МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Французское Просвещение и материализм





Ш.Л.Монтескье, (1689 – 1755)

Деизм.

Теория среды.

Понятия: "Дух народа".

Принцип и природа правления.

Бог, как создатель, действующий по объективным законам материального мира.

"Многие вещи управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий "дух народа".

Французское Просвещение и материализм

Вольтер, (1694 – 1778)

Новое доказательство бытия Бога. Философская критика теологии.

Философский способ рассмотрения истории. "Философия истории".

"Я существую, а следовательно нечто существует вечно".

"Мне свойственно всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения".

Мировая история – это высший суд человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса.

Ж.Ж.Руссо, (1712 – 1778)

Критика общественного прогресса.

Понятия: имущественное неравенство.

Основы философского анализа феномена отчуждения.

Проблема власти.

Имущественное неравенство закрепляется в неравенстве политическом.

Фундаментальной сущностью человека является свобода, в том числе и свобода быть несвободным, т.е. реализовать себя не в соответствии, а в рассогласовании со своею подлинной природой. Основная характеристика свободы – ее разумность.

Д.Дидро, (1713 – 1784)

Онтологическая концепция – последовательный материализм. Политико-социальная проблематика. Плохие и хорошие законы.Концепцияискусства как "подражания природе". Метод парадоксов.

Человек должен поступать по отношению к другим так, как он хотел бы, чтобы они поступали по отношению к нему.

Парадокс возвещает о границе позитивного тезиса, за которым – антитезис как его противоположность.

Допущение влияния на нравственное сознание социальных факторов: "если законы хороши, то и нравы хороши; если законы и дурны, то и нравы дурны".

П.Гольбах, (1723 – 1789)

Философская картина Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом

Проблема человека. Эволюционизм.Учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии.Теория познания. Принцип матер.сенсуализма.

Первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Движение – это способ существования материи.Человек – продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы.

Мерило свободы членов общества – благо общества в целом.

Ж.О.Ламетри, (1709 – 1751)

Радикальный материализм и механицизм. Эволюция природы.

Атеизм. Мир – совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, видами которой выступают неорганическое, растительное и животное (включающее человека) царства. Человек ("чувствующая", самозаводящаяся машина) отличен от животного лишь большим количеством потребностей и, соответственно, ума, мерилом которого они являются.

Немецкая классическая философия

И.Кант, (1724 – 1804)

Философия природы, космология.

Гносеология, этика и эстетика.

Принцип: каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание. Философия – это критицизм. Критика - точное выяснение познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания. Метод проверки этой способности и есть критический метод. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов – априорных условий возможности познания. Общие для всех познавательные способности: чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок (трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика).

И.Фихте, (1762 – 1814)

Дедукция основных положений критической философии Канта.

Принцип: идеализм и его исходный принцип – интеллигенция в себе.

Философия как фундамент всего научного здания.Положения наукоучения(философии): "Я полагает само себя" и " Я полагает не-Я".

Ф.Шеллинг, (1775 – 1854)

Проблематика критической философии. Изучение глубочайших основ самопознания,субъекта как активного творческого начала.Проблема сознания и бессознательного.

Переход от самопознания к миропознанию, основанному на принципах кантианско-фихтеанского критицизма.

Знание – необходимый продукт разума, заложенный и организованный природой в человеке.

Принцип единства природы и духа; принцип полярности; принцип развития или творчества природы. Развитие осуществляется в природе как своеобразная "иерархия организаций".

Г.Гегель,(1770 – 1831)

Теория диалектики на основе абсолютного (объективного) идеализма. Проблемы истории человеческого духа. Понятия: 1) абсолютный дух, как он существует "в себе", или "идея в себе", 2) дух в своем "инобытии", 3) дух, достигший себя "в себе и для себя".

Идея абсолютного духа – бесконечно законченного в себе бытия, открывающего себя в процессе познания.

Процесс развития форм индивидуального сознания повторяется и в духовном развитии всего человеческого рода; развитии, в котором постепенно выявляются творческие силы мирового духа, воплощающегося в последовательно сменяющие друг друга образцы культуры.

Л.Фейербах, (1804 – 1872)

Проблемы познания,человека.

