Укажите автора и название каждого произведения. IХ Заочная Многопрофильная Олимпиада-ПСТГУ «Аксиос» Осенний тур – 2013 г. Филологический факультет Литература Классы Назовите русских поэтов и писателей, изображенных на этих портретах. 1. 2. 3. 4. 5.  Назовите по два произведения, принадлежащих им. Кто из изображенных выше поэтов и писателей был приговорен к смертной казни и помилован? Перед вами центон (лат. cento, род. падеж centonis – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов) – стихотворение, составленное из строк других стихотворений. Автором этого центона является современный поэт Виктор Соснора. Определите, к каким стихотворениям отсылают строки данного центона. Что изменил поэт в заимствованных строках и для чего он это сделал? Виктор Соснора * * * Выхожу один я. Нет дороги. Там – туман. Бессмертье не блестит. Ночь как ночь – пустыня. Бред без бога. Ничего не чудится – без Ты. Повторяю – нет в помине блеска. Больно? Да. Но трудно ль? – Утром труд. В небесах лишь пушкинские бесы. Ничего мне нет – без Ты – без тут. Жду – не жду – кому какое дело? Жив – не жив – лишь совам хохотать. (Эта птичка эхом пролетела!) Ничего! – без Ты – без тут. Хоть так. Нет утрат. Все проще – не могли мы ни забыться, ни уснуть. Был – Бог! Выхожу один я. До могилы не дойти – темно и нет дорог. Перед вами иллюстрации, выполненные Л.Я.Тимошенко (1903-1976) к одному из известных произведений русской литературы. Назовите произведение. Подпишите каждую иллюстрацию соответствующей цитатой. 1. 2. 3.  4. 5. 6.  Черты каких литературных направлений отражены в приведенных ниже отрывках? Обоснуйте свою точку зрения на примере одного из них (на ваш выбор). Укажите автора и название каждого произведения. А)Людей и свет изведал он, И знал неверной жизни цену. В сердцах друзей нашед измену, В мечтах любви безумный сон, Наскуча жертвой быть привычной Давно презренной суеты, И неприязни двуязычной, И простодушной клеветы, Отступник света, друг природы, Покинул он родной предел И в край далекий полетел С веселым призраком свободы. Свобода! он одной тебя Еще искал в пустынном мире. Страстями чувства истребя, Охолодев к мечтам и к лире, С волненьем песни он внимал, Одушевленные тобою, И с верой, пламенной мольбою Твой гордый идол обнимал. Б) …Возьмем в пример несчастный дом, каковых множество, где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности; где каждый с своей стороны своротили с пути добродетели. Вместо искреннего и снисходительного друга, жена видит в муже своем грубого и развращенного тирана. С другой стороны, вместо кротости, чистосердечия, свойств жены добродетельной, муж видит в душе своей жены одну своенравную наглость, а наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. (…) И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет? В минуты, когда мысль их обращается на их состояние, какому аду должно быть в душах и мужа, и жены! - Боже мой! Отчего такие страшные несчастия!.. - Оттого, мой друг, что при нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет. Никому и в голову не входит, что в глазах мыслящих людей честный человек без большого чина - презнатная особа; что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может. В)Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? Г) Из окна направо была видна через ворота часть грязной, черной улицы, с чьим-то забором по ту сторону. Вдоль этого забора, бережно ступая ногами в сухие места, медленно проходили люди. "У них целый день еще впереди, - думал Ромашов, завистливо следя за ними глазами, - оттого они не торопятся. Целый свободный день!" И ему вдруг нетерпеливо, страстно, до слез захотелось сейчас же одеться и уйти из комнаты. Его потянуло не в собрание, как всегда, а просто на улицу, на воздух. Он как будто не знал раньше цены свободе и теперь сам удивлялся тому, как много счастья