Формирование знаний о природных объектах Тема «Природные объекты» включает в себя следующие подтемы: «Почва», «Вода», «Воздух». При изучение этих тем нужно проводить практические работы, опыты, наблюдения. На уроках каждую пару учащихся обеспечить соответствующим прибором для постановки опыта и набором необходимого раздаточного материала. Когда учащиеся самостоятельно проводят опыты, то на карточках им даются задания (поручения). Методика урока по теме «Почва» изложена в книге 2 «Обучение в 4 классе» / Под ред. Б. И. Фоминых. М., 1989. Говоря о бережном отношении к почве, можно предложить детям картинки или ситуации: 1. Утро, дети с корзинками идут за грибами через вспаханное поле. 2. Мальчики возле цветника устроили игровую площадку. Один из них побежал по клумбе за мячом. 3. Девочка рвет цветы на клумбе. 4. Мальчики играют в мяч (волейбол) на спортивной площадке. 5. Девочки сажают растения на грядке. Учащиеся должны оценить поведение школьников и обосновать оценку. Можно учащимся задать вопрос: почему почву назы- вают «чудесная кладовая»? (загадать загадку: всех нас корми I, I сама есть не просит (земля)); поработать над пословицей: нет дсм 1И счастливей, чем труд на родной ниве. Изучение темы «Вода» можно начать с создания небольшой игровой ситуации: «Я и льдинка голубая, я и капля дождевая, я сно жинка вырезная, я по травке разлита. Догадайся, кто же я?» или «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу?» Затем актуализировать знания детей о значении воды и сооб щить, что вода на Земле находится в родниках, ручьях и реках, озерах и болотах, морях и океанах. Изучение нового материала можно начать с беседы, цель которой — выяснить, где в природе дети встречали воду. Из ответов учитель заключает, что в природе вода встречается в реке, ручье, озере и т. д. Это все водоемы. Водоем — это углубление на поверхности земли, заполненное водой. Знакомство с новым типом водоема должно идти в сравнении с предыдущим, но сначала следует сформировать представление о роднике (об источнике). Для этого учитель предлагает детям вспомнить, что происходит с водой, выпавшей на землю в виде осадков (испаряется, стекает по склонам в водоемы, просачивается в землю). С помощью рисунка учебника учитель дает первоначальное представление о слоях земли: почве, песке, глине и в ходе беседы прослеживается проникновение воды через почву, песок. Вода дошла до глины и остановилась. Может ли она беспредельно накапливаться здесь? (не может). Веда начинает искать выход. Она стекает по слою глины в ту сторону, куда он наклонен. Если слой глины имеет выход на поверхность земли, что чаще всего бывает на обрывах, вода выходит на поверхность. Образуется родник, или его еще называют ключом или источником. Источники дают начало маленьким ручьям, они, сливаясь, образуют большие ручьи, а затем реки. С помощью схематического рисунка можно создать предстаатение об истоке, русле, устье, правом и левом притоках реки, при этом следует сформировать умение определять правый и левый берег реки, ручья и отличать ручей от 70 ■Жи. Затем учитель обращает внимание на изображение рек на Далее учащимся предлагается посмотреть карту своей облас-Пи (республики) и ответить на вопрос: есть ли реки в области (рес-■ублике), где они живут. Нужно познакомить с названием крупнейших рек и показать их на карте. Следует показать иллюстрации рек силой области (республики) из краеведческих изданий. На территории Беларуси находится более 20 тысяч рек и ручьев, более 10 тысяч озер, 150 водохранилищ. Не зря нашу республику называют «синеокой». Затем учащимся показываются картины и предлагается отве-I тить на вопросы: что собой представляет озеро? Чем озеро отличается от реки? Выслушав ответы детей, учитель говорит, что озера в отличие oi рек не бывают такими длинными. У реки два берега, а у озера кругом берега. Можно обойти все озеро и снова прийти на то место, () i куда начинали путь. По глубине озера бывают глубокие и мелкие. Учитель знакомит детей с обозначением озер на карте и называет их. Учащиеся находят на карте различные озера. Учитель обраща-I ет внимание на то, что форма и окраска изображенных на карте озер различна (среди голубой окраски нанесены темно-синие пятна). Форма изображенного на карте озера часто соответствует природному объекту. Окраской обозначена глубина озера. Чем темнее окраска, тем глубже озеро или какая-то его часть. Значит, по изображению на карте можно узнать глубину и форму озера. Люди создают и искусственные озера (пруды, водохранилища). Для закрепления материала на доске можно вычертить контуры реки и озера, а дети должны определить, что это за водоемы, и обосновать свой ответ. В заключение нужно акцентировать внимание на охране водоемов, решать проблемные ситуации, работать с таблицами — основами и знаками — символами. Следует также рассмотреть вопрос о трех состояниях воды (жидком, твердом и газообразном), как оно изменяется в зависимости от сезона (вода в виде осадков): зимой — снег, иней, изморозь (род инея); весной — дождь, снег; летом —дождь, роса, град; осенью — туман, иней, дождь, снег, изморось (моросящий дождь), туманы бывают во все времена года. При изучении физических свойств воды дополнительно м<щ но проделать опыты (см. Паршакову 3. П. и др. Человек и мир 1 1 классе: Учеб.-метод. пособие для учителей. Мн., 2000). Изучая тему «Воздух», можно проделать простейшие опмп (см. 3. П. Паршакову) и сообщить учащимся источники его зшрия нения (неисправный транспорт, предприятия, особенно химичив кие, электростанции), о значении воздуха в жизни живых сущее щ| влиянии грязного воздуха на здоровье людей и состояние ра< 14 ний, о роли растительности в очистке воздуха, мероприятиях по Я охране (лесопосадки, установление приспособлений для улавл! Вания вредных газов и дыма, увеличение количества троллейбусов и трамваев в городах и т. д.) и о способах определения силы во 11 щ (по деревьям, дыму из труб). 4.8. Изучения темы «Природные богатства Республики Беларусь» Природные богатства — это все существующее на Земле, но созданное деятельностью человека. Природные богатства — это полезные ископаемые, леса и все, что растет и водится в лесах (грибы, ягоды, звери, птицы), это реки и озера с населяющими их животными и растениями. Люди -основное богатство нашей страны. Главной целью изучения данной темы является углубление и дифференциация знаний учащихся о природе, расширение круго зора, обогащение жизненного опыта детей, воспитание моральной и экологической культуры, развитие эстетических чувств. При изучении полезных ископаемых следует ввести понятие «полезные ископаемые» и дать толкование этих слов. Слово «полезные» означает, что они полезны человеку, он их определенным образом использует. «Ископаемые» — значит их копают, добывают из глубин земли или с ее поверхности. Необходимо сообщить, что в Беларуси добывают нефть, каменную и калийную соли, гранит, песок, глину, известняки, торф и другое, познакомить с условными обозначениями месторождений полезных ископаемых и формировать умение находить и показывать их на карте. Приблизительный план изучения полезных ископаемых: 1)название; 2) Внешний вид (особенности). Основные свойства: цвет, состо-Нние (твердое, жидкое), запах, вес, величина и цвет частичек, I семи они различимы; 3) использование в определенной области хозяйственной