Анализ религии как социокультурного феномена.Новая теология (человек и есть Бог). Суть гуманизма – "не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане–полуживотные и полуангелы,а люди во всей полноте".

Мир – это органическая целостность, в центре которой – человек. Человек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию.

Религия – сугубо человеческий факт. "Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо".

Разгадку веры следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие: "То, что человек думает о Боге, – это осознание человеком самого себя".


ФИЛОСОФИЯ XIX – XX ВВ.

 

Марксизм

К.Маркс, (1818 – 1883)

"К критике гегелевской философии права. Введение","К еврейскому вопросу","Исторический материализм","Капитал".

Проблема поиска и обретения человеческим сообществом самого себя через создание неантагонистического социального строя. Деятельностный подход.Всеобщая теория общества.

Противоречия между предпринимателем и рабочим являются центральными в социуме, более того, ведущим фактором социальных изменений. Человеческая история – это история борьбы между собой больших общественных групп.

Идея революции большинства для всех, а не меньшинства ради себя самого. Ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Ф.Энгельс, (1820 – 1895)

"Положение рабочего класса в Англии","Манифест Коммунистической партии"(совместно с Марксом), "Диалектика природы".

Полемика и прогнозирование метода и пафоса марксовой доктрины к событиям реальной истории. Диалектический материализм.

Социальные конфликты индустриального общества неустранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы, кульминацией и результатом которой должно явиться коммунистическое общество.

Экономическая основа общества лишь "в конечном счете" обусловливает явления духовной жизни. Любое историческое событие являет собой результат ("равнодействующую")столкновения значительной совокупности разно-векторных людских хотений и воль.

Позитивизм

О.Конт, (1798 – 1857)

"Курс позитивной философии", "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества".

Общая теория гомогенности.

Суть"позитивного":1)реальность;2)полезность;3)достоверность;4)точность.

Три стадии развития человеческого духа:1)теологическая;2)метафизическая;3)научная(позитивная).

Позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом).

Эволюционная теория социального развития в противовес революционной,опирается на четыре принципа: принцип условий существования,принцип единообразия человеческой природы, принцип консенсуса, принцип эволюции.

Дж.С.Милль, (1806 – 1873)

"Система логики", "Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии".

Законы производства, законы распределения. Концепция нейтральности денег.

Теория стоимости.

Богатство – это сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ. Противопоставление законов производства и законов распределения.

Э.Мах, (1838 – 1916)

"Принцип сохранения работы,история и корень его", "Анализ ощущений и отношение физического к психическому","Познание и заблуждение".

Проблемы научного познания.

Идея относительности.

Анализ формально-логических структур научных теорий.

Наука суть попытка экономного обращения с опытом. Задача науки – искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимозависимости. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении.

Познание – всего лишь процесс прогрессивной адаптации человека к среде. Природа не содержит "причин" и "следствий",в ней все просто "случается" – и это может быть зафиксировано формулами функциональных взаимоотношений.

Р.Авенариус, (1843 – 1896)

"Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта","Человеческое понятие о мире".

Эмпириокритицизм–"надпартийный" философский подход,критически рассматривающий все, якобы проверенные,истины. Учение об "эмпириокритической принципиальной координации".

Философия как строгая наука наподобие позитивных природоведческих дисциплин.

Преодоление дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрытие эффекта воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. Индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту.

Неопозитивизм

Б.Рассел, (1872 – 1970)

"Критическое исследование философии Лейбница", "Принципы математики", "О истории", "Философские очерки", "Философия Уильяма Джеймса",

"Проблемы философии", "Сущность религии","Научный метод в философии".

История философии. Плюрализм как философско-исторический принцип. "Логический атомизм".

Проблемы интеллектуальных пределов эмпиризма и вопросы доминирующих ценностей процесса познания.

Нейтральный монизм.

История философии суть история оригинальных концепций выдающихся мыслителей. Философствование есть субъективированное выявление смысла той жизненной ситуации, из которой и вырастает соответствующее философское направление. Философия – это средство логического анализа и постижения всех форм дискурса. Предметом философии выступает логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материала в виде атомарных фактов, образующих элементарные предложения. В основании всего сущего лежит не материя, а "нейтральный материал", в котором материя стала больше похожа на разум.

