ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Специфика управленческой деятельности как профессии. Многие студенты, пришедшие учиться на специальность «государственное и муниципальное управление» имеют двойственное представление о профессии управленца. Первое предполагает романтически-парадный официоз государственной хроники, блеск и достоинство политических и государственных лидеров, парадность представительских мероприятий и точность государственного протокола. Второе более удобное и понятное – государственный или муниципальный служащий, чиновник с перспективой удачной карьеры в масштабах огромной страны, приличный социальный пакет и предсказуемость будущего, что в сегодня уже привлекает. В последние годы, судя по анкетам и опросам, абитуриентов все чаще привлекает возможность участвовать в модернизации социальной действительности, условий развития общества и государства. И все-таки основная мотивация выбора профессии – возможность получить знания и качества личности, которые позволят стать современным специалистом в области управления людьми, организационными и общественными процессами. При этом возможно непосредственное участие в решении актуальных проблем государственного и муниципального управления, реализации национальных проектов и формировании будущего своей страны. Курс «Введение в специальность: государственное и муниципальное управление» является начальным и предшествует изучению ряда теоретических и прикладных курсов, таких как «Теория управления», «Система государственного и муниципального управления», «Конституционное право», «Административное право», «Теория и организация государственной службы» и т.д. Цель курса: ñ описать профессию, рассказать о её истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда, парадоксах и сложностях управленческой деятельности, представить модель личности управленца как совокупность профессионально творческих, индивидуально-психологических, социально-демографических, нравственных и гражданских качеств. Задачи курса: ñ познакомить студентов с профессией, моделью современного специалиста или бакалавра в сфере государственного и муниципального управления; ñ освоить способы овладения ею путем обучения, самопознания и саморазвития. В связи с этим рассматриваются такие темы, как история, система и проблемы управленческого образования, формы учебной деятельности, культура умственного труда, способы саморазвития творческой личности. ñ обозначить объёма знаний, необходимых для получения данной специальности, которая предполагает изучение большого количества дисциплин юридического, экономического и социально-управленческого циклов. Поскольку основными понятиями, объединяющими вышеперечисленные сферы знаний, являются «управление» и «государственное управление», именно они позволяют объединить в единое целое знания об основах государственного строительства, функциях государства и методах государственного воздействия на общество, особенностях организации местного управления, принципах формирования государственного аппарата и корпуса государственных и муниципальных служащих. Курс предполагает ознакомление с основами методологии научного творчества и базовыми понятиями этого вида деятельности. В результате изучения курса студенты должны сформировать мировоззренческое представление о выбранной специальности, её особенностях и преимуществах. Лекции сопровождаются семинарскими, тренировочными и тестовыми занятиями. Курс предполагает использование материалов периодической печати, творческие работы в форме эссе, изучение нормативно-правовых документов и изменений в них. Достаточное внимание уделяется социально-политическим условиям осуществления современного государственного управления в России. Приветствуются исследования по культуре умственной деятельности, саморазвитию и особенностям труда государственного и муниципального служащего. Студенты получают рекомендации по литературе, что предполагает большой выбор и достаточную степень самостоятельности в соответствии с их личными интересами и склонностями, а также потребностями в овладении профессией. Цели семинарских занятий. Семинарские занятия преследуют несколько целей: ñ Систематизация знаний и закономерностей управления общественными делами в масштабах государства и на местном уровне; ñ Ознакомление с актами, являющимися источниками государственного и муниципального права; ñ Усвоение основ теории государственного и местного само- управления на опыте России и других государств;, ñ Создание четких представлений об организации работы органов государственного и местного самоуправления; ñ Развитие у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценке. ñ Методы работы на семинаре. Подготовка к семинарским занятиям включает использование лекционного материала, изучение нормативных материалов и литературы, подготовку докладов, обзоров, рефератов, сообщений по заданию преподавателя. Формами работы на семинарах являются выступления по вопросам темы, сочетающие