деятельности человека; 4)охрана (меры по бережному использованию); Можно рассматривать и такие вопросы как «Залегание» и ■Добыча». Изучение каждого полезного ископаемого должно начинаться ■ схюбщения или выяснения его названия и непосредственного «акомства с ним путем демонстрации его образцов из коллекции. В ходе рассматривания образца составляется характеристика его мпешних признаков или свойства ископаемых устанавливаются с I к >мощью выполнения элементарных опытов (проведения практической работы, инструктаж к которой дан в учебнике). По мере выполнения опытов на доске заполняется таблица "< Свойства песка и глины» (они изучаются в сравнительном аспек-I с) План изучения и сравнения дается в учебнике (можно записать на доске). Результаты заносятся в таблицу: Основные свойства | Песок | Глина | Сыпучесть | + | - | Вязкость | - | + | Водопроницаемость | + | - | Запах | - | + | Установленные на основании проделанных опытов свойства обобщаются устно. Проводится беседа, в процессе которой выясняется, как добывают, где и как применяются глина и песок (можно демонстрировать изделия из песка и глины). Возможны и другие приемы: чтение учащимися соответствующего материала из учебника, демонстрация диафильма (кинофильма) «Добыча и использование полезных ископаемых», нахождение на карте мест их добычи, дидактическая игра «Угадай, что это», заполнение таблиц, демонстрация учителем изученных ископаемых и узнавание их учащимися, отгадывание загадок-описаний, решение математических задач экологического содержания. (За один день в школе расходуется кусочек мела весом 8 г. Сколько мела используется за учебный год? В Беларуси запасы торфа рав ны 400 млн. тонн. За один год добывается 20 млн. тонн. На сколь лет хватит запасов торфа в Беларуси?) А) Название | Основные свойства | Лля чего используется | | | | Название полезного ископаемого. Изготавливаемые из него излепия Богатства республики Из недр | Из леса | Из водоемов | | | | Решение подобных задач позволяет убедить детей в том, чт человеку нужны полезные ископаемые, но, к сожалению, их запасы исчерпаемы. Задания 1. Разработайте конспект урока природоведческой экскурсии (класс и тема — на выбор). 2. Обоснуйте необходимость организации наблюдений за погодой при преподавании предмета «Человек и мир». 3. Составьте памятку наблюдений для учащихся «Наблюдение за погодой». 4. Охарактеризуйте методику изучения растительного и животного мира в курсе «Человек и мир». 5. Разработайте развернутый конспект урока по теме «Природные сообщества Республики Беларусь». 6. Перечислите игры, направленные на формирование логических умений определять объекты по деталям, животных по способу передвижения, по голосовым реакциям, по виду корма, по характеру жилища. 7. Назовите предполагаемое оборудование к урокам по теме «Природные богатства Республики Беларусь». 8. Подберите или изготовьте наглядные пособия к теме «Поры ' года». Литература: 3,6, 8,10—12,16—17,21, 32—33,36—39,41,43, 46, 51,53. 74 Глава 5 РАБОТА НАД ОБЧЕСТВОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ При работе над разделом «Человек и общество» нужно решать следующие задачи: • формировать навыки правильного поведения в семье, школе, на улице, в общественных местах, в коллективе; > обогащать социально-нравственный опыт; • воспитывать любовь и заботу о членах семьи, внимательное и заботливое отношение к педагогам и сверстникам, уважение и вежливое обращение к окружающим людям (на улице, в транспорте, магазине и других общественных местах); • формировать у детей представление о том, что труд людей всех профессий — нужное и почетное дело; • воспитывать интерес, положительное отношение и уважение к людям труда; • воспитывать бережное отношение к вещам, окружающим ребенка (к личным, вещам взрослых и сверстников); • формировать умение выполнять посильные поручения взрослых, помогать друзьям, дружно работать в коллективе; • помочь ребенку осознать себя членом семьи, членом школьного коллектива, гражданином своей страны. 5.1. Методика изучения темы «Школа» Тема «Школа» изучается в подготовительном — втором классах. В ней можно выделить несколько подтем: 1. Класс, рабочее место ученика, обязанности учащихся. 2. Школьные помещения, их расположение по этажам и в пространстве (в левом, правом крыле), оборудование помещений. 3. Профессии работников школы. 4. Школьный двор. 5. Режим дня и гигиена школьника. 6. Правила поведения в классе, спальне, столовой, на прогулке и т. д. Правила для учащихся, правила поведения со взрослыми и ровесниками, со знакомыми и незнакомыми людьми. На уроке по теме «Класс. Рабочее место ученика», необходи-1 мо обратить внимание на содержание в порядке учебных принад-1 нежностей, на правила посадки за партой, определение необходи-; мого расстояния от книги до глаз при чтении (30—35 см). Изучая школьные помещения, рекомендуется проводить экс-курсии по школьным помещениям и двору, усваивать их названия, расположение (что находится на первом, втором этаже? Назови помещения левого, правого крыла? Где расположена учительская? и т. д.), оборудование (что есть в классе? Какая мебель име-: ется в спальне? Что находится в изоляторе?) и назначение (что де-1 лают в спальне, в игровой комнате, в школьной мастерской и т. д.?) | Помещения описывают по плану: а) название; б) Назначение; [' в) Оборудование; составляют о них рассказы, проводят дидактические игры «Угадай, где я был», «Что где находится?», «Что где нужно?», по характерным предметам, деталям определяют, что это за помещение (столярный станок — столярная мастерская, термометр — кабинет врача, гимнастическая лестница—спортивный зал). При изучениия профессий работников школы важно сформировать умения: • соотносить названия профессий и их действия (дидактическая игра «Кто что делает?»); . определять профессию по описанию (игра «Угадай, кто это?». В записи на доске или плакате дают тексты. Например, I он очень любит книги, аккуратно расставляет их на полках! Дети приходят к нему, выбирают книги, чтобы прочитать); . соотносить профессию и инструменты, материалы (дидакти-! ческие игры «Что кому нужно?», «Угадай мою профессию»); . соотносить профессию и место, помещение (дидактическая игра «Кто где работает?»). При изучении темы «Режим дня» необходимо, чтобы учащие- \ ся поняли, что выполнять режим дня — это значит приучить себя в одно и то же время вставать, есть, готовить уроки, ходить на про- : гулку, работать и ложиться спать. Режим дня — это необходимые, обязательные дела, которые | выполняются в нужной последовательности. Главные режимные I моменты: подъем, зарядка, умывание, завтрак, занятия в школе, | обед, отдых, подготовка домашнего задания, ужин. Урок нужно оборудовать циферблатом и «линией времени». «Линия времени» (длинная широкая полоска бумаги) прикрепляется к доске. В начале линии рисуется циферблат часов, показывающий 7 часов утра. Параллельно ведется работа с раздаточным материалом. Дается задание: «положить в соответствующей последовательности рисунки тех вещей, которые нужны детям утром. На доске, возле «линии времени», выставляются рисунки соответствующих вещей. Можно допустить ошибку в их последовательности. По выставленным рисункам учащиеся описывают утро и разыгрывают пантомиму «Утро» («День», «Вечер»), т. е. по движениям ученика или учителя дети определяют, о каком времени сугок идет речь. Дальше — «школьное время». На доске учитель чертит схему: цветным мелом рисует несколько отрезков (уроков), другим — перемены между ними. Можно использовать ловушку: нарисовать отрезки одинаковой длины. На «линии времени» с помощью циферблата обозначается начало уроков. Дети отвечают на вопросы: . Сколько у нас сегодня (каждый день) уроков? > Как называется время между уроками? . Сколько у нас перемен? • Что длиннее — урок или перемена? . Правильно ли это показано на доске? (исправляются «ошибки», если есть). Таким же образом рассматривается время в интернате (после занятий в школе). Так с помощью карточек воспроизводится режим рабочего дня (режим дня в выходные дни). Кроме того, необходимо актуализировать знания о единицах времени и формировать (развивать) умение определять по часам продолжительность режимных моментов. На усвоение временных понятий направлены такие задания, как: 1. Рассказ, как дежурили Галя и Вова? Сначала... Затем... После... 