МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Специфика управленческой деятельности как профессии.





Многие студенты, пришедшие учиться на специальность «го­сударственное и муниципальное управление» имеют двойственное представ­ление о профессии управленца. Первое предполагает романтически-парад­ный официоз государственной хроники, блеск и достоинство политических и государственных лидеров, парадность представительских мероприятий и точность государственного протокола. Второе более удобное и понятное – государственный или муниципальный служащий, чиновник с перспективой удачной карьеры в масштабах огромной страны, приличный социальный па­кет и предсказуемость будущего, что в сегодня уже привлекает.

В последние годы, судя по анкетам и опросам, абитуриентов все чаще привлекает возможность участвовать в модернизации социальной действи­тельности, условий развития общества и государства. И все-таки основная мотивация выбора профессии – возможность получить знания и качества личности, которые позволят стать современным специалистом в области управления людьми, организационными и общественными процессами. При этом возможно непосредственное участие в решении актуальных проблем го­сударственного и муниципального управления, реализации национальных проектов и формировании будущего своей страны.

 

Курс «Введение в специальность: государственное и муниципальное управление» является начальным и предшествует изучению ряда теорети­ческих и прикладных курсов, таких как «Теория управления», «Система госу­дарственного и муниципального управления», «Конституционное право», «Административное право», «Теория и организация государственной служ­бы» и т.д.

Цель курса:

ñ описать профессию, рассказать о её истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда, парадоксах и сложностях управ­ленческой деятельности, представить модель личности управ­ленца как совокупность профессионально творческих, индиви­дуально-психологических, социально-демографических, нравственных и гражданских качеств.

Задачи курса:

ñ познакомить студентов с профессией, моделью современного специалиста или бакалавра в сфере государственного и муници­пального управления;

ñ освоить способы овладения ею путем обучения, самопознания и саморазвития. В связи с этим рассматриваются такие темы, как история, система и проблемы управленческого образования, формы учебной деятельности, культура умственного труда, способы саморазвития творческой личности.

ñ обозначить объёма знаний, необходимых для получения данной специальности, которая предполагает изучение большого коли­чества дисциплин юридического, экономического и социаль­но-управленческого циклов. Поскольку основными понятиями, объединяющими вышеперечисленные сферы знаний, являются «управление» и «государственное управление», именно они поз­воляют объединить в единое целое знания об основах госу­дарственного строительства, функциях государства и методах государственного воздействия на общество, особенностях орга­низации местного управления, принципах формирования госу­дарственного аппарата и корпуса государственных и муници­пальных служащих. Курс предполагает ознакомление с основами методологии научного творчества и базовыми понятиями этого вида деятельности. В результате изучения курса студенты долж­ны сформировать мировоззренческое представление о выбран­ной специальности, её особенностях и преимуществах.

Лекции сопровождаются семинарскими, тренировочными и тестовыми занятиями. Курс предполагает использование материалов периодической пе­чати, творческие работы в форме эссе, изучение нормативно-правовых доку­ментов и изменений в них. Достаточное внимание уделяется социально-поли­тическим условиям осуществления современного государственного управле­ния в России. Приветствуются исследования по культуре умственной дея­тельности, саморазвитию и особенностям труда государственного и муници­пального служащего.

Студенты получают рекомендации по литературе, что предполагает большой выбор и достаточную степень самостоятельности в соответствии с их личными интересами и склонностями, а также потребностями в овладении профессией.

Цели семинарских занятий.

Семинарские занятия преследуют несколько целей:

ñ Систематизация знаний и закономерностей управления общественны­ми делами в масштабах государства и на местном уровне;

ñ Ознакомление с актами, являющимися источниками государственного и муниципального права;

ñ Усвоение основ теории государственного и местного само- управления на опыте России и других государств;,

ñ Создание четких представлений об организации работы органов госу­дарственного и местного самоуправления;

ñ Развитие у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценке.

ñ Методы работы на семинаре.

Подготовка к семинарским занятиям включает использование лек­ционного материала, изучение нормативных материалов и литературы, под­готовку докладов, обзоров, рефератов, сообщений по заданию преподавателя.

Формами работы на семинарах являются выступления по вопросам темы, сочетающие изложения теоретических положений с анализом практи­ки. В отдельных случаях по поручению преподавателя студенты готовят доклады, в которых особое внимание должно быть уделено дискуссионным вопросам теории и практики современного государственного и местного самоуправления.

