МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Число имен существительных.





Имя существительное.

План лекции:

1. Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение.

2. Тема «Род имен существительных».

3. Тема «Число имен существительных».

4. Тема «Склонение имен существительных».

Цели:

1) Рассмотреть теоретический аспект изучаемой темы;

2) Познакомить студентов с особенностями изучения каждой темы в начальной школе;

3) Указать на сложности в изучении имени существительного

младшими школьниками и познакомить с вариативными подходами в зависимости от программ и учебников.

Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение.

Основной семантический признак им. сущ. - предметность. Но предметность не всегда сводится к конкретности: стол, дерево, человек - эти им. сущ. имеют ясный для детского понимания смысл, тогда как бег, терпение, свойство, выражая предметность, все же ребенком не воспринимаются как предметы. Это абстракции. Поэтому первоначальное знакомство с именем существительным происходит на конкретном материале. Это первая ступень овладения именем существительным как частью речи.

В этом осознании велика роль вопросов к т о ? ч т о ?. Сначала это вопросы именительного падежа, но в дальнейшем они изменяются по падежам - к о г о? ч е г о? и т.д. Позже механизм задавания вопросов расширяется, становится универсальным. Ставя вопрос к слову, ребенок каким-то внутренним чутьем должен уловить и обобщить какие-то свойства того слова, к которому относится вопрос. Эта способность получила название я з ы к о в о г о ч у т ь я или я з ы к о в о й и н т у и ц и и.

Умение ставить вопросы к словам - это переход от морфологии к синтаксическим отношениям, к связям внутри предложения. Это требует, как минимум, знакомства с главными его членами. А это уже вторая ступень осознания отличительных признаков чисти речи. Такая логика предполагает знакомство с подлежащим и сказуемым на ранних этапах формирования понятий о частях речи. Второй этап - функциональный; он изучает функцию им. сущ. в речевой конструкции, передающей мысль говорящего.

Третья ступень связана с постоянными свойствами существительного: это, в частности, грамматический род существительных - признак, который в русском языке не всегда обоснован с точки зрения смысла. Дочь и сын - род этих существительных не вызывает у детей никаких сомнений, но им трудно понять, почему потолок мужского рода, стена - женского, эти признаки носят грамматический характер, выражаются окончаниями: нулевым и –а. А вот случай еще более сложный: слово мышь обозначаети самку и самца. Не случайно появляются попытки ввести слово мыш: Однажды кот поймал мыша (С.Михалков).

Четвертая ступень - изменение формы слова, т.е. образование формы множественного числа, не вызывает затруднений. Изменение по падежам, т.е. склонение, осознается детьми намного труднее: большие затруднения вызывают значения падежей, правописание безударных окончаний, отчасти - предлоги с падежными формами.

Усвоению склонений способствуют падежные вопросы и особенно включение падежной формы в предложение, хотя бы небольшое: Чего у нас нет? У нас нет воды.

Все эти четыре ступени - лишь подготовительные, ибо формирование понятия имя «имя существительное как часть речи» продолжается, понятие обогащается новыми признаками. Склонение сущ. во множественном числе вводится лишь в усложненных программах.

К концу начального этапа обучения многие типы имен существительных еще не включаются в систему грамматической работы: существительные общего рода, несклоняемые, существительные на -мя, -ия, -ий, субстантивированные прилагательные типа столовая, учащийся, отглагольные существительные типа ускорение, зависимость и пр.

 

Род имен существительных.

К этой теме учащиеся нач. кл. обращаются дважды: при введении общего понятия о роде,как грамматической категории, и при разграничении типов склонения - 1-го,2-го и 3-го. А также позднее, при изучении имен прилагательных, так как родовая форма прилагательных зависит от рода существительного, к которому прилагательное относится, с которым согласуется.

Род существительных слабо связан с понятиями «мужской/женский», следовательно, и здесь приходится опираться на языковое чутье, на интуицию. По методической традиции, род существительного определяется по местоимению: мой, моя, мое (тот, та, то). Но нельзя забывать о том, что такой прием пригоден в работе только с теми учениками, для которых русский язык - родной. Дети, для которых русский язык неродной, усваивают род существительных с большим трудом, особенно если в родном языке такой категории нет вовсе (таковы тюркские языки).

Работать следует над грамматическими признаками, синтаксическими сочетаниями (на основе языковой интуиции) или над морфологическими признаками: им. сущ. мужского рода, как правило, имеют нулевое окончание в И.п. ед.ч., среднего рода - окончания -о,-е , женского - окончания -а, -я или нулевое, причем основа оканчивается на мягкий согласный с буквой ь.

В работе над родовыми признаками сущ., помимо языкового анализа и определения рода сущ. в его ходе, рекомендуются следующие упражнения (устные и письменные):

- образование пар имен сущ. мужского и женского рода по типу хозяинхозяйка, ткач – ткачиха, англичанин – англичанка. В процессе выполнения могут встретиться случаи, когда пары не получаются: шофер, космонавт;

- составление словосочетаний типа согласования «существительное + прилагательное» при изучении темы «Склонение имен прилагательных» в разных падежных формах;

- составление словариков с распределением существительных по родам, по родовым признакам и пр.;

- составление предложение и небольших текстов на антонимической основе, например: Брат и сестра не были похожи друг на друга: он блондин, она брюнетка;

- исследовательское задание: доказать, какого рода им. сущ.: степь Ваня, скот и скотина, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота;

- исследовательское задание: проследить, для каких частей речи характерна категория рода и как она в них выражается. Какие части речи могут изменяться по родам? Как?

На примере рода имен существительных формируется понятие языковой (лексико-грамматической) категории, так как признак рода имеет место во всех знаменательных частях речи, кроме наречия.

 

Число имен существительных.

В отличие от категории рода ч и с л о им. сущ. отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число - терпение, запах. Если же от некоторых их них и удается образовать форму множественного числа, то обобщенное значение исчезает, возникают конкретные значения: Ветер доносил запах сена - Я легко различаю запахиразных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи.

Дети легко понимают невозможность изменения по числам многих собственных имен: Байкал (озеро), Париж, Дюймовочка, Кощей Бессмертный, Венера (планета) и т.п.

Практические упражнения в образовании форм множественного числа

Начинаются уже в 1 классе, в системе грамматической пропедевтики на основе наблюдений над читаемым и произносимым текстом: сначала - значение, затем - форма выражения значения множественности. Понятие «окончание» еще впереди, но форму множественного числа дети отличают от формы единственного довольно легко.

Во 2 классе дети уже выделяют формальные признаки. Наиболее употребительные упражнения, помимо фиксации существительных во множественном числе в ходе языкового анализа:

- образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Различные варианты: с ударными и безударными окончаниями; с твердой или мягкой основой; слова из разных тематических групп; пары синонимов и антонимов и пр.;

- образование единственного числа от формы множественного числа: деревья, лошади, сани (конфликтное слово), имена, рисунок, падежи и пр.;

- составление словосочетаний в единственном и во множественном числе: кирпичный дом - кирпичные дома; небольшие предложения: Мальчики ловили рыбу в речке - Мальчик ловил …;

- построение предложений и фрагментов текста с изменением не только числа имени существительного, но и содержания, вызванным изменением числа: Мальчик … принес двух окуньков; Мальчики … принесли целое ведро карасей;

- исследовательские задания: подбор слов к им. сущ., которые не имеют единственного числа - только множественное (например, сани, качели), не имеют множественного (стужа, космос) с обоснованием.

Обобщение по теме «Множественное число» - в конце 4 класса, в виде составления таблицы, отражающей особенности форм множественного числа во всех изученных частях речи.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.