2. Дополнение предложений. Утром... Днем... Вечером... или Я делаю зарядку... Я учусь... Я ужинаю... 3. «Небылицы»: утром я ужинаю. Вечером я делаю зарядку. Днем я завтракаю. Ночью я гуляю. 4. Продолжение предложений: Сегодня четверг. Вчера была______________ . Завтра будет______________ . Послезавтра_______________ . Первый день недели_________________ . 5. Показывание на циферблате: когда ты встаешь? Когда ты делаешь зарядку? и т. д. 6. Определение времени указанного учителем на циферблате (который час?). 7. Определение продолжительности режимных моментов: сколько часов ты учишься? Сколько часов ты отдыхаешь? При этом необходимо проводить словарную работу. Говори так: «Обед продолжается 30 минут (полчаса)»; «Уроки мы готовим 1 час 30 минут (полтора часа)»; «Фильм закончился в 11 часов 45 минут (без четверти 12, без четверти полдень)» и т. д. Спрашивай так: «Который час?» Можно провести путешествие в Страну Часов, в ходе которого детей знакомят с тем, как люди определяли время до изобретения часов. 1-я остановка. «Солнце». Время определяли по солнцу (когда солнце всходит — наступает утро; долго-долго светит — день; на чинает темнеть — вечер; совсем темно —■ ночь). 2-я остановка. «Растения» (есть цветы-часы. См. рассказ М. Пришвина «Золотой луг»). 3-я остановка. «Петух» (петух кричит 3 раза в сутки: 1-й раз — в полночь, потом глубокой ночью и рано утром). 4-я остановка. «Часовой завод». Здесь делают различные часы. Учитель предлагает детям присмотреться ко всем механическим часам и сказать, что у них общего (циферблат, стрелки). При изучении правил поведения следует познакомить детей с правилами культурного общения: . при разговоре смотри в глаза собеседника; . говори спокойно, не перебивай, умей терпеливо выслушивать собеседника; • не употребляй грубые слова; . вежливо обращайся к учителю, другим работникам школы, сверстникам; • вежливо и приветливо разговаривай друг с другом, внимательно слушай объяснения и ответы. Нужно работать над формированием «речевого этикета» учащихся. В связи с этим дети должны знать основные формы приветствия людей в зависимости от возраста, пола, степени знакомства, времени суток, а также благодарности, просьбы, извинения, пожелания и прощания. Детям сообщают «волшебные слова» и широко используют речевые таблицы (см. Колтуненко И. В. Развитие речи глухих школьников. М., 1980). Изучая правила поведения в школе, со взрослыми и ровесниками, знакомыми и незнакомыми людьми можно использовать такой прием, как создание проблемных ситуаций, которые ставят детей перед необходимостью выбора правильной линии поведения, поиска правильного ответа на поставленный вопрос. Например, как ты поступишь и какие слова употребишь: • если на уроке надо спросить о чем-то учителя? • если учитель на перемене разговаривает с кем-то из взрослых, а тебе надо к нему обратиться? С правилами общения лучше знакомить детей в воображаемых и естественных ситуациях, а закреплять на реальных примерах, не требуя заучивания этих правил. Знакомят детей с правилами для учащихся (см. Михалов-ская Л. В. , Матвеева О. Р. Человек и мир. 3 класс. Мн., 1998, стр. 24) и выполняют такие виды заданий: • комментирование правил; • соотнесение правил с рисунками и наоборот; . работа с рисунками. Какое правило выполняется? Какое нарушается? (Дидактическая игра «Правильно-неправильно»); . создание проблемных ситуаций и их решение; • сравнение картинок с изображением различного поведения детей. При изучении «Прав и обязанностей школьника» (2 класс) детям сообщают их права и обязанности (см. вышеуказанное пособие, стр. 26—27). Во 2 классе изучаются правила поведения со взрослыми и однолетками, знакомыми и незнакомыми людьми. Со взрослыми: • будь внимательным; • уступай место в транспорте; • относись с уважением, доброжелательно; • пропускай вперед при входе (выходе) из (в) помещения; • во время разговора слушай внимательно. Со сверстниками: • будь доброжелательным; • не обижай; • помогай; • относись дружелюбно; • не задирай нос; • не груби. Со знакомыми: • не забывай здороваться; • выполняй поручения и просьбы; • помогай входить и выходить из транспорта, носить тяжести; . поздравляй с праздником, с днем рождения. С незнакомыми людьми: • не вступай в беседу на улице; • не впускай в дом; • не соглашайся, если незнакомый человек приглашает тебя покататься на машине или мотоцикле; • не бери сладости, деньги или подарки от людей, которых совсем не знаешь; • не садись в лифт с незнакомыми людьми, дождись следующего; • не гуляй один далеко от дома, особенно на пустырях, в зарослях парков, в оврагах в темное время суток. В связи с этим детям следует сообщить «золотое» правило: относись ко всем так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. При изучении правил обсуждаются, создаются и решаются проблемные ситуации, используются такие методы, как: беседа, рассказ учителя, чтение литературного материала, анализируются конкретные случаи из жизни самих детей. 80 5.2. Формирование знаний о семье Изучением вопросов семьи, семейного воспитания, внутрисемейных отношений глухих и слабослышащих занимались Ф. A. Pay, Е. Ф. Pay, Б. Д. Корсунская, Л. С. Ступникова, И. В. Цу-керман, Т. Г. Богданова и Н. В. Мазурова. Вопросы бьла людей со слуховой депривацией исследовала Е. Н. Марциновская. Тема «Семья» в 1—3 классах представлена следующими подтемами: • фамилия, имя, отчество, возраст ребенка, его родителей и других членов семьи; • домашний адрес; • родственные отношения; • обязанности на работе и дома; • день рождения; « правила приема гостей и поведения в гостях и т. д. • мой дом (моя квартира); • оборудование дома (из чего что сделано, свойства и качества материалов); • современная бытовая техника и правила пользования бытовыми электронагревательными приборами и спичками. • правила противопожарной безопасности; • родственники, родственные отношения; • семейная экономика; • для чего существует семья, семейные праздники; • вещи в доме, уют в квартире; • химические средства для поддержания чистоты и порядка в доме; • соседи и отношение к ним; культура совместного проживания в многоквартирных домах; правила поведения в доме, на лестничной площадке, в подъезде. Необходимо уточнить понятие «семья» (семья — это семь Я: ребенок, мама, папа и их родители —два дедушки и две бабушки) и состав семей учащихся (в