цифры менены буквами (Регул — это звез-1 в созвездии Льва). Одинаковыми гквами обозначены одинаковые циф-ii. Восстановите первоначальный вид римера. Альфа+Льва =Регул Группировку имен.Расклассифи-ируйте в группы шесть приведенных иже имен по любым обобщающим ризнакам. В качестве примера мож-о привести группу 1,4, 5, составлен-ую из женских имен. Сколько еще рупп вам удастся выделить? 1. Гертруда. 2. Билл. 3. Алекс. 4. !эрри. 5. Белла. 6. Дон. Утилизирование предметов.Со-гавьте список, в котором должны ыть перечислены всевозможные при-[енения следующих вещей: кирпич, д;етка для обуви, карандаш. Постарай-есь придумать максимальное число тих вариантов. При этом учтите, что ответы должны быть реальными, осмысленными. На составление списка по каждому [з предметов отводится 5 минут. Подобие фигур.Из шести фигур, [риведенных на рисунке 7, выделите руппы, которые объединяются общи-ш признаками. Рис. 7. Крестики-нолики (рис. 8). Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не сталкивался с этой немудреной, но довольно интересной игрой: на неограниченном клетчатом поле надо построить в линию (по горизонтали, вертикали или диагонали) пять своих фигур. Такая же задача — построить пять своих фигур в линию и не дать противнику опередить себя — стоит перед соперником. Вероятно, далеко не все знают, что эта игра имеет тысячелетнюю историю. Это игра международная, правда, в разных странах она называется по-разному. Вам представляется возможность пополнить свой теоретический багаж построения стратегически выигранных позиций в предстоящих сражениях, решив предлагаемые задачи. В них даются типовые позиции, приводящие к победе. Для того чтобы можно было записать и партию и ответ с помощью нотации, взята часть поля 10x10 клеток. Каждая из задач начинается с хода крестиком, выигрыш достигается в указанное число ходов. | | | | | | | | | | | 10 9 8 7 5 4 3 2 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | X | о | о | о | о | X | | | | | | о | | | | | | | | | | | X | | | | | | | | | о | | о | | | | | | | | | | X | X | X | | | | | | О | | X | | о | | | | | | | | | | | о | | | | | | | | | X | о | X | | | | | | | | | | | | | | | | | | X | | X | | X | | | | | | | | | | | | | | | | | | о | | | X | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Задача № 1 Выигрыш в 4 хода Задача № 2 Выигрыш в 4 хода | | | | | | | | | | | 10 9 8 5 4 3 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | X | | X | | | | | | | | X | | X | | | | | | | о | X | X | X | X | о | | | | | | X | X | X | X | о | | | | | | X | | о | о | | | | | | | X | | о | | о | | | | | | О | X | о | | X | | | | | | | X | о | | X | | | | | | | | | | о | о | о | | | | | | | | О | о | О | | | | | | | | | | о | | | | | | | | | | О | | | | | | | | | | | | о | | | | | | | | | | о | | | | | | | | | | | | X | | | | | | | | | | X | | | Задача № 3 Выигрыш в 4 хода Рис. 8. Испытание.Пятеро друзей решили записаться в кружок любителей логических задач. Но староста кружка предложил им вначале выдержать вступительный экзамен. «Вы будете приходить к нам каждый вечер, семь дней подряд. При этом вы должны соблюсти несколько условий. Вот они: 1. Если Андрей приходит вместе с Дмитрием, то Борис должен отсутствовать, но если Дмитрий отсутствует, то Борис должен быть, а Виктор пусть не приходит. Задача №4 Выигрыш в 5 ходов 2. Андрей и Виктор одновременно не присутствуют и не отсутствуют. 3. Если Дмитрий придет, то Григорий приходить не должен. 4. Если Борис отсутствует, то Дмитрий должен присутствовать, но это в том случае, если не присутствует Виктор. А если Виктор присутствует, то Дмитрий приходить не должен, а Григорий должен прийти. 5. В каждый из семи дней друзья должны приходить к старосте в разных сочетаниях». Друзьям удалось-таки стать чле-ми кружка любителей логических ;ач. А вы сумеете? Куриный график.У тети Даши ло 8 кур, и все они неслись, но не ; ежедневно. Часть кур неслись едневно, часть через день, а осталь-[е через два дня. В понедельник хозяйка достала 8 ц, а с понедельника по субботу лючительно, т, е. за 6 дней, она со-ала 31 яйцо. Известно, что число кур, которые злись через два дня, в три раза мень-i суммы числа кур, которые неслись ждый день и через день. Найти, сколько кур неслись каж-й день и через два дня и в какой ажайший день тетя Даша достанет гнезда еще 8 яиц. Кто когда дежурит.Семь друзей-ржинников дежурят в своем райо- по очереди всю неделю. Каждый одному вечеру. Андрей дежурит на :дующий день после Сергея. Борис курит на два дня раньше, чем Гриши. Дима дежурит через два дня зле того дня, который предшеству-дежурству Евгения. День дежур-<а Федора, который приходится на ■верг, находится как раз посереди-между двумя днями дежурства Бо-за иСергея. Ктов какой день дежурит? Шифрограмма.Группа полиции по >ьбе сконтрабандой на островке жада перехватила радиограмму: СОИТОЖ ОЩЕМНР БКАОБА ОДБАТГ ГУЗЬЕО ДТГЯПА ЕРЛЕНМ УДРИИМ ЗЕККАО ВЗУСЛБ ОПНЕОА ЛЕТББВ |