Проверка знанийосуществляется по выступлениям студентов на се­минарских занятиях, при собеседовании на консультациях, а также при про­ведении контрольных работ по пройденному материалу.

При оценке выступлений учитываются глубина знаний теоретических проблем государственного и местного самоуправления, культура речи, систе­ма письменного изложения необходимого материала. Особое внимание уде­ляется умению самостоятельно мыслить, аргументированному обоснованию критических выводов и т.д.

Вопросы, выносимые на семинарские занятия, не могут рассматри­ваться как исчерпывающие. Возможно их расширение при изучении курса с учетом реального процесса государственного и местного самоуправления, научных исследований, инициативы руководителей семинарских занятий и студентов.

 

История профессии государственный и муниципальный служа­щий.

Российскому государству более тысячи лет, и все это время развива­лось государственное и местное управление. У истоков стояли древнерусские князья Владимир Святитель (Владимир Красное Солнышко) Ярослав Муд­рый и Владимир Мономах. История сохранила знаменитую дворцовую тет­радь – царскую кадровую картотеку и другие документы известного рефор­матора государственного управления Ивана IV Васильевича. Особенно большую роль в реформировании государственной и местной власти и управ­ления сыграли Петр I, Екатерина II, Александр II, известные реформаторы управления М.М. Сперанский, П.А. Столыпин, С.Ю.Витте и др. Начатая в 1864 г. земская реформа помогла стране выйти из крепостного состояния, подняла крестьянскую Россию на новый уровень развития, создала условия для новых радикальных реформ и превращения страны в могущественную державу мира. Опыт земства содержат немало поучительного для поиска пу­тей развития творческой инициативы, самоуправления и самоорганизации населения.

Необходимо отметить, что становление государственной гражданской службы шло параллельно с утверждением Российского централизованного государства и постоянно сложной внешнеполитической ситуацией. Не схо­дившие с повестки дня задачи обороны страны в условиях хозяйственной разобщенности областей, слабых товарно-денежных связей. Территориаль­ной рассредоточенности населения постоянно ставили правительство перед необходимостью скорейшей мобилизации людских и экономических ресур­сов. Это привело в утверждению в допетровской Руси «служилого государ­ства» как особого типа государственности. «служилое государство» опреде­ляло статус основных социальных слоев и групп в общественной иерархии, официально закрепляло за ними те или иные служебные обязанности, что утверждалось законодательными актами, в частности известным Соборным уложением 1649 года.

Позитивный и негативный опыт, приобретенный после 1917 года, пред­ставил вариант создания принципиально иной государственной системы, основанной на Советах трудящихся(крестьян и рабочих), идеологическом и политическом диктате одной партии, при этом старые государственные институты, традиции, система государственной службы были заменены но­выми. Но, сфера управления, независимо от её уровня требует квалификации, компетентности, соответствующих навыков и качеств, поэтому развернулась подготовка квалифицированных управленческих кадров, соответствующих новой системе власти.

После августа 1991 г. и особенно октября 1993 г. принимаются меры к тому, чтобы как можно быстрее перейти к новой модели государственного, местного управления и самоуправления, преобразовать и создать заново го­сударственную и муниципальную службу.

Центральное звено этого процесса – кадры. Они - лицо власти. Совре­менная власть России нуждается в новом поколении кадров, особенно чинов­ников государственного управления и работников местного самоуправления.

Для выполнения этой задачи развернута большая работа по созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государ­ственных служащих. Её основу составляют на данный момент специализиро­ванные учебные заведения: Российская академия народного хозяйства и госу­дарственной службы при Президенте РФ; Финансовая академия при Прави­тельстве РФ; региональные академии и институты государственной службы РАНХиГС при Президенте РФ. В систему подготовки, переподготовки и по­вышения квалификации кадров для государственной и муниципальной служ­бы входят также около ста факультетов и кафедр в высших учебных заведе­ниях Министерства образования России, готовящих специалистов по госу­дарственному и муниципальному управлению. На одной из таких кафедр фа­культета социальных и гуманитарных наук Российского университета друж­бы народов вы сегодня получаете образование. Образование — это целе­направленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, обще­ства, государства, сопровождающийся констатацией достижения граждани­ном(обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Образование может рассматриваться и как определенныйрезультат процес­са обучения, соединения знаний с личностными качествами, формирования у человека умений и навыков самостоятельно распорядиться своими знаниями, и как процесс обучения,и как характеристикауровня развития человека, его профессионально-личностных способностей(специализация и квалифика­ция), нравственной культуры. Нравственная культура подразумевает наличие образованности как личного качества, подразумевающего меру освоения со­циального опыта, особенно в сфере науки и труда, а также способность само­стоятельно анализировать явления жизни и социальные процессы.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"
была утверждена новая структура государственного образова­тельного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ. Вас непосредственно касаются образовательные стандарты по высшему профессиональному образованию (бакалавриат), высшее профессиональное образование (специалитет), высшее профессиональное образование (магистратура).