разных семьях он различен), конкретизировать обязанности каждого члена семьи, проводить дидактические игры «Домашние обязанности», «Кто что делает?» и подвести к выводу о том, что у каждого члена семьи есть дома свои дела — заботы, очень нужные для всей семьи. Работая над фамилией, следует побуждать учащихся к тому, чтобы дети, отвечая на вопрос «Как твоя фамилия?», давали два ответа: Моя фамилия______________ . Я________________________ . Что касается имени, то детям нужно показать, что малыша и взрослого зовут по-разному. Например, ребенка зовут Саша, Валя, взрослого — Александр, Валентина. Детям нужно сообщить, что отчество — это пояснение, чьим сыном (дочерью) является человек. Можно работать так: — Как зовут твоего дедушку? — Дедушка Иван. — Как зовут твою маму? — Мама Наталья. — Значит нужно говорить Наталья Ивановна. Имя, отчество и возраст родителей дети должны запомнить (учитель берет данные из журнала). На закрепление знания фамилии, имени, отчества и домашнего адреса направлены дидактические игры «Почтальон» и «Адрес». Оборудование к игре «Почтальон»: шапочка почтальона, конверты, в которых лежат чистые листы белой бумаги, карандаши. Ход игры. Выбирают почтальона. Он «разносит» письма. Тот, к кому «постучится» почтальон, должен назвать свою фамилию, имя, отчество и домашний адрес. Ответивший на вопросы получает конверт, достает лист белой бумаги и начинает рисовать дом или «писать письмо». Игра «Адрес». Дети по очереди подходят к окошку «Почта». Им необходимо послать поздравление маме (папе). За окном «Почтальон» (учитель) спрашивает, какой у них домашний адрес. За правильный ответ «Почтальон» выдает «квитанции» — разноцветные фишки. Родственные связи в семье можно изучать с помощью схем и таблиц. Кто для кого кто? Мама — мать | Родители | Папа — отец | | Важно чтобы дети осознали, что один и тот же человек одновременно выступает в разных ролях. Так, девочка — это и дочь, и сестра, и внучка, а мальчик — это и сын, и брат, и внук (игра «Кто я?»). Полезно заполнить таблицу: | И мя | Отчество | Фамилия | Чпены семьи Мама | | | | Папа | | | | Сын | | | | Дочь | | | | Дети должны дифференцировать членов семьи по возрасту (старший младший, самый старший, самый младший), а также знать профессии и место работы родителей (дидактическая игра «Выбери профессию»). 1 ОС Кто? | Что делят-? | На работе | Дома | Папа Мама Дедушка Бабушка | | | Учителю необходимо познакомить детей с правилами поведения в гостях и дома, с правилами приема гостей и рассказать, как надо поздравлять родных с днем рождения и другими праздниками; как принимать подарки; как нужно поступить, если тебя пригласили в гости, какие подарки можно подарить маме, бабушке, другу, в какой одежде лучше пойти в гости и т. д. Вопрос о подарках в семье может быть изучен с использованием различных вариантов. Авторы учебно-методического пособия «Человек и мир в 1 классе» (Мн., 2000 г.) рекомендуют следующее: Вариант 1. «Спроси товарища ». • Что ты бы хотел (а) подарить маме (папе, брату, ...)? • Что ты хотел (а) бы получить в подарок? • Можно ли подарить папе куклу? Маме цветные карандаши? Младшей сестре вазу? После работы в парах эти же вопросы можно обсудить фронтально. Вариант 2. Сюжетно-ролевая игра «Подарок». Дети разбиваются на «семьи» по 4—6 человек. Каждая «семья» решает, кому из ее членов и в связи с каким событием (праздником, юбилеем, днем рождения) будут дарить подарки. Участники игры обсуждают (и репетируют) сам процесс дарения: кто и что дарит, что говорит при этом. Затем каждая «семья» демонстрирует процесс вручения подарков. Возможны и такие виды работ, как: 1. Беседа. 2. Сообщение и демонстрация правил. 3. Сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Мы идем в гости», «Ждем гостей». Хорошо, если во время игры удастся организовать угощение в виде чая, печенья, бутербродов. Это делается для того, чтобы практически повторить правила поведения за столом. В процессе игры важно обращать внимание детей на культуру общения, на употребление таких слов, как «кушайте, пожалуйста», «спасибо, я уже взял», «попробуйте, пожалуйста», «передайте, пожалуйста». 4. Разыгрывание сценок «Приход гостей», «Встреча гостей», «Знакомство», «Прощание», «За столом» и т. д. 5. Создание и решение проблемных ситуаций. Например, подружка подарила на день рождения мяч. Он тебе очень понравился. Что ты ей скажешь? А если мяч тебе не понравился? Что ты должна ответить? (Поблагодарить за подарок. Не надо говорить, что тебе подарок не понравился, — ведь подруга хотела сделать тебе приятное.) 6. Работа с «подарком Незнайки». Незнайка подарил письмо (текст, таблицу) следующего содержания: • не здоровайся; • не обращай внимания на гостей; • ешь неаккуратно. Вилка и ложка не нужны. Все можно брать - руками; • не говори «спасибо»; • уходи не прощаясь.' * 7. Дидактическая игра «С вилкой и ножом». Задача: учить детей сервировать стол, располагать все так, чтобы было празднично, красиво и правильно, возбуждало аппетит и желание достойно вести себя за столом. Оборудование: скатерть, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные и чайные), вазочки для цветов, цветы, салфетки, тарелки, стаканы, чашки, блюдца. Детям предлагается расположить посуду на столе. При изучении темы «Мой дом» («Моя квартира») нужно: — описывать помещения и комнаты квартиры по плану: 1)название; 2)назначение; 3) оборудование (мебель); —посуду дифференцировать на кухонную, столовую, чайную; —формировать понятия «столовые приборы» (ложка, вилка, нож), «столовое белье» (обеденная, чайная скатерть, обеденные, чайные салфетки, фартук, косынка, рукавички-прихватки, полотенце), «бытовая техника»; —отгадывать загадки (сама не ем, а людей кормлю); —проводить дидактические игры: а) «Чудо-вещи вокруг нас». Дидактическая задача: познакомить детей с бытовыми приборами, их назначением и техникой безопасности при пользовании ими. Оборудование: картинки с изображением бытовых приборов. Учитель говорит детям, что их в квартире окружают чудо-вещи и, отгадав загадки, они узнают названия этих вещей. Ходит-бродит по коврам, Водит носом по углам. Где прошел, там пыли нет. Пыль и сор — его обед. Дети не только отгадывают загадки, но и объясняют, как пользоваться бытовыми приборами. Сурдопедагог знакомит детей с противопожарной безопасностью. б) «Отбери мебель». Дидактическая задача: учить детей различать и называть мебель в зависимости от ее назначения. Во 2 классе учащихся знакомят с материалами, из которых сделаны окружающие предметы. Это дерево, стекло, металл, пластмасса, бумага, ткань, глина, резина, кожа. Изучая материалы, большое внимание следует уделить обогащению словаря учащихся прилагательными, образованными от существительных — названий материалов. Например, Из дерева сделаны стол, карандаш. Стол, карандаш —- деревянные. Из стекла сделаны стакан, ваза. Стакан, ваза — стеклянные. Из ткани сделаны костюм, шторы. Костюм, шторы — тканые. Нужно работать с образцами материалов (раздаточным материалом), наблюдать и задействовать все органы чувств, проводить простейшие опыты или действия, в результате которых учеников подвести к выводам, например, о гладкости и хрупкости стекла. Результат наблюдений следует представить в виде записи. «Свойства и качества материалов.» (см. Михаловская Л. В., Матвеева О. Р. Человек и мир. 3 класс. Мн., 