В 2004 году правовая информатизация названа одной из основных функций ФСО РФ. К какому виду актов относится нормативно-правовой акт, установивший данное положение? а) Федеральный закон. б) Постановление Правительства РФ. в) Распоряжение Правительства РФ. г) Распоряжение Президента РФ. д) Указ Президента РФ. 2. Индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенных для автоматизации профессионального труда специалистов – а) АСУ. б) ЭС. в) АРМ. г) АИСС. 3. На сегодняшний день функции по осуществлению государственной политике РФ в сфере информатизации возложены на: а) ФАПСИ; б) Государственное правовое управление Президента РФ; в) ФСО. Примерные вопросы к экзамену по курсу «Информационные технологии в юридической деятельности» 1. Информационные технологии в юридической деятельности: понятие и основные направления (функции). Значимые достижения в области IT-технологий в юридической деятельности. 2. Объект, предмет, структура и основные методы информационных технологий в юриспруденции. Соотношение с другими видами юридических дисциплин информационного цикла. 3. Политика Российской Федерации в области информационных технологий. Нормативные акты, регулирующие вопросы в сфере информационных технологий. 4. Понятие информации и правовой информации. Краткая историческая справка (Н. Винер, К. Шеннон и др.). Признаки информации и правовой информации. Сведения и данные, их отличие от информации. 5. Правовая информация по структуре и по уровню доступа. 6. Понятие информационных технологий, их цель, методы. 7. Существующие классификации (методов) информационных технологий. Информационные технологии по видам юридической деятельности. 8. Интернет и СМИ – как особые технологии распространения информации и информации, имеющей правовое значение. 9. Правительственные программы в области информатизации: концепция «электронного государства», программы «электронная Россия» и «электронное правительство». Этапы выполнения программ. 10. Понятие электронного документооборота. Отличие электронного документооборота от электронного документа и электронного обмена данными. 11. Электронная подпись. Удостоверяющие центры. Юридическое значение электронной подписи. 12. Понятие информационных процессов и их виды. Роль СМИ в реализации информационных процессов. 13. Понятие информационных систем, их классификация и применение в юридической деятельности. 14. Общая характеристика автоматизированных рабочих мест (АРМ) юристов различных профилей: судьи, прокурора, следователя, адвоката, нотариуса, эксперта. Проблемы создания АРМ юриста. 15. Справочно-правовые системы (СПС) и их виды. Общая организация и отличия. Преимущества и недостатки СПС (на примере «КонсультантПлюс» и «Гарант»). Мобильные версии СПС. 16. СПС «Законодательство России», ее отличие от других справочно-правовых систем. Преимущества и недостатки. 17. Справочно-правовые системы нового поколения: экспертная юридическая система «LEXPRO» и СПС «Контур-Норматив», их отличительные особенности, достоинства и недостатки. 18. Классификация компьютеров. Оборудование компьютерной техники и периферийных устройств. Устранение видимых причин неполадок в компьютерной технике. 19. Оптимальный набор периферийных устройств для АРМ юриста. Мобильные устройства (iPhone, iPad и т.п.) и их эффективное применение в юридической деятельности. 20. Операционная среда Windows. Краткая историческая справка (Стив Джобс, Билл Гейтс и др.). Структура операционной системы Windows и правила работы в ней. 21. Создание и редактирование правовых документов в текстовом редакторе MS Word. Некоторые элементы автоматизации юридической техники. 22. Способы представления результатов юридической деятельности. Кодирование правовой информации. 23. Автоматизированные базы данных по правовым проблемам (MS Excel и MS Access, пакет прикладных программ «Statistica»). Создание и обработка банка данных правовой информации в зависимости от вида юридической деятельности. 24. Статистический анализ правовых материалов: судебные решения, уголовные дела, акты экспертиз и т.п. 25. Информационное облако. Понятие, структура, предназначение, перспективы применения в юридической деятельности. 26. Классификация методов исследования правовой информации. Основание классификации. Цели применения IT-методов в исследовании правовой информации. 27. Общая характеристика методов исследования правовой информации. 28. Общая характеристика информатизации правотворческой деятельности и деятельности судов. Базовая идея информатизации судебной деятельности (деятельности по осуществлению правосудия) в Российской Федерации. 29. Автоматизацияформ и видов систематизации законодательства. Причины ограничения автоматизации консолидации и кодификации. Компьютеризация систематизации судебных актов. 30. Автоматизированные информационные системы Федерального Собрания и Министерства юстиции РФ. ГАС «Выборы». 31. Информационные технологии в судах общей юрисдикции. ГАС «Правосудие». Структура информационного ресурса судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. 