Специальность «государственное и муниципальное управление» пред­полагает овладение публичной, общественной профессией, возможность реа­лизации в которой предусматривается с помощью системы государственной гражданской службы и её кадровой политики. Государственная гражданская служба как социальный институт обеспечивает политическим руководителям аппаратные услуги в соответствии с информационными, организационными, технологическими функциями вышеназванных. Кроме того, государственная гражданская служба оказывает разнообразные услуги населению(справки, выписки, регистрации и пр.). Государственная гражданская служба является отдельным, публичным видом деятельности, которая является профессио­нальной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы. Гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий госу­дарственным языком, имеющий профессиональное образование и исполня­ющий обязанности по государственной должности гражданской службы за денежное вознаграждение. Уместно уточнить, что кроме государственной гражданской службы в Российской Федерации существует еще военная и внутренняя службы, куда дорога гражданам вашей специальности не закры­та.

Области научных знаний, необходимых для овладения специаль­ностью государственный и муниципальный служащий.

Область философских знаний —у каждого человека должен быть определенный объем знаний, он делится на два уровня — обыденное и науч­ное. Обыденное знание позволяет обладать здравым смыслом. Научное зна­ние, ради которого вы сюда пришли, вырабатывается усилиями многих по­колений профессиональных ученых, оформляется в абстрактном понятийном аппарате, в логически связанной системе суждений с использованием искус­ственных языков. Именно философия позволяет человеку формировать миро­воззрение, как понимание человеком окружающего мира, места человека в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни. Поскольку человек живет в обществе, в его мировоззрение входит осознание его социальных интересов, социальных идеалов, ценностей жизни.

Область научных знаний о методе. Принято считать, что любая наука имеет право на научную индивидуальность, а также может получить статус самостоятельной науки, лишь в том случае, если она не только обладает соб­ственным объектом, предметом, понятийным аппаратом и проблематикой, но и имеет свой свой «фирменный» методический инструментарий. Получение научного или практического результата возможно лишь выборе эффектив­ных методов исследования. Среди существующих множества методов науч­ных исследований есть всеобщие, применяемые любой наукой, есть уникаль­ные, позволяющие получить «единичный» результат, есть и такие, возможно­сти которых позволяют дополнять выбранные методы. Некоторые методы яв­ляются синонимами, некоторые взаимодополняют друг друга. Близкой к ка­тегории «метод» является другая важная категория «методика». Эти катего­рии иногда употребляются также и как синонимы. Совокупность методов на­зывается методической группой. Сложность и важность этой области науч­ных знаний привела к созданию методологии как учения о научных принци­пах и методах познаний. Первоначально методология была предметом фило­софской рефлексии(осмысления и анализа) и выступала как система социаль­но апробированных принципов и правил познания в их соотношении с зако­нами объективной действительности. В дальнейшем это понимание су­щественно расширилось. Методология имеет тесные связи с теорией, но, тем не менее, она не тождественна ей. Принято считать, что теория является ре­зультатом процесса познания, а методология определяет принципы и спосо­бы достижения и построения этого знания.

Область исторических знаний — область научных знаний, изучение которой для вашей будущей профессии позволяет запомнить важный прин­цип — прошлое — палка о двух концах: одним тебя может больно ударить, зато на другой можно надежно опереться в жизни, смотря на какой конец палки обопрешься. Для того, чтобы сделать правильный выбор прошлое надо знать, тем более, что любой выбор в рамках вашей специальности отражается на деятельности и биографии людей, не редко очень большого количества. На сегодняшний день можно уверенно сказать, что идея о золотом веке, кото­рый всегда позади не радует и не вызывает радости по поводу наступившего утра, но и безудержный прогресс любой ценой тоже не подарок, потому что в результате такого прогресса бесценный опыт предыдущих поколений легко­мысленно сбрасывается с ладони общества как нечто отжившее и абсолютно ненужное, в результате совершаются роковые ошибки, которые приводят к трагическим последствиям.

