Французское Просвещение и материализм Ш.Л.Монтескье, (1689 – 1755) Деизм. Теория среды. Понятия: "Дух народа". Принцип и природа правления. Бог, как создатель, действующий по объективным законам материального мира. "Многие вещи управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий "дух народа". Французское Просвещение и материализм Вольтер, (1694 – 1778) Новое доказательство бытия Бога. Философская критика теологии. Философский способ рассмотрения истории. "Философия истории". "Я существую, а следовательно нечто существует вечно". "Мне свойственно всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения". Мировая история – это высший суд человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса. Ж.Ж.Руссо, (1712 – 1778) Критика общественного прогресса. Понятия: имущественное неравенство. Основы философского анализа феномена отчуждения. Проблема власти. Имущественное неравенство закрепляется в неравенстве политическом. Фундаментальной сущностью человека является свобода, в том числе и свобода быть несвободным, т.е. реализовать себя не в соответствии, а в рассогласовании со своею подлинной природой. Основная характеристика свободы – ее разумность. Д.Дидро, (1713 – 1784) Онтологическая концепция – последовательный материализм. Политико-социальная проблематика. Плохие и хорошие законы.Концепцияискусства как "подражания природе". Метод парадоксов. Человек должен поступать по отношению к другим так, как он хотел бы, чтобы они поступали по отношению к нему. Парадокс возвещает о границе позитивного тезиса, за которым – антитезис как его противоположность. Допущение влияния на нравственное сознание социальных факторов: "если законы хороши, то и нравы хороши; если законы и дурны, то и нравы дурны". П.Гольбах, (1723 – 1789) Философская картина Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом Проблема человека. Эволюционизм.Учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии.Теория познания. Принцип матер.сенсуализма. Первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Движение – это способ существования материи.Человек – продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Мерило свободы членов общества – благо общества в целом. Ж.О.Ламетри, (1709 – 1751) Радикальный материализм и механицизм. Эволюция природы. Атеизм. Мир – совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, видами которой выступают неорганическое, растительное и животное (включающее человека) царства. Человек ("чувствующая", самозаводящаяся машина) отличен от животного лишь большим количеством потребностей и, соответственно, ума, мерилом которого они являются. Немецкая классическая философия И.Кант, (1724 – 1804) Философия природы, космология. Гносеология, этика и эстетика. Принцип: каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание. Философия – это критицизм. Критика - точное выяснение познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания. Метод проверки этой способности и есть критический метод. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов – априорных условий возможности познания. Общие для всех познавательные способности: чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок (трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика). И.Фихте, (1762 – 1814) Дедукция основных положений критической философии Канта. Принцип: идеализм и его исходный принцип – интеллигенция в себе. Философия как фундамент всего научного здания.Положения наукоучения(философии): "Я полагает само себя" и " Я полагает не-Я". Ф.Шеллинг, (1775 – 1854) Проблематика критической философии. Изучение глубочайших основ самопознания,субъекта как активного творческого начала.Проблема сознания и бессознательного. Переход от самопознания к миропознанию, основанному на принципах кантианско-фихтеанского критицизма. Знание – необходимый продукт разума, заложенный и организованный природой в человеке. Принцип единства природы и духа; принцип полярности; принцип развития или творчества природы. Развитие осуществляется в природе как своеобразная "иерархия организаций". Г.Гегель,(1770 – 1831) Теория диалектики на основе абсолютного (объективного) идеализма. Проблемы истории человеческого духа. Понятия: 1) абсолютный дух, как он существует "в себе", или "идея в себе", 2) дух в своем "инобытии", 3) дух, достигший себя "в себе и для себя". Идея абсолютного духа – бесконечно законченного в себе бытия, открывающего себя в процессе познания. Процесс развития форм индивидуального сознания повторяется и в духовном развитии всего человеческого рода; развитии, в котором постепенно выявляются творческие силы мирового духа, воплощающегося в последовательно сменяющие друг друга образцы культуры. Л.Фейербах, (1804 – 1872) Проблемы познания,человека. Анализ религии как социокультурного феномена.