МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Портрет Томмазо Кампанеллы. Художник Ф. Коцца, XVII век





Мор, голод, войны, козни супостата,

Блуд, кривосудье, роскошь, произвол —

Ничто пред тою тройкою разврата.

А себялюбье — корень главных зол —

Невежеством питается богато.

Невежество сразить я в мир пришел".

Кампанелла

Он пишет трактаты: «Речь к итальянским князьям», «О христианской монархии», и «О правлении церкви», в которых призывает многочисленных князьков и владетельных герцогов покончить с властью захватчиков-испанцев и объединиться в единую Италию под властью... папы, в Италию без войн, нищеты, частной собственности.

К этому религиозному и политическому единству Кампанелла стремился лишь для того, чтобы прекратить раздоры и установить долгожданный мир в христианских странах, онвысказывает свои заветные идеи о создании единого мирового государства, которые в конечном итоге были направлены против всех существующих правительств и, в частности, против Испании,

 

В конце 1597 года Кампанелла приезжает в Неаполь.Там он общается с неким астрологом, а также с географом Стильолой – своим товарищем по римской тюрьме, пылким сторонником астрономии Штаб заговора обосновался в Стило в монастыре Св. Марии, где жил Кампанелла. Более трехсот доминиканцев, августинцев и францисканцев были вовлечены в движение, к началу восстания двести проповедников должны были отправиться по деревням, чтобы поднять народ.

Восемьсот человек ссыльных были готовы к бою

Кампанелле удалось установить связь с командующим турецким флотом итальянцем Басса Чикала, который обещал закрыть морской путь для пополнения испанского гарнизона и даже высадить свой десант, ведь для Османской империи юг Италии был важнейшим опорным пунктом торговли по Средиземному морю, основа благосостояния империи.
Восстание было назначено на 10 сентября. Но нашлись два предателя, предупредившие испанские власти. Подошедший в назначенное время к берегам Калабрии турецкий флот никого не нашел. Заговорщики были схвачены и частью казнены, частью заключены в тюрьму. Кампанеллу нашли в хижине пастуха, арестовали и тоже отправили в Неаполь, где засадили в крепость Дель-Ово. Эта тюрьма была знаменита своим карцером «Крокодилья яма»,

(босиком, впроголодь, в ледяной вонючей жиже, в течение 7 дней), регулярные «шмоны», местную «фирменную» пытку «полледро» (применялось особое устройство из деревянного каркаса, поперечных перекладин, которые были затесаны на острый угол, и 13-и веревок; в ходе пытки все это впивалось в тело человека с головы до пят и разрывало мускулы), пытку «велья» (голого человека подтягивали вверх на дыбе, затем садили на острый кол с расчетом, как только он чуть опустит веревку, кол глубже вонзается в тело; пытка продолжалась 40 часов). Ему пришлось симулировать сумасшествие, чтобы затянуть следствие и избежать смертного приговора. А в перерывах между экзекуциями этот неугомонный человек, как опытный сиделец, используя тюремные ноу-хау, сумел наладить общение с другими узниками (для совместной координации показаний), сочинять стихи (чтобы поддержать моральный дух заключенных), написать и переправить на свободу датированный задним числом трактат «Испанская монархия» (с целью сбить следствие с толку), готовить побег и даже завести себе подругуЕго выхаживала сестра Дианора. В исключительных случаях ей разрешалось заходить в мужские камеры. Девушка приносила возлюбленному бумагу, перья, чернила, еду.. «Город Солнца». От смертной казни его спасло то, что, помимо обвинения в преступлении политическом, он был обвинен и в ереси, а решение по этому делу не могло быть вынесено испанскими властями, -- для этого требовалась санкция папы. 8 января 1603 года Святая служба приговорила его к пожизненному заключению, без каких-либо надежд на амнистию, пересмотр дела, или чего-то в этом роде.

 

В июле 1604 года Томмазо был переведен в подземелье тюрьмы Сант-Эльмо. Камнанелле обещали создать жизнь, которая была бы хуже смерти, и тюремщики делали все, чтобы выполнить это обещание.

Его бросили в глубокую каменную яму, куда никогда не проникал свет. Во время дождей камеру заливало водой. Пол был земляным, вода долго не впитывалась в глинистую почву. Закованный в кандалы Кампанелла лежал на мокрой подстилке из прелой соломы. Его держали на голодном пайке - один раз в день приносили немного пищи.