1998. стр.108) На закрепление могут быть направлены следующие виды работ: • Ответы на вопросы. Что сделано из ткани? Из чего сделана посуда? Мебель? Что твердое? Что хрупкое? • Дополнение предложений. Из бумаги сделаны ... и ... . Называние указанных учителем предметов (назови резиновые предметы). • Сравнение материалов по признакам. Дерево и металл (какие?).... Дерево легче металла. Металл ... дерева. Дерево ... в воде, а металл .... Дерево ... в огне, а металл .... • Игры «Кто быстрее?», «Из чего?». На уроке по теме «Уход за квартирой, мебелью, комнатными растениями и домашними животными» нужно: — сформировать понятие «предметы для уборки» (веник, швабра, таз, чистящий порошок, тряпки, ведро); — работать над глаголами, вводить их в активный словарь путем дополнения предложений: ковры,...... ; мебель, ....; пол, ...,....; цветы, ...,....; — проводить дидактические игры: • «Уборка квартиры». Дидактическая задача: уточнить, в какой последовательности нужно убирать квартиру, с чего начинать и чем заканчивать. • «Каждой вещи свое место». Задачи: учить детей выполнять свои обязанности, соотносить вещи с их местом нахождения в доме. Педагог говорит: «В этой комнате нужно навести порядок: — Что вы повесите в платяной шкаф? — Что поставите на обувную полку? — Где место посуде? — Где должны храниться книги? и т. д.» Для проведения игры используют картинки или рисунки детей. • «Что было бы, если бы ...». Дидактическая задача: воспитывать бережное отношение к вещам. Учитель предлагает ситуации: что было бы, если бы дети: сломали столы и стулья, измазали мебель и т. д., а также: — акцентировать внимание на роли ребят в уходе за квартирой, мебелью, комнатными растениями и домашними животными: как ты помогаешь маме? Какие обязанности по дому ты выполняешь? Учитель может предложить детям, как рекомендуют В. Кучин-ский и С. Докиш, отвечая на вопрос «Как правильно поступать?», сделать выбор: подметать пол сухим или влажным (слегка смоченным) веником или сначала вымыть, а потом подмести пол или наоборот? и т. д. Учащихся необходимо познакомить с правилами поведения дома, правилами пользования бытовыми нагревательными электроприборами, причинами пожаров, правилами противопожарной безопасности, действиями детей и взрослых при пожаре, (см. Михаловская Л. В., Матвеева О. Р. Человек и мир. 3 класс. Мн., 1998. стр. 113, 116—117, 124). Нужно работать с таблицами по технике электробезопасности, раскладывать картинки на две группы (пожароопасные предметы и вещества; предметы-вещества, с помощью которых можно потушить пожар), проводить игру «Правильно-неправильно» (вместо точек вставить слова «можно» или «нельзя»). Например: • зажигать газовую плиту, когда в помещении есть запах газа; • включать (выключать) электрические приборы, когда в помещении есть запах газа; • решать ситуации и анализировать конкретные случаи из жизни самих детей. Работая над подтемой «Родственники, родственные отношения», следует сформировать понятия «родные» и «родственники». Родные — это мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. Родственники — это дядя, тетя, племянник, двоюродная сестра, двоюродный брат, тесть, теща, свекровь и свекор. Учащимся объясняют, что дядя — это родной брат твоей мамы или твоего папы; тетя — это родная сестра твоей мамы или твоего папы и т. д. Нужно показать детям, что один и тот же человек исполняет разные социальные роли, т. е. он может быть сыном, внуком, братом, зятем, мужем, отцом. При формировании и закреплении вышеназванных понятий возможны следующие виды работ: 1. Классификация (в виде игры). Карточки с названиями членов семьи и родственников дети должны разложить на две группы: 2. Составление (предъявление) схем. 3. Дописывание предложений. Например: • маме и папе я ...; • бабушке и дедушке я .... 4. Перефразирование: а) супруги — кто это?; б) как сказать по-другому? (Муж и жена — это кто?), 5. Выбор (подчеркивание) слов, которые подходят к ребенку. Я ... мальчик, девочка, дочка, сын, внук, внучка, сестра, брат, племянник, племянница. Урок по теме «Родные» можно провести в виде путешествия в «Страну Взрослых», где будут остановки «Мама», «Папа» и т д В теме «Семейная экономика» («Семейный бюджет») форми-I руются такие понятия, как «бюджет», «доход», «расход» и «резерв». Бюджет — это расчет всех доходов и расходов семьи. Доход — все деньги, заработанные членами семьи. Расход — все деньги, которые тратит семья (израсходованы семьей). Резерв — это то, что остается после расходования денег (запас, заначка, на черный день). При изучении темы «Семейная экономика» проводятся следующие виды работ: 1. Составление схем: зарплата пенсия а) дохода—-—стипендия пособие I ^расход б)............ доход —- резерв . оплата жилья в) расход покупка еды, одежды, "^-проездных билетов, лекарств г) резерв = Доход — Расход 2. Решение задач (определение дохода, расхода, резерва условной семьи). 3. Определение, как называют деньги, которые получает папа — водитель; дедушка (ему 70 лет); мама (не работает, растит маленькую дочь); сын (студент). 4. Ответы на вопросы:кто в семье зарабатывает деньги? Сколько денег нужно на питание? и т. д. 5. Создание и решение проблемных ситуаций: правильно ли расходовал деньги мальчик (девочка)? 6. Семейный совет: размышление, на что же израсходовать деньги в первую очередь (из предложенного учителем списка). В итоге нужно подвести детей к выводу, что все семьи имеют разный бюджет. И расход свой они строят по-разному. Но все стараются жить так, чтобы расход не превышал общего дохода семьи. В теме «Для чего нужна семья» следует развить знания школьников о функциях семьи, о ее значении для каждого из ее членов. Итак, семья нужна: • для продолжения рода человеческого (репродуктивная функция); • для воспитания (функция обучения и воспитания друг друга); • для совместного ведения хозяйства (хозяйственная функция)'; • для поддержания родственных связей; • для понимания, заботы, защиты и поддержки друг друга. Необходимо учащихся подвести к выводу, что семья сильна любовью и порассуждать о том, для чего нужен дом человеку: • в доме человек защищен от непогоды; • в доме находятся нужные для человека вещи; • нужен для отдыха; • домой приглашают гостей; • здесь человек чувствует себя в безопасности; • дом — это то место, где живет семья, где каждого любят, ценят, о каждом заботятся. Желательно, как предлагают В. Кучинский и С. Докиш, использовать методику «Спроси товарища!» (дети, работая в парах, задают друг другу вопросы о семье, о доме), выполнить задание'«Цве-ты благодарности» (детям раздаются вырезанные из цветной бумаги лепестки и фломастеры. Учащиеся пишут на лепестках самое важное, что делают для них мама и папа, дедушка и бабушка. Затем из лепестков на доске составляется «Цветок благодарности». Учитель в дальнейшем может продемонстрировать этот «цветок» на родительском собрании), поработать над пословицами («Какова мать, такова дочь», «Мой дом — моя крепость»), задать вопросы (Есть ли семьи у животных? Для чего они? Чем отличаются семьи животных от семей людей?). Изучая семейные праздники (дни рождения, юбилеи, свадьбы, дни памяти предков), нужно формировать умение писать тексты поздравительных открыток. Работая над темой «Вещи в доме. Уют в квартире», следует указать не только на практическое значение вещей, т. е. вещь нужна человеку, она