Новая теология (человек и есть Бог). Суть гуманизма – "не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане–полуживотные и полуангелы,а люди во всей полноте". Мир – это органическая целостность, в центре которой – человек. Человек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию. Религия – сугубо человеческий факт. "Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо". Разгадку веры следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие: "То, что человек думает о Боге, – это осознание человеком самого себя". ФИЛОСОФИЯ XIX – XX ВВ. Марксизм К.Маркс, (1818 – 1883) "К критике гегелевской философии права. Введение","К еврейскому вопросу","Исторический материализм","Капитал". Проблема поиска и обретения человеческим сообществом самого себя через создание неантагонистического социального строя. Деятельностный подход.Всеобщая теория общества. Противоречия между предпринимателем и рабочим являются центральными в социуме, более того, ведущим фактором социальных изменений. Человеческая история – это история борьбы между собой больших общественных групп. Идея революции большинства для всех, а не меньшинства ради себя самого. Ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Ф.Энгельс, (1820 – 1895) "Положение рабочего класса в Англии","Манифест Коммунистической партии"(совместно с Марксом), "Диалектика природы". Полемика и прогнозирование метода и пафоса марксовой доктрины к событиям реальной истории. Диалектический материализм. Социальные конфликты индустриального общества неустранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы, кульминацией и результатом которой должно явиться коммунистическое общество. Экономическая основа общества лишь "в конечном счете" обусловливает явления духовной жизни. Любое историческое событие являет собой результат ("равнодействующую")столкновения значительной совокупности разно-векторных людских хотений и воль. Позитивизм О.Конт, (1798 – 1857) "Курс позитивной философии", "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества". Общая теория гомогенности. Суть"позитивного":1)реальность;2)полезность;3)достоверность;4)точность. Три стадии развития человеческого духа:1)теологическая;2)метафизическая;3)научная(позитивная). Позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом). Эволюционная теория социального развития в противовес революционной,опирается на четыре принципа: принцип условий существования,принцип единообразия человеческой природы, принцип консенсуса, принцип эволюции. Дж.С.Милль, (1806 – 1873) "Система логики", "Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии". Законы производства, законы распределения. Концепция нейтральности денег. Теория стоимости. Богатство – это сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ. Противопоставление законов производства и законов распределения. Э.Мах, (1838 – 1916) "Принцип сохранения работы,история и корень его", "Анализ ощущений и отношение физического к психическому","Познание и заблуждение". Проблемы научного познания. Идея относительности. Анализ формально-логических структур научных теорий. Наука суть попытка экономного обращения с опытом. Задача науки – искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимозависимости. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении. Познание – всего лишь процесс прогрессивной адаптации человека к среде. Природа не содержит "причин" и "следствий",в ней все просто "случается" – и это может быть зафиксировано формулами функциональных взаимоотношений. Р.Авенариус, (1843 – 1896) "Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта","Человеческое понятие о мире". Эмпириокритицизм–"надпартийный" философский подход,критически рассматривающий все, якобы проверенные,истины. Учение об "эмпириокритической принципиальной координации". Философия как строгая наука наподобие позитивных природоведческих дисциплин. Преодоление дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрытие эффекта воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. Индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту. Неопозитивизм Б.Рассел, (1872 – 1970) "Критическое исследование философии Лейбница", "Принципы математики", "О истории", "Философские очерки", "Философия Уильяма Джеймса", "Проблемы философии", "Сущность религии","Научный метод в философии". История философии. Плюрализм как философско-исторический принцип. "Логический атомизм". Проблемы интеллектуальных пределов эмпиризма и вопросы доминирующих ценностей процесса познания. Нейтральный монизм. История философии суть история оригинальных концепций выдающихся мыслителей. Философствование есть субъективированное выявление смысла той жизненной ситуации, из которой и вырастает соответствующее философское направление. Философия – это средство логического анализа и постижения всех форм дискурса. Предметом философии выступает логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материала в виде атомарных фактов, образующих элементарные предложения. В основании всего сущего лежит не материя, а "нейтральный материал", в котором материя стала больше похожа на разум. Л.