32. Электронный документооборот в системе судов общей юрисдикции. 33. Видеоконференцсвязь в судах общей юрисдикции: цели, функции, субъекты, техническое обеспечение, ограничения применения. Перспективы развития. Мобильные средства защиты свидетеля. 34. Автоматизированное рабочее место «Мировой судья»: цели, функции, структура, программно-технический уровень оснащения. 35. Информационные технологии в арбитражных судах Российской Федерации. Информационно-правовой и программно-технический уровень информатизации. Мобильные версии портала ВАС РФ. 36. Понятие электронного правосудия: предназначение, решаемые задачи, виртуальная основа. Представление цифровых доказательств. Перспективы развития (Интернет-суды и т.п.). 37. Электронный документооборот в системе арбитражных судов Российской Федерации. 38. Электронный страж и видеоконференцсвязь в системе арбитражных судов: понятие, предназначение, субъекты, техническое оснащение, проблемы и перспективы развития. Аудиопротоколирование судебных заседаний. Перспектива перевода судебного дела на цифровые носители. 39. Дальнейшие перспективы внедрения ИТ-технологий в судебных органах. Доступ к базам данных (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП, земельного кадастра). ИТ-технологии в судебных органах зарубежных стран. 40. Понятие информационных технологий следственной, оперативно-розыскной и экспертной деятельности. 41. Информационные технологии в следственной деятельности. Автоматизированные информационные системы. Государственные и региональные информационные центры. 42. Информационные технологии в оперативно-розыскной деятельности. Геоинформационные системы. Мобильные технологии. 43. Информационные технологии в экспертной деятельности. 44. Информационная безопасность: задачи, объекты и методы ее обеспечения. Официальные органы, обеспечивающие информационную безопасность в Российской Федерации. 45. Понятие защиты информации. Уровни защиты информации. 46. Угрозы информационным системам и их виды. Программы-шпионы. Методы защиты информации. 47. Техническое и программное обеспечение информационной безопасности в зависимости от видов юридической деятельности. 48. Система защиты информации. Информационное оружие. Компьютерные вирусы. Деблокеры. Информационные войны. 49. Правовое обеспечение информационной безопасности. Концепция национальной безопасности РФ и Доктрина информационной безопасности РФ. 50. Компьютерные преступления (киберпреступность). Киберпреследование. Защита информации при работе в сети Интернет. 51. Признаки незаконного проникновения в компьютерную систему. Дальнейшие действия в случае обнаружения незаконного проникновения в компьютерную систему. Критерии оценки От студентов требуется обязательное посещение лекций и семинаров, участие в аттестационных испытаниях, выполнение творческой работы в виде реферата или письменной работы с последующим докладом, активная работа на семинарах. На оценку влияет наряду с посещением лекционных и семинарских занятий, качество подготовки творческой работы и доклада по ней, успешное выполнение аттестационных заданий, активная работа на семинарах. Особо оценивается активная работа на семинарах, правильные ответы на предлагаемые вопросы по темам курса. «Отлично» - ставится студенту при полном раскрытии вопросов билета, предполагает наличие системы знаний по предмету, умение излагать материал в логической последовательности, систематично, грамотным языком, владеть специализированной терминологией, знать основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере, знание государственной политики в области информатизации, знать и уметь применять на практике методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации, ориентироваться в автоматизированных информационных системах, по внешним признакам уметь распознавать автоматизированные рабочие места юристов в зависимости от профиля его деятельности. «Хорошо» - предполагает владение основными понятиями и определениями по дисциплине, а также умение проиллюстрировать их примерами, взятыми, как из учебной литературы, так и из юридической практики, что обуславливает самостоятельный поиск и изучение ее студентами, особенно источников, которые специально наказываются преподавателем, иметь представление об автоматизированных информационных системах и рабочих местах юристов различного профиля. «Удовлетворительно» - студент должен в целом дать ответы на вопросы, предложенные в выбранном билете, ориентироваться в системе изучаемой дисциплины, знать основные понятия в области информационных технологий в юридической деятельности, структуру, объект, предмет, особенности отдельных видов методов. Материал должен быть изложен в логической последовательности, систематично, грамотным языком. «Неудовлетворительно» - студент не ориентируется в основных понятиях дисциплины, не владеет методами поиска и обработки информации, не может привести примеры автоматизированных систем и описать их назначение. |