Л.Витгенштейн, (1889 – 1951)

"Логико-философский трактат" (1921), "Философские исследования".

Логический и лингвистический этапы в становлении аналитической философии. Термин: "картина мира".

Принципы философского творчества: 1) противопоставление этического и логического;2) отказ от сомнения в тех областях, где "нельзя спрашивать";3) идея, что "вопросы, которые мы ставим, и наши сомнения основываются на том, что определенные предложения освобождены от сомнения, что они, словно петли, на которых вращаются эти вопросы и сомнения..."

Р.Карнап, (1891 – 1970)

"Логическое построение мира","Мнимые проблемы в философии", "Преодоление метафизики логическим анализом языка","Физикалистский язык как универсальный язык науки".

Теория познания. Научная философия. Неопозитивистская модель организации научного знания.

"Принцип терпимости" (один из основных в системе постулатов неопозитивистского конвенционализма).

Идея о возможной основе единства знания. Предметом философии науки является анализ структуры естественно-научных дисциплин с целью уточнения основных понятий науки при помощи аппарата математической логики.

"Наука представляет собой единство... все эмпирические предложения выразимы в едином языке, а все положения дел относятся к одному виду и познаются с помощью одного метода".

М.Шлик, (1882 – 1936)

"Всеобщая теория познания", "Вопросы этики","Позитивизм и реализм", "Природа и культура".

Логический позитивизм. Последовательный эмпиризм. Понятия:"чувственно данное", чувственный опыт. Концепция "понятийных функций".

Между логикой и опытом нет никакого антагонизма. Проблема познания сущности бытия бессмысленна, ибо предмет философии – не искание истины, но "исследование значения". Перспективная основа общей теории познания – общая теория знаков.


Постпозитивизм

К.Поппер, (1902 – 1994)

"Логика научного исследования", "Открытое общество и его враги", "Нищета историцизма","Объективное знание. Эволюционный подход".

Школа критического рационализма.

Изучение роста научного знания. Научная космология. Проблема познания мира, включая нас самих и наше познание как частей этого мира.

Метафизические идеи – а поэтому идеи философские – имели величайшее значение для космологии. Принцип фальсификации (принципиальной опровержимости любого утверждения) в противовес принципу верификации. Принцип "фаллибилизма" – гипотетический характер знания и подверженность ошибкам. История научного познания – это история смелых предположений и их перманентных опровержений.

Т.Кун, (1922 – 1996)

"Коперниканская революция", "Структура научных революций", "Теория черного тела и квантовая прерывность. 1894-1912".

История естествознания как единственного источника подлинной философии науки.

Историко-эволюционистский подход,антикумулятивизм, идея о социокультурной обусловленности научного познания (экстернализм).

Стадии развития науки: допарадигмальная наука, нормальная наука(парадигмальная),экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция). Парадигма (дисциплинарная матрица) выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества.

Философия жизни

А.Шопенгауэр, (1788 – 1860)

"Мир как воля и представление", "О свободе человеческой воли".

Оригинальное учение о человеке, этике, эстетике. Этика пессимизма.

Волюнтаризм, иррационализм.

Тезисы: "мир есть мое представление", о единстве воли и движения.

Мир, являющийся нам в представлениях, выступает в форме, зависящей от познающей способности субъекта. Судя по проявлениям в видимом мире, мир сам по себе есть не что иное, как мировая воля. Волевой акт субъекта и действие его тела – это не два различных состояния, находящихся между собой в отношении причины и следствия, а одно и то же действие. Мировая воля едина, хотя ее проявления во времени и пространстве бесчисленны, хотя в материи она проявляет себя как множественность отдельных воль, ведущих нескончаемую борьбу друг с другом.

Ф.Ницше, (1844 – 1900)

"Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм", "Человеческое, слишком человеческое".

Философия жизни. Проблемы культуры, человеческой жизни.

Учение о сверхчеловеке и "вечном возвращении". Противопоставление аполлоновского и дионисийского начал. Культурно-этический идеал человека – образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа – ориентированного на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения, овладения пробужденными им собственными, иррациональными силами. Высший смысл жизнь приобретает исключительно благодаря тому, что она вновь и вновь возвращается, налагая при этом колоссальную ответственность на человека,

О.Шпенглер, (1880 – 1936)

"Закат Европы", "Человек и техника"

Философия культуры. Критика классического историзма.

