Типы волевой активности личности | Показатели волевой активности | | Направленность | Сила | Устойчивость | Широта | 1-йтип | Положительная | Сильная | Устойчивая | Широкая | 2-й тип | По ложите л ьн ая | Сильная | Устойчивая | Узкая | или: | Положительная | Сильная | Неустойчивая | Широкая | или: | Положительная | Сильная | Неустойчивая | Узкая | 3-й тип | Положительная | Слабая | Устойчивая | Широкая | 4-й тип | Отрицательная | Слабая | Устойчивая | Широкая | 5-й тип | Отрицательная | Сильная | Устойчивая | Узкая | или: | Отрицательная | Сильная | Неустойчивая | Широкая | или: | Отрицательная | Сильная | Неустойчивая | Узкая | 6-й тип | Отрицательная | Сильная | Устойчивая | Широкая | Какие механизмы воли проявляются в дан-jm случае? 15. Во время воздушного боя летчик получил 1ертельную рану. В какое-то мгновение он по-ш, что, если выпустит из рук штурвал самоле-I, погибнут все, кто там находится. И вот лет-IK продолжает управлять самолетом. Благопо-гчно сажает его и... из самолета его выносят ке мертвым. Какая функция воли проявляется в данном учае? Дайте психологическое объяснение отменному факту. 16. В школьной практике довольно часто алкиваешься с высказыванием учителей: «У бя, как всегда, в голове одни глупости», «Я ни-го лучшего от тебя и не ожидал» и т. д. Всегда ли эти замечания могут дать по-жительный эффект? На формирование каких левых качеств личности учеников это влияет? 17. Почему оценка знаний должна быть ъективной? В каких случаях оценка стимули-ет развитие волевых качеств личности? 18. Какие, на ваш взгляд, приемы работы д собой способствуют формированию волевых честв личности? 19. Эмоциональное состояние учителя час-определяет успех его педагогической деятель-сти. Выполните задание: опишите, какие эмо-ональные состояния возникают у вас при под-говке к урокам и при их проведении (преобла-ющее настроение, состояние вдохновения, засть к работе и т. д., поддаетесь ли вы аффек-я и как это сказывается на работе). Для большей достоверности можно провести сложный эксперимент, в результате которого выяснить, как меняется выражение переживаний в связи с изменением ситуации и деятельности. Испытуемым последовательно показывается набор фотографий, изображающих учащихся в разных видах деятельности, с просьбой ответить, какую эмоцию переживает ученик, изображенный на фотографии, и чем это может быть вызвано. В итоге следует сделать вывод о возможности определения эмоций через выразительные движения человека (мимику, пантомимику). Обратите внимание на соответствие между переживаниями и их выражением. 20. Одним из проявлений воли человека является его выдержка. На конкретных примерах установите: умеет ли ученик владеть собой во время урока, при выполнении трудных заданий и т. д.; является ли выдержка привычной для него или требует больших усилий? В чем наиболее ярко проявляется невыдержанность испытуемого? Что вы в своей практической работе делаете для преодоления невыдержанности учащихся и развития выдержки как волевой черты характера? Данные наблюдений подкрепите выделением волевых компонентов в сознании и поведении школьников. С этой целью проанализируйте характеристики, составленные на учеников вашего класса, и в них: выберите материал, раскрывающий волевую сторону личности учащихся; определите, какие волевые свойства представлены у того или другого школьника: раскройте с помощью материала характеристик общую структуру воли каждого ученика. XIII. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Узловые вопросы темы 1. Понятие о темпераменте и его типах. 2. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. 3. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента. 4. Общее понятие о характере и его природе. 5. Структура характера. 6. Формирование характера. 7. Понятие о способностях. 8. Структура способностей. 9. Врожденное и приобретенное в способностях. 10. Диагностика способностей. Основные психологические понятия по темам «Темперамент» и «Характер» Абулия — болезненное безволие, проявляющееся в неспособности принять самое простое решение. Интровертированностпь — термин введен Айзенком для обозначения типа личности. И. проявляется в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склон- ности к углубленному самоанализу. Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события. Сензитивностпь — повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сангвиник — тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью. Тип высшей нервной деятельности — устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы. Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Флегматик — тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний. Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических осо- бенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. Холерик — тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности. Экстравертированность — характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям. |