МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Принципы, методы и перспективы развития КСО в России





ТЕМА 16. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КСО В РОССИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ КСО В РОССИИ

Эволюция развития КСО в России

В эволюции развития КСО в России выделяют следующие основные периоды:

1 период – 1999-2003 гг. – начало и органичное освоение корпорациями принципов КСО. Скорость, с которой происходило это освоение, не соответствовала потребностям срочного и масштабного вклада имеющихся ресурсов бизнеса в поддержку общества.

2 период – 2003-2009 гг. – изменения (в основном, количественные) и ускорение развития КСО под влиянием политического курса на социальную стабильность. Социальные проекты были разнообразными, но служили главным образом целям формирования отношений с представителями органов власти. Проблематика КСО и устойчивого развития не была интегрирована в политический курс (как в ЕС).

3 период – с 2009 по настоящее время. Сокращение практики КСО под влиянием финансового кризиса. Сценарии развития КСО в этом периоде – «инерционный» (неблагоприятный) и «модернизационный» (благоприятный), учитывают предыдущий опыт, ключевым для них является характер участия органов власти в развитии КСО.

«Инерционный» сценарий исходит из того, что влияние власти на КСО будет сходным с нынешним и сохранится ориентация на самостоятельное решение социальных проблем каждым сектором. Ввиду этого сценарий предполагает низкую вероятность развития институциональных норм КСО.

КСО будет медленнее завоевывать новых последователей и выходить из состояния фрагментарности с высоким процентом авральных действий, с размытым предметом, невысокой степенью прозрачности и отчетностью, не имеющей многочисленных заказчиков. В рамках «инерционного» сценария лидеры КСО будут ориентироваться на тот уровень развития практики, которого они достигли на конец второго периода.

«Модернизационный» сценарий исходит из того, что кризис дает возможность интенсифицировать развитие КСО. Ведущую роль в этом процессе могут сыграть институты власти. Несмотря на то, что в рамках процесса политической конкуренции повышение вовлеченности властей в развитие КСО в обозримой перспективе затруднено, тем не менее, возможности для реализации государственной политики содействия КСО находить нужно, используя, в том числе, курс Президента РФ на модернизацию и инновационное развитие.

Принципы, методы и перспективы развития КСО в России

 

В развитии КСО стимулом должно стать понимание КСО как фактора развития общества и повышения доверия к российскому бизнесу и в стране, и за рубежом, как условие социальной стабильности, устойчивого экономического роста и решения экологических проблем, как признак прозрачности процессов взаимодействия бизнеса, власти и общества, что является важной составляющей имиджа страны.

Предложение о формировании государственной политики развития КСО может вызвать возражение, основанное на избыточном вмешательстве государства в такую чувствительную сферу, как самоорганизация бизнеса, ведь КСО – это частная инициатива. Действительно, по указке невозможно развивать эффективную КСО – вынуждающие меры не создадут стимулов для ее развития, а скорее, наоборот, отпугнут предпринимателей и усилят их зависимость от ожиданий властей, а не общества.

Однако, участие институтов власти в комплексном развитии КСО не означает государственного давления в данной сфере. Проведение цивилизованной политики содействия КСО – это в первую очередь признание властями той роли, которую крупный бизнес играет в развитии страны.

Поскольку объектом данной политики выступает бизнес, она должна учитывать условия его ведения и формироваться на долгосрочную перспективу, опираясь на взвешенные принципы и понятные стейкхолдерам методы реализации.

Достижимо это лишь в том случае, если данная политика будет нацелена не на увеличение числа компаний, практикующих КСО, а на повышение ценности этой практики в глазах бизнеса и стейкхолдеров и на создание возможностей для более эффективных социальных инвестиций. Для этого внимание необходимо направить на развитие институциональных основ КСО, не затрагивающих напрямую интересы конкретной отрасли или компании. Поэтому можно выделить базовые принципы КСО:

1. Принцип развития КСО в рамках идеологии устойчивого развития.

Эта идеология доказала свою действенность в странах ЕС и других регионах во многом потому, что связывает интересы общества, бизнеса и государства. В России данная идеология также приобретает сторонников среди представителей всех трех секторов. Фокусируясь на вопросе существования будущих поколений, она позволяет легитимизировать участие властей в процессе распространения социально-ответственного поведения бизнеса, ясно определяя их роль как посредников и арбитров. Это позволит уйти от спорадически возникающей патерналистской традиции на местах, которая замедляет распространение социального партнерства, вызывает у бизнеса неприязнь и не стимулирует его добровольные усилия в социальной сфере.

