Учебное и материальное обеспечение Тема № 15: «Безопасность медицинского труда» Учебные вопросы занятия: 1. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов при оказании медицинских услуг в ЛПУ. 2. Система безопасности пациентов в медицинских организациях. 3. Особенности обеспечения безопасности пациентов. Место проведения занятия – Аудитории кафедры БЖ и МК Учебное и материальное обеспечение - тематические стенды в классах и музее кафедры; - методические разработки для студентов; - методические разработки для преподавателей; - мультимедийное сопровождение лекции; - технические средства обучения. Учебные и воспитательные цели: а) общая цель: на практическом занятии по данной теме Вы должны ориентироваться в основных понятиях и определениях темы. Вам необходимо изучить основные проблемы сохранения жизни и здоровья медицинских работников, систему охраны труда и безопасности в медицинских организациях, особенности безопасности труда врачебного состава. б) частные цели: в результате изучения учебных вопросов Вы должны: Знать: · Эпидемический процесс и неинфекционную эпидемиологию, эпидемиологию инфекционных и паразитарных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях. Уметь: · Выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия. · Использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания. Владеть: · Правильным владением медицинской документации. · Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики. ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ: · способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). · способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7). Рекомендуемая литература: Основная: 1. Левчук И. П. Медицина катастроф. Курс лекций: учеб. пособие / И.П. Левчук, Н.В. Третьяков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 240 с. 2. Левчук И. П. Медицина катастроф. Курс лекций: учеб. пособие / И.П. Левчук, Н.В. Третьяков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 240 с.- Режим доступа: www.studentlibrary.ru (ЭБС «Консультант студента») 3. Литература дополнительная: 1. Проблемы медицины при возможных авариях на объектах химической промышленности [Текст] : метод. пособие для студ. вузов / А. Д. Калоев, О. В. Лобозова, О. Г. Киреева [и др.]. - Ставрополь : Изд-во СтГМУ, 2013. - 31 с. - (Каф. безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф + ЭБ).-(дополнит.) 2. Сидоров, П. И. Медицина катастроф [Текст] : учеб. пособие / П. И. Сидоров, И. Г. Мосягин, А. С. Сарычев. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. – 320 с. : (дополнит.) 1. При подготовке к данному занятию: Проработайте учебный материал ранее изученных (базовых) дисциплин. Это очень важно, т.к. на это поможет вам лучше ориентироваться в программе данного занятия. Обратите внимание на актуальность вопроса обеспечения безопасности труда медицинского персонала. Вспомните меры индивидуальной и общественной профилактики по предупреждению болезней и сохранению здоровья человека, принципы оказания первой помощи пострадавшим, а также о профессиональных заболеваниях, возникающих от неблагоприятных условий труда и быта. Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 2). Проверьте наличие в вашей рабочей тетради конспекта по данной теме. Он Вам пригодится при работе на занятии. Данное занятие имеет особое место в работе по овладению базовыми знаниями в организации работы по охране труда, жизни и здоровья медицинских работников. 2. По выполнению программы учебного занятия: Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. При отработке 1-го учебного вопроса занятия воспользуйтесь своими конспектами и вспомните материал прошлого занятия. Внимательно слушайте преподавателя, отвечайте на его вопросы. Законспектируйте определения понятий «труд», «медицинский труд», «физический труд», «медицинский труд», «напряженность труда», «режим труда», «производственная сфера» и др., характеристику основных угроз жизни и здоровью медицинских работников. Отвечайте на вопросы преподавателя, соблюдая дисциплину, участвуйте в дискуссии по данному вопросу. При отработке 2-го учебного вопроса занятия воспользуйтесь своими конспектами и вспомните материал прошлого занятия. Внимательно слушайте преподавателя, отвечайте на его вопросы. Законспектируйте характеристику основных угроз жизни и здоровью пациентов при оказании медицинских услуг (механические, термические, радиационные, химические, биологические, психофизиологические и др. факторы). Отвечайте на вопросы преподавателя, соблюдая дисциплину, участвуйте в дискуссии по данному вопросу. При отработке 3-го учебного вопроса законспектируйте основные элементы системы безопасности пациентов в медицинских организациях. Отвечайте на вопросы преподавателя, соблюдая дисциплину, участвуйте в дискуссии по данному вопросу. По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения. 3. При проведении заключительной части учебного занятия: Письменно ответьте на контрольные вопросы по пройденной теме (приложения № 1 и № 3 к данной методической разработке). Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на рекомендации преподавателя по предстоящей Вам работе на следующем занятии и нюансах при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем. 3. При проведении заключительной части учебного занятия: Письменно ответьте на контрольные вопросы по пройденной теме (приложение № 1 и № 3 к данной методической разработки). Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на рекомендации преподавателя по предстоящей Вам работе на следующем занятии и нюансах при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем. Приложение №1 Вопросы для самоконтроля студентов: 1. Классификация вредных и опасных факторов медицинской среды. 2. Характеристика угроз жизни и здоровью врача-стоматолога. 3. Основные законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. 4. Система охраны труда в медицинской организации. 5. Формы обучения работников правилам безопасности. 6. Основные требования к безопасности жизнедеятельности медицинского и обслуживающего персонала. 7. Основные требования к условиям труда и быта медицинского персонала. 8. Основы лечебно-профилактического обслуживания работников медицинских организаций. 9. Основные требования к личной безопасности врача-стоматолога. 10. Меры безопасности врача-стоматолога. 11. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов при оказании медицинских услуг. 12. Основные принципы и подходы к управлению безопасностью жизнедеятельности в медицинских организациях. 13. Основные меры по обеспечению безопасности пациентов. 14. Решение проблем чистоты рук врача-стоматолога и стерилизации инструментов. 15. Решение проблем безопасности фармакотерапии. 16. Основные требования к общению со стоматологическими пациентами. 17. Меры по обеспечению качества стоматологических вмешательств. 18. Предупреждение ошибок при выборе места хирургических вмешательств. 19. Предупреждение возгораний, электрических, радиационных и иных опасных воздействий на пациента. 20. Требования к оказанию неотложной медицинской помощи в стоматологическом кабинете. |