Витгенштейн, (1889 – 1951) "Логико-философский трактат" (1921), "Философские исследования". Логический и лингвистический этапы в становлении аналитической философии. Термин: "картина мира". Принципы философского творчества: 1) противопоставление этического и логического;2) отказ от сомнения в тех областях, где "нельзя спрашивать";3) идея, что "вопросы, которые мы ставим, и наши сомнения основываются на том, что определенные предложения освобождены от сомнения, что они, словно петли, на которых вращаются эти вопросы и сомнения..." Р.Карнап, (1891 – 1970) "Логическое построение мира","Мнимые проблемы в философии", "Преодоление метафизики логическим анализом языка","Физикалистский язык как универсальный язык науки". Теория познания. Научная философия. Неопозитивистская модель организации научного знания. "Принцип терпимости" (один из основных в системе постулатов неопозитивистского конвенционализма). Идея о возможной основе единства знания. Предметом философии науки является анализ структуры естественно-научных дисциплин с целью уточнения основных понятий науки при помощи аппарата математической логики. "Наука представляет собой единство... все эмпирические предложения выразимы в едином языке, а все положения дел относятся к одному виду и познаются с помощью одного метода". М.Шлик, (1882 – 1936) "Всеобщая теория познания", "Вопросы этики","Позитивизм и реализм", "Природа и культура". Логический позитивизм. Последовательный эмпиризм. Понятия:"чувственно данное", чувственный опыт. Концепция "понятийных функций". Между логикой и опытом нет никакого антагонизма. Проблема познания сущности бытия бессмысленна, ибо предмет философии – не искание истины, но "исследование значения". Перспективная основа общей теории познания – общая теория знаков. Постпозитивизм К.Поппер, (1902 – 1994) "Логика научного исследования", "Открытое общество и его враги", "Нищета историцизма","Объективное знание. Эволюционный подход". Школа критического рационализма. Изучение роста научного знания. Научная космология. Проблема познания мира, включая нас самих и наше познание как частей этого мира. Метафизические идеи – а поэтому идеи философские – имели величайшее значение для космологии. Принцип фальсификации (принципиальной опровержимости любого утверждения) в противовес принципу верификации. Принцип "фаллибилизма" – гипотетический характер знания и подверженность ошибкам. История научного познания – это история смелых предположений и их перманентных опровержений. Т.Кун, (1922 – 1996) "Коперниканская революция", "Структура научных революций", "Теория черного тела и квантовая прерывность. 1894-1912". История естествознания как единственного источника подлинной философии науки. Историко-эволюционистский подход,антикумулятивизм, идея о социокультурной обусловленности научного познания (экстернализм). Стадии развития науки: допарадигмальная наука, нормальная наука(парадигмальная),экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция). Парадигма (дисциплинарная матрица) выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Философия жизни А.Шопенгауэр, (1788 – 1860) "Мир как воля и представление", "О свободе человеческой воли". Оригинальное учение о человеке, этике, эстетике. Этика пессимизма. Волюнтаризм, иррационализм. Тезисы: "мир есть мое представление", о единстве воли и движения. Мир, являющийся нам в представлениях, выступает в форме, зависящей от познающей способности субъекта. Судя по проявлениям в видимом мире, мир сам по себе есть не что иное, как мировая воля. Волевой акт субъекта и действие его тела – это не два различных состояния, находящихся между собой в отношении причины и следствия, а одно и то же действие. Мировая воля едина, хотя ее проявления во времени и пространстве бесчисленны, хотя в материи она проявляет себя как множественность отдельных воль, ведущих нескончаемую борьбу друг с другом. Ф.Ницше, (1844 – 1900) "Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм", "Человеческое, слишком человеческое". Философия жизни. Проблемы культуры, человеческой жизни. Учение о сверхчеловеке и "вечном возвращении". Противопоставление аполлоновского и дионисийского начал. Культурно-этический идеал человека – образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа – ориентированного на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения, овладения пробужденными им собственными, иррациональными силами. Высший смысл жизнь приобретает исключительно благодаря тому, что она вновь и вновь возвращается, налагая при этом колоссальную ответственность на человека, О.