Он был отрезан от всего мира. На все его вопросы надзиратели отвечали молчанием. К нему никого не пускали. Почти круглые сутки «мученик науки» сидел он в полной темноте. Лишь по вечерам ему на три часа давали светильник.

 

Ученый не имел и клочка бумаги. Его очень мучило, что даже те недолгие часы, когда у него был светильник, пропадали даром. Надзирателям было приказано неусыпно следить, чтобы для узника была полностью исключена всякая возможность писать

В 1605 году философ работает над "Побежденным атеизмом".

В те времена тюремщики вместе со своими семьями жили при тюрьмах. Сонеты Кампанеллы завоевали ему расположение женской половины. Случалось, обращались испанские офицеры с просьбами личного характера: составить гороскоп, погадать, написать любовное объяснение в стихах. В качестве оплаты они приносили ему еду и, что особенно важно, бумагу, перья и чернила. Иногда, по просьбе Кампанеллы, его клиенты отправляли письма с неапольской почты. В марте 1608 года Кампанеллу переводят в Кастель делль Ово.

В 1609 г. Томмазо пишет трактат «О наилучшем государстве». К тому времени рукописные копии «Города Солнца» уже ходили по всему Неаполю, вызывали горячие споры,

В короткий срок он написал две книги трактата «Медицина» и приступил к давно задуманному труду «Вопросы физики, морали и политики», «О наилучшем государстве», а кроме этого сочиняет стихи.

Слава о Кампанелле разнеслась по многим странам Европы. Иностранцы, приезжавшие в Неаполь, старались с помощью рекомендательных писем или подкупа получить с ним свидание. Кампанелла за короткое время успевал прочитать им целую лекцию по философии или медицине. Все силы он отдавал тому, чтобы в тайне от тюремщиков продолжать работу. Он дополнил и расширил «Медицину», написал «Диалектику», «Риторику» и «Поэтику»

.

Благодаря другу Кампанеллы Товию Адами в протестантской Германии одна за другой появляются книги знаменитого узника. В 1617 году вышел в свет «Предвестник восстановленной философии» — так Адами назвал найденную им рукопись раннего сочинения Кампанеллы. в 1623 году напечатал «Реальную философию», в составе которой впервые увидел свет «Город Солнца». абота является рассказом путешественника о посещённой им стране-утопии и была написана на итальянском языке в 1602 году, латинская версия написана в 1613—1614 годах и издана во Франкфурте в 1623 году

23 мая 1626года знаменитый узник после двадцатисемилетнего пребывания в тюрьмах увидел над своей головой солнце. Испанский вице-король освобождает Кампанеллу.

Но не прошло и месяца, как Кампанелла снова оказался в тюрьме инквизиции, на которую власть вице-короля не распространялась.

 

На этот раз Томмазо оказался в мрачном сыром подвале особняка на Пьяцца делла Карито. Именно здесь тридцать пять лет назад великий борец за свободу начал мрачную тюремную эпопею. Его новому освобождению помогла ссора папы Урбаном VIII с испанским двором. Испанцы начали распространять ложные предсказания многочисленных астрологов о скорой смерти главы католической церкви. В гороскопах указывали даже дату смерти папы, якобы предсказанную расположением звезд. Наместник Бога на земле был подвержен земным слабостям и окончательно потерял покой. Томмазо пустил слух, что знает секрет, как избежать судьбы, предсказанной звездами. Слухи дошли до папы. Он распорядился доставить к нему Кампанеллу, который в беседе не только не стал опровергать предсказания астрологов, а, наоборот, подлил масло в огонь, подтвердив опасность, нависшую над папой.

27 июля 1628 годаУрбан VIII приказал выпустить узника. Исполин духа вновь обрел свободу после 50 тюрем и 33 лет заключения. Урбан VIII беспрекословно выполнял все указания Кампанеллы: становился на колени перед камином, пел, произносил молитвы, послушно повторял магические формулы. Разумеется, в роковой сентябрь папа не умер. Это укрепило его веру в силу и знания Кампанеллы, с помощью которого удалось избежать верной смерти. Папа открыто высказал ему свое признание, часто приглашал к себе на беседы. Томмазо вернули конфискованные и запрещенные инквизицией рукописи.