изложения теоретических положений с анализом практики. В отдельных случаях по поручению преподавателя студенты готовят доклады, в которых особое внимание должно быть уделено дискуссионным вопросам теории и практики современного государственного и местного самоуправления. Проверка знанийосуществляется по выступлениям студентов на семинарских занятиях, при собеседовании на консультациях, а также при проведении контрольных работ по пройденному материалу. При оценке выступлений учитываются глубина знаний теоретических проблем государственного и местного самоуправления, культура речи, система письменного изложения необходимого материала. Особое внимание уделяется умению самостоятельно мыслить, аргументированному обоснованию критических выводов и т.д. Вопросы, выносимые на семинарские занятия, не могут рассматриваться как исчерпывающие. Возможно их расширение при изучении курса с учетом реального процесса государственного и местного самоуправления, научных исследований, инициативы руководителей семинарских занятий и студентов. История профессии государственный и муниципальный служащий. Российскому государству более тысячи лет, и все это время развивалось государственное и местное управление. У истоков стояли древнерусские князья Владимир Святитель (Владимир Красное Солнышко) Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. История сохранила знаменитую дворцовую тетрадь – царскую кадровую картотеку и другие документы известного реформатора государственного управления Ивана IV Васильевича. Особенно большую роль в реформировании государственной и местной власти и управления сыграли Петр I, Екатерина II, Александр II, известные реформаторы управления М.М. Сперанский, П.А. Столыпин, С.Ю.Витте и др. Начатая в 1864 г. земская реформа помогла стране выйти из крепостного состояния, подняла крестьянскую Россию на новый уровень развития, создала условия для новых радикальных реформ и превращения страны в могущественную державу мира. Опыт земства содержат немало поучительного для поиска путей развития творческой инициативы, самоуправления и самоорганизации населения. Необходимо отметить, что становление государственной гражданской службы шло параллельно с утверждением Российского централизованного государства и постоянно сложной внешнеполитической ситуацией. Не сходившие с повестки дня задачи обороны страны в условиях хозяйственной разобщенности областей, слабых товарно-денежных связей. Территориальной рассредоточенности населения постоянно ставили правительство перед необходимостью скорейшей мобилизации людских и экономических ресурсов. Это привело в утверждению в допетровской Руси «служилого государства» как особого типа государственности. «служилое государство» определяло статус основных социальных слоев и групп в общественной иерархии, официально закрепляло за ними те или иные служебные обязанности, что утверждалось законодательными актами, в частности известным Соборным уложением 1649 года. Позитивный и негативный опыт, приобретенный после 1917 года, представил вариант создания принципиально иной государственной системы, основанной на Советах трудящихся(крестьян и рабочих), идеологическом и политическом диктате одной партии, при этом старые государственные институты, традиции, система государственной службы были заменены новыми. Но, сфера управления, независимо от её уровня требует квалификации, компетентности, соответствующих навыков и качеств, поэтому развернулась подготовка квалифицированных управленческих кадров, соответствующих новой системе власти. После августа 1991 г. и особенно октября 1993 г. принимаются меры к тому, чтобы как можно быстрее перейти к новой модели государственного, местного управления и самоуправления, преобразовать и создать заново государственную и муниципальную службу. Центральное звено этого процесса – кадры. Они - лицо власти. Современная власть России нуждается в новом поколении кадров, особенно чиновников государственного управления и работников местного самоуправления. Для выполнения этой задачи развернута большая работа по созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Её основу составляют на данный момент специализированные учебные заведения: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Финансовая академия при Правительстве РФ; региональные академии и институты государственной службы РАНХиГС при Президенте РФ. В систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной и муниципальной службы входят также около ста факультетов и кафедр в высших учебных заведениях Министерства образования России, готовящих специалистов по государственному и муниципальному управлению. На одной из таких кафедр факультета социальных и гуманитарных наук Российского университета дружбы народов вы сегодня получаете образование. Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином(обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Образование может рассматриваться и как определенныйрезультат процесса обучения, соединения знаний с личностными качествами, формирования у человека умений и навыков самостоятельно распорядиться своими знаниями, и как процесс обучения,и как характеристикауровня развития человека, его профессионально-личностных способностей(специализация и квалификация), нравственной культуры. Нравственная культура подразумевает наличие образованности как личного качества, подразумевающего меру освоения социального опыта, особенно в сфере науки и труда, а также способность самостоятельно анализировать явления жизни и социальные процессы. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ. Вас непосредственно касаются образовательные стандарты по высшему профессиональному образованию (бакалавриат), высшее профессиональное образование (специалитет), высшее профессиональное образование (магистратура). Специальность «государственное и муниципальное управление» предполагает овладение публичной, общественной профессией, возможность реализации в которой предусматривается с помощью системы государственной гражданской службы и её кадровой политики. Государственная гражданская служба как социальный институт обеспечивает политическим руководителям аппаратные услуги в соответствии с информационными, организационными, технологическими функциями вышеназванных. Кроме того, государственная гражданская служба оказывает разнообразные услуги населению(справки, выписки, регистрации и пр.). Государственная гражданская служба является отдельным, публичным видом деятельности, которая является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы. Гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по государственной должности гражданской службы за денежное вознаграждение. Уместно уточнить, что кроме государственной гражданской службы в Российской Федерации существует еще военная и внутренняя службы, куда дорога гражданам вашей специальности не закрыта. Области научных знаний, необходимых для овладения специальностью государственный и муниципальный служащий. Область философских знаний —у каждого человека должен быть определенный объем знаний, он делится на два уровня — обыденное и научное. Обыденное знание позволяет обладать здравым смыслом. Научное знание, ради которого вы сюда пришли, вырабатывается усилиями многих поколений профессиональных ученых, оформляется в абстрактном понятийном аппарате, в логически связанной системе суждений с использованием искусственных языков. Именно философия позволяет человеку формировать мировоззрение, как понимание человеком окружающего мира, места человека в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни. Поскольку человек живет в обществе, в его мировоззрение входит осознание его социальных интересов, социальных идеалов, ценностей жизни. Область научных знаний о методе. Принято считать, что любая наука имеет право на научную индивидуальность, а также может получить статус самостоятельной науки, лишь в том случае, если она не только обладает собственным объектом, предметом, понятийным аппаратом и проблематикой, но и имеет свой свой «фирменный» методический инструментарий. Получение научного или практического результата возможно лишь выборе эффективных методов исследования. Среди существующих множества методов научных исследований есть всеобщие, применяемые любой наукой, есть уникальные, позволяющие получить «единичный» результат, есть и такие, возможности которых позволяют дополнять выбранные методы. Некоторые методы являются синонимами, некоторые взаимодополняют друг друга. Близкой к категории «метод» является другая важная категория «методика». Эти категории иногда употребляются также и как синонимы. Совокупность методов называется методической группой. Сложность и важность этой области научных знаний привела к созданию методологии как учения о научных принципах и методах познаний. Первоначально методология была предметом философской рефлексии(осмысления и анализа) и выступала как система социально апробированных принципов и правил познания в их соотношении с законами объективной действительности. В дальнейшем это понимание существенно расширилось. Методология имеет тесные связи с теорией, но, тем не менее, она не тождественна ей. Принято считать, что теория является результатом процесса познания, а методология определяет принципы и способы достижения и построения этого знания. Область исторических знаний — область научных знаний, изучение которой для вашей будущей профессии позволяет запомнить важный принцип — прошлое — палка о двух концах: одним тебя может больно ударить, зато на другой можно надежно опереться в жизни, смотря на какой конец палки обопрешься. Для того, чтобы сделать правильный выбор прошлое надо знать, тем более, что любой выбор в рамках вашей специальности отражается на деятельности и биографии людей, не редко очень большого количества. На сегодняшний день можно уверенно сказать, что идея о золотом веке, который всегда позади не радует и не вызывает радости по поводу наступившего утра, но и безудержный