Шпенглер, (1880 – 1936) "Закат Европы", "Человек и техника" Философия культуры. Критика классического историзма. Понятия: душа. Теория рождения, развития и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. Душа – субстанциональное начало всех начал или иррациональная совокупность возможностей, которые необходимо осуществить. История (совокупность образов, наглядных картин, разнообразных символов – плодов "глубинного переживания") и природа (система законов, формул и жестких определений) являют собой два различных вида отображения действительности в картине мироздания. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием ее "души". Культуры уникальны, сменяемы (не преемственны). Экзистенциализм М.Хайдеггер, (1889 – 1976) "Бытие и время", "Доклады по философии. О событии", "Основные проблемы феноменологии", "Сущность истины" и др. Критика метафизики. Тема метафизики как судьбы европейской философии, темы Ничто, европейского нигилизма, элементы почвенничества, провинциализма, популизма. Проблемы техники, науки, языка. Понятия мифологически-космического порядка: "бытие", "ничто", "сокрытое", "открытое", "основа", "безосновное", "земное", "небесное", "человеческое", "божественное". Свобода должна включать в себя следующее: повинность, служение, обязательство. Три составляющие служения: трудовая повинность, воинская повинность, обязанность вносить духовный вклад в судьбу немецкого народа благодаря знанию. Неразрывная изначальная связь языка, бытия и человеческого существования. В стремлении найти смысл бытия и смысл человеческого существования язык становится главной и единственной силой. Понимая язык не лингвистически (как замкнутую автономную систему знаков, действующую но своим собственным, независимым от внешней реальности законам), а онтологически, обнаруживая в словах языка глубокую изначальную бытийную основу, X., по существу, сращивает язык и бытие, обнаруживает их изначальное единство, взаимосвязь и взаимозависимость. Неотомизм Э.Жильсон, (1884 – 1978) "Философия св. Бонавентуры", "Дух средневековой философии","Томизм.Введение в философию св. Фомы Аквинского", "Массовое общество и его культура". Проблемы связи веры и разума. Классификация когнитивных способностей человека. "Тайна томизма" – в высшем синтезе рационального познания и веры. Антирефлексивная установка – отказ от мета-уровня философского анализа. Классическая проблема бытия Божьего моделируется в категориях экзистенциализма. Божественное бытие трактуется как "акт чистого существования". Трактовка многообразия материального бытия как инспирированного актом Божественного существования имплицитно вводит тезис о том, что все наделенные материальным существованием "вещи также в какой-то степени причастны к нематериальности". Существование не есть чувственное качество, и мы не имеем никакого чувственного органа для его восприятия. Герменевтика Г.Г.Гадамер, (р. В 1900) "Диалектическая этика Платона", "Истина и метод", "Диалог и диалектика", "Похвала теории". Историческое сознание. Критика методологизма наук о духе. Понятия: предрассудок, горизонтность понимания, игра. Мир выражает себя в языке. Задача герменевтики – прояснить природу понимания, условия, при которых оно совершается. Основание герменевтического феномена усматривается в конечности человеческого существования. Предрассудок – как пред-суждение вовсе не означает неверного суждения, но, составляя историческую действительность человеческого бытия, выступает условием понимания. Герменевтический феномен рассматривается как своего рода диалог, который начинается с обращения к нам предания, оно выступает партнером по коммуникации, с которым мы объединены как "Я" с "Ты". Постмодернизм М.Фуко, (1926 – 1984) "Душевная болезнь и психология", "Археология знания", "Субъективность и истина". Основная линия философского творчества – преодоление интеллигибельной универсальности гегельянства, а также коренное переосмысление проблемы взаимных отношений элементов системы: "субъект – познание – мир". Философия власти.Язык, текст, дискурс – метафорические обозначения универсального принципа, позволяющего соотносить, взаимосоизмерять и оптимизировать культурные артефакты, которые традиционно полагались качественно разноплановыми. Идея некоторого опыта-предела, функцией которого является вырвать субъекта у него самого. Новая антропология – "антропология выражения", призвана "по-новому определить отношение между смыслом и символом, образом и выражением", реодолеть концепты "психологического позитивизма",стремящегося "исчерпать все содержание человека редуцирующим понятием homo natura". |