может заключаться в простой возможности идти, куда хочешь, повернуть в любой переулок, выйти на площадь, зайти в церковь и делать это не боясь, не думая о последствиях. Эта возможность вдруг представилась ему каким-то огромным праздником души. 5. Прочитайте стихотворение Ирины Ратушинской (р.1954) «Одноклассник». Опираясь на предложенные ниже вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст на литературном русском языке. Странный сон приснился мне сегодня: Расстрелять меня должны на рассвете. И сижу я в бетонном подвале, А рассвета из подвала не видно. И является мой одноклассник. Мы сидели с ним за одной партой, И катали друг у друга заданье, И пускали бумажного змея (Правда, он не взлетел почему-то...) Одноклассник говорит: — Добрый вечер. Как тебе не повезло. Очень жалко. Ведь расстрел — это так негуманно. Я всегда был за мягкие меры. Но меня не спросили почему-то, Сразу дали пистолет и прислали. Я ведь не один, а с семьёю. У меня жена и дети: сын и дочка. Вот, могу показать фотографии... Правда, дочка на меня похожа? Понимаешь, у меня старуха-мама, Мне нельзя рисковать её здоровьем. Нам недавно дали новую квартиру, В ванной — розовые кафельные стены. А жена хочет стиральную машину. Я ведь не могу... И бесполезно... Всё равно мы ничего не изменим. А у меня путёвка в Крым, в санаторий. Ведь тебя же всё равно... на рассвете. Не меня бы прислали, так другого, Может быть, чужого человека. А ведь мы с тобой вместе учились И пускали бумажного змея. Ты представить себе не можешь, Как мне тяжело... Но что делать? Я всегда переживаю ужасно, У меня на прошлой неделе Появился даже седой волос. Ты ведь понимаешь... работа! И смущённо смотрит на манжеты, И боится со мной встретиться взглядом. А рассвета из подвала не видно, Но наверно он уже наступает, И в растрёпанном ветрами небе Косо падают бумажные змеи. И тогда он пистолет берёт с опаской И, зажмурившись, стреляет мне в спину. 1970 Одесса Какова, на ваш взгляд, главная тема стихотворения? Каким настроением определяется его звучание? Какими средствами автор добивается этого? Зачем автору понадобился образ бумажного змея? К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение: к гражданской поэзии или к философской лирике? Объясните вашу точку зрения. Попробуйте сравнить это стихотворение с приведенным ниже стихотворением А.Галича. Как вы думаете, чем они похожи и чем отличаются? Попробуйте выполнить их сопоставительный анализ. Какие стихи других авторов перекликаются, на ваш взгляд, со стихотворением Ратушинской? А. Галич Я считал слонов и в нечет и в чет, И все-таки я не уснул, И тут явился ко мне мой черт, И уселся верхом на стул. И сказал мой черт: — Ну, как, старина, Ну, как же мы порешим? Подпишем союз, и айда в стремена, И еще чуток погрешим! И ты можешь лгать, и можешь блудить, И друзей предавать гуртом! А то, что придется потом платить, Так ведь это ж, пойми, потом! Но зато ты узнаешь, как сладок грех Этой горькой порой седин. И что счастье не в том, что один за всех, А в том, что все — как один! И ты поймешь, что нет над тобой суда, Нет проклятия прошлых лет, Когда вместе со всеми ты скажешь — да! И вместе со всеми — нет! И ты будешь волков на земле плодить, И учить их вилять хвостом! А то, что придется потом платить, Так ведь это ж, пойми, — потом! И что душа? — Прошлогодний снег! А глядишь — пронесет и так! В наш атомный век, в наш каменный век, На совесть цена пятак! И кому оно нужно, это добро, Если всем дорога — в золу... Так давай же, бери, старина, перо И вот здесь распишись, в углу! Тут черт потрогал мизинцем бровь... И придвинул ко мне флакон... И я спросил его: — Это кровь? — Чернила, — ответил он... 6.1. Прочитайте четверостишие А.Ахматовой: Могла ли Биче словно Дант творить Или Лаура жар любви восславить? Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить! |