Область научных знаний об управления -является составной частью науки управления, методологическую основу которой составляет системоло­гия (теория систем).

В теории управления отражены вопросы теории, технологии и практи­ки управления социально-экономическими процессами в организации, на предприятии, в муниципальном образовании, государстве в условиях совре­менных рыночных отношений. Теория управления как научно-учебная дис­циплина — это комплексная система знаний по современному управлению социально-экономическими процессами в организации (на предприятии, в фирме, учреждении, органе власти), направленная на достижение максималь­ной прибыли (или социального эффекта) с минимальными затратами. Основ­ные направления исследований теории управления:основы менеджмента, основные функции управления, система, принципы и методы управления, структуры управления предприятием, управление в условиях нестабильности внешней среды, разработка управленческих решений, основы кадровой поли­тики на предприятии, коммуникации в организационной системе, стили ру­ководства и типы руководителей, лидерство и руководство, основы системы государственного управления. Именно теория управления предоставляет вам одно из основных категориальных понятий вашей специальности — понятия управления и системы как определенного множества взаимосвязанных компонентов (под­систем). Вам предстоит рассматривать категорию системы в широком спектре человеческой и общественной практики, начиная от ин­дивида, личности, субъекта и заканчивая обществом. Везде будут действо­вать, выявленные наукой возникновение порядка из хаоса и периодическое появление бифуркаций, непрерывность и случайность, возможность и действительность. Под управлением наука предполагает процесс упорядоче­ния связей и взаимодействий в какой-либо системе, осуществляемый по-раз­ному в природной или социальной сфере, программирование содержания всех тех изменений, которые происходят в форме деятельности.

Область социологических знаний.Это область знания, которая изу­чает общество с точки зрения многообразия его состава, интересов сегодня и в перспективе, а также взаимодействий от отдельного человека до глобаль­ных объединений на профессиональном, национальном или возрастном уров­не. Эта область знаний предоставляет в ваше распоряжение понятие социаль­ного закона, как существенной, устойчивой, повторяющейся и органической форме управления человеческой деятельностью. Социальные законы носят объективный характер, т.е действуют независимо от воли и сознания людей — социальных субъектов, а также являются законами формирования и разви­тия общества. Специфика законов социального управления подчеркивает, что они упорядочивают непосредственно нормативную деятельность и имеют от­рицательный, негативный характер, что подразумевает разрушение данной управляющей подсистемы, что является предметом вашей постоянной забо­ты, потому что вы в роли профессионала будете элементом данной управ­ляющей подсистемы, а в такой объективной ситуации только два выхода — либо постоянные позитивные изменения в ногу с обществом, либо социаль­ный взрыв, со всеми вытекающими разрушительными последствиям для управляющей подсистемы. Основа вашей будущей управленческой деятель­ности является социальная(общественная) деятельность — совокупность из­менений и преобразований, которые осуществляет социальная общность(определенная группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями и природой. Ей образуют управляемые изменения, которые связаны с сохране­нием определенной общностью самой себя, обеспечением себя наиболее благоприятными условиями существования. Кроме того, объединяющей и упорядочивающей основой деятельности является социальная организация, как возглавляемая руководителем корпорация индивидов для достижения совместных целей деятельности посредством профессиональных и обыден­ных технологий.

Область юридических знаний.Социологические знания предостав­ляют вам категорию закона, которая является предметом пристального изуче­ния и систематизации юриспруденции. Совокупность законов, как основных регулирующих норма поведения предоставляемых законодательством госу­дарства объединяются в систему права, которая имеет свои источники, составные части, формирует понятие о правоотношениях, правомерном и противоправном поведении, реализации норм права, законности и правопо­рядка, юридической ответственности, кстати, стоит уже сейчас запомнить, что существует и административная и дисциплинарная ответственности, последняя для вас рабочая, с неё начинается и заканчивается рабочий день. Область юридических знаний позволяет обосновать и описать понятие госу­дарства, его исторические типы и формы, место и роль государства в полити­ческой системе общества, дается представление о государственном механиз­ме, о государственном аппарате, о взаимоотношении государства и личности, государства и гражданского общества.