удовлетворяет какую-либо потребность человека (шкаф нужен для хранения одежды, книг и т. д.), но и сообщить, что есть вещи — память о ком-либо и украшающие вещи (это виды вещей). Вещи — друзья человека, их ну>кно беречь; вещей не должно быть слишком много. Покупая вещи, следует думать, чтобы они сочетались друг с другом по размеру, форме, цвету. Таким образом сурдопедагог развивает вкус и воспитывает бережливость. Можно порассуждать, подходят ли низкие стулья к высокому столу; как смотрится порванная измятая штора на модном карнизе или потрепанная пыльная книга на новой книжной полке. Необходимо внести понятие «уют». Уют — это и свежий воздух, и мягкий свет, и нормальная температура, и удобная мебель, и красивые вещи. Уют — красота в доме, когда и стены, и пол, и потолок, и вещи радуют глаз. Уют создает человеку хорошее настроение. Путем создания и решения проблемных ситуаций детей подводят к выводу: чтобы в квартире было уютно, нужно соблюдать необходимые гигиенические требования, бережно относиться ко всем вещам. На макете квартиры (комнаты) или фланелеграфе детям предлагают создать уютную, на взгляд детей, комнату. Учащиеся должны объяснить, почему они считают эту комнату уютной. При изучении темы «Средства для поддержания чистоты и порядка в доме» следует сформировать либо конкретизировать понятие «средства для поддержания чистоты и порядка в доме». Предметы бьловой химии (средства для поддержания чистоты и порядка в доме) — это стиральные порошки, чистящие пасты, средства для ухода за мебелью, коврами и средства для борьбы с вредными насекомыми (тараканами, мухами и пауками). Нужно подчеркнуть, что многие из средств при неумелом пользовании опасны для здоровья, ядовиты, поэтому их нельзя пробовать, нюхать, вдыхать. Следует оберегать кожу лица и рук от соприкосновения с ними. В случае отравления дети должны сказать об этом взрослым, которые окажут первую помощь (предложат много выпить теплой жидкости, вызовут рвоту, а если нужно, то «скорую помощь»). Дополнительно можно рассказать детям о «домашних опасностях». Учащимся необходимо сообщить правила поведения в собственной квартире (доме), а также поведения в многоквартирных домах и правила пользования лифтом. Правила поведения в собственной квартире (доме): • поддержание чистоты и порядка; • соблюдение техники безопасности (нельзя брать спички, пользоваться газовой плитой, нагревательными приборами без присмотра взрослых); • экономия воды и электроэнергии; • выполнение своих трудовых обязанностей; • не шуметь; • по возможности оказывать помощь пожилым людям; • дружба с детьми; забота о чистоте, порядке, тишине в доме. Правила поведения в многоквартирных домах: • не кричать и не стучать; • не включать громко радио и телевизор; • не сорить в коридоре, на лестнице, в лифте, подъезде; • беречь и не разрисовывать стены, лифт; • не выкручивать и не разбивать электрические лампочки; • не хлопать дверью; • не бегать по лестнице. Можно создавать и решать проблемные ситуации (спит малыш, а сосед сверлит дрелью стену; бабушка болеет, а выше этажом дети прыгают) определять, кто кому из соседей мешает, какие правила нарушаются; задавать вопросы: почему первыми в лифт должны входить взрослые, а за ними дети? Почему сначала выходят из лифта дети, а за ними взрослые? Почему маленькие дети должны пользоваться лифтом только в присутствии взрослых, причем знакомых? Параллельно следует работать над речевым этикетом (отношение и обращение к соседям, взрослым, сверстникам и малышам). 5.3. Приемы работы над темой «Наш город» («Наше село») Тема «Наш город» в 1—3 классах состоит из следующих подтем: 1. Предприятия и организации. 2. Профессии людей, работающих на предприятиях и организациях, а также машины, инструменты и материалы. 3.Улица, правила поведения на улице. 4.Транспорт, правила поведения в транспорте. 5.ПДД. 6.Вокзалы. 7.Учреждения (связи, культурные, спортивные, бытового обслуживания, лечебные (поликлиника, больница, госпиталь)). 8.Предприятия торговли и общественного питания. Уроки по этой теме можно проводить в форме игры-путешествия по родному городу (селу). Местный краеведческий материал необходимо сочетать с более общим, формируя представление о труде рабочих, сельчан, о связи города и села. Чтобы сформировать понятия «город», «село», обращается внимание учащихся на особенности внешнего вида зданий и улиц, на транспорт, наличие предприятий и количество жителей. Показать взаимосвязи города и села можно в процессе рабо- ты с рисунками (кто кому что дает? Кто кому чем помогает?) и про- ведения дидактических игр: ч а) «Что сделано в городе, а что в селе?». Учитель раздает детям предметные картинки, на которых изображены овощи, фрукты, посуда, мебель и т. д. Дети называют предмет и говорят, где он сделан или выращен. б) Игра «Город — Село», Из «волшебного мешочка» дети достают картинки с предметами, сделанными в городе или селе, и отвечают на вопросы: как называется предмет? Где он сделан (выращен, произведен)? Для чего он нужен? Таким образом, следует подвести учащихся к выводу, что деревенские жители и горожане помогают друг другу. Изучать организации и учреждения рекомендуется по следующему плану: 1)назначение; 2)что имеется (какие отделы, помещения); 3)что делают в каждом; 4)кто работает и что делает; 5) как нужно себя вести. Так, при работе над темой «Гастроном» дети должны усвоить, что гастроном — это большой продуктовый магазин, и уметь отвечать на вопросы: какие отделы (секции) имеются в гастрономе? Что продают в каждом (каждой) из них? Кто там работает? Нужно уточнить, какие операции и в какой последовательности выполняет продавец (взвешивает товар, упаковывает его, берет чеки), кассир (получает деньги, выбивает чеки, дает сдачу), каковы обязанности покупателей (точно знать, что сколько стоит, сколько чего купить, стоять в очереди, не лезть без очереди, приветливо обращаться к кассиру и продавцу, благодарить). Можно провести игру «Откуда покупки? («Где продают?»). Учитель раздает картинки или карточки с названиями продуктов питания. Дети называют, что это, и говорят, в каком отделе продают. Итак, при изучении организаций и учреждений нужно проводить экскурсии, сюжетно-ролевые, дидактические игры («Кто где работает?», «Кто что делает?», «Чье это?», «Что кому нужно?», «Угадай, кто это?»), путешествия, составлять рассказы и делать описания. Работая над подтемой «Профессия», у детей необходимо ссрормировать умение соотносить профессию с выполняемыми ею действиями, с машинами и механизмами, инструментами и, возможно, материалами; дифференцировать профессии (которые нужны и городу, и сельской местности). Учитель предлагает рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий и попросить назвать одним словом всех людей, которые трудятся на заводах и фабриках (рабочие), на селе (колхозники). Последних необходимо уточнить: тракторист, комбайнер, доярка, свинарка, садовод, полевод и т. д. Затем учащимся следует предложить проблемную ситуацию: «Дети спорили, какая работа самая трудная и важная (нужная). Один сказал ... и т. д. Кто говорил, что самая важная работа у шофера, кто —• у врача. А вы как думаете?» и подвести детей к выводу, что все работы важны и нужны. Изучая тему «Строительство в нашем городе (селе)», необходимо рассказать, что сейчас строится в их городе (селе) и уточнить