Данный принцип означает движение в сторону общепринятого международного курса на устойчивое развитие и приобщение к этому курсу.

Для России это особенно важно как для страны, во-первых, богатой природными ресурсами и, во-вторых, огромной социальной полярности. С продвижением КСО в рамках устойчивого развития для стейкхолдеров получит качественно новое обоснование логика самоограничения бизнеса в производственной деятельности и его социальные инвестиции, а не благотворительность.

2. Принцип учета региональной специфики.

Каждый регион имеет свой комплекс наиболее острых проблем, мешающих устойчивому развитию. Кроме того, условия ведения бизнеса в регионах могут отличаться. Поэтому КСО каждой компании уникальна. Не может быть единого всероссийского содержания КСО и выработать общегосударственные приоритеты практики КСО затруднительно. В связи с этим государственное содействие развитию КСО без учета специфики регионов грозит быть поверхностным. В свою очередь, местным властям расширение практики КСО выгодно потому, что она создает возможности выхода региона на траекторию долгосрочного развития, что в текущих экономических условиях особенно ценно.

КСО в регионах уже развивается – ряд национальных и международных корпораций реализуют различные проекты, и местная специфика находит отражение в их стратегиях КСО. Но эта их деятельность всякий раз оказывается сугубо самостоятельной. В целях же распространения идеи КСО необходимо акцентировать внимание на ее ценности в широких слоях региональных бизнес-элит. В противном случае высока вероятность того, что осознание ими КСО и дальше будет носить лишь фрагментарный характер.

3. Принцип обеспечения добровольности КСО.

Актуальность данного принципа обусловлена тем, что в рамках предыдущих периодов добровольность усилий бизнеса в социальной сфере нередко была относительной. Возведение добровольности в ранг принципа демонстрирует, что этап, характеризовавшийся патерналистским участием институтов власти в вопросах КСО, пройден, и это повысит ценность КСО у бизнес-сообщества.

Кроме того, в России для претворения в жизнь государственной политики, предполагающей жесткую регламентацию усилий КСО как в ЕС, еще не сложился целый комплекс факторов; подобная политика в обозримой перспективе грозит дать лишь обратный эффект.

Данные принципы обеспечат сразу несколько требований к институту КСО. Во-первых, это более активное освоение международных норм КСО и согласование ряда международных и внутренних российских норм КСО (и формальных, и неформальных). Во-вторых, это стимулирование развития потенциально широкого спектра организаций гражданского общества, миссия которых связана с распространением и претворением в жизнь конкретных вопросов устойчивого развития. В-третьих, данные принципы способствуют созданию возможностей для большей действенности различных публичных рыночных механизмов обеспечения КСО на уровне регионального бизнеса взамен субъективных критериев ее оценки, выработанных властью на местах.

Для реализации на практике выдвинутых принципов предложены и обоснованы соответствующие методы. К ним относятся:

- совершенствование законодательства, особенно в социальной и экологической сферах;

- определение проблем устойчивого развития регионов, позволяющее бизнесу получить данные для определения приоритетного вклада в развитие территории своего присутствия;

- усиление роли институтов федеральной исполнительной власти в стимулировании КСО;

- содействие формированию информационного контекста КСО (поддержка и развитие конкурсов, посвященных КСО; инициация или участие в проведении информационно-пропагандистских кампаний; разработка престижной государственной награды; развитие государственного информационного ресурса по теме КСО).

Наряду с государственной политикой содействия КСО российские компании, ведущие различные социальные и иные проекты, могут внести свой вклад в формирование института КСО, переводя активность в рамки КСО.

Для решения этой задачи систематизированы 5 ключевых принципов, применяемые в международных стандартах и ведущих практиках российских и европейских компаний:

1) соответствие ключевым международным стандартам и рекомендациям,

2) развитие корпоративного управления,

3) осуществление социальных инвестиций,

4) подготовка нефинансовой отчетности,

5) коммуникационное сопровождение.

Следование этим принципам направлено на развитие отношений со стейкхолдерами, обеспечивая комплексный учет институциональных норм КСО.

Для реализации данных принципов на практике может быть использована методика «Маршрут развития КСО», включающая 6 последовательных этапов:

1) формирование ценностей КСО компании,

2) определение воздействия компании на общество, окружающую среду и рынок,

3) разработка стратегии КСО,

4) формирование практики КСО,

5) формирование стратегии позиционирования КСО компании,

6) коммуникация ценностей, стратегии и результатов.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.