прогресс любой ценой тоже не подарок, потому что в результате такого прогресса бесценный опыт предыдущих поколений легкомысленно сбрасывается с ладони общества как нечто отжившее и абсолютно ненужное, в результате совершаются роковые ошибки, которые приводят к трагическим последствиям. Область научных знаний об управления -является составной частью науки управления, методологическую основу которой составляет системология (теория систем). В теории управления отражены вопросы теории, технологии и практики управления социально-экономическими процессами в организации, на предприятии, в муниципальном образовании, государстве в условиях современных рыночных отношений. Теория управления как научно-учебная дисциплина — это комплексная система знаний по современному управлению социально-экономическими процессами в организации (на предприятии, в фирме, учреждении, органе власти), направленная на достижение максимальной прибыли (или социального эффекта) с минимальными затратами. Основные направления исследований теории управления:основы менеджмента, основные функции управления, система, принципы и методы управления, структуры управления предприятием, управление в условиях нестабильности внешней среды, разработка управленческих решений, основы кадровой политики на предприятии, коммуникации в организационной системе, стили руководства и типы руководителей, лидерство и руководство, основы системы государственного управления. Именно теория управления предоставляет вам одно из основных категориальных понятий вашей специальности — понятия управления и системы как определенного множества взаимосвязанных компонентов (подсистем). Вам предстоит рассматривать категорию системы в широком спектре человеческой и общественной практики, начиная от индивида, личности, субъекта и заканчивая обществом. Везде будут действовать, выявленные наукой возникновение порядка из хаоса и периодическое появление бифуркаций, непрерывность и случайность, возможность и действительность. Под управлением наука предполагает процесс упорядочения связей и взаимодействий в какой-либо системе, осуществляемый по-разному в природной или социальной сфере, программирование содержания всех тех изменений, которые происходят в форме деятельности. Область социологических знаний.Это область знания, которая изучает общество с точки зрения многообразия его состава, интересов сегодня и в перспективе, а также взаимодействий от отдельного человека до глобальных объединений на профессиональном, национальном или возрастном уровне. Эта область знаний предоставляет в ваше распоряжение понятие социального закона, как существенной, устойчивой, повторяющейся и органической форме управления человеческой деятельностью. Социальные законы носят объективный характер, т.е действуют независимо от воли и сознания людей — социальных субъектов, а также являются законами формирования и развития общества. Специфика законов социального управления подчеркивает, что они упорядочивают непосредственно нормативную деятельность и имеют отрицательный, негативный характер, что подразумевает разрушение данной управляющей подсистемы, что является предметом вашей постоянной заботы, потому что вы в роли профессионала будете элементом данной управляющей подсистемы, а в такой объективной ситуации только два выхода — либо постоянные позитивные изменения в ногу с обществом, либо социальный взрыв, со всеми вытекающими разрушительными последствиям для управляющей подсистемы. Основа вашей будущей управленческой деятельности является социальная(общественная) деятельность — совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет социальная общность(определенная группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями и природой. Ей образуют управляемые изменения, которые связаны с сохранением определенной общностью самой себя, обеспечением себя наиболее благоприятными условиями существования. Кроме того, объединяющей и упорядочивающей основой деятельности является социальная организация, как возглавляемая руководителем корпорация индивидов для достижения совместных целей деятельности посредством профессиональных и обыденных технологий. Область юридических знаний.Социологические знания предоставляют вам категорию закона, которая является предметом пристального изучения и систематизации юриспруденции. Совокупность законов, как основных регулирующих норма поведения предоставляемых законодательством государства объединяются в систему права, которая имеет свои источники, составные части, формирует понятие о правоотношениях, правомерном и противоправном поведении, реализации норм права, законности и правопорядка, юридической ответственности, кстати, стоит уже сейчас запомнить, что существует и административная и дисциплинарная ответственности, последняя для вас рабочая, с неё начинается и заканчивается рабочий день. Область юридических знаний позволяет обосновать и описать понятие государства, его исторические типы и формы, место и роль государства