 

29 октября 1634года Кампанелла благополучно прибывает в Марсель. Знаменитого философа, легендарного узника инквизиции встречают с большими почестями: ведь он был еще и противником Испании — давнего врага Франции. В Париже Кампанеллу принимает сам Людовик XIII. После аудиенции Томмазо поселяют в доминиканском монастыре на улице Сент-Оноре, назначают пенсию. Томмазо ведет переговоры с типографиями об издании своих трудов. Одновременно пишет «Афоризмы о политических нуждах Франции», в которых дает ряд рекомендаций, каким образом обеспечить победу над Испанией, и передал их Ришелье, своему покровителю По поручению Ришелье он руководит учеными собраниями, на основе которых вскоре вырастает Французская академия наук.

Кампанелла предсказал Людовику XIII рождение сына, чья жизнь будет счастливой и долгой. И действительно, после 22 лет бесплодного замужества

5 сентября 1638 года Анна Австрийская родила мальчика, вошедшего в историю под именем Людовика XIV. Кампанелла приветствовал его как "Короля-Солнце" преображенного мира. По просьбе Ришелье он составлил для новорожденного гороскоп, предрекая, что царствование нового Людовика будет долгим и счастливым.

 

В конце апреля 1639 года болезнь почек приковала мыслителя к постели. Его тревожило приближающееся затмение Солнца, которое, по его расчетам, должно было произойти 1 июня. Кампанелла опасался, что оно будет для него роковым. Но он умер раньше, 21 мая 1639 года в монастыре Св. Якова, когда над Парижем поднималось солнце.

 

По материалам

1. Горфункель А. Х. Томмазо Кампанелла. М., «Мысль», 1969.

2. Кампанелла Т. Город Солнца. М., Издательство Академии наук СССР, 1947.

3. Штекли А.Э Кампанелла. Жизнь замечательных людей. 1959

 

 

Политические взгляды

 

Т. Кампанелла в "Городе Солнца" выделяет три ветви власти, создаваемые применительно к трем основным видам деятельности и "заведующие" каждой из них. Каковы эти виды деятельности? Во-первых, военное дело; во-вторых, наука; в-третьих, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами.

Венчает управленческую пирамиду верховный правитель – Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он – глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам.

В "Городе Солнца", где нет более частной собственности, земледелие, ремесла и т. д. являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами – специалистами. Сообща произведенное распределяется справедливо, по меркам необходимости. Все, в чем солярии нуждаются, "они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует". Не только обеспечение каждого солярия требуемой долей материальных благ и попечение о его досуге, общении, здоровье входят в круг обязанностей должностных лиц "Города Солнца". Они также планомерно обучают и воспитывают членов общины, заботятся о состоянии их духа. Значительную роль отводит им Т. Кампанелла в заботе о продолжении рода соляриев. Государство вмешивается (конечно, в интересах общего блага) даже в творчество поэтов, предписывая им те формы, в которые они должны облекать свое вдохновение.

 

КРАТКИЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

Краткий учебный курс

 

Институт государства и права РАН Академический правовой университет

Под общей редакцией академика РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца

Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА•М) Москва • 2000

Общинная жизнь, зиждется на отсутствии в этом городе-государстве частной собственности и на всеобщем и хорошо организованном труде, которому солярии предаются всегда с радостью. Эта решающая особенность их жизни, дающая соляриям огромное преимущество едва ли не перед всем человечеством, состоит в том, что у них нет ни бедных, ни богатых, в результате чего "не они служат вещам, а вещи служат им". Независимость от вещей позволяет соляриям не разрушать собственную индивидуальность в непосильном труде. Его продолжительность еще меньше, чем в Утопии, — четыре часа. Так гуманистический идеал принципиального равенства людей трансформируется как идеал справедливого общества. По сравнению с далеким платоновским прообразом, хорошо известным Кампанелле, общественный строй соляриев в принципе отличается социальной однородностью.

Самый одаренный из них, называемый Метафизиком, или более понятно — Солнцем, часто обозначаемым знаком @, стоит во главе всего государства. Его предельно глубокое знание всех принципов метафизики и теологии органически включает в себя и знание наук физических, математических, астрологических, исторических, знание религий и др.

Портрет Томмазо Кампанеллы. Художник Ф. Коцца, XVII век

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.