МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Укажите автора и название каждого произведения.





IХ Заочная Многопрофильная Олимпиада-ПСТГУ

«Аксиос»

Осенний тур – 2013 г.

Филологический факультет

Литература

Классы

 

Назовите русских поэтов и писателей, изображенных на этих портретах.

1. 2. 3. 4. 5.

Назовите по два произведения, принадлежащих им.

Кто из изображенных выше поэтов и писателей был приговорен к смертной казни и помилован?

Перед вами центон (лат. cento, род. падеж centonis – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов) – стихотворение, составленное из строк других стихотворений. Автором этого центона является современный поэт Виктор Соснора. Определите, к каким стихотворениям отсылают строки данного центона. Что изменил поэт в заимствованных строках и для чего он это сделал?

 

Виктор Соснора

* * *

Выхожу один я. Нет дороги.

Там – туман. Бессмертье не блестит.

Ночь как ночь – пустыня. Бред без бога.

Ничего не чудится – без Ты.

Повторяю – нет в помине блеска.

Больно? Да. Но трудно ль? – Утром труд.

В небесах лишь пушкинские бесы.

Ничего мне нет – без Ты – без тут.

Жду – не жду – кому какое дело?

Жив – не жив – лишь совам хохотать.

(Эта птичка эхом пролетела!)

Ничего! – без Ты – без тут. Хоть так.

Нет утрат. Все проще – не могли мы

ни забыться, ни уснуть. Был – Бог!

Выхожу один я. До могилы

не дойти – темно и нет дорог.

 

Перед вами иллюстрации, выполненные Л.Я.Тимошенко (1903-1976) к одному из известных произведений русской литературы. Назовите произведение. Подпишите каждую иллюстрацию соответствующей цитатой.

1. 2. 3.

4. 5. 6.

Черты каких литературных направлений отражены в приведенных ниже отрывках? Обоснуйте свою точку зрения на примере одного из них (на ваш выбор).

Укажите автора и название каждого произведения.

А)Людей и свет изведал он,

И знал неверной жизни цену.

В сердцах друзей нашед измену,

В мечтах любви безумный сон,

Наскуча жертвой быть привычной

Давно презренной суеты,

И неприязни двуязычной,

И простодушной клеветы,

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы.

Свобода! он одной тебя

Еще искал в пустынном мире.

Страстями чувства истребя,

Охолодев к мечтам и к лире,

С волненьем песни он внимал,

Одушевленные тобою,

И с верой, пламенной мольбою

Твой гордый идол обнимал.

 

Б) …Возьмем в пример несчастный дом, каковых множество, где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности; где каждый с своей стороны своротили с пути добродетели. Вместо искреннего и снисходительного друга, жена видит в муже своем грубого и развращенного тирана. С другой стороны, вместо кротости, чистосердечия, свойств жены добродетельной, муж видит в душе своей жены одну своенравную наглость, а наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. (…) И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет? В минуты, когда мысль их обращается на их состояние, какому аду должно быть в душах и мужа, и жены!

- Боже мой! Отчего такие страшные несчастия!..

- Оттого, мой друг, что при нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет. Никому и в голову не входит, что в глазах мыслящих людей честный человек без большого чина - презнатная особа; что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может.

В)Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

Г) Из окна направо была видна через ворота часть грязной, черной улицы, с чьим-то забором по ту сторону. Вдоль этого забора, бережно ступая ногами в сухие места, медленно проходили люди. "У них целый день еще впереди, - думал Ромашов, завистливо следя за ними глазами, - оттого они не торопятся. Целый свободный день!"

И ему вдруг нетерпеливо, страстно, до слез захотелось сейчас же одеться и уйти из комнаты. Его потянуло не в собрание, как всегда, а просто на улицу, на воздух. Он как будто не знал раньше цены свободе и теперь сам удивлялся тому, как много счастья может заключаться в простой возможности идти, куда хочешь, повернуть в любой переулок, выйти на площадь, зайти в церковь и делать это не боясь, не думая о последствиях. Эта возможность вдруг представилась ему каким-то огромным праздником души.

