МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Становление и формирование Посольского приказа





Роль Византийского наследия в дипломатии Средневековой Руси

Образцом для варварских королевств была дипломатическая служба в Восточной Римской (Византийской) империи. Сохранив старые римские традиции, все более изощряясь в новой, сложной и опасной обстановке, когда чаще приходилось полагаться на хитрость и интригу, чем на силу, византийская дипломатия оказала огромное влияние на всю дипломатию средневековья.

Принципы и методы византийской дипломатии во взаимоотношениях с «варварскими» государствами включали в себя, прежде всего, установление межгосударственных договорных отношений, вводивших международную политику в правовое русло, теоретически препятствовавшее неожиданных набегов, разгрому городов, оказанию военного давления, что и подтверждают договоры Византии с Русью в 907 и 911 годах.

Именно с этих договоров и начались дипломатические отношения с Византией. Так как Русь только образовалась как государство, древняя и сильная Византия оказала большое влияние на Русь, в частности на ее дипломатию.

Одним из самых важных факторов распределения своего влияния на окружающий мир Византия считала христианство. Причем вера и церковь являлись не только фактором духовного, культурного взаимодействия, но и мерой разрешения политических конфликтов. Вместе с христианством на Русь пришли первые письменные законы – византийские номоканоны – кормчая книга. После принятия христианства повысился международный авторитет Руси, она стала полноправным членом христианской Европы.

Определяющее влияние византийских норм сказалось в использовании византийских весовых и денежных мер - литр (в тексте договора 911 года), система летоисчисления и датировка акта (договоры 911 и 944 гг.)

Использование символики ритуала и большого престижного значения византийской титулатуры – также один из методов византийской дипломатии, отраженный и в русско-византийских договорах. Самое важное заимствование из византийской символики было, конечно, з аимствование герба – двуглавого орла.

Наряду с символикой титулатуры и дипломатического этикета, очень важное место в отношениях с чужеземцами уделялось церемониям приемов, торжественных обедов, официальных и неофициальных бесед. Ритуал подобных целых представлений был строго дифференцирован в зависимости от ранга гостя, последовальность «мизансцен» досконально расписывалась в руководствах по приемам послов и режиссировалась. Прекрасным образцом такого памятника, особенного для изучаемого периода, является трактат «О церемониях византийского двора» 0 обрядник, авторство которого до последнего времени относили к императору Константину VII Багрянородному. В к ниге приводятся примеры организации приемов различных иноземных послов, именно благодаря этому произведению мы столь подробно знаем обстоятельства посольства княгини Ольги. Обращалось внимание на эстетическое, эмоциональное воздействие на гостей увиденного в византийской столице. С этой целью демонстрировались императорские и церковные сокровища, памятники искусства, драгоценности. Этой же цели служили и богатые подарки визитерам, поднесение которых сопровождалась особым ритуалом. Многие такие ритуалы переняли русские дипломаты у византийцев и широко их использовали.

После падения Византийской империи Россия стала считать себя ее преемницей. Теория Москва – третий Рим стала очень популярной в России в XVI веке. Идея подразумевала, что вслед за Константинополем Москва станет столицей христианства в Европе и будет покровительницей всех христиан. Таким образом поднялся бы статус Русского государства.

Византийская дипломатия сильно воздействовала на русскую, и ее влияние прослеживается в дипломатии Средневековой Руси.

Посольский обряд

В XVI-XVII веках сформировался, так называемый Посольский обряд, т.е. дипломатический этикет. Так как русские дипломаты очень много переняли у своих иностранных коллег, в Москве сложился довольно сложный этикет. Основа обряда была западная, но она приобрела закостенелый характер и обросла азиатскими условностями. За время существования Посольского приказа произошло немало казусов, связанных с русскими посольствами в других странах. В представлении московских дипломатов все государи делились на ранги, т.е. не каждого государя, русский царь мог считать своим братом. Послы всегда получали от Посольского приказа наказ, так сказать должностные инструкции, что и как делать, как себя вести и.т.д. Неограниченных полномочий они никогда не имели, поэтому при непредвиденных обстоятельствах посылали гонцов в Москву. В наказах строго прописывался церемониал посольства. До аудиенции у царя послам запрещалось вести переговоры с министрами или даже посещать их. Нельзя было представляться государю одновременно с послами других стран. Важными были указания, как приветствовать иностранного государя. Московский этикет не приветствовал унизительного проявления почтения, поэтому государя приветствовали стоя, не садясь на колени. Также московское правительствовало, чтобы государь самолично принимал грамоту у посла. По возвращении послы представляли подробнейший отчет о своей поездке в виде дневника, где по дням было перечислено все, что они говорили, слышали и видели за границей. Не менее сложным был ритуал приема иностранных гостей в столице. На границе послов встречали воеводы пограничного города. С момента вступления на русскую почву послы получали еду в больших количествах, но не самого лучшего качества, на почве чего всегда происходили недоразумения. Послов встречали с почетом, но они также не должны были видеться с должностными лицами до аудиенции у царя. Послы должны представляться в шляпах. Существовало много условностей и обе стороны в равной мере следили друг за другом в соблюдении таковых. Важным ритуалом было подписание договоров. Договоры утверждались под присягой – «крестным целованием». Царь присягал в присутствии иностранных послов. С течением времени режимы послов смягчались.

 

Становление и формирование Посольского приказа

Посольский приказ, как первое на Руси внешнеполитическое ведомство, дотоле в течение 500 лет отсутствовавшее и не имевшее никакого аналога или хотя бы прообраза, отдаленного подобия, сформировался не сразу, не на основе волевого решения царя или боярской Думы, а складывался и видоизменялся постепенно, в зависимости от конкретных потребностей в течение всего времени своего существования за более чем 150 лет, т. е. с 1549 по 1700 г. (фактически) и по 1717 г. (формально).

Хотя одним из главных направлений политики каждой страны является внешняя политика, в Киевской Руси и до начала правления Ивана III не существовало органа, отвечающего за этот важный аспект. Все вопросы внешней политики решались царем и Боярской Думой. За прием послов отвечали казначеи, а в качестве послов выступали греки и итальянцы, находившиеся на службе у царя. Они обладали более ловким, напористым характером, были более культурны, а потому казались незаменимыми дипломатами. Но с возрастанием роли Русского государства, стало необходимо появление особого органа. В XVI веке появляется орган, ведающий международными сношениями. Он складывался из влиятельных великокняжеских дьяков, которые специализировались на переговорах с иностранными послами. В 1549 был создан «Посольский приказ» и главой был назначен дьяк И.М. Висковатый. Этим назначением было положено начало «Посольскому приказу», как особому органу.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.