Область политологических знанийопределяет политологию как нау­ку о политике, а политика это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом. Цель политики заключается в ориентации общественного развития в благоприятном для человека направ­лении путем определения общих целей и согласованных средств их достиже­ния. Субъектами и элементами политики являются, кроме прочих, госу­дарство, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти, политические лидеры, которые могут прийти к управлению страной в результате выборов и просто рядовые граждане, особенно когда они бойкоти­руют эти самые выборы или весьма живописно укладываются на полотно ак­тивно используемой автомобильной дороги, где-нибудь поближе к столице государства.

Область экономических знаний изучает производственно-хо­зяйственную сферу общества, которая функционирует для удовлетворения материальных потребностей общества в целом и каждой личности в отдель­ности. Её структура включает предприятия всевозможных организационно-правовых форм, а также простые и сложные звенья отраслевой и террито­риальной организации хозяйства страны. Сфера государственной и муници­пальной власти и управления отвечает за обеспечение баланса интересов как субъекта производственно-хозяйственной так и властно-публичной деятель­ности. Кроме того, государственная и муниципальная власть отвечает за под­держание в дееспособном состоянии национального инфраструктурного комплекса, включающего в себя производственную, социальную, институцио­нальную и рыночную инфраструктуру. Если этот баланс наруша­ется, то в одном случае происходит их всеобщее огосударствление (этатиза­ция жизнедеятельности общества), в другом — их политизация, т.е. подчи­нение целям и интересам отдельных классов, социальных или даже профес­сиональных групп (к примеру технократии, номенклатуры), политической партии или движения, выражающего эти интересы, что находит свое логи­ческое завершение в тоталитаризма; в третьем - «экономизация» всех сфер жизнедеятельности в ущерб духовным, социальным, политическим, нацио­нальным и т.п. моментам общественного развития (к примеру, господство дикого капитализма или внешне респектабельной финансовой олигархии). В вашей будущей профессиональной деятельности знание о необходимости та­кого баланса должно присутствовать обязательно, иначе все усилия госу­дарства направленные на поддержание устойчивого позитивного развития общества, будут тщетны. Кроме того, на сегодняшний день можно говорить наверное о грядущей необходимости выстраивания замкнутых постиндустриальных контуров на базе независимых государств или их содружеств, что предполагает формирование экономики ориентированной прежде всего на собственный, внутренний рынок или расширенный рынок особо заинтересованных в таком сотрудничестве союзных государств, со всеми вытекающими подробностями о развитии промышленности, финансовой системы, программы национального кредитования, современных технологий и внимание.... национальных экономических интересов!

Область культурологических знанийтрактует культуру как над при­родное явление, искусственно созданную людьми среду обитания, механизм регулирования их социальных отношений и поведения. В результате культу­рологическое знание призвано обеспечить понимание того, что представляет человек, в каком мире он живет и какими должны быть его отношения с окружающей действительностью, оно отражает общие основы разнооб­разных фактов культуры и определяет способы поведения в различных ситуа­циях социокультурной практики. Вследствие этого культурология име­ет мировоззренческий и воспитывающий характер. Особенно следует выде­лить её воспитательный потенциал, который позволяет понять мир ценностей и смысл человеческой жизни, раскрыть их многообразие и предложить кри­терии для выбора собственной позиции.

Область психологических знаний.Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осу­ществляет специальная наука — психология. Она изучает человека как субъекта деятельности, системные качества его саморегуляции; закономер­ности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Основами обще психологических знаний должен овладеть каждый образо­ванный человек. Познавать себя не менее важно, чем познавать различные стороны окружающей деятельности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности, самоанализа и лич­ностного самосовершенствования. Именно психология изучает развитие че­ловека как необратимое, направленное, закономерное изменение его как ин­дивида — сложнейшего живого организма со всеми входящими в его систе­мами; как личности, ядром которой являются отношения человека к разным сторонам действительности; как субъекта, структуру которого составляют и индивидные, и личностные образования — опять же прежде всего отноше­ния, но еще и способности, проявляющиеся в характере приобретения и функционирования знаний, навыков и умений в тех видах деятельности, которыми занят человек.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.