в политической системе общества, дается представление о государственном механизме, о государственном аппарате, о взаимоотношении государства и личности, государства и гражданского общества. Область политологических знанийопределяет политологию как науку о политике, а политика это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом. Цель политики заключается в ориентации общественного развития в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных средств их достижения. Субъектами и элементами политики являются, кроме прочих, государство, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти, политические лидеры, которые могут прийти к управлению страной в результате выборов и просто рядовые граждане, особенно когда они бойкотируют эти самые выборы или весьма живописно укладываются на полотно активно используемой автомобильной дороги, где-нибудь поближе к столице государства. Область экономических знаний изучает производственно-хозяйственную сферу общества, которая функционирует для удовлетворения материальных потребностей общества в целом и каждой личности в отдельности. Её структура включает предприятия всевозможных организационно-правовых форм, а также простые и сложные звенья отраслевой и территориальной организации хозяйства страны. Сфера государственной и муниципальной власти и управления отвечает за обеспечение баланса интересов как субъекта производственно-хозяйственной так и властно-публичной деятельности. Кроме того, государственная и муниципальная власть отвечает за поддержание в дееспособном состоянии национального инфраструктурного комплекса, включающего в себя производственную, социальную, институциональную и рыночную инфраструктуру. Если этот баланс нарушается, то в одном случае происходит их всеобщее огосударствление (этатизация жизнедеятельности общества), в другом — их политизация, т.е. подчинение целям и интересам отдельных классов, социальных или даже профессиональных групп (к примеру технократии, номенклатуры), политической партии или движения, выражающего эти интересы, что находит свое логическое завершение в тоталитаризма; в третьем - «экономизация» всех сфер жизнедеятельности в ущерб духовным, социальным, политическим, национальным и т.п. моментам общественного развития (к примеру, господство дикого капитализма или внешне респектабельной финансовой олигархии). В вашей будущей профессиональной деятельности знание о необходимости такого баланса должно присутствовать обязательно, иначе все усилия государства направленные на поддержание устойчивого позитивного развития общества, будут тщетны. Кроме того, на сегодняшний день можно говорить наверное о грядущей необходимости выстраивания замкнутых постиндустриальных контуров на базе независимых государств или их содружеств, что предполагает формирование экономики ориентированной прежде всего на собственный, внутренний рынок или расширенный рынок особо заинтересованных в таком сотрудничестве союзных государств, со всеми вытекающими подробностями о развитии промышленности, финансовой системы, программы национального кредитования, современных технологий и внимание.... национальных экономических интересов! Область культурологических знанийтрактует культуру как над природное явление, искусственно созданную людьми среду обитания, механизм регулирования их социальных отношений и поведения. В результате культурологическое знание призвано обеспечить понимание того, что представляет человек, в каком мире он живет и какими должны быть его отношения с окружающей действительностью, оно отражает общие основы разнообразных фактов культуры и определяет способы поведения в различных ситуациях социокультурной практики. Вследствие этого культурология имеет мировоззренческий и воспитывающий характер. Особенно следует выделить её воспитательный потенциал, который позволяет понять мир ценностей и смысл человеческой жизни, раскрыть их многообразие и предложить критерии для выбора собственной позиции. Область психологических знаний.Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука — психология. Она изучает человека как субъекта деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Основами обще психологических знаний должен овладеть каждый образованный человек. Познавать себя не менее важно, чем познавать различные стороны окружающей деятельности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности, самоанализа и личностного самосовершенствования. Именно психология изучает развитие человека как необратимое, направленное, закономерное изменение его как индивида — сложнейшего живого организма со всеми входящими в его системами; как личности, ядром которой являются отношения человека к разным сторонам действительности; как субъекта, структуру которого составляют и индивидные, и личностные образования — опять же прежде всего отношения, но еще и способности, проявляющиеся в характере приобретения и функционирования знаний, навыков и умений в тех видах деятельности, которыми занят человек. |