Понятия: душа. Теория рождения, развития и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. Душа – субстанциональное начало всех начал или иррациональная совокупность возможностей, которые необходимо осуществить. История (совокупность образов, наглядных картин, разнообразных символов – плодов "глубинного переживания") и природа (система законов, формул и жестких определений) являют собой два различных вида отображения действительности в картине мироздания.

Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием ее "души". Культуры уникальны, сменяемы (не преемственны).

Экзистенциализм

М.Хайдеггер, (1889 – 1976)

"Бытие и время", "Доклады по философии. О событии", "Основные проблемы феноменологии", "Сущность истины" и др.

Критика метафизики. Тема метафизики как судьбы европейской философии, темы Ничто, европейского нигилизма, элементы почвенничества, провинциализма, популизма. Проблемы техники, науки, языка. Понятия мифологически-космического порядка: "бытие", "ничто", "сокрытое", "открытое", "основа", "безосновное", "земное", "небесное", "человеческое", "божественное". Свобода должна включать в себя следующее: повинность, служение, обязательство. Три составляющие служения: трудовая повинность, воинская повинность, обязанность вносить духовный вклад в судьбу немецкого народа благодаря знанию. Неразрывная изначальная связь языка, бытия и человеческого существования. В стремлении найти смысл бытия и смысл человеческого существования язык становится главной и единственной силой. Понимая язык не лингвистически (как замкнутую автономную систему знаков, действующую но своим собственным, независимым от внешней реальности законам), а онтологически, обнаруживая в словах языка глубокую изначальную бытийную основу, X., по существу, сращивает язык и бытие, обнаруживает их изначальное единство, взаимосвязь и взаимозависимость.

Неотомизм

Э.Жильсон, (1884 – 1978)

"Философия св. Бонавентуры", "Дух средневековой философии","Томизм.Введение в философию св. Фомы Аквинского", "Массовое общество и его культура".

Проблемы связи веры и разума. Классификация когнитивных способностей человека. "Тайна томизма" – в высшем синтезе рационального познания и веры. Антирефлексивная установка – отказ от мета-уровня философского анализа. Классическая проблема бытия Божьего моделируется в категориях экзистенциализма. Божественное бытие трактуется как "акт чистого существования". Трактовка многообразия материального бытия как инспирированного актом Божественного существования имплицитно вводит тезис о том, что все наделенные материальным существованием "вещи также в какой-то степени причастны к нематериальности". Существование не есть чувственное качество, и мы не имеем никакого чувственного органа для его восприятия.

Герменевтика

Г.Г.Гадамер, (р. В 1900)

"Диалектическая этика Платона", "Истина и метод", "Диалог и диалектика", "Похвала теории".

Историческое сознание. Критика методологизма наук о духе. Понятия: предрассудок, горизонтность понимания, игра. Мир выражает себя в языке. Задача герменевтики – прояснить природу понимания, условия, при которых оно совершается. Основание герменевтического феномена усматривается в конечности человеческого существования. Предрассудок – как пред-суждение вовсе не означает неверного суждения, но, составляя историческую действительность человеческого бытия, выступает условием понимания. Герменевтический феномен рассматривается как своего рода диалог, который начинается с обращения к нам предания, оно выступает партнером по коммуникации, с которым мы объединены как "Я" с "Ты".

Постмодернизм

М.Фуко, (1926 – 1984)

"Душевная болезнь и психология", "Археология знания", "Субъективность и истина".

Основная линия философского творчества – преодоление интеллигибельной универсальности гегельянства, а также коренное переосмысление проблемы взаимных отношений элементов системы: "субъект – познание – мир".

Философия власти.Язык, текст, дискурс – метафорические обозначения универсального принципа, позволяющего соотносить, взаимосоизмерять и оптимизировать культурные артефакты, которые традиционно полагались качественно разноплановыми.

Идея некоторого опыта-предела, функцией которого является вырвать субъекта у него самого.

Новая антропология – "антропология выражения", призвана "по-новому определить отношение между смыслом и символом, образом и выражением", реодолеть концепты "психологического позитивизма",стремящегося "исчерпать все содержание человека редуцирующим понятием homo natura".





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.