представления детей о профессиях людей, работающих на стройке (каменщики кладут стены; маляры красят стены и т. д.). Также учащихся следует познакомить с машинами и механизмами, которые помогают строителям (лебедка, смоловарка, бетономешалка, подъемный кран, экскаваторы и т. д.), со строительными Материалами (цемент, кирпич, стекло, песок, строительный брус, рубероид, шифер) и инструментами (молоток, иголка, ножницы, коса, кельма, грабли, пила, лопата), рассказать о взаимосвязи труда людей на стройке: шоферы вовремя подвозят кирпичи и цемент, крановщик поднимает их наверх, после этого могут работать каменщики, бетонщики и т. д. Рекомендуется провести дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Что кому принадлежит?», «Кому это нужно?», «Узнай профессию по одежде» (кого узнать легко, тяжело? Похожие по одежде профессии врача, аптекаря, парикмахера, доярки, продавца, рабочего часового завода), игру с мячом «Профессии», отгадывать загадки (кто покрасил все заборы, окна, двери, коридоры?). При изучении темы «Улица» нужно сформировать такие понятия, как «проезжая часть улицы», «тротуар» («обочина» на селе), познакомить с сигналами светофора, дорожными знаками «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Велосипедное движение запрещено», «Проход закрыт», с правилами поведения на улице: # переходить улицу только по пешеходной дорожке, где есть знак перехода; . прежде, чем сойти с тротуара на проезжую часть, необходимо убедиться в том, что машин поблизости нет; только после этого можно начинать переход; . при переходе улицы сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины улицы — направо; . ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны; . ходить по обочине дороги (навстречу транспорту). Следует использовать динамический рисунок (подвижную картинку), магнитную доску, фланелеграф и заранее заготовленные фигурки детей, модели пешеходного перехода, светофора, дорожных знаков, игрушечные машинки. Таким образом, ученикам показывают, как должны вести себя дети на улице, создают, разбирают и разыгрывают различные дорожные и проблемные ситуации, которые возникают при переходе улиц и дорог. Можно проводить практические занятия на специальной площадке и игры «Наша улица», «Светофор», «Поставь дорожный знак», «Для кого дорожный знак» (описание игр см. у Паршаковой 3. П. Человек и мир в 1 классе. Мн., 2000). В сильном классе возможен урок-зачет. Для зачета готовятся красиво оформленные билеты: назови составные части улицы. Для чего нужна проезжая часть? Тротуар? Обочина? Газон? и т. д. На уроке по теме «Транспорт» дается классификация транспорта' пассажирский, грузовой и специальный (в зависимости от , кого (что) перевозит (пассажиров, грузы и т. д.)), наземный, подземный, воздушный, водный (в зависимости от среды передвижения (по чем? где передвигается)). На закрепление знаний детей о разных видах транспорта направлена игра «На воде, в воздухе, на земле». Ее оборудуют игрушками либо картинками с изображением транспорта на фоне среды передвижения. Дети выбирают маршрут (куда ты хочешь поехать?) и в зависимости от дальности поездки транспорт. Детям сообщают, что для передвижения между городами, поселками, существует железнодорожный транспорт (пригородные и дальние пассажирские и товарные поезда), междугородные автобусы. Учащиеся должны уметь называть указанный вид транспорта, знать его назначение, профессии людей, работающих на транспорте. Особое внимание надо уделить транспорту своего города (села) и специальному: почему специальный транспорт может ехать на фасный свет? Какой именно транспорт и в каких случаях вызывают? Кто поможет (спасет) при пожаре? При нападении хулигана? При болезни? При утечке газа? Учащимся нужно запомнить номера телесронов, по которым можно вызвать «скорую помощь» (03), пожарную машину (01), милицию (02), аварийную службу (утечка газа) (04) и сформировать умение пользоваться телефоном при вызове специального транспорта. Можно отгадывать загадки, создавать и решать различные проблемные ситуации, составлять рассказы по картинке или серии картинок, опираясь на жизненный опыт детей. Учащихся знакомят с правилами поведения в транспорте: — входить в автобус и троллейбус через заднюю дверь; — выходить — через переднюю; — маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; — разговаривать культурно, чтобы не мешать водителю; — не стоять у дверей (это мешает входу и выходу пассажиров); — не высовываться и не выставлять руки в открытые окна; — заранее готовиться к выходу; — не препятствовать закрытию дверей; — уступать места пожилым людям; — не мусорить; — не смеяться громко; не выходить из транспорта до полной его остановки. Эти правила лучше усваивать в воображаемых ситуациях. (Ты сидишь в трамвае, на остановке вошел пожилой мужчина. Ты с бабушкой вошел в троллейбус. Свободное место только одно (несколько).) Нужно работать над речевым этикетом: — спрашивай так: «Вы выходите?» («Вы выходите на следующей остановке?»); — говори так: «Разрешите пройти», «Пропустите, пожалуйста»; знакомить с правилами обхода транспорта (обходить можно транспорт, который стоит. Автобус, троллейбус обходят сзади, трамвай — спереди), с обязанностями пассажиров (спокойно входить, приобретать билет, компостировать талон, садиться на свободное место или стоять, не мешая другим людям, заранее готовиться к выходу, извиняться при продвижении к двери), с видами проездных документов (проездной билет на 1, 2, 3, 4 вида транспорта (полный и льготный), удостоверение, жетон, талон), формировать умение соотносить указатель остановки с транспортом, проводить ролевые игры, решать задачи: • Талон, приобретенный в киоске, стоит ... рублей. Сколько стоит такой же талон, если его приобретают у водителя общественного транспорта? • Полный проездной билет на 3 вида транспорта стоит ... рублей. Сколько будет стоить льготный проездной на 3 вида? При изучении ПДД во 2 классе следует сформировать новые понятия («перекресток», «перекресток регулируемый и нерегулируемый»), познакомить с сигналами милиционера-регулировщика (стоит к пешеходам и транспорту грудью или спиной — горит фасный свет; поднял руку с черно-белым жезлом вверх—желтый свет; стоит к пешеходам и транспорту боком — зеленый свет) и с особенностями движения транспорта по мофой и скользкой дороге (транспорт не может сразу остановиться, его может занести в сторону, ухудшается видимость, происходят аварии. Во время резкого торможения транспорта пассажиры могут упасть и травмироваться. Пешеходы должны бьль особенно внимательными и осторожными). Для закрепления данной темы нужно: а) обсуждать ситуации «В ненастную погоду» по серии рисунков; б) дифференцировать картинки («можно-нельзя»); в) решать проблемные ситуации: Как ты поступишь? • Ты видишь, что дети собираются переходить улицу на красный свет светофора. • Что ты сделаешь? (Пройду мимо, остановлю ребят.); г) проводить путешествия в «Страну дорожных знаков»; д) проводить игру «Дорожные знаки перепутались». На уроке по теме «Места для игр и катания на велосипеде» ставится следующая цель: профилактика несчастных случаев, связанных с пребыванием и играми детей в опасных для жизни и здоровья местах. (Методику работы над темой см. в учебно-метод. пособии для учителей «Человек и мир в 1 классе» Паршаковой 3. П. и др. Мн., 2000). В теме «Вокзалы» детей следует познакомить с: — видами вокзалов (железнодорожный, аэропорт, автовокзал, водный); — помещениями вокзалов (во всех вокзалах есть билетные кассы, залы ожидания, камеры хранения вещей, ресторан, бар, буфеты, киоски, парикмахерская, комната матери и ребенка); — особенностями разных видов вокзалов (какой транспорт прибывает и отправляется? К чему?); — с назначением каждого из помещений и их работниками (кто где работает?); — с расписанием движения, сформировать умение пользоваться расписанием (что можно узнать, читая расписание?). Нужно проводить экскурсии, решать задачи (время отправления автобуса в рейс — .... Время прибытия на конечную станцию —.... Сколько времени автобус будет в пути?), формировать умение составлять диалоги по ситуации (ты пришел в кассу, тебе нужно купить билет до такой-то станции) и писать записки (дайте мне, пожалуйста, билет на поезд номер 2 «Минск-Москва» до станции Орша). Работая над темой «Учреждения связи», нужно: • Сформировать понятия «средства связи» и «учреждения связи». Средства связи — это телефон, телеграф, факс (телефакс). Учреждения связи — это почта, телеграф, международный переговорный пункт. • Познакомить с назначением учреждений связи. Почта принимает и выдает ценные и заказные письма, простые и заказные бандероли, денежные переводы, корреспонденцию до востребования, ведет подписку на журналы и газеты, пересылает корреспонденцию в другие города. Телеграф принимает простые и срочные телеграммы. Телефон (городской, междугородний) предназначен для переговоров людей. • С профессиями людей, работающих в этих учреждениях (почтальон, почтовый работник, телеграфист, телефонист). • С видами корреспонденции, почтовым индексом. Детей учат правильно оформлять конверты, бланки на перевод, бандероль, составлять текст телеграммы, проводить беседы, экскурсии, дидактические игры «Кто где работает», «Кто что делает», сюжетно-ролевые игры, отгадывать загадки. Изучая тему «Культурные учреждения», детей знакомят с кинотеатром, театром, цирком, музеем, картинной галереей, клубом, библиотекой, дворцом культуры), с их назначением, профессиями. Например, в кинотеатре работают контролер, киномеханик, дежурный по залу; в цирке — необычные артисты (звери, птицы) и артисты цирка: клоун, дрессировщик, жокей, жонглер, воздушный гимнаст, гимнаст-атлет, велофигурист. Кроме того, учащимся нужно рассказать о помещениях, расположении зрительных залов (так, в театре есть театральный зал, сцена, кулисы. В зрительном зале имеются ложа, партер, балкон) и правилах поведения в культурных учреждениях. Правила поведения в кинотеатре. 1. Проходить на свое место лицом к людям, которые сидят. 2. Во время сеанса не разговаривать, не смеяться, не вставать, не кушать. 3. Не сорить. 4. Мальчикам следует снимать головной убор в зрительном зале. Правила поведения в театре, цирке. 1. Снять верхнюю одежду, сдать в гардероб, поправить прическу и детали одежды (перед зеркалом), занять свое место до начала спектакля (представления). 2. Во время спектакля не разговаривать, не кушать, не разворачивать конфеты. 3. Благодарить актеров (артистов) аплодисментами или цветами. 4. Не уходить из зала до окончания спектакля. Правила поведения в музее. 1. Не трогать экспонаты, внимательно слушать экскурсовода, не отставать от своей группы, не отвлекаться. 2. Задавать вопросы можно тогда, когда экскурсовод прервет свой рассказ. 3. Благодарить экскурсовода по окончании экскурсии. Изучение правил поведения в театре (кинотеатре) можно сопровождать выстраиванием на магнитной доске (или фланелегра-фе) схемы «Хорошо, если...» (см. В. Кучинского и С. Докиша). Нужно проводить беседы, экскурсии, походы, сюжетно-роле-вые игры, дидактические игры «Кто где работает», «Что где есть», работать с рисунками, планами учреждений (планом зрительного зала), формировать у учащихся умение занять места в соответствии с «билетами». При работе над темой «Учреждения бытового обслуживания» следует рассказать, что к ним относятся: ателье, приемные пункты, дома быта, парикмахерские, бани, сауны и прачечные и сообщить о видах ателье и приемных пунктов, их назначении, кто в них работает, а также о том, что дома быта оказывают комплексные бытовые услуги. Нужно познакомить с правилами сдачи в ремонт, оформления заказов: • показать, что нужно ремонтировать; • оформить заказ у приемщика; • оплатить заказ (ремонт); • взять квитанцию (жетон); • предъявить квитанцию; • получить заказ. Можно проводить игры: . «Что сначала, что потом?»; > оплатить стоимость ремонта; > осмотреть обувь; > получить квитанцию или жетон; > получить обувь; > предъявить квитанцию или жетон. . «Кто что делает?» (соединить стрелками). Дети должны знать, что в парикмахерской делают стрижки, прически, завивки, красят волосы, а также уметь ответить на вопросы: — Что,нужно для работы парикмахеру? — Кто приходит в женский (мужской) зал? — Что делают в женском (мужском) зале? — Какими инструментами работает женский (мужской) мастер? — Что нужно и тому, и другому? швея —.________ __ р. оформляет заказ приемщик — ^ шьет одежду модельер______ ^ ^ мнимает мерки, кроит закройщик--- »- подбирает фасон В подтеме «Предприятия торговли» следует сообщить, что к ним относятся разные магазины: универсамы, универмаги, супермаркеты, гастрономы (продовольственные магазины), промтоварные и специализированные магазины («Овощи. Фрукты», «Хлеб», «Мясо», «Рыба», «Молоко», «Одежда», «Обувь», «Книги», «Канцтовары», «Спортивные товары», «Хозтовары», «Мебель», «Ткани» и др.), а также ларьки, киоски и познакомить с видами магазинов (отделов, секций) и правилами поведения в них. Учащиеся должны знать, что где можно купить? Какие отделы имеются? Что в каком отделе продается? (Правила, которые нужно соблюдать покупателям см. у В. Кучинского и С. Докиша.) Нужно проводить экскурсии, сюжетно-ролевые игры, составлять диалоги, обсуждать ситуации. Школьникам сообщают, что предприятия общественного питания — это столовые, кафе и рестораны, что в них можно есть, отметить день рождения, юбилей, свадьбу или любой праздник; их работниками являются официанты, повара, кассиры, посудомойки, администраторы, а к медицинским учреждениям относятся аптеки, поликлиники, больницы, госпитали. При изучении учреждений города (села) важно сформировать у школьников умение определять учреждение (парикмахерскую, почту, аптеку, фотоателье, магазин «Овощи. Фрукты» и т. д.) по витринам. Заключительным этапом работы над темой «Город» может быть викторина: • Как называется главная улица, площадь города? • Какая река есть в нашем городе? • Назовите крупнейшие заводы и фабрики города. • Назовите памятники нашего города. Какое место является любимым для отдыха его жителей? и т. д. 5.4. Изучение тем «Мой внутренний мир» и «Я и мир красоты» Основная задача изучения темы «Мой внутренний мир» — помочь детям осознать, что самое главное не внешний вид человека, а его внутренний мир, то есть мир его мыслей, чувств, его мышление, память, внимание, воображение. Нужно развивать у детей стремление к самопознанию и самосовершенствованию, лучшему пониманию окружающих и регулированию взаимоотношений с ними. Формируя понятие о внешнем виде человека, следует обратить внимание учащихся на сходство каждого школьника с ровесниками и взрослыми и одновременно на неповторимость внешнего облика. < |