 

5. Прочитайте стихотворение Ирины Ратушинской (р.1954) «Одноклассник». Опираясь на предложенные ниже вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст на литературном русском языке.

 

Странный сон приснился мне сегодня:

Расстрелять меня должны на рассвете.

И сижу я в бетонном подвале,

А рассвета из подвала не видно.

И является мой одноклассник.

Мы сидели с ним за одной партой,

И катали друг у друга заданье,

И пускали бумажного змея

(Правда, он не взлетел почему-то...)

Одноклассник говорит: — Добрый вечер.

Как тебе не повезло. Очень жалко.

Ведь расстрел — это так негуманно.

Я всегда был за мягкие меры.

Но меня не спросили почему-то,

Сразу дали пистолет и прислали.

Я ведь не один, а с семьёю.

У меня жена и дети: сын и дочка.

Вот, могу показать фотографии...

Правда, дочка на меня похожа?

Понимаешь, у меня старуха-мама,

Мне нельзя рисковать её здоровьем.

Нам недавно дали новую квартиру,

В ванной — розовые кафельные стены.

А жена хочет стиральную машину.

Я ведь не могу... И бесполезно...

Всё равно мы ничего не изменим.

А у меня путёвка в Крым, в санаторий.

Ведь тебя же всё равно... на рассвете.

Не меня бы прислали, так другого,

Может быть, чужого человека.

А ведь мы с тобой вместе учились

И пускали бумажного змея.

Ты представить себе не можешь,

Как мне тяжело... Но что делать?

Я всегда переживаю ужасно,

У меня на прошлой неделе

Появился даже седой волос.

Ты ведь понимаешь... работа!

И смущённо смотрит на манжеты,

И боится со мной встретиться взглядом.

А рассвета из подвала не видно,

Но наверно он уже наступает,

И в растрёпанном ветрами небе

Косо падают бумажные змеи.

И тогда он пистолет берёт с опаской

И, зажмурившись, стреляет мне в спину.

1970 Одесса

 

Какова, на ваш взгляд, главная тема стихотворения? Каким настроением определяется его звучание? Какими средствами автор добивается этого? Зачем автору понадобился образ бумажного змея? К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение: к гражданской поэзии или к философской лирике? Объясните вашу точку зрения. Попробуйте сравнить это стихотворение с приведенным ниже стихотворением А.Галича. Как вы думаете, чем они похожи и чем отличаются? Попробуйте выполнить их сопоставительный анализ. Какие стихи других авторов перекликаются, на ваш взгляд, со стихотворением Ратушинской?

 

А. Галич

Я считал слонов и в нечет и в чет,

И все-таки я не уснул,

И тут явился ко мне мой черт,

И уселся верхом на стул.

И сказал мой черт:

— Ну, как, старина,

Ну, как же мы порешим?

Подпишем союз, и айда в стремена,

И еще чуток погрешим!

И ты можешь лгать, и можешь блудить,

И друзей предавать гуртом!

А то, что придется потом платить,

Так ведь это ж, пойми, потом!

Но зато ты узнаешь, как сладок грех

Этой горькой порой седин.

И что счастье не в том, что один за всех,

А в том, что все — как один!

И ты поймешь, что нет над тобой суда,

Нет проклятия прошлых лет,

Когда вместе со всеми ты скажешь — да!

И вместе со всеми — нет!

И ты будешь волков на земле плодить,

И учить их вилять хвостом!

А то, что придется потом платить,

Так ведь это ж, пойми, — потом!

И что душа? — Прошлогодний снег!

А глядишь — пронесет и так!

В наш атомный век, в наш каменный век,

На совесть цена пятак!

И кому оно нужно, это добро,

Если всем дорога — в золу...

Так давай же, бери, старина, перо

И вот здесь распишись, в углу!

Тут черт потрогал мизинцем бровь...

И придвинул ко мне флакон...

И я спросил его:

— Это кровь?

— Чернила, — ответил он...

 

6.1. Прочитайте четверостишие А.Ахматовой:

 

Могла ли Биче словно Дант творить

Или Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить…

Но, Боже, как их замолчать заставить!





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.